Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Билингвальное образование"

cnfnmz

Автор: Королева Елена Владимировна, учитель английского языка, заместитель директора, МБОУ гимназия №17, город Нижний Новгород, Нижегородская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Билингвальное образование


Основу проектируемой нами инновационной модели образовательной системы школы составляет билингвальное образование как важнейшая форма поликультурного образования, что предполагает взаимосвязанное и равнозначное овладение обучающимися двумя языками (родным и неродным), освоение родной и неродной/иноязычной культуры, развитие обучающегося как двуязычной и бикультурной (поликультурной) личности и осознание им своей двуязычной и бикультурной принадлежности. Поликультурное образование - вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов, формирование социально-установочных и ценностно- ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам, активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности. Обучение на билингвальной основе способствует как совершенствованию общей языковой подготовки, так и овладению иностранным языком в практических и специальных предметных целях, расширению сферы межкультурного обучения (inter-cultural learning), а также повышению мотивации к использованию иностранного языка для удовлетворения личных познавательных интересов. Качественно новая задача – формирование билингвальной культуры личности ученика и учителя, ориентированных на достижение командного и личного успеха и способных устанавливать толерантные отношения с людьми. В школе создаются условия для формирования языковой личности обучающегося как активного гражданина России и Европы. В содержание языковой личности включаются следующие компоненты:
ценностный, мировоззренческий компонент содержания воспитания, т.е. система ценностей, или жизненных смыслов. Язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального характера и реализуются в процессе языкового диалогового общения;  культурологический компонент, т.е. уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку. Привлечение фактов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;  личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке. Целью школы билингвального образования является организация целенаправленного приобщения школьников к мировой культуре средствами родного и иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов. В связи с этим школе разработана образовательная программа, учитывающая специфику языкового образования. Реализация программы организована по целому ряду направлений: • Выстроенная система обучения первому иностранному языку с 1 класса; • Обучение второму иностранному языку по авторской программе с 5 класса; • Внедрение инновационной модели промежуточной аттестации по предметам гуманитарного цикла; • Преподавание общеобразовательных предметов на иностранном языке по авторским программам;
• Реализация образовательных проектов: -каникулярная языковая школа -школа юного журналиста -открытая городская лингвистическая олимпиада «Hello, Britain!»  Работа по подготовке и участию обучающихся в международных экзаменах по английскому языку на всех ступенях обучения (YOUNG LEARNERS, PET, FCE);  Внедрение модели поликультурной профессиональной компетентности педагога школы билингвального образования;  Реализация эффективного механизма согласования целей билингвального образования и преемственности между блоками: начальная - средняя, неполное - полное среднее образование;  Создание максимально благоприятных условий для опытно- экспериментальной работы в школе;  Разработка программы партнерства с такими образовательными учреждениями и организациями города, как ВУЗы, языковые школы, библиотеки, спортивные организации.  Установление с помощью разработанной матричной модели управления школой связи между направлениями деятельности (функциональный аспект) и подразделениями управления (структурный аспект).  Создание общего информационного коммуникативного пространства, позволяющего определиться различным субъектам в пространстве реализации данной программы.  Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса.  Повышение уровня информационного обеспечения билингвальной подготовки обучающихся.
 Возможность школы адекватно отслеживать и корректировать личностный рост обучающихся, направленность их интересов и будущий выбор профессии  Формирование школьной корпоративной культуры, основанной на общих ценностях. Результатом настоящей программы станет образовательная модель, основанная на принципах поликультурного образования, механизме билингвизма, означающем использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщения к культуре различных народов, и диалоге различных культур, способствующем осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определенной цивилизации, но и к общепланетарному культурному сообществу. В рамках реализации программы педагогическим коллективом ведется внедрение инновационного механизма развития образовательной системы школы через систему проектов:  Современные образовательные технологии  Профессиональное развитие школы  Ресурсный центр  Дополнительное образование как фактор творческого саморазвития личности  Оптимизация системы управления школы  Информационное обеспечение образовательного процесса  Комфортная школа  Здоровье  Семья и школа: партнерство в воспитательном процессе  Воспитательная система школы Обучение и воспитание на билингвальной основе способствует как совершенствованию общей языковой подготовки, так и овладению иностранным языком в практических и специальных предметных целях, расширению сферы межкультурного обучения, а также повышению
мотивации к использованию иностранного языка для удовлетворения личных познавательных интересов, создает условия для применения осваиваемых знаний и умений, реализации стратегии обогащающего образования, имеющего исследовательский, поисковый характер конкретного ученика, активно стимулирует обучающихся в овладении способами самореализации в учебной, творческой, досуговой деятельности. В целях формирования современной образовательной среды при обучении иностранному языку создана эффективная система внеклассной работы по иностранному языку, что способствует интенсификации углубленного изучения. Во внеурочной деятельности школы сложились определённые языковые традиции: 1. Каникулярная языковая школа «English Forever!», Деятельность гимназии носит социокультурную направленность, что способствует обеспечению непосредственного доступа обучающихся к национальной культуре и, тем самым, к мировой культуре. Стимулируется активная деятельность обучающихся по овладению языковым материалом, в том числе, с использованием IT-технологий, организуются современные формы деятельности: парные, групповые, коллективные. Привлечение аутентичного языкового материала дает возможность моделировать ситуации реального общения. Интегрированное обучение всем формам общения на английском и французском языках ведется при активном использовании современных технологий обучения: Интернет, индивидуальные и совместные проекты, компьютерные презентации, участие в Интернет-проектах, создание мультимедийных материалов и т.д. Качественное овладение иностранным языком способствует формированию у школьников целостной картины мира, приводит к более глубокому познанию родной и иноязычной культуры. В этом свете важная роль принадлежит созданию богатой иноязычной среды общения, необходимой для интегрированного обучения всем видам речевой
деятельности на иностранном языке и расширению социокультурного кругозора обучающихся. Создание богатой языковой среды общения осуществляется, в том числе с привлечением Интернет-ресурсов. Активная работа обучающихся в сети имеет целью установление диалога культур (общение со сверстниками из разных стран при помощи английского языка как средства межкультурного общения), совершенствование навыков иноязычной коммуникации, а также совершенствование общей информационной культуры школьников. Развитие теории и практики билингвального образования дает важные импульсы для интенсивного инновационного поиска в школах России. Одним из важных аспектов углубленного языкового образования становится в настоящее время обучение предметному знанию на билингвальной основе в русле общей тенденции личностно ориентированной развивающей парадигмы. В свете модернизации школьного образования особое значение приобретает содержание обучения, отвечающее развитию творческого потенциала личности учащегося, расширению возможностей получения им более широкого образования, в том числе языкового. Во многом адекватные этим целям условия складываются в процессе обучения на билингвальной основе.


В раздел основное полное образование