"Об организации проектной деятельности на ситуативном примере"
статья
Автор: Апрельская Валентина Ивановна, учитель физики, МБОУ " СОШ №11" ИМРСК, Ставропольский край
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Апрельская В.И. Задание 4.3 08.02.2015 1О проектной деятельности
Практическое задание 4.3
слушателя курсов повышения квалификации
по проблеме
:
Федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения как условие
совершенствования качества образования в
современной школе
Задание 1. Проанализируйте ситуацию – описание деятельности руководителя проектов,
организовавших деятельность с учащимися по реализации проекта.
Задание 2. Определите, используя предложенные критерии, какие нарушения алгоритма
проектной деятельности допустил руководитель проекта. Предложите рекомендации по
их устранению.
Апрельская В.И. Задание 4.3 08.02.2015 2
Ситуация
Руководитель проекта – классный руководитель в 6 «А» классе. У учеников к началу 6-го класса отсутствовал опыт работы над проектами, а другие компетентностно-ориентированные технологии в работе с учащимися в рамках школы не применялись. Уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся до работы над проектом не определялся. В течение полугодия учащиеся выполняли проект по благоустройству закрепленного за классом учебного кабинета. По окончании работы все ученики были довольны полученным результатом. Они пригласили на презентацию родителей и учащихся других 6 классов. Презентация прошла успешно, и ученики параллельных 6 классов также захотели, чтобы у них был благоустроенный кабинет. Тогда руководитель проекта предложил, чтобы ребята описали всю работу над своим проектом: от проблемы, которую они решили до получения результата. Для этого они разделились на группы. Первая группа описывала, какую проблему решал класс, какую цель ставили ребята, как ставили задачи и планировали деятельность и продукт. Вторая группа зафиксировала, с какими источниками работали учащиеся: что стоит читать, а что – нет, как правильно систематизировать информацию. Третья группа отвечала за рассказ о реализации проекта: они записали в подробностях все детали работы. Четвертая группа рассказывала о подготовке презентации продукта. Все записи учащихся руководитель проекта сложил в папку, чтобы ее могли посмотреть все желающие.
Критерии:
1. Соблюдение очередности высказываний. 2. Следование теме / вопросу обсуждения. 3. Наблюдение за соблюдением процедуры обсуждения. 4. Согласование вопросов для обсуждения в соответствии с поставленной целью и задачами. 5. Фиксирование и обобщение промежуточных результатов обсуждения в группах. 6. Оценка выполнения учащимися операций, связанных с содержанием коммуникации при работе над проектом. 7. Работа в группе не соответствует заявленным критериям
Таблица 1
№
п/п
Нарушение
алгоритма работы
над проектом
Рекомендации
1.
Критерии 1 – 6. Судя по описанию ситуации, работа, соответствующая этим критериям, не выполнялась, проводилась работа обучающихся по благоустройству кабинета, Если учитель решил выполнить эту работу как проектную, а не выдать проводимую работу по благоустройству кабинета потом за « Проект», то он должен был сам подготовиться к нему; и учитывая, что опыта работы над проектами нет у детей, не сформированы ключевые компетентности обучающихся до работы над проектом, то рекомендовать учителю нужно начинать работу с обучающимися, в первую очередь, именно с формирования понятий «проект, этапы работы над проектом,…»., то есть подготовить обучающихся к работе над учебным проектом, формируя необходимые компетентности
Апрельская В.И. Задание 4.3 08.02.2015 3 впоследствии названная «Проект» и оформленная только после представления результата: благоустройства кабинета четырьмя группами учащихся, занимавшихся описанием и фиксацией проделанного. Записи были сложены в папку и уже вряд ли кому были интересны. По описанию неясна форма представления результата, названная «Презентацией» По описанию непонятно, проводились ли обсуждения, согласования вопросов, фиксирование и обобщение промежуточных результатов обсуждения в группах. По описанию роль учителя никак не вырисовывается, также как и роль родителей и других возможных участников проекта. По критериям пунктов 1, 2, 3 – в описанной ситуации ничего нет, возможно такая работа не проводилась. Оценка выполнения учащимися операций, связанных с содержанием коммуникации при работе над проектом до и во время выполнения проекта.
Рекомендации учителю:
1.
Подготовиться самому к руководству и организацией работы над проектом - изучить « Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе», например, в статье http://festival.1september.ru/articles/603308/ или Хуторской А.В. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
2.
Провести минимальную подготовку обучающихся. На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности можно предложить детям опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы учащиеся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.
3.
Очень полезно составить, примерно такую,
памятку для
ученика по работе над проектом:
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя –
развить твои
творческие способности.
Выполни проект в следующем порядке: Выбери с помощью родителей и учителя тему; Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.) Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя; Выполни теоретическую и практическую части проекта; Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; Напечатай графическую часть проекта; Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы; Защити проект; Примени в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок. Примени в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудио - фото- гаджеты, и, ксерокс, Интернет. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией. Учти традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
Апрельская В.И. Задание 4.3 08.02.2015 4 (критерий 6) в описании ситуации отсутствует. Критерий 7. В целом, работа в группе не соответствует заявленным критериям, так как по проведению этапов 1 - 4 выполнения проекта никаких сведений нет. В оценке результатов и процесса проектной деятельности не прозвучали уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся после работы над проектом Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Прояви творчество, основывайся только на научных знаниях. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
4.
Ориентироваться на примерные
этапы выполнения
проекта:
Этап 1. организационно-установочный Этап 2. Погружение в проект: выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта Этап 3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся Этап 4. Планирование деятельности: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов,… Этап 5. Выполнение проекта. Этап 6. Оформление результатов Этап 7. Презентация результатов. Этап 8. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
5.
Презентацию к данному проекту лучше всего выполнить в виде видеоролика, отснятого на всех этапах работы над проектом, включая подготовительный и все промежуточные обсуждения и смонтированный по определённому сценарию.
6.
Результаты не в папку – а представление и демонстрация презентационного фильма (ролика) детям, родителям, учителям, гостям на открытых мероприятиях различного уровня (этот материал пригодится и к выпускному видеоальбому)
В раздел основное полное образование