"Работа с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания"
статья
Автор: Нечитайло Лидия Владимировна, учитель истории, МКОУ дицей №11, город Россошь, Воронежская область
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Работа с одаренными детьми на уроках истории и
обществознания.
Нечитайло Л.В. учитель МКОУ лицей №11 г.Россоши, Воронежской области.
Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети- это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями. Они любознательны, у них высокая потребность в познании, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, высокая мотивация к учебной деятельности, они более активны.
Цель своей деятельности
в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Одни утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от личной направленности человека, от его жизненной позиции. Многое в развитие одаренности зависит от того, насколько мы учитываем своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей, насколько мы умеем найти в индивидуальности то “самое-самое”, что, в конечном счете, будет определять успех. Одна из насущных задач учителя в работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и восхищение. У других она скрыта, спрятана в закоулках их внутреннего мира, придавлена, заслонена различными комплексами, особенностями темперамента и характера. Поэтому талант не всегда на виду, чаще всего его надо выявлять, порой приложив определенные усилия, а затем поддержать, дать возможность развиться. Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей
проходит три этапа: I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету. II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке: уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения; урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); урок- конференция. Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок- дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому, или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели. Подобная деятельность учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Результаты своей работы с одарёнными детьми представляю в следующей таблице.
Ф.И. класс
Мероприятие, год
Результат
Долгов Виктор, 8 класс Заочная олимпиада по истории (
федерального
уровня
) по инициативе ООО «Олимпус»,
2013
год
Лауреат Кобзарь Олег, 10 класс VI
областной
конкурс «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления»,
2013 год
Победитель Архипенко Кирилл, 10 класс
Муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников по праву,
2014 год
Призер
Льяшова Виктория, 10 класс
Муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников по праву,
2013 год
Призер Льяшова Виктория, 11 класс
Муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников по праву,
2014 год
Призер Мильто Сергей, 10 класс
Муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников по истории,
2014 год
Победитель Кудряшова Ольга, 10 класс
Муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию,
2013
год
Победитель Кудряшова Ольга, 11 класс
Муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию,
2014
год
Победитель Кудряшова Ольга, 10 класс
Региональный
этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию,
2014год
Призер Кудряшова Ольга, 11 класс
Региональный
этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию,
2015год
Призер Мильто Сергей, 10 класс
Региональный
этап Всероссийской олимпиады школьников по истории,
2015год
Призер В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня (Молодежные чемпионаты по предметам), выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.
В раздел основное полное образование