"Эффективность использования опор в виде графического изображения текстов при обучении английскому языку детей, начиная с пяти лет"
статья
Автор: Паршукова Ольга Александровна, учитель английского языка, ГОУ СПО "Новокузнецкий строительный техникум", город Новокузнецк, Кемеровской области
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Эффективность использования опор в виде графического изображения текстов при обучении английскому языку детей, начиная с пяти лет. Из практики репетитора. Особенностью работы с детьми такого возраста является детская мотивация. Детям должно очень нравиться то, что они делают, они любят учителя и хотят повторять за ним стихи, слова, песенки. Дети охотно вступают в диалог с учителем на английском языке. Для реализации такой цели существует много различных методик, в основе которых лежат игровые ситуации на уроках. Многократное повторение иностранных фраз, так называемая «долбежка» (drilling), утомляет детей, делает занятие не интересным. Но я на своих уроках использую только игру. Мы можем сидеть на полу, кидать мяч друг другу. Можем валяться на ковре, при этом изучать новые слова. Игра в «салочки», в «жмурки» - для тренировки языковых структур и стихов. Сказка «Мистер язычок» - для фонетической отработки звуков. Сказка про космонавта «Козми» - для знакомства с английским алфавитом и правилами чтения. Принципы наглядности и доступности соблюдаются неукоснительно. Для того чтобы ребенок заговорил на иностранном языке, он должен быть внутренне раскрепощен, не стесняться и не бояться сделать ошибку. Но так как маленькие дети еще не в состоянии контролировать свое поведение в должной степени, они могут шуметь, кричать, бегать и понимать свободу, как вседозволенность. На своих занятиях я не запрещаю им так себя вести, но добиваюсь усвоения материала. Дети на моем уроке знают, что если кто не будет слушать и говорить по-английски, тот выходит из игры. Отстранение ребенка от совместной деятельности само по себе и есть наказание. Я его еще ни разу не использовала, достаточно напоминания об этом. Для того чтобы группа была мобильной и управляемой, она должна состоять не более, чем из 4 -5 детей. Продвигаясь таким образом в обучении английского языка, привожу группу к младшему школьному возрасту, первого и второго класса общеобразовательной школы. К этому времени дети умеют вести беседу по изученным темам, знают буквы, читают слова, говорят небольшие монологи и диалоги. Я ставлю перед детьми новую задачу: научиться пересказывать тексты. Поэтому у нас объявляется другая игра «Нарисуй – расскажи». Ребята аудируют короткий текст на английском языке, затем начинают рисовать то, что они поняли и запомнили. Опираясь на свой рисунок, дети пересказывают текст. Для начального этапа работы тексты подбираются не большие, в 4- 5 предложениях. Вся лексика в тексте должна быть уже известна и изучена детьми. Этот принцип доступности соблюден во всех учебных пособияхдля начальной школы. Жизненный опыт детей слишком мал для того, чтобы они смогли проявить языковую догадку, и восстановить недостающую информацию. Не смотря на то, что текст дается один для всех, ребята изображают его содержание по – своему, используя карандаши разного цвета, и делают акценты на разных деталях. Это свидетельствует об индивидуальных особенностях в усвоении языкового материала. Один из ребят выполняет рисунок, а другой чертит схему. Дети имеют разные типы мышления: у первого мальчика преобладает эмоциональный тип, у второго логический. Это, однако, не мешает им безукоризненно ответить пересказ текста. Я даю понять детям, что для меня не важно, каким путем они идут к цели. Главное, что результат достигнут. Образец 1 In the Zoo I like to go to the Zoo. I see a zebra and a crocodile in the Zoo. Zebra is big. Crocodile is green. They like to live in the Zoo. Рисунок 1, 1а Я продолжаю свой эксперимент, и через две недели раздаю каждому его рисунок. Напоминаю текст, читая его всего один раз, и слушаю подробный слово в слово пересказ. То есть рисунки выполняют функции пиктограмм и сохраняют тексты в памяти. Когда ребята освоят чтение коротких текстов, обучение идет по той же схеме, что и при аудировании. Опоры в виде схем и рисунков помогают в работе учителя не только в младших, но и в старших классах школы. Мои ученики уже ребята 5- 6 классов, читают текст про себя, понимают его содержание за единицу времени, затем сдают текст учителю. Взамен, я выдаю уже готовую опору по содержанию рассказа. Пересказ текста по такой опоре не составляет труда даже для слабых обучающихся.
Образец 2 My family. My name is Nick. I am ten. I have a big and friendly family. We live in a big house near the school I go. It is number 5 and I like to get 5 at my lessons. My father is a man of 40. His name is Sergey. He is a worker, and works at the factory. My mother is a doctor. Her name is Svetlana. She works at the hospital, she is 35. I have a brother and a sister. My sister’s name is Lena, she is still a pupil of the 11-th form. My brother is a baby he is only 3 and doesn’t go to the children-garden he stays at home with a grandmother and a grandfather. They like to play with Gena very much. My grandmother and grandfather are pensioners. I have an aunt and an uncle, their children are my cousins. We are so happy! Рисунок 2 Особое внимание следует уделить качеству составляемых опор, где преподаватель сам проявляет достаточно фантазии и умения. Учитель в качестве эксперимента может предложить обучающимся самим составить текст по уже готовой опоре и озвучить его. Эффект от такой работы даже выше, чем от пересказа. Ребята составляют свой рассказ, используя лексику по теме и предложения, правильно построенные с точки зрения грамматики. Предлагаем вашему вниманию уже готовую опору «Winter holidays», тему общую для всех программ и желаем удачи в работе.
Рисунок 3 Основная литература 1.Мещерякова В. Н. Я умею петь по- английски. Игры: 0 ступень обучающего комплекта: иллюстрированное приложение к аудиоурокам для детей 3-6 лет для групповых и индивидуальных занятий/ В.Н. Мещерякова, О Покалева, В.Р. Мустафин. - Казань 2010. 2.Роули Сильвер. Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке. Лучшее из арсенала практического психолога и психотерапевта / Роули Сильвер . прайм –Еврознак, 2009 3.Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителей/Г.В. Рогова, И.Н.Верещагина.- М.:Просвещение, 1988
В раздел основное полное образование