"Модернизация образования"
Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
Автор: Бер Александр Иванович, учитель русского языка и литературы, КГУ "Школа-лицей №46", г.Шымкент Республика Казахстан
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования
школьной практики
Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана Нурсултан Назарбаев Казахстан сегодня – это состоявшееся молодое государство, страна с большим геополитическим значением, чьи достижения, также как и инициативы, признаются мировым сообществом, а главное, наша страна имеет огромный потенциал и перспективы развития. Основная цель, которую ставит Глава государства в своем Послании – это то, что к 2050 году наша страна должна войти в тридцатку самых развитых государств мира. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании отмечает, что «знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, переподготовки кадров» (Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.- Астана, 2012).Благодаря политике нашего государства реализуется программа развития образования, которая нацелена на модернизацию всех уровней образования: от дошкольного до высшего. А путем долгосрочных вложений в развитие человеческого потенциала, формируется талантливое поколение молодежи. Уровень образования – отправная точка экономического и научно- технического прогресса, залог успешного развития государства и общества. «ХХI век становится веком конкуренции идей и информационных технологий. Поэтому если в обществе достаточно образованных людей, то любые ноу-хау достижимы для всех. Способность генерировать новые идеи – вот что будет определять место той или иной страны в условиях глобализации. Поэтому подрастающее поколение казахстанцев должно иметь конкурентоспособное образование» (Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.- Астана, 2012). Эти слова Президента подчёркивают, что развитие образования – задача общенациональной значимости. Отставание в области образования прямо сказывается на конкурентоспособности страны, на национальных перспективах и государственной безопасности. Поэтому последние 15 лет казахстанское образование испытывает изменения, связанные с реформами в образовании. Эти реформы должны обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана, а система образования соответствовать потребностям экономической и общественной модернизации. Главным показателем всех образовательных реформ является качество образования. Оно «определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, кадровый состав, формы и методы обучения и воспитания, материально-техническую базу и
2 эффективность управления» (Кусаинов А.К. Качество образования в мире и Казахстане. -Астана, 2013. – с.25).Качество образования разных стран значительно варьирует, поэтому необходимо понять, что объединяет лучшие школьные системы образования, какие механизмы в них используются для постоянного улучшения результатов учащихся. Анализ образовательных систем Германии, Турции и Канады позволяет сделать следующие выводы: 1.Обязательное образование. Образование во всех этих странах, как и в Казахстане, является обязательным. В Германии обучение начинается с 6-ти лет и продолжается в течение 9-10 лет. В Турции с 5,5 лет и продолжается 12 лет, в Канаде с 6 лет и до 16 лет. А в Казахстане образование является обязательным в возрасте от 6 до 17 лет. 2.Роль начальной школы. Важным моментом является то, что роль начальной школы в системах образования этих стран различна. Начальная школа в Германии обучает детей с 6-ти до 10-ти лет и с 6-ти до 12-ти лет в Берлине и Брандербурге. В В « «Grundschule» дети проходят комплексное обучение: изучают немецкий язык, арифметику, краеведение, физкультуру, религию. Различия среди начальных школ состоят главным образом в наличии и качестве дополнительных творческих занятий. По окончании начальной школы родители решают вопрос о продолжении обучения в полной народной школе, в реальной школе или гимназии. От этого выбора зависит дальнейшая судьба ребёнка. Поэтому начальная школа в Германии играет главную роль в выборе будущего ребёнка, так как если семья изначально не смогла по каким-либо причинам выбрать хорошую школу, то позже прорваться в ряды элиты очень тяжело или почти невозможно. В Турции начальная школа является одной из трёх этапов 12-ти летнего образования, по окончании которого выдаётся диплом. В Канаде начальное образование является подготовительным этапом для перехода в среднее образование. Обучение в Канаде стоит на прочном британском фундаменте. Та же система степеней, те же подходы и методики. Родители могут для своих детей выбирать программу обучения по своему желанию, могут приглашать вообще учителей домой, могут воспитывать так, как считают нужным . Но при этом осуществляется жесткий государственный контроль за содержанием и качеством преподавания. В Казахстане начальное образование включает в себя 4 года начальной школы и один год предшкольной подготовки по желанию родителей. С 2015 года начинается реформа начальной школы. По новому Государственному стандарту образования начальное образование будет длиться 5 лет с 1-го по 5-й класс, меняется учебная программа начальной школы и система оценивания. 3.Раннее начало профессионального обучения.
3 В Германии после начальной школы ученики могут обучаться в полной народной школе, в которой предусмотрено более раннее профессиональное обучение – с 10 лет до 19 лет. Однако образовательная система предусматривает возможность перехода из школы данного типа в другие (реальную школу или гимназию), учитывая возможности и способности школьников. В Турции по окончании начальной школы, обучение можно так же продолжать в профессиональной школе, занятой подготовкой специалистов рабочих специальностей. 4.Нестандартные школы. В Турции можно обучаться в Анатолийской средней школе, которая отличается от стандартных тем, что преподавание в ней ведется на иностранном языке (английском, французском или немецком). По окончанию этой школы у учащихся есть большие возможности продолжить образование за рубежом в престижных вузах Англии, США, Франции и др.У нас в Казахстане уже функционируют такие школы, где преподавание некоторых отдельных предметов ведётся на трёх языках (английском, казахском, русском), примером являются школы «Дарын» для одарённых детей, Назарбаев Интеллектуальные школы, Казахско- турецкие лицеи. В Канаде в Онтарио есть школы, где ученик изучает в общей сложности всего 8 предметов, но предметы преподаются по двум уровням – стандартном, прикладном (College Level) и повышенном (University Level), можно выбрать группу того или другого уровня. То есть учебные планы персонализированы, на основе анализа способностей вырабатывается оптимальный для ученика набор предметов. Предметы изучаются блоками: первый семестр – первые четыре предмета, второй – 4 оставшихся. То есть каждый день одни и те же четыре урока по 75 минут каждый. 5.Научные школы. В Германии, окончив начальную школу, можно сразу поступить в гимназию и учиться там до 13 класса, изучая углубленно предметы естественно-математического цикла, гуманитарного направления или языки и культуру. В Турции по окончании средней школы, оставшиеся 4 года можно обучаться в научной школе, где уделяется большое внимание изучению естественных наук и подготовкой будущих научных работников. По окончании 12 лет обучения выпускникам необходимо сдать экзамены для получения диплома о среднем образовании. Как правило, экзамен сдается по одному из 4 направлений: турецкий язык – математика, математика – естественные науки, социальные науки, иностранные языки. Экзамен происходит централизовано по всей стране. Оценки выставляются по пятибалльной шкале. Сильная сторона школ Канады – высокая обеспеченность компьютерами. В среднем один компьютер приходится на семь учеников.
4 Это лучший показатель в мире. Канадские школы опережают все остальные и по числу машин, подключенных к Интернету. В 10 классе (Grade 10) ученики изучают следующие обязательные предметы: математика, английский язык, "науки" (Sciense – комплексный предмет, включающий изучение химии, физики, биологии). В 11 классе остается только два обязательных предмета – математика и английский язык, в 12 только английский язык. Их дополняют предметы по выбору из достаточно большого списка (мировые религии, информационные технологии и пр.).Значительное внимание уделяется самостоятельной работе. Каждый ученик готовит персональное задание (Independent Study Project, ICP), в рамках которого он должен собрать информацию по заданной теме и написать реферат. Итоги этой работы он оформляет в виде устной презентации перед классом. В 12 классе начинают обучать, как подавать документы в вуз. В школе есть специальный консультант, с которым любой ученик может обсудить свои планы и дальнейшие шаги. Они проводят презентации, когда и что нужно делать, раздают буклеты с вузовскими требованиями. Кроме того, в старших классах выбираются предметы для углубленного изучения. В частности, можно изучать автодело, графический дизайн, гостиничный и туристический менеджмент. Оценки выставляются в процентах. Например, 50-60% –это примерно соответствует «тройке», 65-75% – это «четыре», 80-90% – близко к «отлично». 100% получить очень сложно, пожалуй, это возможно только по математике и другим точным наукам. На основании полученных по всем предметам оценок подсчитывается средний балл (процент). Для перевода на следующий год необходимо набрать более 50%. Если средний балл более 80%, то можно получить освобождение от экзамена и грамоту (Honorable Roll). 6.Разнообразие образовательных учреждений. Средние школы Турции разделяются на несколько видов по профилю образования: стандартные государственные средние школы, частные средние школы, Анатолийские средние школы, Анатолийские религиозные школы (Imam-Hatip), которые отличаются от школ последнего типа наличием уроков религии, научные школы, уделяющие большое внимание изучению естественных наук, а так же профессиональные школы, занятые подготовкой специалистов рабочих специальностей. Наряду с общеобразовательными предметами в турецких школах изучают такие дисциплины как религиоведение, военное дело и историю турецкой революции. Учебный год продолжается с октября по июнь. Преподавание ведется на турецком, английском, французском или немецком языках. Оценки выставляются по пятибалльной шкале. В Канаде преобладают государственные школы (Publicschool), финансируемые бюджетом провинций. Они рассчитаны на совместное обучение мальчиков и девочек. Как правило, учиться в них могут только
5 дети канадцев, иммигрантов и лиц, постоянно работающих в Канаде. Однако некоторые школы организовали так называемые «международные программы», делающие возможным обучение школьников из-за рубежа. Их особенности – проживание в принимающих семьях, дополнительные интенсивные занятия английским языком, консультации для тех, кто хочет после окончания обучения поступить в колледж или вуз Канады. В качестве альтернативы можно рассматривать также учебу в частных школах-пансионах. В них учится около 6% школьников страны (чуть более 300 тыс. детей). Частных школ достаточно много – например, только в провинции Британская Колумбия их около 350. В частных школах меньше классы, лучшие лаборатории для опытов и спортивные сооружения (как правило, есть собственный бассейн). Если во всех государственных школах мальчики и девочки учатся вместе, то частные предлагают выбор: смешанные, только для мальчиков или только для девочек. Выпускники известных частных канадских школ без труда поступают в ведущие университеты Канады, близлежащих Соединенных Штатов или Великобритании. Но и стоимость обучения в среднем выше. Плюс частных школ – наличие общежитий, то есть дети и живут, и учатся на территории школы. Это позволяет развивать командный дух, уделять много времени спорту, воспитанию, строже контролировать распорядок дня ученика. В школьной системе Германии небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы. 7.Особенности оценочной системы. В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью: оценка пересчет оценки в баллы описание 1 15 баллов отлично 2 12 баллов хорошо 3 9 баллов удовлетворительно 4 6 баллов достаточно 5 3 балла неудовлетворительно 6 0 баллов недостаточно В Турции применяется шкала оценивания от 0 до 5баллов. оценка выражение в %выполненного задания описание 5 85-100 превосходно 4 70-84 очень хорошо
6 3 55-69 хорошо 2 45-54 приемлемо 1 20-44 удовлетворительно 0 <20 посредственно В Канаде в старшей школе используются следующие оценки: буквенное обозначение % выполненного задания описание А 90-100 максимальный балл В 80-89 хорошая оценка С 70-79 достаточно хорошая оценка D 60-69 ниже допустимого минимума E/F 0-59 неудовлетворительный результат В Казахстане используется пятибалльная шкала оценок. оценка выражение в % выполненного задания описание 5 90-100 отлично 4 75-89 хорошо 3 60-74 удовлетворительно 2 50-59 неудовлетворительно 1 0-49 «кол» Применяемая в наших школах пятибалльная система, в сущности, превращена в четырехбалльную. Оценки «кол», как таковой, не существует, она приравнена к «двойке», хотя процент выполненного задания, как следует из приведённой выше таблицы, абсолютно различный. Анализируя опыт ведущих стран в области образования я пришла к выводу, что успешное образование в Казахстане могут обеспечить перечисленные ниже факторы. 1.Начальное образование должно занимать главенствующее место в системе основного образования. И поэтому я поддерживаю реформу образования в начальной школе, которая начнётся с 2015 года. 2.Профильное образование необходимо начинать уже в средней школе и особое внимание обратить на трудовое обучение. 3.Необходимо пересмотреть недельную нагрузку в средней и старшей школе таким образом, чтобы предметам естественнонаучного цикла уделялось больше времени, так как развитие научно-технического прогресса без знания этих предметов невозможно. 4.Необходимо изменить систему оценивания знаний учащихся, исходя из опыта стран, занимающих ведущее место в системе образования.
7 Сравнивая и анализируя свою методику преподавания с той, по которой обучали меня мои учителя, я сделала вывод, что за эти годы почти ничего не изменилось. Я часто задаю себе вопрос: «Почему мои ученики не могут научиться тому, чему я их учу, что я делаю не так?» И когда я посетила уроки учителей третьего уровня, прошедших трёхмесячные курсы, я стала понимать, что нельзя стоять на месте, нельзя работать по-старому, необходимо изменить свой подход к обучению и преподаванию. Поэтому я решила обучаться на курсах первого продвинутого уровня, чтобы внести преобразования в процесс обучения в школе, в которой работаю. Обучаясь на курсах, я пришла к такому выводу, что мне и всем моим коллегам необходимо меняться. Нужно научиться применять в школьной практике все то, чему мы научились на курсах. Роль учителя в процессе образования и воспитания подрастающего поколения огромная и ответственная. Современный учитель не просто даёт знания, развивает умения и навыки, но и готовит личность к жизни в социуме.
В раздел основное полное образование