Проблема нравственных исканий героев в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
статья
Автор: Ерофеева Светлана Павловна, учитель русского языка, литературы и МХК, МАОУ "Лингвистическая гимназия", город Ульяновск
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Проблема нравственных исканий героев
в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ерофеева Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лингвистическая гимназия»
г. Ульяновск
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из самых сложных и интересных произведений ХХ века. Это не только лебединая песня писателя, но и итог нравственных исканий смысла жизни почти двухтысячелетней европейской христианской цивилизации. Наиболее интересны в романе нравственные поиски главных героев. Но Иешуа Га- Ноцри не входит в их число. К началу событий он уже завершает свои искания. Кто же является главными героями романа? Многие литературоведы выделяют троих. В малом романе – это Понтий Пилат, в московском – мастер, а главным героем всего романа многие считают Ивана Николаевича Понырева, бывшего поэта – графомана Ивана Бездомного. На путях нравственных исканий вышеназванных героев мы и остановимся.
Понтий Пилат
Почему именно Понтий Пилат – главный герой ершалаимских глав? Потому что именно он проходит сложный путь в поисках истины. Сначала ему вроде бы всё предельно ясно. Храбрый воин, игемон, прокуратор Иудеи, он добился всего: славы, богатства, престижного места и должен быть доволен собой, но он настолько несчастлив, что малодушно помышляет о смерти («Яду мне, яду…» с. 35 1 ). И причина заключается в том, что у него 1 Здесь и далее цитаты берутся из книги Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Собачье сердце [Текст] / М.А. Булгаков. – М.: Литература, Мир книги, 2006. – 480 c.
гемикрания 2 – тип мигрени, при которой болит полголовы. Казалось бы, это незначительная деталь, но Булгаков-врач не случайно ставит своему герою такой диагноз. Понтий Пилат – умный человек, сильная личность – уверен, в основе мира лежит Зло. Сам себя он называет «свирепым чудовищем» и жёстко управляет и своими солдатами, и ненавистной ему землёй. Однако он неосознанно чувствует, что его представление о мире неполно, что тот не может быть таким бесчеловечно жестоким, каковым он его видит. Душа Понтия Пилата находится в смятении, от этого он страдает физически. Автор подчёркивает двойственность личности Понтия Пилата. С одной стороны, он – храбрец на поле боя, смелый воин, с другой – человек, не решающийся взять на себя ответственность. С одной стороны он – прокуратор Иудеи, игемон, с другой – слуга Рима, а также раб обычаев и условностей ненавистной ему земли. С одной стороны он имеет почти всё (славу, власть, богатство), с другой – опустошён настолько, что малодушно помышляет о смерти. Сначала Пилат не желает себе признаваться в собственном несовершенстве, во всем обвиняя ненавистный ему Ершалаим. Но его муки – это муки рождения души, которые как всякое появление на свет весьма болезненны. Встреча с бродячим философом, утверждающим, что основа мира есть Добро, даёт ему возможность обрести гармонию: ведь на самом деле мир состоит из Добра и Зла, что противоборствуют в душе каждого человека. Именно поэтому слова Иешуа о том, что у Понтия Пилата болит голова и тот малодушно помышляет о смерти и излечивают прокуратора, ведь бродячий философ, заглянув ему в глаза, понял его и указал путь, по которому Пилат мог бы прийти к душевной гармонии. Но если для Иешуа легко ответить на вопрос «Что есть истина», то Пилат не готов к принятию столь важного 2. Гемикрания (вид мигрени) - приступообразная головная боль, чаще односторонняя, может сопровождаться головокружением, светобоязнью и т.п. "Медицинская Популярная Энциклопедия"
решения, ибо оно противоречит всему, что так привычно прокуратору. Добро слишком уязвимо в мире грубой силы, а духовного мужества Пилату не хватает. Трагизм положения заключается в том, что он, как человек, искренне симпатизируя Иешуа Га-Ноцри, тем не менее, вынужден послать его на казнь, как наместник Рима. Выбирая между долгом перед империей, выполнение которого принесёт ему власть, обеспеченность, комфортное существование и долгом перед собой (обретение смысла жизни), Понтий Пилат выбирает первое только потому, что просто-напросто струсил: Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал: – Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю! (с. 42) Не осознавая всей тяжести совершаемого им проступка, Понтий Пилат выбирает сиюминутную выгоду и принимает решение, ведущее не только к гибели Иешуа, но и к его собственной 3 , по крайней мере, в этом мире. Уже к вечеру он понимает, что совершил страшную ошибку, которую невозможно исправить. Безжалостно осудив себя, он переосмысливает последние слова Га-Ноцри и не соглашается с ним, утверждая, что трусость не один из самых главных, а «самый страшный человеческий порок» (с. 296). Когда он видит первый из своих лунных снов, то продолжает спор не столько с философом, сколько с самим собой: Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? – Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат. Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача! (с. 296) 3 По библейским источникам Понтий Пилат заканчивает жизнь самоубийством, утопившись по одним источникам в колодце, по другим – в озере.
Пилат уже готов поменяться местами с Иешуа. Но бродячего философа не воскресить, а новому Пилату так хочется, чтобы «казни не было». Он решает попытаться если не исправить, то хотя бы отомстить. Именно поэтому он и инициирует убийство Иуды. Чем же является этот поступок: желанием наказать предателя, стремлением восстановить справедливость или попыткой оправдаться перед собой? Но может ли смерть Иуды решить проблемы Понтия Пилата? Предатель и провокатор Иуда даже своей смертью не сможет искупить трусость прокуратора. Каждому воздастся по вере и делам его. Несомненно, борьба Понтия Пилата с собой – это путь к возрождению. Но для того, чтобы заслужить прощение, ему потребуется двенадцать тысяч лун. Создавая свой художественный мир, Булгаков считает, что каждый человек после смерти получит то, что он заслужил. Если он выбирает путь, который ведёт к Свету, Добру, к Истине, и, не смотря ни на что, идёт по нему до конца, он достоин Света. Если человек грешит и не раскаивается, осознанно служит Злу, то для него – Бал Сатаны. Если человек сдался и устраняется от борьбы, но в его прошлом есть достойные поступки или он готов измениться, то тогда для него – Покой. Понтий Пилат, который много грешил, готов раскаяться и сказать себе нелицеприятную правду. Пройдя путь от полного духовного опустошения и уверенности в несовершенстве мира до сомнения и стремления осознать суть Вселенной, заслужил Покой. Но этот Покой ему не мил, т. к. больше всего он мечтает о том, чтобы встретить бродячего философа, поговорить с ним, доспорить, спросить совета и заслужить прощения. Почему же, в конце концов, Понтий Пилат оказывается в Свете? Именно его история, вызванная из небытия мастером, оказывает огромное влияние на Ивана Бездомного и помогает переродиться духовно, не совершить предательство, к которому он был уже готов.
Малый роман логически заканчивается через две тысячи лет, когда мастер отпускает Пилата со словами «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!» (с. 351). Так сливаются в романе воедино два времени. Так встречаются Ершалаим времён Римской империи и советская Москва, тем самым подтверждая мысль автора о том, что Вечные ценности непреходящи и в любую эпоху главная борьба идет не за власть и славу (которые эфемерны), а за веру в Добро, Истину, Свет в душе человека 4 . Иешуа простил прокуратора, и в эпилоге мы видим их вместе идущими по лунной дороге: От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться. – Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? – Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось. – И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще. – Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются. – Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника (с. 363).
Мастер
Мастер – главный герой московского романа. Он близок и дорог Булгакову. Умный, интеллигентный, скромный человек, прекрасно знающий мировую культуру, он напомнил Москве, погрязшей в сиюминутном, о Вечных истинах. Ему необычайно повезло в жизни: он выиграл в лотерею, что дало ему материальную независимость; встретил настоящую любовь, свою Маргариту; написал гениальную книгу. 4 В христианстве Бога-Отца, Творца, Создателя определяют как вечную и безграничную Сущность, воплощение Света, Добра, Истины, Справедливости, Любви (см. учебник А. Кураева «Основы православной культуры»).
Автор несвоевременного романа - талантливый человек, настоящий писатель, не думающий о личной выгоде. Он единственный настоящий литератор в современной ему Москве. И ему, как и Иешуа, выпали страшные испытания, но, в отличие от героя малого романа, он с ними не справился, он не нашёл в себе духовных сил, чтобы пройти свой крестный путь до конца. Но почему же мастер, несмотря на всю свою гениальность, в конце романа заслужил только Покой, но не Свет? Дело в том, что мастер, так же как и Понтий Пилат, струсил. Мало того, он совершил тройное предательство: предал своё детище (сжёг роман), предал свою любовь, решив за Маргариту, что слабый, больной, без денег он её не нужен, наконец, предал самого себя, отказавшись даже от имени и добровольно заточив себя в сумасшедшем доме. Итак, ему было дано многое, но он отказался от всего того богатства, что ему давала судьба. Можно ли винить в этом время, эпоху, власть? Часто оправдывают мастера тем, что его подкосил арест. Но арест ли сломил мастера, тем более, что поводом для него был всё тот же пресловутый квартирный вопрос, а не идеологические разногласия? Нет. Страх в душе мастера жил и до этого. Страх, что он прикоснулся к тому, чего не примет современный мир. Мастер оказался слабым и, лишённый внутренней силы, духовного стержня, желания сопротивляться Злу. Он выбирает путь отречения и смирения и мечтает только о покое. Тем не менее, труды мастера оценены, роман прочитан и возвращён автору (рукописи не горят), и мастер получает право отпустить Понтия Пилата и обрести столь желанный ему покой. Это его награда за гениальный труд. 5
Три ипостаси Ивана Николаевича Понырева
Пожалуй, один из самых часто встречающихся вопросов об Иване, можно ли назвать его главным героем всего романа? Многие литературные 5 В романе есть ещё одна миссия мастера - он стал учителем Иванушки и способствовал его перерождению. См. главу данной работы «Учителя и ученики».
критики отвечают на этот вопрос положительно, так как именно он является сквозным героем, присутствующим в романе от первой главы до эпилога. Именно он претерпевает наибольшие духовные изменения под влиянием мастера и истории о Понтии Пилате. В романе даются три ипостаси существования Ивана.
Первая ипостась
.
Иван Бездомный – поэт-графоман.
Сначала герой - конъюнктурщик, его разум девственен. Говорящая фамилия Бездомный подчёркивает состояние души – у него нет своих убеждений, он ничего не знает и «поёт с чужого голоса». Умея жонглировать словами, он с лёгкостью создаёт «шедевры», не задумываясь об их содержании. Ему всё равно, о чём писать. Ему безразлично, существовал ли Христос на самом деле или был сугубо отрицательной личностью, - Иван Бездомный готов изобразить его любым, лишь бы заслужить похвалу своего наставника М. А. Берлиоза. Достойный ученик Михаила Александровича, он и готов повторять за ним, что бога нет. Мало того, с юношеским задором Иван убеждает дьявола, что того не существует: – А дьявола тоже нет? – вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича. – И дьявола… – Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, – вот наказание! Перестаньте вы психовать. Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей. – Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! – он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность – раздражился и крикнул сурово: – Так, стало быть, так-таки и нету?(с.53) Иван Бездомный – атеист по невежеству. Он ещё не научился думать сам. Ему это даже в голову не приходит мысль о вечной борьбе Добра и Зла. А о Непреходящих ценностях он и понятия не имеет. Но Иван не безнадёжен.
В отличие от Берлиоза, он всего лишь наивен, невоспитан, дерзок и воинствующе невежественен. Воланд даёт ему возможность исправиться: осознанно выбрать свой путь. При первой встрече Воланд сразу ставит ему диагноз – шизофрения 6 . И Иван подтверждает его. Только что отрицающий всякую мистику, бога и сатану, Иван, столкнувшись с Воландом и его свитой, сразу же вспоминает о Боге. Во время преследования подозрительного иностранца он вешает себе на грудь бумажную иконку и берёт в руки свечку, стараясь уберечься от нечистой силы при помощи религиозной атрибутики. Свита Воланда вдоволь натешилась, наиздевалась над Иваном, гоняя его по Москве. Но что интересно, в, казалось бы, беспорядочных метаниях по Москве герой безошибочно оказывается там, где нарушаются Божьи заповеди, следовательно, раздолье для сатаны и его помощников: в коммунальной квартире, где дама путает его с любовником (грех прелюбодеяния); на берегу реки Москвы, где он был обворован незнакомцем (нарушение заповеди «не укради»); наконец, в Грибоедове – этом прибежище почти всех смертных грехов: Иван … забрал иконку, свечу и спички и тронулся, сказав самому себе: – К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там (с.61). Но самым удивительным является, пожалуй, то, что, уже оказавшись в сумасшедшем доме и беседуя с мастером, причиной своего заключения туда он считает не встречу с Воландом, не внезапную смерть Берлиоза, а историю о Понтии Пилате.
Вторая
ипостась. Иванушка
–
пациент
сумасшедшего
дома
Стравинского.
Уже в имени заложена двойственность: герой сказки Иванушка-дурачок может превратиться и в Ивана-Царевича, т. е. у него есть потенциал для изменения, возможного возрождения. Потеряв своего первого учителя и 6 Шизофрения – тяжёлое психическое расстройство, раздвоение личности. У человека, больного шизофренией, могут отмечаться дезорганизация мышления и речи, их необычность, слуховые галлюцинации, бредовые идеи, он перестаёт различать реальность и вымысел, сон и явь. "Медицинская Популярная Энциклопедия"
столкнувшись с необычными мистическими явлениями, Иванушка растерян и беспомощен, но в таком состоянии он вызывает б
о
льшую симпатию. Встреча с мастером, пациентом из платы №118, -спасение для Ивана: мастер – его второй учитель, пробуждающий в герое лучшие качества. Не случайно их объединяет Понтий Пилат. Значит, история, рассказанная Воландом, запала Ивану в душу и что-то изменила в ней настолько, что именно ему приснился вещий сон о казни Иешуа. Иван повзрослел и стал стыдиться своего раннего творчества. Он даёт слово мастеру, что «стишков больше писать» не будет. Ему завещает мастер историю Понтия Пилата. Иван – единственный, кто понял настоящую причину смерти мастера и предсказал смерть Маргариты. Он стал интересоваться людьми и задумался над смыслом жизни. …Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует, – Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, – я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял. Мастер взволновался от этих слов и заговорил, присаживаясь на край Иванушкиной постели: – А вот это хорошо, это хорошо. Вы о нем продолжение напишите! (с. 344).
Третья ипостась. Иван Николаевич Понырев
Не случайно в эпилоге герой предстаёт перед нами сотрудником Института истории и философии. Профессор Иван Николаевич Понырев – всё знает, всё понимает и всё помнит. Почему же Маргарита жалеет его? «Бедный, бедный», – говорит она. Ивану Николаевичу теперь не знать покоя: именно он единственный во всей Москве понимает, что произошло тогда, в те жаркие майские дни. Он мудр, но не спокоен: каждое майское полнолуние его влечёт на Патриаршие пруды. Под вечер он выходит и идёт на Патриаршие пруды. Сидя на скамейке, Иван Николаевич уже откровеннее разговаривает сам с собой, курит, щурится то на луну, то на хорошо памятный ему турникет (с. 361).
Его не отпускают воспоминания. Даже потом, во сне, он опять видит и Понтия Пилата с Иешуа, и Маргариту с мастером. – Так, стало быть, этим и кончилось? – Этим и кончилось. Мой ученик, – отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит: – Конечно, этим. Всё кончилось и всё кончается… И я вас поцелую в лоб, и всё у вас будет так, как надо(с.363-364). А как надо? Неужели плата за Истину – вечная неуспокоенность, тревога, стремление к чему-то высокому, но недостижимому.
В раздел основное полное образование