Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Нам не дано предугадать…" (по рассказу И.А. Бунина "Легкое дыхание").

конспект урока

Автор: Макашова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, ГОБПОУ "Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий", г. Липецк



В раздел основное полное образование



1
Конспект урока по предмету «Литература»
Преподаватель русского языка и литературы Макашова Н.В.
Тема урока:

«Нам не дано предугадать…» (по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание»).

Методические:
- внедрять информационные технологии на уроке литературы; - использовать технологии критического мышления на уроке литературы.
Образовательные:
- создать образ юной гимназистки, опираясь на смысловую ткань рассказа; - проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А. Бунина, его понимание мира и места человека в нем.
Развивающие:
- совершенствовать умение аргументировано и взвешенно отстаивать собственную точку зрения; - развивать речь, внимание и память.
Воспитательные:
- способствовать идейно – нравственному воспитанию учащихся, сосредотачивая их внимание на «вечных» вопросах действительности: жизнь и смерть, любовь и ненависть, правда и ложь, пошлость и красота. - воспитывать интерес к предмету.
Тип урока:
комбинированный.
Техническое оснащение урока
: интерактивная доска;
Методическое оснащение урока
: презентация, опорный конспект по теме: «Нам не дано предугадать…» (по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание»), текст рассказа, стихотворение А.А. Фета «Бабочка»
Ход урока.
Организационный момент
I. Повторение материала предыдущего урока.
Тест.
II.Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами продолжаем разговор об Иване Алексеевиче Бунине, исключительно своеобразном и одаренном русском поэте, и писателе. Писателе-классике, стоявшем на пороге новой эпохи XX века, на пороге новой культуры, получившей название модернизма. И первое, чем я предлагаю вам сделать – еще раз вглядеться в портрет этого удивительного человека.
2 Вот, что писал о внешности Бунина его знакомый Мейснер: “Поражал блеск какой-то страстности, которая преобладала не только в лице Бунина, но и вообще в его характере. Отсюда та большая любовь и та слепая ненависть. Отсюда эта постоянная тема любви и смерти”. Как вы уже поняли, мы будем говорить о рассказе «Легкое дыхание», где любовь пересекается со смертью, но затрагиваются, конечно, не только эти проблемы. Объявляются цель и тема урока. Тема урока:
«Нам не дано предугадать…» (по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).
-Сегодняшний урок – урок дискуссия. Как вы понимаете значение данного слова. Проговаривается лексическое значение слова по словарю Ожегова. С.И. Дискуссия- спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Я думаю, что этот рассказ должен был затронуть струны Вашей души, взволновать Вас. Хотя бы потому, что героиней рассказа является ваша ровесница. Рассказ написан И.Буниным в марте 1916 года в Васильевском. Мысль о написании этого произведения возникла случайно. Бунин вспоминал: «...Забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Маленький рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание», на первый взгляд, прост и ясен. Но эта классическая простота обманчива. Со времени написания рассказа, с 1916 года, прошло почти 100 лет, но до сих пор не утрачен интерес критиков к собственному прочтению, собственной интерпретации новеллы. Простой сюжет – о жизни и смерти юной девушки, выводит на философские вопросы мимолетности, конечности земного существования. Тайна смерти, трагедия преждевременной кончины волновала Бунина всегда, так что рассказ, написанный, по свидетельству самого автора, казалось бы, на одном дыхании, подсознательно был задуман давно. Уже в 1903 году им написано стихотворение «Портрет», своеобразная увертюра «Легкого дыхания». Чтение подготовленным учеником этой поэтической эпитафии по юности и безвременно ушедшей красоте.
Портрет.
Погост, часовенка над склепом, Венки, лампада, образа, И в раме, перевитой крепом, Большие, ясные глаза. Сквозь пыль на стеклах, жарким светом Внутри часовенка горит. “Зачем я в склепе, в полдень, летом?”- Незримый кто-то говорит. Кокетливо-проста прическа, И пелеринка на плечах… А тут повсюду капли воска И банты крепа на свечах.
3 Венки, лампадки, пахнет тленьем… И только этот милый взор Гладит с веселым изумленьем На этот погребальный вздор.
-Какие проблемы затронуты в этом стихотворении?
(В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы)
-Какие элементы сюжета стихотворения нам встретятся в рассказе?
(Встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор) Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие. Эта тема его глубоко волновала.
-Как же создается бессмертие художественного слова, та бессмертная грусть, что вот уже

сто лет привлекает наши сердца к рассказу “Легкое дыхание”?
- Прочитаем начало произведения. Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Что-то поразило, может быть, показалось несовместимым? (Поражает место действия – кладбище. Автор не случайно выбрал апрель как время действия. Когда «дни серые», «далеко видны сквозь голые деревья» памятники кладбища и холодный ветер «звенит фарфоровым венком у подножия креста». Особенно тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий»). (Кладбище – радостные глаза, дубовый крест – поразительно живые глаза) Контрастность изображения, противопоставление, антитеза: живые глаза и дубовый крест на могиле. Этот контраст не случаен. Жизнь и смерть, печаль и радость - символы судьбы Оли Мещерской.
- На чем акцентирует свое внимание Бунин, говоря о портрете Оли?
(На глаза)
«Глаза – это зеркало души». Сколько раз обращает внимание Бунин на глаза главной

героини и какие эпитеты при этом использует?
 «…фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».  «ясный блеск глаз»  «сияя глазами»  «глядя на нее ясно и живо»  «чьи глаза так бессмертно сияют»  «с этим чистым взглядом»
- Я не случайно акцентирую ваше внимание на этих эпитетах. Надеюсь, они помогут нам

при создании образа О.Мещерской. Помогут составить верное представление о жизни и

поступках этой девушки.

4
-Проблемный вопрос (ответим в конце урока): «Почему произведение, рассказывающее

об отдельных моментах жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской,

называется «Легкое дыхание»?

Что является главным признаком женской красоты, по мнению Оли Мещерской?

(Зачитать)
Обратимся к словосочетанию «легкое дыхание» и просим записать слова-ассоциации, слова- ощущения (по звуку, по запаху, по цвету и т.п.). Так начинается процесс погружения в подсознание и выявление тех личностно значимых слов, которые «станут симптомами смысла». (Запись: «Легкое дыхание» — это чистота, естественность, свежесть, беззаботность, недуманье, свобода).
Анализ стихотворения А.Фета «Бабочка», которое расширит смысл словосочетания

«легкое дыхание».
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым сияньем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот — дышу. Надолго ли, без цели, без усилья Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.
Вопросы и задания к стихотворению:

-Чем мила бабочка?

-Какие слова подчеркивают ее особенность?

-Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета?
(Символ красоты, поэзии, искусства, не связанного с действительностью).
-Найдите в тексте и зачитайте описание Оли Мещерской.

– Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской?
(весела, беззаботна, жизнерадостна)
В пятнадцать она, уже красавица, выделялась на фоне тщательно причесанных

гимназисток.

- Чем?
- Жизнелюбием, естественностью, раскованностью, индивидуальностью. –
Используется ли антитеза в описании Оли? Зачем?
(Оля противопоставлена другим гимназисткам, которые, словно играя заученную роль, «тщательно причёсывались, следили за своими сдержанными движениями, она в отличие от них естественная, полная жизни, настоящая.)
– Никого не напомнила Оля?
(Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни.
5 Наташу Ростову, столь же импульсивную, также рожденную для любви, тоже «переполненную жизнью девочку», живущую взахлеб).
- Что особенно выделяет И.А.Бунин в образе юной гимназистки?
(Она лучше всех, подчеркивается ее исключительность. «Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава»).
- Что мы можем сказать о личностных качествах девушки?
(«…почему-то никого не любили так младшие классы, как ее», первоклассницы гоняются за нею, блаженно визжат. Дети интуитивно чувствуют хорошего человека).
- Что можете добавить к характеристике Оли Мещерской?
(Она рано расцвела: «в четырнадцать лет»! У неё в этом возрасте «все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человечество»! Природа одарила девочку естественной красотой. Пятнадцатилетняя Оля «быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы». Она стала это сознавать этот дар, сверять с книжными идеалами, думать, «какая красота должна быть у женщины», играючи проверять силу своего обаяния).
-Развитие её тела идет вровень с духовным взрослением?
(К сожалению, ведет она себя часто по-детски: еще не привыкла к скромности: «не боялась… заголившегося при падении колена», «шаловлива и очень беспечна», «вихрем носилась» с первоклассницами. Мир неразумный, но прекрасный).
- Почему – «к сожалению»?
(Потому что такая наивность, искренность, детская незащищенность при такой красоте…опасны. Красота и в реальной жизни привлекает зависть, ревность, соблазн. Красота здесь, увы, притягивает еще и роковые силы смерти).
-Можем ли мы сказать, что Оля ветрена?
Да/нет. 1. «…уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство». 2. «…уже пошли
толки,
что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что
будто бы
и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство». ПОШЛИ ТОЛКИ, БУДТО БЫ… Эти слова не позволяют делать объективные выводы из подобной информации, это, скорее всего, кривотолки завистников о юной очаровательнице.
-Все в гимназии замечают красоту Оли, но интересует ли кого-то душевное состояние

Оли?

Эпизод «Разговор в кабинете начальницы». Начальница не в первый раз

вынуждена беседовать с Олей, но волнует ли ее причина неправильного поведения Оли?

- Какая деталь останавливает внимание?
(Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы.
6 Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь).
-Почему девочка будет слушать ее плохо?
(Начальница равнодушна к проблемам Ольги, к ее душевному состоянию. Оля чувствует равнодушие начальницы) .
-Начальница осуждает Олю, выговаривает ей, но не пытается понять.
Вспоминается осуждение начальницы: «Не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей!».
- Какую линию поведении избирает Мещерская в кабинете начальницы?
(Спокойствие, граничащее с дерзостью. Такую реакцию вызывает равнодушие, официозность и раздражение взрослого).
Мы говорили, что Оля шаловливая, беспечная, эмоциональная, непоседливая.

- С поведением какого домашнего животного можно сравнить действия Оли?

-Что символизирует клубок в руках начальницы, на который Оля с любопытством

смотрела?
(Оля – котенок, играя, запутывает нитки. Символ запутанной жизни юной девушки).
- С чего началась путаница в жизни Оли?
С эпизода с Малютиным.
-Бунин включает в текст выдержки из дневника Оли. Зачем?

- Прочитаем начальные строки из дневника Оли. В какие моменты она счастлива?
(Когда она одна). «Я была так счастлива, что одна! Я утром была в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Вся красота мира – для неё, все счастье мира – ей! Счастье всюду - «в саду, в поле, в лесу», в музыке, которая льется из-под ее пальчиков. Она хозяйка жизни, она хозяйка дома, её все дано! Ей все можно! ВСЁ МОЖНО…
- Кто нарушает одиночество Оли?

- Описание Малютина.
Прочитать.
- Внешне нравится Оле Малютин?
Да.
- Как ведут себя Оля и Малютин?
(Игра в любовь. Оля испытывает свои женские чары).
-Малютин поддается Олиным чарам потому, что любит ее?
(Нет. Оля пишет: «…он много шутил, что он давно влюблен в меня»)
-Как должны были бы вести себя Оля и Малютин?

- К чему ведут неискренние отношения, отношения без любви?
(К пошлости. Это только физиология. К отвращению).
7
- Какие чувства испытывает Оля после произошедшего? Зачитать.
(... Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Я чувствую к нему такое отвращение.)
-Кто в большей степени виноват в случившемся: Оля или Малютин?
(В первую очередь – Алексей Малютин. Его ни в коем случае не оправдывает то, что якобы пятнадцатилетняя девочка сама соблазняла его. Он намного старше её, опытнее и обязан был подумать об ответственности за совращение несовершеннолетней. Девушка не ожидала от него подлости, ведь он – сосед, приятель отца, брат начальницы гимназии, это вроде бы «обереги». Для нее это был мгновенный порыв, природный интерес, буйство плоти, справляться с которым девочку не научили, не подготовили…)
Мы говорили, что Оля ребенок, жажда свободы, осмысленная по-детски, сотрет грань

между легким дыханием – легким отношением к жизни и легкомыслием.
- Грань эту неготовая к такому столкновению со взрослыми проблемами героиня переступила играючи, а расплатилась по-взрослому, но не играя. -Легкая, недумающая, порхающая по жизни Оля соприкоснулась с этим пошлым миром. И что получила?
-Осталась Оля до конца бездумной «бабочкой»? Или она уже предчувствует что-то, что-то

решила для себя? Какие признания в дневнике кажутся вам самыми главными и о чем

они говорят?
(«Мне теперь один выход… не могу пережить этого»)
Зима Оли Мещерской.

-Как ведет себя Оля в последнюю зиму?
(«Казалась самой беззаботной, самой счастливой…») Последняя Олина радость, лебединая песня. А в душе: «…мне теперь один выход».
-Описание зимы. Зачем так подробно описывает эту прекрасную зиму Бунин?
(Показать, что Оля изменилась, она уже другая, она только кажется прежней).
-Закономерна ли развязка?

-Есть ли в тексте дневника слова, подтверждающие закономерность случившегося?
(Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»)
- Не кажется ли вам, что Оля сама провоцирует офицера на убийство?
-
Правда ли, что после смерти с именем Оли соединено «нечто ужасное»?
(Нет. В первую очередь станется память о чистоте, непосредственности, легкости, о самой Оле.)
- Почему классная дама так часто посещает могилу бывшей ученицы?

- Какие чувства испытывает?

8 ( 1. Возможно чувство вины. «…она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка» 2. Мысли о жизни и смерти Оли Мещерской заменили классной даме реальную жизнь. «Классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик,-- она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она -- идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская -- предмет ее неотступных дум и чувств».)
-Что было у Мещерской и никогда не будет у классной дамы?

Проблемный вопрос: «Почему произведение, рассказывающее об отдельных моментах

жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской, называется «Легкое дыхание»?

Что такое легкое дыхание?
(Это умение жить легко, радостно, в любви, наслаждаться красотой, каждым мгновением, отпущенным тебе. Этим чудным даром была сполна наделена Оля Мещерская).
Олин легкий бег по жизни очарователен. Но опасен. Легкое дыхание естественно и

просто, пока - и, если - с нерассчитанного бега не споткнешься, не расшибешь коленки.

Повторю: от легкости до легкомыслия – один шаг.

III. Закрепление.

-К какому выводу вы пришли: Оля ветрена и порочна или чиста, но легкомысленна?

Симпатична она вам или наоборот, вызывает негативнее чувства?
Да. Нет. Диаметрально расходятся критики и читатели в характеристике главной героини рассказа: от сочувственного или очарованного взгляда на поведение и поступки девушки – до грубого определения, которым клеймят падших женщин. Бывает, при этом личностном подходе как-то оттесняется в сторону авторское отношение к судьбе его героини. 1. Восторженно описал К. Г. Паустовский свое состояние при первом прочтении: «Все внутри меня дрожало от печали и любви. К кому? К дивной девушке, к убитой вот на этом вокзале гимназистке Оле Мещерской. В газете был напечатан рассказ Бунина «Легкое дыхание». Я не знаю, можно ли назвать эту вещь рассказом. Это не рассказ, а озарение, самая жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя, эпитафия девичьей красоте. Я был уверен, что проходил на кладбище мимо могилы Оли Мещерской, и ветер робко позванивал в старом венке, как бы призывая меня остановиться. Но я прошел, ничего не зная. О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. За окнами дрожали, погасая, редкие и жалкие огни деревень. Я смотрел на них и наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская — это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому приятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к этой погибшей девушке».
9 2. В замечательном исследовании Л. Выготским того, как житейский материал под пером мастера, под дуновением легкого дыхания творческого вдохновения , благодаря поэтической метафоре может преобразиться, облагородиться и вызвать совсем иное читательское восприятие, чем сама некрасивая история девушки в действительности, критик выносит осудительный приговор Оле: «В самой фабуле этого рассказа нет решительно ни одной светлой черты, и, если взять эти события в их жизненном и житейском значении, перед нами просто ничем не замечательная, ничтожная и не имеющая смысла жизнь провинциальной гимназистки… Пустота, бессмысленность, ничтожество этой жизни подчеркнуты автором, как это легко показать, с осязательной силой… В каких грубых и жестких выражениях, обнажающих неприкрытую правду жизни, говорит автор о ее связи с офицером». Немного позже критик назовет героиню «Легкого дыхания» «беспутной гимназисткой» и задастся вопросом: «Почему он (Бунин) выбрал самое ужасное, грубое, тяжелое и мутное, когда он захотел развить тему о легком дыхании?». 3. Два противоположных чувства борются в душе О. Михайлова: «Воздушный образ очаровательной и легкомысленной гимназистки Оли Мещерской, жизнь которой оказалась жизнью мотылька-однодневки».
- Бунин в конце пишет: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в

этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.»

- Сохранилось ли «легкое дыхание» в облике современных женщин?
(Да. Есть женщины, живущие легко, свободно, бездумно).
- Какими качествами, с вашей точки зрения, должна обладать современная

женщина?

- Когда женщина особенно прекрасна?
(Когда любит и любима).
- Бунин считал, что на свете нет настоящей счастливой любви.

А как считаете вы?

-Если бы вы были поэтом, каким одним емким словом охарактеризовали бы Олю?
- … художником, какие цвета преобладали бы в портрете девушки? -… флористом, с каким цветком сравнили бы девушку?
IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание.
-Чем вам запомнится рассказ «Легкое дыхание»? Прокомментируйте ответ. Сочинение -миниатюра.
10


В раздел основное полное образование