"Ту войну мы не забудем никогда!"
Педагогический проект
Автор: Исаева Татьяна Ивановна, Важенина Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы, МКОУ Средневасюганская СОШ, Средний Васюган Каргасокского района Томской области
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средневасюганская средняя общеобразовательная школа» с. Средний Васюган Каргасокского района Томской области Профессиональный педагогический проект «Ту войну мы не забудем никогда!» Авторы: Исаева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания, Важенина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Средний Васюган, 2015Введение
Едва ли не самым важным событием 2015 года в нашей стране будет 70- летие Великой победы! Эта отличная возможность ещё раз вспомнить и почтить памятью и вниманием всех тех, кто причастен к этой знаменательной дате, тем, кто дал нам возможность жить в мире и согласии. Чувствовать себя свободными и счастливыми людьми, гражданами нашей необъятной Родины. 9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения в поколение. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Потому что именно с детства закладывается патриотическое чувство любви и уважения к своей Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Актуальность.
В последнее время государством особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания. Как воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? – задача не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. Создание проекта «Ту войну мы не забудем никогда!» направлено на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
Современная социокультурная ситуация в селе такова, что основное образовательное звено в сельской местности – это общеобразовательная школа, которая является единственной базой, кирпичиком в вопросе духовно-патриотического просвещения и воспитания школьников. На наш взгляд, для более плодотворного решения данного вопроса, школа сегодня должна стать социально-активной школой - такой, которая одной из целей ставит перед собой привлечение родителей и общественности к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед обществом. В поиске и реализации новых моделей духовно-нравственного, патриотического воспитания и образования, обеспечивающих открытость культурно-образовательного пространства, возрождение духовно- нравственных традиций, формирование трудолюбия, уважения к историческому прошлому своей Родины был создан проект «Ту войну мы не забудем никогда!»
Аннотация проекта:
Проект имеет следующие направления: предметное, воспитательное, историко-краеведческое, духовно-нравственное и творческое. Проект нацелен на популяризацию любви к родине, поднятию и привитию уровня гражданственности. А также на тесное сотрудничество родителей, детей и населения с. Средний Васюган. Проект содержит три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В нем предусмотрены разнообразные виды деятельности и сотрудничества: изучение материалов, изготовление транспарантов и праздничных плакатов, оформление стендов, конкурс стихотворений о войне, письма в прошлое, конкурс рисунков, участие в конкурсах и олимпиадах, посещения музея, художественно-эстетические мероприятия, театрально- музыкальные композиции, флэшмоб, участие во Всероссийских акциях, укрепление семейных связей и ценностей. Проект адресован учащимся 5-11 классов Средневасюганской средней общеобразовательной школы Каргасокского района Томской области. Новизна проекта выражается в использовании интерактивных, информационно-коммуникативных и других видов деятельности и форм работы, направленных на достижение общей цели. Акцент также делается на том, что малый проект становится частью большого Всероссийского, проекта, посвященного 70-летию Великой Победы. Инновационность проекта заключается в совершенствовании информационной компетенции участников через участие во Всероссийских акциях, в общешкольных и общепоселковых мероприятиях. Работа по формированию у сельских школьников патриотизма осуществлялась через реализацию следующих инновационных подходов: личностно-деятельностного, обеспечивающего включение каждого учащегося в социально значимую деятельность патриотической направленности; целостный подход, предполагающий соблюдение единства
и взаимосвязь формирования всех компонентов патриотизма; дифференцированный подход, действенность которого обеспечивает поэтапное, с учетом уровней сформированности патриотизма, воспитание сельских школьников в разнообразной деятельности и вариативность участия в разных видах деятельности, когда каждый выбирает свой индивидуальный, культурно-образовательный маршрут личностного роста в патриотическом становлении.
Нормативная база проекта:
1. ФГОС НОО 2. Государственная политика в области патриотического воспитания: - Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года; - Концепции модернизации российского образования; 3. Федеральная целевая программа «Дети России» 4. Программа гражданско-патриотического воспитания школьников МКОУ Средневасюганская СОШ на 2014/2015 учебный год «Отечества достойные сыны» (авторы ИсаеваТ.И., Важенина И.В.).
Цели и задачи проекта:
Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся путем обновления форм, методов и приемов педагогического воздействия, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Отечеству через эмоциональное воздействие произведений искусства, культуры и творческую деятельность. Задачи проекта: - активизировать деятельность детской волонтерской организации, ученического самоуправления; - развивать сотрудничество школы, семьи, общественности в духовно- патриотическом воспитании детей; - формировать навыки социального взаимодействия; - организовать участие педагогов, обучающихся в мероприятиях, конкурсах духовно-патриотического направления различных уровней с целью формирования их компетенций – воспитывать чувство гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью; – формировать у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;
– развивать национальное самосознание и гражданскую позицию в условиях учебно-воспитательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности обучающихся; – развивать творческие, интеллектуальные способности, коммуникативную культуры обучающихся, умения работать в коллективе;
Организаторы проекта:
Исаева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания, Важенина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Участники проекта:
учащиеся 5-11 классов, общественность (родители), классные руководители, учителя русского языка и литературы, библиотечный работник, учитель изобразительного искусства, работник школьного музея, учителя технологии.
Материальное обеспечение:
Финансовое обеспечение данного Проекта осуществлялось через партнерскую помощь Средневасюганской сельской администрации, спонсорскую помощь жителей села, личный вклад организаторов и участников проекта. Для реализации проекта использовалось следующее ресурсное обеспечение: кадровое: администрация и педагогический коллектив ОУ, социальные партнеры; методическое: методические и образовательные ресурсы для организации проекта в школе; материально-техническое: • помещения ОУ: актовый зал; учебные кабинеты; краеведческий музей; использование рекреационного пространства коридоров школы, кабинеты технологии; • предоставление методических материалов, видеоматериалов, презентаций, Интернет - источники для проведения мероприятий по Проекту. • оборудование (локальная сеть, беспроводной Интернет; цифровое оборудование, ламинатор, и др.).
Сроки реализации проекта:
апрель – май 2015 г.
Планируемые результаты:
Участие учащихся в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 70-летию Великой победы дает следующие положительные результаты: значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории; учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, получают импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формируется социальный опыт в труде и общении; формируются умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры; осуществляется профессиональный рост учителей, расширяются знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, предоставляется возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяются контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся. формируются такие качества личности как гражданственность и патриотизм; формируется уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; Кроме этого, привлечение ребят к привлекательным формам досуга способствует профилактике асоциального поведения. Проект позволяет выявить одаренных ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности.
В основу проекта были положены следующие принципы:
• принцип гармонического воспитания личности; • принцип успешности; • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребенка; • принцип творческого развития; • принцип доступности; • принцип ориентации на особенности и способности ребенка; • принцип индивидуального подхода; • принцип практической направленности.
• принцип занимательности; • принцип научности; • принцип культуросообразности
Этапы подготовки учебного проекта
№
п/
п
Этапы работы
над проектом
Содержание
работы на
этой стадии
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
1
2
3
4
5
1
Подготовительны й Определение темы и целей проекта, выявление круга наиболее активных учащихся, желающих принимать участие в проекте, организация учащихся, создание волонтерског о корпуса. Обсуждают тему и цели проекта, выбирают группу активистов (руководителей проекта) Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2
Планирование Определение основных мероприятий, постановка задач, распределени е обязанностей Устанавливают план действий, формируют задачи, осуществляют сбор информации о Всероссийских акциях и мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Великой победы, Предлагает идеи, высказывает предположения, корректирует план действий, помогает осуществлять сбор информации и распределить обязанности
назначают ответственных.
3
Основной Подготовка, организация и проведение основных мероприятий. Посвященных 70-летию Великой победы Организуют работу волонтерского корпуса, участвуют во Всероссийских акциях, привлекают школьников, общественность, родителей Наблюдает, направляет, координирует работу волонтерского корпуса, помогает в организации и привлечении общественности, родителей, школьников
4
Заключительный Подведение итогов Высказывают мнения, делятся впечатлениями, собирают и систематизирую т материалы для предоставления в школьный музей Благодарит всех участников проекта, выслушивает мнения
5
Оценка результатов и процесса Круглый стол Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованны е возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
План реализации проекта
Направление деятельности Цель Мероприятия Сроки
Предметная
деятельность
Обеспечение учащихся стандартом знаний по истории Великой Отечественной войны. Уроки истории и литературы, посвященные Великой Отечественной войне Апрель - май Предметные дистанционные олимпиады регионального, всероссийского уровня
Воспитатель-
ная работа
Формирование высоких нравственных качеств, правовой культуры и гражданского самосознания через воспитательную работу 1. Литературно- музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы. 2. Общешкольный смотр строя и песни 3. Классные часы посвященные Великой Отечественной войне. 4. Участие в общепоселковом митинге, посвященном Дню победы. 5. Участие в общепоселковой театрально-музыкальной постановке, посвященной 70-летию Победы 24 апреля 28 апреля Апрель – май 9 мая 9 мая
Историко-
краеведческая
деятельность
Прививать любовь к своей малой родине, воспитывать осознание ответственности за 1. Подготовка и проведение акции «Бессмертный полк» 2. Посещение школьного музея. 1 апреля – 9 мая апрель - май
судьбу своей страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.
Духовно-
нравственная
деятельность
Создать условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну, понимание причастности к истории великой страны и всего российского народа. 1. Выставка книг к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 2. Участие во всероссийской акции «Гонка ГТО – путь Победы», посвященной 70-летию Великой Победы. 3. Участие во всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной 70-летию Великой Победы. 4. Участие во всероссийской акции «70 лет Победе»: - исполнение на общепоселковом флэшмобе песен «День Победы», «Катюша», «Майский вальс». 5. Организация волонтерского движения: - оказание помощи труженикам тыла, одиноким пенсионерам, подготовка и проведение праздничных мероприятий 6. Благоустройство парка Победы 15 апреля – 15 мая 30 апреля 22 апреля – 8 мая 6 мая 1 апреля – 15 мая 5 мая
Творческая
деятельность
Развивать творческие способности учащихся, умения работать в группе, 1. Конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2. Конкурс сочинений 2 мая
коллективе, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм. «Лучший урок письма» по номинациям: «Письмо ветерану», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Напиши письмо и расскажи о мире, в котором тебе хотелось бы жить». 3. Оформление транспарантов для проведения акции «Бессмертный полк», посвященной 70-летию Великой победы. 4. Оформление аллеи Памяти, аллеи Славы 5. Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня: российский, региональный, областной. 28 апреля – 5 мая 1 апреля – 5 мая 15 - 30 апреля Апрель - май
Методические рекомендации
по реализации проекта
Живя в таком отдаленном поселке, как Средний Васюган, учащиеся имеют ограниченные возможности для расширения своего кругозора и пополнения своих знаний. Городские школьники в этом плане имеют гораздо больше преимуществ, посещая музеи, выставки, театры и кинотеатры, встречаясь с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны. Организация педагогического проекта в сельской школе имеет ряд положительных моментов. Во-первых, в ходе реализации проекта значительно расширяется круг знаний детей о событиях Великой Отечественной войны, о людях, ковавших победу для ныне живущих поколений. Во-вторых, подобная форма внеклассных мероприятий позволяет привлечь к участию максимально большое количество учащихся. В-третьих, внимание учащихся акцентируется на одном, значительном событии в истории и жизни страны, тем самым углубляются их знания по данной тематике. В-четвертых, проект способствует повышению интереса к истории как страны в целом, так и своего родного края и, как следствие, способствует повышению качества успеваемости. В-пятых, проведение внеклассных мероприятий, как правило, эмоционально окрашено, так как Великая Отечественная война коснулась практически каждой советской семьи, а это способствует лучшему запоминанию того события, которому были посвящены мероприятия, а также формированию общего положительного эмоционального фона. В-шестых, участвуя во Всероссийских акциях, дети, несмотря на большую пространственную отдаленность, чувствуют сопричастность к тем мероприятиям, которые проводятся по всей стране. В-седьмых, проект способствует развитию самоуправления, проявлению лидерских качеств подростков, а также выявлению талантливых, творческих детей. В 2015 году одним из самых важных событий в жизни нашей страны является 70-летие Великой победы. Событие это имеет огромную важность и
социальную значимость для всех граждан, так как в условиях напряженной международной обстановки необходимо воспитание патриотизма и сплоченности граждан всей страны. Соответственно, у учащихся необходимо создать подобное настроение. При проведении мероприятий не должно быть никакого принуждения к участию, акцент делается на наиболее активных школьников, которые постепенно увлекают за собой своих одноклассников и друзей. Конечно, этому должны способствовать руководители проекта. Кроме этого школьники должны чувствовать свою значимость, полезность обществу, понимать, что именно благодаря их участию и усилиям возможно осуществление всех запланированных мероприятий. При таком подходе дети особенно охотно, и даже радостно, включаются в работу.
В раздел основное полное образование