"Приемы и критерии целеполагания в воспитательной работе коррекционной школы VIII вида"
выступление на заседании методического совета
Автор: Магомедова Людмила Николаевна, воспитатель, ГКОУ РО, г. Гуково
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской
области общеобразовательная школа – интернат VIII вида
№ 12 г. Гуково
Направление: педагогика
Тема:
Приёмы и критерии целеполагания
в воспитательной работе.
(в рамках школьной методической недели)
16 марта 2015 г.
Самопрезентация
воспитателя 10-б класса
Магомедовой Л.Н.
(16 марта 2015 г.)
Гуково
2015 г.
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской
области общеобразовательная школа – интернат VIII вида
№ 12 г. Гуково
Приёмы и критерии целеполагания в
воспитательной работе.
Магомедова Л.Н.
Место проведения:
школа – интернат №12
Время проведения:
16.03 2015г.
Форма самопрезентации
: речевое выступление в рамках школьной методической недели.
Аудитория:
педагоги школы
Цель
выступления:
демонстрация собственного опыта по проблеме «Приёмы и критерии целеполагания в воспитательной работе» Типичный человек из ниоткуда, Живёт в своём неведомом нигде, И, строя, планы никакие, Он вилами их пишет по воде… Так Джон .Леннон и Пол Маккартни пели о человеке, дрейфующем по морю жизни, а
кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного
ветра.
Известно: как спланируешь – такой и результат пожнёшь! Вряд ли кто будет спорить о том, насколько важно иметь цель в жизни. Однако представление о ней не появляется вместе с человеком - это результат его развития. Новый образовательный стандарт ставит перед педагогами задачу – научить школьников приёмам постановки цели и выбору средств её достижения. Особенно это важно для детей, с которыми мы сейчас работаем. Детство детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей всегда связано с эмоциональным напряжением – и, как результат – у них формируется ограниченность навыков взаимодействия в обществе. Нашей задачей является научить своих воспитанников уметь самостоятельно решать возникающие проблемы , ставить перед собой цели и достигать их. А для этого нужно иметь
навыки целеполагания
.
Итак, что же такое
целеполагание
? Это не что иное , как процесс формирование цели урока, занятия, прогулки, действия, в котором принимают участие и дети, и педагоги. Иногда мы думаем, что цель недостижима, но любое большое дело неподъёмно до тех пор, пока его не начнёшь раскладывать на составляющие: цели, микро-цели, задачи.
Целеполагание и есть составляющие
. Мудрый народ отзывается на это поговоркой: «Глаза страшатся, а руки делают!» А разве будет иметь смысл цель поставленная педагогом, но не ставшая целью ребёнка? Нет, конечно! Реальная отдача от запланированного будет тогда, когда субъект воспитания поймёт значимость цели для него лично, и главное, увидит как и где он может использовать эти знания и навыки. Для того, чтобы мои цели проводимых мероприятий стали и целями воспитанников, я использую некоторые
приёмы целеполагания:
1.Решение проблемного вопроса: знание – незнание.
Например, тема занятия: «Музыкальный экстремизм : (тяжелый рок, хеви- металл т. п.) и здоровье человека». Заложенное противоречие между знанием и незнанием способствует активизации мыслительной деятельности детей и даёт выход на постановку целей. В ходе фронтальной беседы на тему «Польза и вред наушников» я подвожу детей к постановке цели занятия: Изучить вопрос – как громкая и тяжёлая музыка влияет на слух и здоровье человека?
- Использование наглядного образа, объекта
( Ребус, кроссворд или рисунок по теме : что вызывает активизацию мыслительной деятельности детей, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей познания.)
- «Ключевое слово».
( Опорное слово из темы служит объектом рассуждения и целеполагания)
- «Отсроченная догадка» (
Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу и затруднения в объяснение, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. )
- «Удивительное рядом» (
Предлагается яркий текст, сказка, стихотворение, притча обеспечивающие формирование мотивации целеполагания в ходе совместной беседы.)
- «Мозговая атака».
(Используя формулировку темы занятия - организовать «мозговую атаку» и выделить цель занятия.) С выпускниками прошлого года я проводила "Экономический ликбез". Разработала модуль на тему «Стоимость моих реальных потребностей» в котором было шесть занятий.
Общей
целью
темы
было
: повысить экономическую грамотность выпускников в вопросах индивидуальной экономики посредством практических, математических расчётов.
Цель очень масштабная, и трудновыполнимая. Но в каждой из шести тем мы ставили цель меньшую по объёму, затем на каждом этапе изучения темы ставили микро-цели. Так постепенно шаг за шагом мы приближались к выполнению основной цели. Формулируя
цель
к изучению темы
«Потребность:
питание»
(при условном бюджете 10 тысяч рублей в месяц) я ставила вопросы: - Какие продукты входят в основную и необходимую для жизни группу? - Где цены на продукты ниже: магазин, рынок, оптовые базы. - Какова цена основных продуктов питания? (здесь давали знания походы в магазин) - Сколько хлеба (денег) нужно на хлеб человеку в день? В неделю? - Какие продукты нужны нам в течение недели? (картофель, масло, крупа, макароны, сахар и т.д.) Итак, значит зная, какие продукты нам нужны для питания на день, на неделю и зная цены на эти продукты что мы можем вычислить? Дети 11 класса догадались, что
в
ходе
занятия
можно примерно
вычислить расходы на питание на одного человека на месяц. Это и
стало целью нашего занятия.
(По скромным подсчётам
на питание
ушла сумма примерно 6300 руб. ) Много это или мало, и как сэкономить на питании – эти вопросы были обсуждены в ходе занятия.
Коррекционной
задачей
здесь будет
коррекция
мыслительной
деятельности на основе анализа.
А
приём целеполагания называется «Мозговая атака».
Для того чтобы воспитанники сформулировали и присвоили себе цель, я намеренно
сталкиваю их с ситуацией
, в которой они обнаруживают дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель ими воспринимается как проблема, которая, будучи
реально
объективной, для них выступит
как субъективная.
Как же научиться формулировать цели, чтобы они приводили к задуманному результату? Один из самых распространённых и действенных способов, ныне применяемый и в образовании - это постановка целей с использованием
SMART
критериев. Я применяю его в своей практике.
Согласно этим критериям цель должна быть:
- Конкретной, чёткой, точной. (например:
вычислить
расходы
на
питание на одного человека на месяц.)
- Измеримой (она предполагает наличие количественных критериев – сумму – 6300 руб.) - Достижимой (есть возможности для достижения цели: цены на продукты известны) - Должна соответствовать вашим потребностям (соответствует, так как участники занятия - выпускники, и это их социализация)
Ориентирована на результат Соотносима с конкретным сроком достижения (на одном занятии)
В заключение своего выступления скажу так:
воспитательная сфера это особая сфера деятельности, где зёрна не могут взойти сразу после посева. Цель не нужно ставить слишком масштабно , а лучше раскладывать её на более мелкие, но реально достижимые шаги – тогда она будет легко достижима! Достижение цели делает более уверенными в жизни нас и наших воспитанников! Желаю всем успешного целеполагания!
В раздел основное полное образование