"Герой или предатель"
Конспект урока
Автор: Сенчева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №128, Самара
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Тема: Герой или предатель?
Класс: 11 «А»
Учитель: Сенчева Л.С., МБОУ СОШ 128
Цель:
развивать представления о смысле жизни, истинных и ложных ценностях; воспитывать в обучающихся морально-нравственные качества.
Задачи:
-
осмысление обучающимися того, что торговля заветным, святым (нравственными ценностями) приводит к духовной, нравственной гибели человека и неприемлема в обществе людей; - умение дать оценку явлениям исторического прошлого; - обучение умению делать нравственный выбор.
Оборудование:
проектор, презентация, фрагменты кинофильмов.
Материалы для обсуждения:
И. Володин («В круге первом» А.И.Солженицына) - Эдвард Сноуден; Сотников – Рыбак («Сотников» В.Быкова) – А.Власов; «Молодая гвардия» А. Фадеева – Степан Бандера.
1.Вступительное слово учителя.
«Каждый из нас, в лютые времена или благополучные, каждый день делает маленький или большой выбор» − этот выбор характеризует нас как личности, и именно по нему о нас судят окружающие.
Мне кажется, что обращаться к писателям, произведения которых помогают лучше понять историю своей страны, необходимо в школьном возрасте. А.И.Солженицын в романе «В круге первом» пишет о событиях, пережитых им самим. Это было время, когда человека как личность ни во что не ставили, обстановка в стране была тяжёлая и никто не мог защитить человека от тюрьмы и ссылки, даже закон!
Солженицын на первое место ставит даже не то, в каких условия
живет
человек,
а
то,
какой
выбор
он
делает
в
сложившихся
обстоятельствах
. Для писателя очень важно показать, что, в какую бы трясину ни заносила человека судьба, он всегда должен оставаться Человеком, преданным себе и своим моральным устоям. Нельзя не согласиться, что сейчас эта проблема – проблема нравственного выбора – не менее актуальна. «Понять Александра Солженицына – значит, многое понять в истории уходящего ХХ века. И в первую очередь – нашего российского ХХ века. Этот век отмечен и массовыми освободительными движениями, и массовыми же невиданными репрессиями; бурным научно-техническим прогрессом и одновременно – ужасающим бессилием человека перед лицом обстоятельств; высокими словами о справедливости, братстве и счастье – и забвением нравственных всечеловеческих ценностей. Подобно гигантам Средневековья, писатель старается собрать воедино и воссоздать доселе разъятую картину мира. И прочертить перспективы будущего» - пишет критик Л.Келер. Мы постоянно совершаем выбор, начиная с того, что нам делать, где нам жить, с кем общаться, а с кем нет, и заканчивая выбором, связанным со смыслом жизни. В любом случае, какой бы выбор мы ни совершали, следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой, окружающими и Богом.
В зависимости от выбора, который делает человек, понимая, что от него зависит его судьба, судьба его близких, даже незнакомых ему людей, он становится или героем, или предателем. Обратимся к толковому словарю. Как объясняются эти понятия? (Слайд 1).
Рассмотрим несколько ситуаций, когда необходимо сделать выбор.
Завязкой романа А.И.Солженицына «В круге первом» является звонок Иннокентия Володина в американское посольство с сообщением о том, что советский разведчик Георгий Коваль получит в магазине радиодеталей в Нью-Йорке важные технологические подробности производства атомной бомбы.
2.Начало дискуссии. Личность – государство.
-
Человек, оказавшийся в положении Володина, герой или предатель? ( в каждой группе 1 докладчик, остальные – дают оценку поступкам героев со своей т.з.) (Этот звонок не производит никакого впечатления на атташе американского посольства, зато завязывает тугой узел вокруг Иннокентия, потому что, когда он произнес в трубку слова атомная бомба, в 194-й комнате XI отдела 6-ого управления МГБ включился на запись магнитофон и записал отрывок этого разговора. Затем эту запись отправляют в исследовательскую лабораторию Марфинской шарашки, где высококлассные физики и математики пытаются определить по магнитофонной ленте звонившего. «Иннокентий», т.е. «невинный», появляется в московском мире романа со своим судом совести, словно с луны свалившийся, а точнее, приезжает из-за границы…». Иннокентий меняется на протяжении всего романа, дома он боится каждого звонка, на улицах с опаской косится на прохожих, едет в деревню к дяде, чтобы разобраться в себе и в том,
правильно ли он поступил. Он находит дневник своей матери и читает: «Что же дороже всего в мире? – Оказывается, сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть не через тебя». Эти строчки помогли Володину посмотреть на свой поступок с новой стороны. Он понимает, что система не только старается задавить человека, но и заставляет его действительно чувствовать себя в чем-то виновным. Мне кажется, что мотивы Володина абсолютно бескорыстны. У него ведь был шанс продать информацию достаточно дорого и без столь высокого риска, предложив её в тот момент, когда окажется за границей, но он этого не делает. Думаю, Володин не является непосредственным борцом против сталинской государственной системы. Однако он искренне желает предотвратить попадание атомной бомбы в руки Сталина, и его поступки продиктованы не минутным порывом, а долгими внутренними размышлениями. В результате действий Володина в тюрьму посадили не его одного, а ещё и вовсе неповинного человека, который, по мысли начальства, тоже мог совершить звонок в посольство с этим сообщением. Финал романа рассказывает нам о том, как началось пребывание Иннокентия в тюрьме. Мы видим, как из человека выбивают всякую волю и индивидуальность, вынуждают беспрекословно подчиняться тупым указаниям надзирателей. Это позволяет нам до конца понять систему, которая долгие годы держала героев романа и самого Солженицына за решёткой). ( Отрывок из фильма).
3.Продолжение дискуссии
(Слайд 2). - Согласитесь, что в похожей ситуации оказался Эдвард Сноуден. Как вы относитесь к его поступку? («Я готов пожертвовать всем этим, потому что не могу со спокойной совестью позволить правительству США нарушать приватность, свободу Интернета и основные свободы людей во всём мире с помощью этой
громадной системы слежки, которую они втайне разрабатывают» — сказал он в интервью «Гардиан». «Если бы моим мотивом были деньги, я мог бы продать эти документы любому количеству стран и разбогатеть». «Я не считаю себя героем, потому что я действую в собственных интересах: я не хочу жить в мире, где нет тайны частной жизни, и поэтому нет места для интеллектуальных исследований и творчества».)
(Петиции в защиту Сноудена
В Интернете появились по меньшей мере две петиции в защиту Сноудена. Одна из них была создана 9 июня на сайте Белого дома, и неоднократно обсуждалась в прессе. Петиция провозглашает Сноудена «национальным героем» и требует его полной амнистии. На 27 июня она собрала свыше 120 тыс. голосов, то есть преодолела порог (100 тыс. до 9 июля), после которого Белый дом будет обязан дать официальный ответ. Другая петиция создана 12 июня на сайте Avaaz и призывает «рассматривать
Сноудена
как разоблачителя нарушений, а не как опасного преступника», «обращаться с ним гуманно во время процесса», а также прекратить программу PRISM. На 30 июня она собрала более 1,3 млн голосов пользователей из разных стран. Реакция ООН на
Эдварда
Сноудена
12 июля 2013 года верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй (Navi Pillay) заявила, что «дело
Сноудена
свидетельствует о необходимости защищать лиц, которые раскрыли информацию по вопросам, имеющим последствия для прав человека, а также по вопросам, имеющим важность для обеспечения уважения права на частную жизнь».)
4. Следующий этап дискуссии. Человек на войне.
Василь Быков
-
у
частник Великой Отечественной войны, которая определила темы, сюжеты и героев его произведений. Стойкость, героизм и человечность советского солдата не только в победах, но и в поражениях составляют главное содержание его произведений.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо предать и спасти свою жизнь, либо погибнуть от рук фашистов. (Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда). Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес. О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал. В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только
человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу. Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет». Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси). Фрагмент фильма. ( Слайд 3).
- Как вы оцениваете поступок генерала Власова?
(Русская освободительная армия была сформирована преимущественно из советских военнопленных, попавших в немецкий плен. 27 декабря 1942 года генерал-лейтенант А. А. Власов и генерал В. Г. Баерский в письме немецкому командованию предложили организовать РОА. Армия была заявлена как воинское формирование, создаваемое для «освобождения России от коммунизма». Исходя из пропагандистских соображений, руководство Третьего Рейха сообщило об этой инициативе в средствах массовой информации, ничего, однако, не предпринимая в организационном плане. С этого момента все солдаты русской национальности в структуре немецкой армии могли считать себя военнослужащими Русской освободительной армии, которая, правда, существовала тогда только на бумаге. Маршем РОА являлась песня «Мы идём широкими полями». Музыка М. Давыдова, слова А. Флорова. Мы идём широкими полями На восходе утренних лучей. Мы идём на бой с большевиками За свободу Родины своей. Припев: Марш вперёд, железными рядами В бой за Родину, за наш народ! Только вера двигает горами, Только смелость города берёт! Мы идём вдоль тлеющих пожарищ, По развалинам родной страны, Приходи и ты к нам в полк, товарищ, Если любишь Родину, как мы. Припев
Мы идём, нам дальний путь не страшен, Не страшна суровая война. Твердо верим мы в победу нашу И твою, любимая страна.) Речь идет прежде всего о настойчивых попытках реабилитировать Власова и власовцев, всех коллаборационистов, изобразить их как подлинных патриотов, боровшихся во имя «свободы» народов СССР от тоталитарного режима. Эти намерения - представить предательство добром, а защиту Отечества злом - лопаются как мыльные пузыри при ответе на главный вопрос - вопрос о характере войны, которую вел советский народ против фашистской Германии. Давно ставшие известными документы убедительно свидетельствуют о варварском, беспощадном характере войны Германии против Советского Союза, суть которой можно выразить двумя словами «завоевать и уничтожить». Еще в марте 1941 г. Гитлер так определил военные и политические цели войны против СССР. «Наша задача в России - разбить вооруженные силы, уничтожить государство... Речь идет о борьбе на уничтожение». При этом имелось в виду: «Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению». Уточняя долгосрочные планы, фюрер говорил: «Должно быть совершенно ясно, что из этих областей (завоеванных земель - авт.) никогда уже не уйдем. По утверждению Гитлера, они представляют собой «огромный пирог», который следовало «освоить». Для оккупированной страны устанавливались три критерия: во-первых, овладеть; во-вторых, управлять; в- третьих, эксплуатировать. Ради этого «мы будем применять все необходимые меры - расстрелы, выселения и т.п.». А что будет с русскими?
Сдавшись в плен, Власов перешел на сторону врага, открыто декларирующего уничтожение нашей Родины, осуществлявшего геноцид русского народа, завоевание «жизненного пространства». Заявление Власова об освобождении СССР от сталинизма в союзе с гитлеровской Германией не что иное, как легенда для оправдания своей трусости, боязни смерти, оправдания себя в своих собственных глазах, в глазах идущих за ним людей.
- Как поступили те, кому были дороги интересы России?
Генерала Деникина приглашали сотрудничать с нацистами, но он ответил отказом, заявив: «Генерал Деникин служил и служит только России. Иностранным государствам не служил и служить не будет».
5. Новый этап дискуссии. Прошлое и современность.
(Слайд 4). - Почему члены «Молодой гвардии» и бандеровцы оказались по разные линии фронта? - Кто сегодня в Украине герой, а кто предатель?
6. Рефлексия.
(Слайд 5).
7. Домашнее задание.
(Сайд 6)
8. Информация к размышлению.
(Слайд 7)
В раздел основное полное образование