Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Православный хронотоп и его сюжетно-композиционная функция в рассказе И. Бунина "При дороге"

статья

Автор: Качановская Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "Углянская СОШ", с. Углянец Воронежская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

Качановская Н.
Православный хронотоп и его сюжетно-композиционная функция в

рассказе И. Бунина «При дороге»
Преемственность поколений, память, воспоминания, связи человека с историческим и культурным прошлым всегда занимали Ивана Бунина. Рассказы писателя отличаются глубоким проникновением в тайны национального быта и бытия, которые хорошо знал. Основные темы творчества Бунина - Россия, её природа, её судьба, национальный характер, загадка русской души, человек и мироздание, любовь и тайны бытия, «вечные» проблемы жизни и смерти. События в жизни героев в рассккзе сопряжены с народным календарём, в котором соединились языческие наблюдения над вечно обновляющейся жизнью природы с христианскими праздниками, духовно возрождающими человека, с именами святых – заступников человека перед Господом. В рассказе «При дороге» задается христианский художественный хронотоп, который является определяющим для временной организации текста. «Кончилась Страстная неделя, наступила великая суббота,» - так обозначает И. Бунин время, когда начинаются основные кульминационные события рассказа. Именно празднование этого дня в семье главной героини Парашки описывает автор, таким образом указывая девушке, что нужно помнить о грехе, держаться заповедей Господа. Великий пост, длящийся 40 дней, - это время строгости, святости, воздержания; он является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного. Не случайно из уст ее отца Устина, которого девушка любит «обостренной любовью», звучит: «Чего кричишь? Завтра праздник большой!» Далее сюжет определяется внутренними переживаниями героини рассказа Парашки. Точкой отсчета в ее судьбе становится период14-17 лет, связанный с половым созреванием. В душе девушки сталкивается «любовь земная», грешная (запретная тяга к отцу плотская сопрягается с «любовью небесной» к Отцу в духовном смысле, страсть к мещанину, в которой важную роль играет физиологическое начало). «А на Святой мещанин приехал в гости к
Устину», - так обозначает Бунин начало изменений героини. «Она не привыкла касаться чужих рук, подала ему свою неловко — и побледнела: и польстило ей это рукопожатие, и обожгло стыдом, точно это было начало тайного сближения их...». Переживания Парашки видны и в ее песне: «Страшно итить к суду божьему, золотой венец примать…». Она бессознательно поддается новому для нее чувству, но не может нарушить закон морали и обмануть отца, которому была так предана. Описание празднования Петровок 1 не случайно. В судьбе героев все меняется, для Параши приходит время выбора дороги жизни (не случайно и название рассказа «При дороге»). После хмелевой ночи голова Устина затуманена, и поведение с дочерью становится неотцовским. Все герои на гулянье «теряют стыд» («отец солдата, коротконогий мужик в черной бороде с сединой возле рта, странно веселый человек, не стыдясь женатого сына, женился в третий раз»; «с губ Устина не сходила ядовитая усмешка, намекая на бесстыдство»; «потеряв во хмелю всякий стыд, отец солдата, шатаясь, принес из своей телеги гармонью»). В пьяную ночь мещанин соблазняет Парашу. Еще один временной ориентир — Николин день. Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Принято было считать, что Николаю Угоднику можно молиться "во всех нуждах", что он всегда и всем поможет. Парашка накануне Николы особенно ждала Никанора, «так томилась желанием видеть его, что, казалось, не может не исполниться ее желание». И мещанин-вор, посмевший загубить чистоту девушки, испытывает желание очиститься от греха хотя бы на словах: «Дай бог мне без покаянья помереть, если брешу! Не видать мне отца- матери…». После случившегося движение во времени обозначено датой 1 Петровки или Петров день – христианский праздник, день святых Петра и Павла. По старому календарю Петровки отмечались 29 июня, и это было «горячее» время в сельской местности. В Петров день заканчивался пост и начинался летний мясоед. (Ю. Федосюк Энциклопедия русского быта XIX века.М.: Флинта, Наука, 2006.)
Тихвинской ярмарки 2 , неделей до нее и после. Парашка много спит днем и ночью, испытывая муки и беспомощность, связанные с новым «грешным» этапом ее жизни. Но «прошла последняя ночь...», девушка как будто пробуждается от долгого сна и вновь задумывается над вопросом: «что это она должна сделать сейчас?» Но теперь ее решение будет другим: девушка бежит прочь от всего: «Пыля и гремя телегой, она подхватила в одну сторону, к юроду, в белесую блестящую даль за перевалом, а Парашка — в другую, через дорогу, ко ржам». Как видим, православный хронотоп сопряжен с судьбой героев. 2 Учреждена она была в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и славилась далеко за пределами уезда. Бойко вели торговлю приезжавшие из близлежащих имений купцы, проходили массовые народные гулянья, организовывались театрализованные и развлекательные действа. (Ю. Федосюк Энциклопедия русского быта XIX века.М.: Флинта, Наука, 2006.)


В раздел основное полное образование