"Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии".
статья
Автор: Струкова Юлия Николаевна, учитель географии, МАОУ СШ 151 с углубленным изучением отдельных предметов, город Нижний Новгород
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Учитель географии МАОУ СШ 151 с углубленным
изучением отдельных предметов
Струкова Юлия Николаевна.
Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм
проектно-исследовательской работы на уроках географии.
Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Ценность работы над проектом состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития. Одной из форм организации проектно-исследовательской деятельности на уроках географии может быть разработка экскурсионного маршрута. Наиболее оптимально на начальной стадии предложить разработать путешествие по своему городскому району. На подготовительном этапе работы над проектом учащимся предлагается составить туристический «паспорт» района, в котором необходимо собрать сведения обо всех значимых, с точки зрения туризма, объектах. Это могут быть, памятники истории и архитектуры, музеи ,монументы, театры, кинотеатры, парки и скверы, природные объекты. На данном этапе изучается специальная литература и на её основе составляются карточки каждого объекта, в которые вносятся следующие данные: наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения; историческое событие, с которым связан памятник, дата события; местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие); описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи); источник сведений о памятнике (литература, где описывается памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации); охрана памятника; дата и фамилия составителя. На поисковом этапе необходимо определиться, какая экскурсия будет по содержанию : обзорная или тематическая.
Обзорные экскурсии
, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).
Тематическая
экскурсия
посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии могут быть исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные и другие. На обобщающем этапе проекта составляется маршрут с учетом времени, затраченного на всю экскурсию и на осмотр каждого объекта, выбирается способ передвижения. Заключительный этап: разработчики сами проходят маршрут, корректируют его по времени и содержанию с учетом возраста аудитории, на которую рассчитан.
Обязательное условие проекта
– реальное проведение экскурсии и отзывы экскурсантов.
Практика показывает, что подобная проектно-исследовательская деятельность, вызывает неподдельный интерес у ребят и выливается в отдельную форму внеурочной работы.
В раздел основное полное образование