Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Свет Сониной души" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

конспект урока

Автор: Макашова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, ГОБПОУ "Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий", г. Липецк

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование




Конспект урока по предмету
«
Литература
» Преподаватель русского языка и литературы Макашова Н.В.
Тема урока
: «Свет Сониной души» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Обрести Христа - значит, обрести собственную душу. Ф.М. Достоевский.
Цели урока:

Образовательные:
- определить, в чем «правда жизни» Сони Мармеладовой; - проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; - осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока;
Развивающие:
- совершенствовать умение и навык анализа художественного произведения; - развивать внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества у обучающихся на примере образа Сонечки Мармеладовой;
Тип урока:
комбинированный.
Техническое оснащение урока
: интерактивная доска;
Методическое оснащение урока
: презентация, опорный конспект по теме, тексты романа.
Ход урока.
Организационный момент
I. Повторение материала предыдущего урока.
На прошлом уроке мы говорили о так называемых героях – двойниках Лужине и Свидригайлове. - Кто такой Свидригайлов и в чем заключается его теория? - Кто такой Лужин и в чем заключается его теория? -В чем сходство и различие теорий этих героев по сравнению с теорией Раскольникова. (Эти герои тоже готовы «переступать», но только ради себя, а Раскольников ради блага других людей.)
II. Объяснение нового материала.

Обрести Христа - значит, обрести собственную душу. Ф.М. Достоевский.
-
После убийства Раскольников отгораживается от других людей, для него становится тягостным общение с Дуней, матерью, Разумихиным. И единственный человек, к которому тянет Раскольникова - это Соня Мармеладова. Именно ей суждено пережить глубину душевных мук Раскольникова. Именно ей посвящен и наш сегодняшний урок. -
Запишите тему и эпиграф урока.
К эпиграфу мы вернемся в конце нашей беседы, а цель сегодняшнего урока
-
определить, в чем «правда жизни» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки, как свет Сониной души повлиял на душу Раскольникова.
- Давайте вспомни, какова судьба Сони.
Соня рано лишилась матери, отец ее женился на Катерине Ивановне, у которой к тому времени было 3 детей. Из рассказа Мармеладова мы узнаем, что Катерина Ивановна женщина горячая, и потому жилось Сонечке несладко. Жила семья Мармеладовых нищенски, есть было нечего, Мармеладов пил, а дети голодали. Сонечка пробовала шить, но много таким образом не заработаешь, к тому же ей могли и не заплатить, обвинив в том, что сшила плохо. Однажды Катерина Ивановна начала упрекать Сонечку, что та ест и пьет, и теплом пользуется, а ничего не делает. Сонечка не выдержала и ушла из дома , а вернулась в девятом часу и «на стол перед ней (Катериной Ионовной) тридцать целковых молча выложила».
- Судьба Сони трагична. А теперь обратимся к внешности Сони. В какой сцене подробно дано

описание Сонечки?
(Когда домой приносят умирающего Мармеладова).
- Опишите Соню, ее потрет, поведение.
(Соня хорошенькая блондинка с голубыми глазами. Не смотря на свой яркий, неприличный наряд, Соня выглядит почти девочкой, гораздо моложе своих лет. Она входит «неслышно и робко», забыв о своем «неприличном», «разукрашенном по – уличному наряде», и, в то же время, стесняясь переступить порог). -
А что говорится о поведении Сони, когда она приходит к Раскольникову, чтобы позвать его

на поминки отца?
(Она держит себя тихо, скромно, робея, как «маленький ребенок», «чуть не дрожа от страху».)
- Т.о., девица «отъявленного поведения» оказывается очень робкой, скромной и порядочной.

Разврат, в котором живет Соня, не коснулся ее. Она не похожа на вульгарную, развратную

женщину.

Соня Мармеладова -
хорошенькая блондинка с голубыми глазами. Не смотря на свой яркий, неприличный наряд, она выглядит почти девочкой, гораздо моложе своих лет.
- Посмотрим на иллюстрацию художника Шмаринова Д.А. Удалось ли художнику передать

характер Сони, ее скромность, драматизм ее положения?

Слайд.

Запись в тетради:
Соня Мармеладова
-
хорошенькая блондинка с голубыми глазами. Не смотря на свой яркий, неприличный наряд, она выглядит почти девочкой, гораздо моложе своих лет. Сонечка держит себя тихо, скромно, робея, как «маленький ребенок», «чуть не дрожа от страху».)
- А теперь мы разберемся, чем жила Соня, в чем состоит «правда» Сони Мармеладовой.

Посмотрим, какой была ее внутренняя духовная жизнь, и как свет Сониной души повлиял на

Раскольникова.


Для того чтобы найти ответы на все эти вопросы, нам нужно обратиться к беседам Сони и

Раскольникова.

- Вспомним визиты Раскольникова к Соне. Как объясняет Раскольников свой первый визит к

Соне? Зачем он идет к ней? Ч.4 , гл. 4.

Слайд.
(Раскольников идет к Соне, чтобы найти союзницу по преступлению. Он считает ее преступницей, т.к. она переступила через себя, тоже нарушила нормы закона и морали.
Но Раскольников не видит

разницы между своим и ее преступлением
).
- В начале своего визита Раскольников рассматривает комнату Сони. Зачем он это делает?
( Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она переступила. Но глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содроганием»).
- Читаем и анализируем диалог Сони и Раскольникова. Ч.4,гл.4.

Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как Соня

раскрывается в них? Есть ли в душе Сони злость, обида на Катерину Ивановну?
(С точки зрения Раскольникова, это было бы естественно и закономерно, но он ни разу не услышал даже косвенного упрека в адрес мачехи, напротив, герой с изумлением понимает, что Соня любит Катерину Ивановну! Именно Соня открывает ему лучшие качества Катерины Ивановны: великодушие, нравственную чистоту, стремление к справедливости, бескорыстие, жертвенную любовь к детям, тонкий вкус и чувство красоты. Трагедия вынудила Соню жить отдельно от семьи, но разрыва с ней не произошло: «Мы одно, заодно живем». Грубость, оскорбления, даже побои доведенной до отчаяния мачехи она не копит в душе, зато себя судит очень строго, винит в том, что столько раз «ее в слезы вводила».
Вспомним историю с кружевными воротничками и

нарукавниками.
)

Запись в тетради:
От искренней, самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притягивает к ней людей, делая их лучше и чище. В ее рассуждениях — безграничная любовь, сочувствие, уважение, сострадание к бедным людям. «Какое-то ненасытимое сострадание… изобразилось вдруг во всех чертах лица ее», когда она говорила о Катерине Ивановне. Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества, будь это Мармеладов, Катерина Ивановна, квартирные хозяева Капернаумовы, («Хозяева очень хорошие, очень ласковые... И они очень добрые...») или каторжане.
- Раскольников выясняет, что за человек Соня, каков ее характер, но продолжает свой допрос,

хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет.
- Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет». Что слышит он в ответ? Ч.4,гл.4. (Раскольников слышит: «Нет, нет, как отчаянная крикнула Сонечка, как будто ее ножом ранили. Бог такого ужаса не допустит»).
- Раскольников делает Сонечке еще больней, говоря, что Бога, может, и нет.

Как реагирует Соня, когда Раскольников говорит, что Бога нет? Ч.4,гл.4.
( Он доводит ее до исступления. По ее лицу «пробежали судороги», она с невыразимым укором взглянула на него, потом горько- горько заплакала).
-Мы понимаем, что Соня верующая.

- Соню удерживает на этой земле вера, что ее жертва не напрасна, что есть Бог, который

пожалеет маленьких детей, Полю.

- Как относится Раскольников к вере Сонечки, к тому, что она, живя в таком кошмаре, смеет

надеяться на лучшее? Ч.4,гл.4.
(Раскольников пытается уверить себя в ее сума сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?)

-Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода!

Юродивая!» — в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация

нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение

Лазаря». Соня недоумевает: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..»

-Что вы знаете о Новом Завете?

Слайд о Новом Завете.
Большую роль сыграло в его жизни Евангелие, подаренное ему в Тобольске женами декабристов, когда он следовал на каторгу в Сибирь. С этой единственной книгой, позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот самый экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга... Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете». В этой книге очень много страниц, испещренных пометками карандашом и ручкой, некоторые места отмечены ногтем. Этими пометами, столь важными для понимания религиозных и творческих исканий великого писателя, давно заинтересовались исследователи его творчества. Впоследствии Достоевский писал Н.Д.Фонвизиной, жене декабриста: «Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже... до гробовой крышки... Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».
-Прежде чем обратиться к сцене чтения Соней Евангелия, посмотрите на слайд.

Слайд.

Чит. Ч.4,гл.4. Обратим внимание на поведение Раскольникова и Сони.

- Почему Соня читает Раскольникову Евангелие так восторженно, вся дрожа? Чего она ждет

от героя?
(Соня ожидает чуда — чуда мгновенного преображения Раскольникова, она хочет, чтобы он, ослепленный и неверующий, тоже поверил в Бога.
«И он, он — тоже ослепленный и неверующий,

— он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и

она дрожала от радостного ожидания.
Соня не знает, что Раскольников убил старуху – процентщицу, но видит, что он чем-то мучается и пытается помочь Раскольникову, дать ему надежду, веру в Христа).
- Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь

Воскресение и жизнь
». Как вы думаете, почему?
( В этой сцене сталкивается вера Сонечки и безверие Раскольникова. Здесь мы видим прообраз грядущего воскресения героя. Душе Раскольникова, «убитой» совершенным преступлением, предстоит обрести веру и воскреснуть, подобно Лазарю. «Ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь (“Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся, — говорит ему Разумихин. — Четвертый день едва ешь и пьешь”), жаждущий воскрешения и отчаивающийся в надежде на него).
Запись в тетради.
В IV главе четвертой части, которая, безусловно, является не только центральной, но и кульминационной в романе, раскрывается духовная красота Сонечки и становится понятен замысел автора, приведшего к ней своего героя. Не только самоотверженность во имя любви, безграничная кротость, которая особенно ярко проявляется в ее отношении к мачехе, смирение, но и самое главное, что дает ей силы жить в невыносимых условиях, — вера в Бога — вот что такое Сонечка! Соня становится для Раскольникова ангелом-хранителем. Срывающимся от волнения голосом, преодолевая горловые спазмы, она читает ему вечную книгу, а именно эпизод из Евангелия от Иоанна о самом большом чуде, совершенном Спасителем, — о воскрешении им четверодневного Лазаря. Она пытается заразить его своей верой, перелить в него свои религиозные чувства.

- В свой второй визит Раскольников признается Соне, что он учил старуху – процентщицу и

Лизавету. Как реагирует Соня?
(Она в ужасе. Ей жаль Раскольникова. Она восклицает: «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете»).
- Состояние, переживаемое героиней после признания Раскольникова, передано Достоевским с

поразительным мастерством. Исповедь Соня воспринимает очень обостренно, всей душой,

безмерно страдая за него. Давайте отметим, как автор характеризует душевное состояние

Сони.

- Посмотрите, с каким мастерством передает Достоевский состояние Сони.

Что происходит в Сониной душе?

-А когда Раскольников говорит, что убил всего лишь вошь, как реагирует Соня?
(Это человек – то вошь?)
- Как это восклицание характеризует Соню?
(Для нее человек, каким бы он ни был, остается человеком, личностью. И человека убивать нельзя. Соня верующая, а одна из библейских заповедей – «не убий»).
-Сделав основой сюжета убийство Раскольниковым старухи-процентщицы, автор раскрывает

душу преступника, нарушившего нравственный закон. Ведь «не убий»- одна из главных

библейских заповедей. Причину же страшных заблуждений человеческого ума, рационально

объяснившего и арифметически доказавшего справедливость и пользу убийства вредной

старушонки, Достоевский видит в отступлении героя от Бога.

Соне Раскольников говорит с каким-то даже злорадством: «Да, может, и Бога-то совсем нет».

Накануне преступления Раскольников уговаривает себя, что все это «предрассудки, одни

только страхи напущенные». А если Бога нет, то все позволено и нет больше критериев,

которые определяют добро и зло. Потому так и мучится герой Достоевского и даже на каторге

он не может понять, «что значит слово злодеяние» и чем так безобразен его поступок. «От Бога

вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!..»- так это состояние объясняет Раскольникову

Сонечка.

В том, что нравственный закон — это не «предрассудки» и «страхи напущенные»,

Раскольников должен убедиться на собственном опыте. И в конце концов мы слышим его

признание: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки и ухлопал

себя, навеки!..» Убийство оказалось для Раскольникова не преступлением, а наказанием,

самоубийством. «Себя убил».

-Соня, душа которой полна «ненасытимого сострадания», узнав о преступлении

Раскольникова, не только посылает его на переКРЕСТок, но и готова взвалить на себя его

крест и идти с ним вместе до конца:

-Путь страданий героя — это путь к Богу, и он делает по нему свои мучительные шаги.

- Мы знаем, что Раскольников является с повинной в полицию и его отправляют на каторгу.

Соня следует за ним.

-Почему Соня последовала за Раскольниковым на каторгу?
(Она любила его и ждала, что он прозреет, душа его очистится).
- Как живет Соня на каторге?
(На каторге Соня такая же робкая и терпеливая, она помогает родным каторжников, которые передают с ней теплые вещи и деньги). -
А как арестанты относятся к Соне?
(Они доверяют ей, все ее знают и любят, при встрече снимают шапки, кланяются и называют «матушкой»).
-Что притягивало каторжан к Соне? Было ли им известно ее прошлое? Автор не говорит об

этом, но, возможно, что было, в такой среде обычно трудно скрыть что-либо. Но эта

добровольная жертва и страдания, сделавшие душу Сони отзывчивой к горю чужих людей, ее


простота, скромность, желание делать добро ближним — всем людям, которых Бог посылает

ей на пути, притягивали к ней этих «грубых клейменых каторжных», здесь, на каторге, она

совершенно естественно превращается из Сонечки Мармеладовой в «Софию Семеновну»,

«матушку», мать всем униженным и обездоленным.

-И только Раскольников холоден и иногда даже груб с Соней.

- Дальнейшая болезнь, страшный бредовый сон о трихинах — в чем их глубинный смысл?

-В кошмарных снах о моровой язве, поразившей все человечество, легко узнается теория

Раскольникова. Это все та же «идея», но только доведенная до своего предела. В этих снах

отчетливо просматриваются контуры трагической концепции всемирной истории. Люди,

зараженные трихинами, одержимы безоглядной верой в себя, свои идеи страшны, т.к. ведут

человечество к гибели.
(Это — признаки кризиса, за которым неизбежно должно последовать духовное выздоровление, и связано оно именно с Соней).
Картина мира, гибнущего от «страшной моровой язвы», увиденная Раскольниковым в

болезни, в бреду, — непосредственная и ближайшая причина произошедшего с ним

переворота. Эти сны послужили последним толчком к воскресению героя. Не случайно,

конечно, болезнь приурочена ко времени окончания Великого поста и Святой неделе, а на

второй неделе после Воскресения Христова происходит то чудо преображения, о котором

мечтала и молилась Сонечка, читая евангельскую главу.

- Мы понимаем, что причина выздоровления героя заключена в Соне.

Как происходит выздоровление героя? Каким чувством наполнены последние, финальные

страницы романа? Эпилог.
(Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты». И с героем, случайно увидевшим ее, произошло необычайное: «Что-то как бы произошло в ту минуту в его сердце...» И когда он читал ее записку, «сердце его сильно и больно билось».
-Эти детали говорят о многом. Ожившее сердце — прибежище любви — верный признак

возрождения человека.

-В финале романа в ясный и теплый день (гармония природы — не свидетельство ли впервые

проявившегося спокойствия души?) Раскольникова впервые после болезни отправили на

работу, все происходит буднично, привычно, но вот приходит Соня.

Посмотрим на нее глазами Раскольникова, что чувствует он, глядя на эту девушку? На какие

детали портрета обращает наше внимание автор?

Слайд.
В своем старом зеленом платке (зеленый цвет как символ возрождения), похудевшая и побледневшая после болезни, «приветливо и радостно улыбается ему, но, по обыкновению, робко протягивает руку».
Зеленый платок!!!!

-Соня протягивает руку робко, т.к. боится, что Раскольников оттолкнет ее.

-Дальше герой бросится к ногам Сони. Почему?
(Думается, что только сейчас герой понял, сколько сделала Соня для его спасения).
Давайте отметим, какие воспоминания могли пробудиться в его душе в эти минуты?

И рассказ Мармеладова о ней, и чтение сцены воскрешения Лазаря, и то, как надевает крест и

благословляет на признание и, прячась, чтобы он не увидел,


сопровождает его в «скорбном шествии», ведь именно тогда Раскольников понял, «что Соня

теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба», и ее

одинокая фигурка перед окнами госпиталя и многое, многое...

- Все эти переживания, которые когда-то так мучили его, оказались великим благом, ибо из

них рождается чудо воскрешения: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы

подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени». Но как эта

сцена далека от гордого коленопреклонения Раскольникова в IV главе!

-О чем говорят героине эти слезы?
(Слезы Раскольникова — это слезы благодарности за веру в него, за терпение и любовь, это искреннее признание любви и запоздалое понимание того, что жертва, совершенная для людей, не бывает напрасной... Это уже не просто «явка с повинной», а настоящее покаяние, «воскрешение в новую жизнь»).
То есть, началось воскрешение Раскольникова…

Запись в тетрадь.
Таким образом, можно сказать, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к жизни новой. Путь героя — это путь через смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы Страшного Суда, жертвы, крестных мук также играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются все определяющими силами. Для Достоевского в центре и бытия, и литературы стоял Христос. Он был глубоко убежден, что, «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» и что, начав возводить свою «вавилонскую башню» без всякой религии, человек кончит антропофагией. В романе «Братья Карамазовы» устами старца Достоевский предупреждал: «Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, зальют весь мир кровью». Мысль о том, если нет Бога, то все позволено, не да вала покоя великому писателю-провидцу. И не случайно появляется герой Раскольников с его страшной идеей.
III.Закрепление.

- А теперь на основе всего вышесказанного подведем итог. Охарактеризуйте Соню: как она

относится к людям, ради чего переступила, в чем ее правда, согрел ли свет ее души

Раскольникова?

(Соня, глубоко верующая, переступила ради блага голодных детей, думала не о себе, а о

ближних. «Правда» Сони в том, что ради блага других, можно пожертвовать собой).

Запись в тетради.

Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о

своих ближних. Что-то святое мы видим в Соне, обрекшей себя на страдание ради других.

Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о

«славе и власти» «над всею тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони,

ее жертвенность, ее чистоту.

-Вернемся к эпиграфу урока. Как вы считаете, обрел ли Раскольников душу?
( Да. В эпилоге он очищается духовно, обращается к Евангелию, понимает правду Сони. Начинается духовное перерождение Раскольникова).
Сочинение – миниатюра: «Обрел ли Раскольников душу?»

IV.Итоги урока.

V.Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра: «Обрести Христа - значит, обрести собственную душу»?


В раздел основное полное образование