Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности художественного вкуса в студенческом возрасте"

статья

Автор: Салимгереева Дина Ноурузбаевна, учитель изобразительного искусства, МКОУ "Кривская СОШ", с. Смирново, Далматовский район, Курганская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Особенности художественного вкуса в студенческом

возрасте
Художественный вкус – особая способность человека, благодаря которой он может оценивать и создавать ценности искусства. По степени развитости художественного вкуса можно судить о творческом потенциале человека, о качестве его деятельности, об отношении к искусству. Составляющей частью эстетического воспитания является развитие художественного вкуса молодёжи. Формирование художественного вкуса происходит с помощью совокупности видов искусств в их числе живопись, литература, скульптура, театр, кино, музыка. Но не только это имеет значение в его формировании, велика роль общества в целом, окружающей человека культурной среды. На человека и его развитие существенное влияние оказывают визуальные объекты. Здесь прежде всего следует назвать изобразительное искусство, роль которого в эстетическом развитии личности трудно переоценить. Оно способствует формированию широкой палитры эстетических чувств, реализуя таким образом свою воспитательную функцию. Такие учёные, как Н. М. Кузин, Н. Н. Ростовцев, А. А. Рутковская, считали, что архитектура, скульптура, живопись, декоративно–прикладное искусство являются наиболее значимыми в развитии художественного вкуса. Специфика названных видов искусства и их роль в педагогическом процессе описаны в трудах В. В. Алексеева, А. Ф. Багушинского, Б. В. Лихачёва, Б. М. Неменского. В педагогической литературе были рассмотрены различные аспекты использования разных видов искусств при работе со студентами, рассмотрим некоторые из них поподробнее:
1. Рисунок. При помощи рисунка у человека формируется графический художественный образ. Это отмечали в своих работах Г. М. Белюгини Л. Г. Медведев. 2. Скульптура. Возможности использования скульптуры для формирования эстетического отношения к действительности исследовали В. В. Ермонская, Т. Ф. Попова. 3. Есть работы об изобразительном искусстве как способе художественного развития студентов (С. С. Алексеев, Г. В. Беда). 4. О знакомстве студентов с гравюрой, книжной иллюстрацией с целью развития у них способности эстетического восприятия писали Н. Н. Кузьмина, В. А. Фаворский. Обучение предмету «Изобразительное искусство» выполняет огромнейшую роль в развитии личности, оно знакомит учащихся с произведениями искусства, теорией, способствует развитию творческих навыков и умений, художественного и эстетического вкуса. Уточним значение этих понятий. Эстетический вкус – это способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Художественный вкус – понятие более узкое, характеризующее предпочтения человека в области искусства, воображение, художественное мышление, умение анализировать и адекватно оценивать произведения искусства. Очень важно, чтобы вкус был развит не в одном направлении, так как односторонняя развитость часто приводит к неправильному суждению о конкретных произведениях и об искусстве в целом. Стоит сказать и о жанрах в искусстве. Если говорить о хорошем художественном вкусе, то он не предусматривает ограничения в жанровом пространстве, но следует отметить, что не возбраняется увлечение человека отдельными жанрами. Не бывает плохих жанров, в любом из них возможны талантливые, высокохудожественные произведения.
Художественный вкус, как и эстетический, формируется постепенно в результате общения с художественными ценностями. Важно, чтобы человек с детства знакомился с лучшими образцами различных видов искусства, получал от них наслаждение и таким образом совершенствовал свой вкус. Однако здесь важен баланс между классическим и современным искусством. Одна из задач педагогики – развить творческие способности личности, воспитать культурную и морально–нравственную молодёжь. Важнейшей целью художественного образования является приобщение подрастающего поколения к ценностям искусства, формирование у молодых людей художественной культуры, характеризующейся развитыми художественности потребностями вкусами, что составляет предмет художественной педагогики. Поэтому предметы художественного цикла занимают особое место в образовательном процессе. На занятиях по этим предметам формируется не только отношение молодых людей к искусству, но и закладываются предпосылки для реализации возможностей искусства в формировании духовного мира личности. Чтобы воспитать эти качества, нужно правильно организовать педагогический процесс. Рассмотрим это на примере занятий со студентами по изобразительному искусству. Студентов необходимо ознакомить со специально отобранными произведениями искусства. При этом следует сделать анализ данных произведений, выявить их источники. В ходе анализа активизируется мыслительный процесс, развиваются эстетические чувства учащихся. Другой вид занятий – это творчество самих обучающихся: рисунок с натуры или по воображению. Отметим несколько целесообразных методических приёмов. К ним относятся: – наблюдение; – сравнение; – анкетирование;
– анализ; – использование музыки при просмотре произведений; – показ слайдов; Очень важно развивать творческую активность обучающихся. Условиями для её развития являются: Правильное объяснение материала, детальный анализ произведений, чёткая последовательность в передаче средств выразительности. Предоставление возможности обучающимся самим находить способы реализации своих творческих способностей.  Систематизация занятий.  Поощрение учащихся.  Самостоятельные наблюдения.  Самостоятельный анализ.  Наблюдения обучающихся влияют на их творческую активность, для её стимулирования применяются следующие способы:  Целенаправленный просмотр художественных произведений.  Наблюдение за живой и неживой природой.  Сравнение своего творения с действительностью.  Описание по памяти содержания художественного произведения.  Наряду с этими способами существуют методы развития зрительной памяти.  Упражнения в зрительном воспроизведении.  Воспроизведение образов по памяти.  Сравнение по памяти и по представлению после наблюдения объекта.  Творческое воображение проявляется в процессе создания новых образов. Для этого необходимо накопление наблюдений и впечатлений, развитие воображения.
Существуют некие принципы в преподавании предметов художественного цикла, к ним относятся: – воспитательный характер обучения; – принцип научности; – систематизация знаний;. – доступность материала; – закрепление материала; – принцип наглядности. – учёт личностных особенностей учащегося. Для полной готовности к проведению занятия необходимо правильно подобрать материал, литературу, составить план и ход занятия. План требует определённых правил и должен быть правильно структурирован. В плане должны отражаться: тема, задачи, организация и ход занятия, объяснение материала, самостоятельная работа, список литературы, которую использовал преподаватель. После проведённого занятия необходимо сделать его анализ. Воспитание прекрасного в человеке – это обязанность педагогов и общества, необходимо с малых лет приучать детей к искусству . Процесс обучения искусству требует огромных затрат средств и времени, это долгий и тяжёлый труд, важно воспитывать, учить и следить за проделанной работой, нужно ограждать нашу молодёжь от ненужной и пустой информации, которая «льётся» с экранов телевизоров и из социальных сетей. Начала художественной культуры должно закладываться в семье, а вот систематическое и квалифицированное художественное образование человек должен получать в образовательных учреждениях различного типа. Рассмотрев понятие вкуса с научной точки зрения можно с уверенностью сказать, что в результате его эволюции оно приобрело новый и устоявшийся смысл. Художественный вкус является важной социокультурной характеристикой личности, показателем её эстетической развитости, осмысленной избирательности в сфере искусства.
В настоящее время отмечается ряд проблем, связанных с художественным вкусом подрастающего поколения. К таким проблемам относятся неграмотность в сфере искусства, установка молодёжи на бездумное времяпрепровождение, в котором нет места для серьёзного искусства, предполагающего душевный труд читателя, зрителя, слушателя. Перед педагогами стоит комплекс задач, в числе которых развитие у молодых людей художественного вкуса и привитие им чувства прекрасного, приобщение к подлинным художественным ценностям.
Литература
1. Борытко Н. М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; Под ред. Н. М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 496 с. 2. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: Учеб. для общеобр. учр. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008. 333 с. 3. Климова Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства: Дис. на соис.учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.134 с. 4. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с. 5. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 480 с. 6. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому решению воспитательных задач: Дис. на соис. учен. степ. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.


В раздел основное полное образование