Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Отечества достойные сыны"
Рабочая программа
Автор: Исаева Татьяна Ивановна, Важенина Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы, МКОУ Средневасюганская СОШ, Средний Васюган Каргасокского района Томской области
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
МКОУ Средневасюганская СОШ с. Средний Васюган Каргасокского района Томской области ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Отечества достойные сыны» на 2014-2015 учебный год Авторы: Исаева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания Важенина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературыПояснительная записка
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна. Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Гражданско-патриотическое
воспитание
учащихся
– это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие
возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Жизнь образовательного учреждения, содержание образования должны формировать у учащихся чувство патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно разобраться в общественных явлениях и сделать правильный политический выбор. Для этого необходима такая организация работы, при которой гражданско-правовое сознание формировалось бы уже на первых ступенях образования. Данная программа гражданско-патриотического воспитания призвана поддержать политику государства в формировании и развитии общественно значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательном учреждении.
Цели и задачи
Цель
–
создание условий для формирования и развития личности настоящего патриота и защитника Отечества, гражданина правового, демократического государства, уважающего права и свободы человека и обладающего высокой нравственностью.
Задачи:
- повысить гражданско-правовую культуру участников образовательного процесса; - формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей роли России в мировой истории; - воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка, - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
- сохранять и развивать чувство гордости за свою страну; - организовать общественно значимую деятельность обучающихся через органы школьного самоуправления; - сформировать комплекс нормативно-правового и организационно- методического обеспечения функционирования системы гражданско- патриотического воспитания в ОУ.
Направления гражданско-патриотического воспитания
и развития обучающихся:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно- духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию; 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность.
Количественные параметры
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 3. Деятельность органов ученического самоуправления; 4. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 5. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и
воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается
: 1. В школе как в образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе учащегося: - в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Механизм реализации программы
Педагогические средства и формы
Программа предполагает разнообразные активные и интерактивные методы и формы работы: проектная деятельность, интегрированные занятия и уроки, тематические мероприятия, предметные недели, общешкольные конференции, тематические классные часы и родительские собрания, библиотечные часы, выставки, круглые столы, выборы, викторины, конкурсы, олимпиады, флеш- мобы, акции, и т.д.
Материально-техническая база
Для осуществления программы в школе имеется необходимое материально- техническое обеспечение: библиотека, медиатека, необходимое оформление, компьютерный класс, актовый зал, школьный музей и т.д.
Кадровое обеспечение
Группа
Функции
Состав
Административно- координационная Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. Заместитель директора по ВР Прощалыгина Т.Г., руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла Исаева Т.И. Консультативная Координация реализации программы. Проведение консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Руководитель методического объединения учителей гуманитарных наук Исаева Т.И., учитель русского языка и литературы Важенина И.В. Педагоги школы. Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники, классные руководители, заведующая библиотекой, музейный работник. Специалисты, сотрудничающие с учреждением ( социум) Участие в мероприятиях учреждения Работники ДК «Геолог», хореограф ДДУ, Администрация сельского поселения.
Состав участников
Программа ориентирована на учащихся основной и средней ступеней образования, их родителей и педагогов школы.
Нормативно-правовое обеспечение
Деятельность в рамках реализации программы осуществляется с опорой на следующие нормативно-правовые документы: - Конвенция о правах ребёнка; - Декларация прав ребенка; - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании»; - Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”
Сроки и место реализации программы
Данная программа реализуется в МКОУ Средневасюганская СОШ в течение 2014-2015 учебного года.
План реализации программы
Направление деятельности Цель Мероприятия Сроки Ответственны е
Предметная
деятельность
Обеспечение учащихся стандартом знаний по правовой тематике, Преподавание дисциплин правовой тематики: «Обществознание» 8-11 класс В течение учебног о года Учитель истории и обществознания Обеспечение учащихся стандартом знаний по истории России, русской литературе, русскому языку, культуре свой страны. Преподавание дисциплин гуманитарной направленности: истории, русского языка и литературы, В течение учебног о года Учителя истории, русского языка и литературы. Предметные дистанционные олимпиады регионального, всероссийского уровня В течение учебног о года Учителя истории, русского языка и литературы
Воспитатель-
ная работа
Формирование высоких 1. Включение в По плану ВР В течение Педагоги- организаторы Классные
нравственных качеств, правовой культуры и гражданского самосознания через воспитательную работу годовой план работы мероприятий гражданско- правовой направленности: - Дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск и памятные даты в истории Отечества - Конкурс песен о России - День народного единства: единый урок; - День России - День права - Единый урок, посвященный выводу советских войск из Афганистана - День защитника Отечества - Смотр строя и песни учебного года. В течение учебного года Ноябрь Декабрь Февраль Апрель - май руководители Классные руководители, музейный работник, библиотекарь, учитель истории Учитель истории Классные руководители, Руководитель музея. Классные руководители, Учителя физической культуры Учителя физической культуры, классные
- Единый урок мужества, посвященный 9 мая - Классные часы по гражданско- правовому воспитанию школьников 2. Функционирование системы самоуправления школьников: - Сборы активов классов - Выборы президента школы - День самоуправления 3. Участие в районных конкурсах и мероприятиях гражданско- правовой тематики 4. Использование Государственной символики России в оформлении школы (библиотека, музей и кабинет истории) и при проведении Май В течение учебног о года В течение учебног о года В течение учебног о года руководители Учитель истории и обществознани я Классные руководители
мероприятий
Историко-
краеведческа
я
деятельность
Прививать любовь к своей малой родине, воспитывать осознание ответственности за судьбу своей страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений. 1. Проведение декады гуманитарных наук, посвященной юбилейным датам Томской области: - оформление стенда «История Томска и Томской области»; - оформление стенда«Выдающие ся люди Томской области»; - оформление стенда «Символика Томска и Томской области»; - выставка рисунков и фотографий учащихся; - создание проектов, посвященных истории и развитию Томска и Томской области; - научно- практическая конференция «Томские просторы». 2. Проведение акции «Бессмертный полк» 3. Работа школьного музея: - выставка краеведческой литературы Ноябрь – декабрь 2014 г. Апрель - май Январь - февраль Учителя гуманитарных наук, музейный работник, библиотекарь
«Малый край большой Отчизны» - выставка краеведческой литературы, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий
Духовно-
нравственная
деятельность
Создать условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонациональног о народа Российской Федерации. Формировать способности учащихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. 1. Проведение мероприятий, посвященных году русской литературы: - выставка книг «Литературный юбилей» - выставка книг к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - выставка- экскурсия «Путешествие по словарям и энциклопедиям», посвященная дню словарей и энциклопедий в России 2. Участие во всероссийской акции «Крым и Россия – вместе навсегда!»: - исполнение на общешкольном митинге песни «Севастопольский вальс» 3. Участие во всероссийской акции «Гонка ГТО – путь Победы», Февраль – май Март 30 апреля Учителя гуманитарных наук, библиотекарь
посвященной 70- летию Великой Победы. 4. Участие во всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной 70- летию Великой Победы. 5. Участие во всероссийской акции «70 лет Победе»: - исполнение на общешкольном митинге песен «День Победы», «Катюша», «Майский вальс». 6. Волонтерское движение: - оказание помощи труженикам тыла, одиноким пенсионерам 7.Участие в благоустройстве парка Победы Апрель - май Май
Творческая
деятельность
Развивать творческие способности учащихся, умения работать в группе, коллективе, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм. 1. Конкурс инсценировок рассказов А.П. Чехова «Юморина Чехова». 2. Конкурс чтецов, посвященный 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. 3. Конкурс сочинений «Лучший урок письма» по Март – май Учителя гуманитарных наук
номинациям: «Письмо ветерану», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Напиши письмо и расскажи о мире, в котором тебе хотелось бы жить». 4. Творческий конкурс «Красная буква», посвященный Дню славянской письменности и культуры. 5. Конкурс творческих работ, посвященный Дню народного единства (конкурс рисунков, сочинений). 6. Оформление транспарантов для проведения акции «Бессмертный полк», посвященной 70- летию Великой победы. 7. Оформление аллеи Памяти, аллеи Славы 8. Участие в общепоселковом митинге, посвященном Дню победы 9. Участие в общепоселковом концерте, посвященном 70- летию Победы 10. Участие в олимпиадах и Ноябрь – декабрь Март – май апрель Май Май В
конкурсах различного уровня: российский, региональный, областной. течение учебног о года
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Средневасюганская СОШ на 2014- 2015 учебный год «Отечества достойные сыны»
Заказчик программы
Администрация МКОУ Средневасюганская СОШ
Основные
разработчики
программы
Исаева Татьяна Ивановна, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла, учитель истории и обществознания, Важенина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы
Исполнители программы
Педагогический коллектив Учащиеся Родители
Научно-методическая
основа
Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня
I этап: проектный (август\сентябрь)
Цель
: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические возможности
II этап: практический (октябрь\май)
Цель:
реализация программы по гражданско- патриотическому воспитанию
Задачи
: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями села.. 4. Вовлекать в систему гражданско- патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический(май\июнь)
Цель:
анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения. 2. Подготовить материалы для транслирования опыта работы. 3. Презентация опыта работы по программе.
Цели и задачи программы
Цель –
создание условий для формирования и развития личности настоящего патриота и защитника Отечества, гражданина правового, демократического государства, уважающего права и свободы человека и обладающего высокой нравственностью.
Задачи:
- повысить гражданско-правовую культуру участников образовательного процесса; - формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей роли России в мировой истории; - воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. - сохранять и развивать чувство гордости за свою страну; - организовать общественно значимую деятельность обучающихся через органы школьного самоуправления; - сформировать комплекс нормативно- правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданско-патриотического воспитания в ОУ.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско- патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско- патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе учащегося: - в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Срок действия Программы
2014 – 2015 гг. учебный год
В раздел основное полное образование