"Метод проектов в обучении иностранным языкам"
Статья
Автор: Муравьева Татьяна Анатольевна, учитель английского и немецкого языков, МАОУ СОШ №91, город Екатеринбург, Свердловская область
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Метод проектов в обучении иностранным языкам
В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. Для реализации целей современной системы образования педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. В научной литературе существует множество определений метода проектов. У каждого автора есть свое определение метода проектов, которое по его мнению лучше отражает суть этого метода. Будем придерживаться определения, которое дал Е. С. Полат. Под методом проектов он понимает «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом». Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие: Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех; Участники проекта организуют себя на дело; Участники проекта информируют друг друга о ходе работы; Участники проекта вступают в дискуссию.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий начал активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и 1931 году использование метода проектов было прекращено. В настоящее время существует множество классификаций проектов. В данной работе будем придерживаться классификации, которую разработал Е. С. Полат. В соответствии с их признаками он выделяет следующие типы проектов: 1. доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный; 2. предметно-содержательная сфера: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект; 3. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта); 4. характер контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира); 5. количество участников проекта.
Исследовательский
тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость.
Творческие
проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается. К эту типу относятся сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д. В
ролево-игровых
проектах каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи.
Практико-ориентированные
проекты ориентированы на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм. Проект требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого.
Монопроекты
лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием.
Межпредметные проекты
выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды. В проектах
с
открытой
координацией
координатор непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её. В проектах
со скрытой координацией
учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом.
Внутренние или региональные проекты
проводятся в пределах классов одной школы, школ, округов, города.
Международные
могут иметь место при школьных обменах или с учащимися разных стран и континентов.
Телекоммуникационные.
Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации. Отдельным подвидом выделяют
интернет-проекты
. На современном этапе данный вид проектов наиболее актуален. Интернет-проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Интернет-проекты несут в себе множество преимуществ. Они способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, создают возможности пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка. Выделили пять основных этапов работы на проектом: 1. поисковый: предложение темы исследования; 2. аналитический: согласование общей идеи разработки проекта; 3. практический: оформление работы над проектом; 4. презентационный: он завершает, подытоживает работу над проектом;
5. контрольный: на этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним. Мы определили роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся. При осуществлении личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и формы работы, позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создавая обстановку для естественного самовыражения на иностранном языке, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. На уроках иностранного языка проектное задание обобщает приобретенные знания и навыки, совершенствует лексические и грамматические навыки, развивает умения делать устные и письменные сообщения. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал. На основании проведенного исследования было выяснено, что такое метод проектов, раскрыто его содержание, классификация, этапы и применение на
уроках иностранного языка.
В раздел основное полное образование