"Железы внутренней секреции"
конспект урока
Автор: Фомичева Татьяна Владимировна, учитель химии и биологии, МБОУ Кытмановская СОШ №1, с. Кытманово, Алтайский край
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Открытый урок по биологии в 8 классе по теме «Железы внутренней секреции
Разработан учителем биологии и химии Фомичевой Т.В.
Цель : Познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции Задачи: 1.Показать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции 2.Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез 3.Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организацион ный момент Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в классе в журнале с помощью дежурных учащихся. Приветствие учителя 2.Проверка домашнего задания (актуализация знаний) Внимательно прочитайте слова на слайде (слайд 1): «Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить гипофиз или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения.» - Сформулируйте тему урока - Более подробно мы остановимся на железах внутренней секреции. Поскольку мы сегодня будем говорить о железах внутренней секреции, давайте зададимся вопросом, почему железы, чья общая масса столь ничтожна для организма, играют такую значительную роль в жизнедеятельности целого организма? - Вот мы с вами подошли к той проблеме, которую на сегодняшнем уроке совместными усилиями и попытаемся разрешить. -Сформулируйте цель урока (Слайд 2) - Давайте вспомним материал прошлого урока: - что такое железа? - виды эндокринных желез Читают слова на слайде 1. - «Эндокринные железы» - Выявить роль желез внутренней секреции - Железа – орган, функцией которого является производство биологически активных веществ. - Железы внутренней, смешанной, внешней
- какие функции они выполняют? секреции. - Осуществляют гуморальную регуляцию работы органов. 3. Первичное усвоение материала - Сегодня мы с вами остановимся на железах внутренней секреции –гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и железе смешанной секреции – поджелудочной. - На прошлом уроке в классе были сформированы 4 группы, которые составляли мини – проекты по эндокринным железам. Сейчас группы будут представлять свои презентации, класс не остается пассивным слушателем, а заполняет таблицу «Характеристика желез внутренней секреции» (прил.1). В таблице прослеживаются основные пункты плана по которому группы будут представлять свои презентации. Слайд 3 - Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом девочкой Лили. Почему наблюдается такая резкая разница в росте у людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. - Первая группа представляет нам важную железу – гипофиз. Слайд 4 - Помните, как в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевания, связанные с нарушением функции щитовидной железы. Следующая группа представляет нам щитовидную железу. Слайд 5 - Давайте вспомним русского классика И. С. - Группа представляет презентацию по теме «Гипофиз». Учащиеся в классе заполняют соответствующую колонку в таблице. - Группа представляет презентацию по теме «Щитовидная железа». Учащиеся в классе заполняют соответствующую колонку в таблице.
Тургенева и его рассказ « Живые мощи»( слайд с текстом на доске). Впервые эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Это заболевание связано с нарушением работы надпочечников. Следующая группа представляет нам презентацию по теме «Надпочечники». - Изучая регуляцию процесса пищеварения, в ходе экспериментов, ученые удаляли у собак поджелудочную железу. Служитель, убирая за собаками в клетках, обратил внимание, что на мочу слетается множество мух. Как вы можете объяснить этот факт? - На этот вопрос постарается ответить 4 группа, которая подготовила доклад о поджелудочной железе. - ПОДВЕДЕМ ИТОГИ обзора функций эндокринных желез - Так что же регулируют все эти железы. Если попробовать дать ответ одним словом? - Механизмов, поддерживающих гомеостаз, в организме несколько, среди них важное место принадлежит гормонам. Вы, можете прийти к ложному выводу, что каждый человек маленького роста, каждый полный мужчина или нервная женщина должны лечиться гормонами. Но это не совсем так. Болезни желез имеют множество симптомов, оценить которые после лабораторных исследований может только врач. Заболевания эндокринных желез встречаются довольно редко. И скорее всего, ваш рост, черты лица, темперамент – это ваши врожденные особенности или результат воспитания. Если вы страдаете избыточным весом, повышенной раздражительностью, склонностью к утомлению, то скорее всего виной этому отнюдь не железы внутренней секреции, а нарушения режима работы и отдыха, сна и питания. - Группа представляет презентацию по теме «Надпочечники». Учащиеся в классе заполняют соответствующую колонку в таблице. - Группа представляет презентацию по теме «Поджелудочная железа». Учащиеся в классе заполняют соответствующую колонку в таблице. - «Гомеостаз»- постоянство внутренней среды организма 4. Первичное закрепление Теперь мы поиграем во врачей и повторим терминологию. - В группе из 4 человек изучают
учебного материала Класс разбиваем на группы и каждой группе предлагается по симптомам установить диагноз ( задания – приложение 2) задание и предлагают варианты ответа. Далее выступающий от группы высказывает общее мнение. Класс обсуждает и выносит правильное решение. 5. Информация о домашнем задании Подготовить устный рассказ по плану о железах внутренней секреции, используя таблицу, заполненную на уроке. -Записывают домашнее задание. Рефлексия Сегодня на уроке мне понравилось … Я узнал новое … Я сегодня собой доволен (или не … Мне было трудно…. Высказывают свое мнение.
В раздел основное полное образование