"Методологические особенности кейс-технологий"
Статья
Автор: Пирогова Оксана Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ СШИ № 32, Москва
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Методологические особенности кейс-технологий
1.1 Основные характеристики метода кейс-технологий
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту [2] обучение иностранному языку является одним из приоритетных направлений современного школьного образования. Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Содержание обучения иностранному языку основывается на общих требованиях к содержанию образования, изложенных в Законе РФ «Об образовании» [1, статья 14]. Согласно Закону «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать: 1. адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; 2. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; 3. интеграцию личности в национальную и мировую культуру; 4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 5. формирование духовно-нравственной личности; 6. воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Таким образом, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту [2] компонентами содержания обучения иностранному языку являются: предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему;
2 коммуникативные умения в разных видах речевой деятельности; языковые знания и навыки; социокультурные знания и навыки; учебно-познавательные и компенсаторные умения. Представим в таблице 1 более подробную структуру содержания обучения иностранным языкам. Таблица 1 - Содержание обучения иностранным языкам Компоненты содержания обучения Содержание обучения иностранным языкам Виды речевой деятель ности Диалоги Диалоги различного характера: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями. Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия. Монологи Описание, сообщение, рассказ, рассуждение. Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного. Реферирование. Аннотирование. Аудирова- ние Понимание на слух с разной степенью точности высказываний собеседника, а также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов. Чтение Ознакомительное (с пониманием основного содержания прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания прочитанного) чтение. Письменная речь Написание личных писем; заполнение анкет, формуляров. Написание автобиографий/резюме. Составление плана, тезисов сообщения. Изложение прочитанного, реферирование, аннотирование. Языковые знания и навыки Графика и орфография Буквы алфавита изучаемого языка, основные буквосочетания. Основные правила чтения и правописания. Фонетическ ая сторона речи Грамотное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний изучаемого языка. Логически правильное соблюдение ударения в
3 словах и фразах, интонационных особенностей различных типов предложений. Граммати- ческая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка. Знание основных различий систем иностранного и родного языков. Социокультурный аспект Национально-культурные особенности речевого/неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка. Наиболее употребительная фоновая лексика и реалии страны изучаемого языка. Компенсаторные умения Контекстуальная догадка, игнорирование лексических и языковых трудностей. Переспрос. Словарные замены. Мимика, жесты. Учебно- познава тельные умения Общеучеб ные умения Использование справочной литературы. Навыки работы с информацией: отражение содержания, поиск и выделение нужной информации, обобщение. Специальны е учебные умения Использование двуязычных словарей и других справочных материалов, в том числе мультимедийных, интерпретация языковых средств, составление схем и рисунков для закрепления пройденного материала, выборочный перевод и т. д. Реализация вышеизложенной системы содержания обучения иностранному языку подлежит контролю, как со стороны школы, так и со стороны государства.
Преподавание иностранных языков – это сложная постоянно- развивающаяся информационно-образовательная среда, в которой тесно переплетены традиционный подход с новыми образовательными моделями, педагогическими инновациями, технологиями и методами. Одним из таких методов является кейс-технология
.
Суть такого метода заключается в понимании конкретной ситуации, анализе и нахождении решений конкретных проблем или случаев. Кейс – это определение
4 ситуации с описанием каких-либо сложностей, с необходимостью их разрешения. В переводе с английского “case” означает: 1. портфель, чемодан, ларец, коробка, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов); 2. ситуация, случай, обстоятельство, дело, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны быть изучены студентами). Ситуация, заложенная в кейс, представляет собой некоторое состояние социальной реальности, в которое попадают действующие лица. Конкретизация понятия «состояние» возможна на основе таких явлений, как потребность, выбор, кризис, конфликт, борьба и инновация. Ситуация кейса может выступать в виде потребности человека или группы в чём- либо. Она представляется здесь как состояние недостатка, оказывающее стимулирующее воздействие на деятельность, которая в свою очередь ликвидирует этот недостаток. [17;32] Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситу- ациях. Рассмотрим сущность данного метода и приведем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории: кейс – это описание реальной ситуации, случая; кейс – это «кусочек» реальной жизни; кейс – это событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы спровоцировать
5 дискуссию в учебной аудитории, стимулировать обучающихся к обсуждению, анализу ситуации и принятию решения; кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конкретных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными проблемами выступают широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. [11;108] Благодаря такой методике существует возможность разнообразить сухую учебную атмосферу частичкой реальной жизни, ситуацией, которую необходимо осмыслить и принять обоснованное решение. Кейсы обычно представляют студентам в письменном виде, объём их может достигать нескольких страниц. Сюжет может быть определён событиями из реальной жизни, а может быть и вымышленным. Кейс может включать большое количество ролей, что приближает его к игровым методам и проблемному обучению. Именно это позволяет
6 непосредственно формировать межкультурную языковую коммуникативную компетенцию на уроках иностранного языка. Кейс-метод отличается от других инновационных технологий набором следующих принципов: 1. Индивидуальный подход к студенту; 2. Свобода обучения; 3. Большое количество наглядных материалов; 4. Небольшие объёмы теоретического материала; 5. Активное сотрудничество группы студентов и преподавателя; 6. Развитие навыков самоконтроля у студентов; 7. Выявление сильных сторон студента. Впервые, кейс-метод появился в Соединённых Штатах Америки. В 1924 году Школа бизнеса Гарвардского университета применила данную технологию в области управленческих дисциплин. Школа эта славится своими инновационными разработками. Сейчас Гарвардская и Манчестерская школы практикуют преподавание по методу кейс. Различие их заключается в том, что первая практикует поиск единственного правильного решения, а вторая – разрешает возможность нескольких выходов из ситуации. Доктор Копелэнд, Д. А. Эрскин, М.Р. Линдерс, Л.А. М.-Линдерс, Р. Мэрри являются ведущими разработчиками, теоретиками и практиками метода. В России данная практика получила своё применение лишь в 90-е годы, когда наряду с традиционным методом обучения постепенно началось использование интерактивных приёмов. Среди кейсологов- теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г.
7 Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.[9;25] Кейс - технологии – особый метод обучения, в ходе которого студенты и преподаватели активно обсуждают деловые образовательные ситуации и задачи. Кейс – это объёмное, сложное явление, включающее в себя конкретную информацию, факты и необходимый набор характеристик. Определённые аспекты, без которых кейс теряет свою уникальность, перечислены ниже: 1. Проблемность; 2. Конфликтогенность; 3. Использование ролей; 4. Событийность; 5. Деятельность; 6. Временные рамки; 7. Пространственные рамки. Перед студентами встаёт задача понять и осмыслить данную ситуацию, в основу которой заложена не только практическая проблема, но и актуализация уже имеющегося комплекса знаний, а также определить ситуационную сложность и алгоритм деятельности для достижения желаемых результатов. Задачей преподавателя является подбор необходимого материала, помощь в рассуждениях, спорах, направлении беседы, принятии решений. Преподаватель должен оградить студентов от принятии неверного или поверхностного решения, при этом он должен оставаться ненавязчивым. Его роль заключается в том, чтобы побудить группу к анализу кейса. Время от времени, необходимо обобщение,
8 пояснение или напоминание конкретных фактов или данных со стороны учителя. Кроме того, должны быть подготовлены ссылки на необходимую информацию. Во время работы над кейсом студентам важно понимать, что ответственность за принятие решения лежит на низ, а также нужно помнить, что в кейсе возможны альтернативные решения.
Технология работы при использовании кейсового метода приведено в
таблице 1.
Таблица 1. Подготовка и обучение кейсовым методам [7;9]
Фаза работы Действия преподавателя Действия студента До занятия 1. Подборка кейса 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы 2. Индивидуально готовится к занятию Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие 3. Принимает или участвует в принятии решений
9 После занятия 1. Оценивает работу студентов 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письменные отчет о занятии по данной теме
Задачи и функции кейс-технологии.
Кейс-метод представляет спектр образовательных задач и функций: приобретение новых знаний и развитие общих представлений; развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою; приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем; развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться; приобретение навыков разработки действий и их осуществления; возможность работать в команде; возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Классификация кейсов производится в зависимости от ряда
признаков:
1. Сложность 2. Цели и задачи 3. Сюжетность 4. Объём 5. Структура
10
При этом по сложности различают:
иллюстративные учебные ситуации – цель таких кейсов обучить студента алгоритму принятия верного решения в конкретной ситуации; учебные ситуации – кейсы, в которых чётко сформулирована проблема; это ситуация в определённом периоде времени, целью которой является диагностирование сложности и самостоятельное её решение; учебные ситуации – кейсы, в которых нет чётко сформулированной проблемы; сама ситуация намного сложнее, чем в предыдущем варианте, проблема определена статистическими данными, общественным мнением; цель такого кейса заключается в определении проблемы и нахождении выходов из неё с анализом данных ресурсов; прикладные упражнения с описанием конкретной, сложившейся ситуации; студенту предлагается выполнить анализ и найти пути решения проблемы.
Классификация кейсов исходя из их целей и задач:
обучающие анализу и оценке; обучающие решению проблем и принятию решений; иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Классификация кейсов исходя из структуры:
Структурированные кейсы — лаконичные точно-изложенные ситуации с конкретными данными и цифрами;
11 Неструктурированные кейсы – ситуации, в которых представлено большое количество данных, целью их является оценка стиля, скорости мышления, умения оценить и выделить главное, а также оценка навыков работы в конкретной области; Первооткрывательские кейсы – ситуации, как очень короткие, так и очень длинные, целью их является наблюдение за способностями человека мыслить нестандартно, выдвигать креативные идеи за отведённый период времени, способен ли человек подхватить чужую мысль и развивать её.
Классификация кейсов по размеру:
Полные кейсы (от 20 до 25 страниц) – рассчитаны на групповую работу и выступление всей команды; выполняется за несколько дней; Сжатые кейсы (от 3 до 5 страниц) – рассчитаны работу на занятии и требуют общего обсуждения; Мини-кейсы (1-2 страницы) – рассчитаны на работу на занятии и обычно используются как дополнительный, иллюстрационный материал к теоретическим данным.
Следующая классификация кейсов также заслуживает внимания:
структурированный – ситуация, в которой приводится незначительное количество данных; подразумевается использование конкретной модели и формулы, приводящие к верному решению; маленькие наброски объёмом от 1 до 10 страниц и 1-2 страницы приложений, представляют ключевую информацию, подразумевают использование собственных знаний; большие неструктурированные кейсы объёмом до 50 страниц, включают в себя очень большое количество данных; задачей
12 студентов является распознание необходимой информации, фильтрация лишних сведений; первооткрывательские – ситуации, в которых необходимо применение уже усвоенные теоретических знаний и практических умений, а также предложение новых идей, при этом ученики выступают в роли исследователей. [18; 52] Кроме того, кейсы могут быть сюжетными и бессюжетными. Первые обычно содержат информацию о предшествующих событиях, описание действий лиц и другую подобную информацию. Бессюжетные кейсы не описывают таких подробных деталей, так как их изложение может значительно раскрыть решение. Таким образом, кейсы могут быть представлены абсолютно по- разному: от нескольких строк до десятков страниц. Но важно помнить, что большие кейсы по сравнению с мини-кейсами вызывают определённые затруднения, особенно, если группа работает таким образом впервые. Ситуация может описывать и одно событие, и большое количество чётких деталей, включающих информацию, собранную за несколько лет. А также возможно использование определённых, распространённых моделей решения кейсов, либо несоответствие ни одной из существующих. Ситуации могут быть представлены как в печатном виде, так и в электронном. Однако использование диаграмм, таблиц, фотографий, картинок делает задание более наглядным и понятным. Но оба эти способа представления кейса облегчают работу и анализ ситуации по сравнению с информацией, которую необходимо воспринимать на слух (например, аудио- и видео- носители). Кроме того, сложность при работе с кейсом, записанным на один из таких носителей, может возникнуть, если нет возможности дополнительного просмотра, что зачастую приводит к искажению первичной информации и ошибкам. Поэтому в наше время стало не просто популярным, но и наиболее используемым
13 мультимедийное представление кейсов. Такой вариант сочетает в себе преимущества текстового изложения и интерактивного видео изображения, что помогает избежать описанные выше трудности.
Источники кейсов
Идеи для создания кейсов можно найти в литературе, как в художественной, так и публицистической. Использование реальных данных из средств массовой информации, фрагменты из классики, либо любой другой литературы существенно повышают интерес группы, делая кейс более живым и ярким. А также применение такого рода информации развивает нравственность студентов, расширяя культурологический аспект ситуации. Кроме того, для того, чтобы кейс имел более формальный вид, можно использовать статистические данные, использовать научные статьи, отчёты, монографии. И в настоящее время одним из основных источников является Интернет. Использование Всемирной сети позволяет быстро, оперативно и масштабно найти необходимую информацию. Таким образом, исходя из использования тех или иных ресурсов, кейсы можно опять же классифицировать: практические кейсы - содержат в себе описание жизненной реальности; обучающие кейсы – ситуации, основная задача которых – обучение; научно-исследовательские кейсы – предполагают исследовательскую деятельность. В практическом кейсе подробно описывается реальная жизненная ситуация, что определяет практическую, «действующую» её модель. Основной задачей здесь является обучение и тренинг студентов принимать решение, закрепление знаний, умений, навыков работы в данной ситуации. Очень важно в таком кейсе максимальное использование наглядных
14 материалов и большого количества деталей. Работа с такими ситуациями в результате заключается в познании жизни и приобретению навыка анализа и решения сложностей. Обучающие кейсы описывают ситуации, которые могут быть типичными в той, или иной профессиональной области. Основные задачи таких кейсов учебно-воспитательные, и они описывают не реальную ситуацию в жизни, а а такую, какой бы она могла быть. Это набор искусственных, собранных, возможных фрагментов жизни, который отражает условность кейса и мотивирует способность анализировать ситуации путём сравнения с реальностью. Исследовательский кейс рассчитан на приобретение новых знаний о ситуации и использование их в решении проблемы. Здесь работает метод моделирования, благодаря которому студенты приобретаю навыки научно- исследовательской деятельности.
Принципы построения кейса
1. Определение целей кейса, места в структуре дисциплины, определение приобретаемых знаний, умений и навыков. 2. Определение проблемной ситуации. 3. Определение программы кейса. 4. Выбор модели кейса. 5. Выбор жанра кейса. 6. Написание кейса. 7. Использование кейса в практике. Схематически процесс создания кейса можно отразить следующим образом:
15 На процесс формирования кейсов оказывают влияние несколько факторов: дидактика; требования системы образования; изменения, происходящие в жизни, в той системе, которая отражается в кейсе; творческие способности разработчика кейса.
Кейс-технологии в обучении
М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси: возможность использования групповых форм;
16 использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций; возможность создания новых моделей деятельности; выработки навыков простейшего обобщения информации В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом: Таблица 4. Интеграция методов при организации работы с кейсом
Методы
интегрированные в кейс-
метод
Характеристика его роли в кейс-
методе
Моделирование Построение модели ситуации Системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования Метод описания Создание описания ситуации Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
17 Игровые методы Представление вариантов поведения «Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации Дискуссия Обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями; Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать; Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения; Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Кейс-технология, как и любая другая, по своей сути алгоритмизированный процесс и нарушать эту упорядоченную последовательность не стоит. В методике выделяют три вида предъявления кейса: печатный, мультимедиа кейс, видео-кейс. В методике выделяется три этапа работы над кейсом, внутри которых существует строгая последовательность действий учителя и учащихся: ознакомительный, исследовательский, презентационный.
18 Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. [11; 22]
Оценивание работы над кейсом
Работу группы можно оценивать по следующим показателям: 1. Аргументированность и обоснованность выступления. 2. Выделение круга вопросов, которые требуют углубленного обсуждения. 3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий. 4. Демонстрация умения логически мыслить. 5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания. 6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения. 7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса. 8. Активное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов. 9. Подведение итогов обсуждения. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающегося по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисциплиной. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность. Оценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его
19 оценивания преподавателем, что требует обязательного ее разъяснения до начала работы над кейсом. В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки. Педагогические возможности использования кейс-метода и его применение в образовательном процессе зависят от профессиональной компетентности педагогов. Изучение данного метода и внедрение его в образовательный процесс позволят не только организовать обучающихся на усвоение необходимых знаний, но и научить использовать их в жизнедеятельности.
Проблемы использования кейс – технологий
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и учащийся здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав учащегося. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напоминает кипящую плазму.
20 Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни доминируют над другими. Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации. Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей. Итак, на занятиях по английскому языку можно применять кейс – метод. Преимущества метода:
21 позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации. Можно использовать кейсы в процессе представления нового материала – кейс – обучение – открытая дискуссия. Кейсы - это учебные материалы, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Иногда преподаватель может попросить учащихся принять на себя определенную функциональную роль. Это может оказаться совсем не просто. Case – study тем и хорош как метод, что попутно он развивает навыки работы в команде. Самому решить для себя, какой путь лучший – это только половина дела. Необходимо еще доказать, что выбранное решение правильно. Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.
Применение кейс-технологий на уроках английского языка
Развитие коммуникативных навыков.
Для того чтобы учащиеся могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы. Применение кейс-технологии на занятиях по английскому языку преследует две взаимодополняющие цели, а именно: совершенствование коммуникативной компетенции; лингвистической компетенции;
22 социокультурной компетенции. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – всё это примеры коммуникативных задач. Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике английского языка.[9; 32] Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности: обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе; выделение наиболее важной информации; обмен мнениями и составление плана работы над проблемой; работа над проблемой (дискуссия); выработка решения проблемы; дискуссия для принятия окончательного решения; подготовка доклада; аргументированный краткий доклад.
23 Кейс-метод на английском языке рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. ученикам необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения английским языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка. Итак, кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.[17; 286] Практика показывает, что учащиеся положительно реагируют на метод кейс-технологий. Преподаватели, использующие кейс-технологию в своей деятельности, говорят о достижении определенных результатов: 1. контроль устной и письменной речи показал, что у обучающихся увеличился словарный запас. 2. повысилась мотивация обучающихся к изучению английского языка. 3. все больше обучающихся понимают практическую значимость умения общаться на английском языке. 4. устойчивое формирование межкультурной языковой компетенции. В заключение следует отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один
24 шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.
Формирование исследовательских личностных навыков через
применение кейс-технологий.
Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Разумеется, кейс-метод используют и при коммуникативно- ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.
Требование к учителю при организации учебно-исследовательской
работы
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:
25 положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
1.3. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Люди, изучающие иностранный язык, утверждают, что порой этот процесс может быть скучным и даже безрезультатным. Бессистемное зазубривание огромного количества разнообразного материала, лексических единиц и грамматических структур без дальнейшего их применения попросту не оправдывает себя. Учёные, занимающиеся этим вопросом, дали условный термин процессу зазубривания: «зубрёжка». При этом, они подчёркивают, что эта система очень важна для запоминания отдельных фрагментов информации, например, имён, номеров телефонов, дат. Но, чем меньше возможностей применения и использования этой информации, чем больше отделена она от предыдущего опыта и знаний человека, тем сложнее её запомнить и удержать в памяти. Недостаток этой системы очевиден: знания, поступающие в «хранилища» памяти через систему «зубрежки», неустойчивы и непродуктивны, так как располагаются в ячейках памяти бессистемно и хаотично, при необходимости мозгу трудно отыскать нужную информацию.
26 [19; 85] Таким образом, механическое запоминание может привести к успешному пополнению словарного запаса, хотя чаще это будет активный, чем пассивный запас. И, наоборот, такой способ деятельности никогда не приведёт к произвольному высказыванию или произвольной речи. Теоретические исследования индивидуальных различий в функционировании психики показывают, что личность человека - есть комплекс 6 сложных многоуровневых, иерархических систем обработки информации: сенсорной (ощущающей), моторной (двигательной), когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной), стилевой и ценностной. [8; 448] Последние две системы являются центральными, они отвечают за направление функционирования остальных систем. За кодирование и декодирование информации отвечают периферийные системы: сенсорная и моторная. Решающую роль в обучении играют когнитивная и аффективная системы, которые расположены возле центра. Взаимодействие всех перечисленных систем приводит к большим психологическим образованиям, например, эмоциям, от которых полностью зависит учебно- познавательная деятельность и её результат. Эмоции, которые возникают в процессе любой деятельности, определяют свойство универсальности. Оно проявляется вне зависимости от вида и специфики деятельности, при которой они возникают. Счастье, грусть, радость, волнение возникают при удовлетворении любой потребности. То есть эмоции, полученные в процессе деятельности, вызывают «ценные» переживания, а они, в свою очередь, поддерживают функциональность самого процесса, благодаря вызванному интересу, увлекательности и поглощённости им. Во время обучения постоянно необходимо учить большое количество разнообразной информации. Психологи различают виды памяти по трём основным критериям:
27 1. по длительности усвоения и сохранения информации (долговременная память и кратковременная память); 2. по типу психической активности (словесная, двигательная, эмоциональная, образная); 3. по типу целевой деятельности (произвольная или непроизвольная). Преподавателям иностранного языка важно помнить, что необходимо задействовать как можно больше путей поступления информации для того, чтобы активировать память. Эмоции помогают сильнее запомнить какие-либо данные. Всё то, что вызывает у нас всплеск эмоций, прочно и надолго остаётся у нас в памяти. Это объясняется такими свойствами эмоциональной памяти, как непроизвольность и быстрый переход эмоционального образа в долговременную память. Студенту в таком случае нет необходимости повторять материал несколько раз. Какие же эмоции могут вызвать лучшее запоминание? Как положительные, так и отрицательные. Но положительные эмоции, при успешном выполнении задания в последствии будут извлекаться из памяти для повторения успеха, в то время как отрицательные эмоции предупреждают неприятный опыт и повторные ошибки. Таким образом, необходимо отметить роль эмоций в методе кейс- технологий в преподавании иностранного языка. Представлена ситуация, которая требует решения какой-либо проблемы. Им не нужно ничего учить и тем более зазубривать. Если задачей кейса является введение новых лексических единиц, эта лексика сразу же используется в анализе ситуации, выявлении проблемы и обсуждении решений. Студентам необходимо анализировать, размышлять, обсуждать, исследовать, предполагать, в то время, как новая лексика или новые грамматические структуры остаются побочным дополнением к основному заданию. Чем больше ролей и информационных факторов, тем больше эмоций получают
28 студенты на занятии. Соответственно эти эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Итак, метод кейс-технологий – это побуждение студента к анализу, исследованию, обсуждению и принятию решения. Такой метод как нельзя лучше сочетается с эмоциональной поддержкой обучающихся, что несомненно приводит к положительному результату. При этом занятия могут быть увлекательными, познавательными, наполненными эмоциями. Студенты могут сочетать обучение с доброжелательной атмосферой группы, не испытывая лишнего напряжения. В свою очередь преподаватель может поддержать, тактично исправить ошибки и направить работу группы в нужное направление.
В раздел основное полное образование