Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Элективный курс по географии "Страны Ближнего Зарубежья. Мы и наши соседи"

программа

Автор: Темираева Сима Георгиевна, учитель географии, МКОУ СОШ №1, г. Дигора РСО-Алания



В раздел основное полное образование




МКОУ СОШ№1 г. Дигора, РСО-Алания

Рекомендована

методическим

объединением учителей
________________________ Протокол № _______ от «____» ____________ 20__ г.
Принята

педагогическим

советом
Протокол № ______ от «___» _________ 20__г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ№1 ___Т.Ю.Акоев «____» ___________20___г.


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО

ГЕОГРАФИИ «СТРАНЫ БЛИЖНЕГО

ЗАРУБЕЖЬЯ. МЫ И НАШИ СОСЕДИ».

10-11 КЛАСС, 35 ч.

Уровень, ступень образования:
базовый, основная

Срок реализации программы
: 2 года
Элективный курс составлен к учебнику «Экономическая и социальная география мира» под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2014 год. Элективный курс составила:
учитель географии Темираева Сима Георгиевна
г. Дигора 2015

Страны Ближнего Зарубежья. Мы и наши соседи. (X-XI КЛАСС)

(35 ч)

Пояснительная записка
Предлагаемый новый курс по географии
«Страны

Ближнего

Зарубежья. Мы и наши соседи»
является продолжением комплексного курса «Экономическая и социальная география России» и дополнением к курсу «Социально-экономическая география мира» и рассчитан на изучение в X-XI классе. Курс «
Страны Ближнего Зарубежья. Мы и наши соседи
» планирует дать знания о пограничных государствах России, расширить мировоззрение учащихся, восстанавливая единое геополитическое пространство России. В курсе «
Страны

Ближнего

Зарубежья.

Мы

и

наши

соседи
» рассматриваются государства, граничащие с нашей Родиной, морские рубежи России, так называемые Океанические границы. Материал курса позволяет более полно познакомить учащихся с государствами — нашими соседями. Страны Ближнего Зарубежья изучаются по линии УМК «Русское слово» в 9 классе. На их изучение выделено четыре параграфа, где страны рассматриваются по регионам. Но в учебнике географии 9 класса Е. М. Домогацких этот раздел сокращен уже до одного параграфа. Современная политическая обстановка такова, что Россия выстраивает новые торгово- экономические и политические отношения со своими соседями. Потому есть необходимость более детального изучения стран Ближнего Зарубежья. В данной программе каждая изучаемая страна рассматривается комплексно: ее геополитическое положение, история формирования территории, природа, население, хозяйство, внешние связи. В курсе предусмотрено изучение восьми региональных блоков. Каждый блок начинается с общей характеристики региона, включая и полосу с «нашей» стороны границы. Такая «неизолированность», изучение как бы целой полосы пространства, представляется очень важным новаторским подходом, и дает более полное представление. При подготовке программы автор учитывал достижения современной географической науки и личностно-ориентированный характер обучения. В соответствии с программой ее автором Темираевой С.Г. составлен учебный элективный курс «
Страны

Ближнего

Зарубежья.

Мы

и

наши

соседи
». Оно обеспечивает проведение занятий по одноименной дисциплине по выбору. Многие материалы пособия в виде отдельных модулей могут быть использованы при характеристике приграничных субъектов Российской Федерации в курсе «Экономическая и социальная география России» в 9 классе и в специальных курсах краеведческого содержания, например, при изучении внешних экономических отношений РСО-Алании.
Цели и задачи:
1. Ознакомление учащихся с физической и экономической географией стран Ближнего Зарубежья; 2. Сформировать у учащихся понимание важности укрепления экономических связей со странами 1 и 2 порядка; 3. Продолжить формировать навыки работы с контурной картой; 4. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Раздел I.
РОССИЯ И ГЕОПОЛИТИКА
(2ч) Россия на карте мира. Особенности развития хозяйства страны на современном этапе. Вовлечение России в мирохозяйственные связи. Место России в мировой экономике.
Понятие о геополитике, существующие концепции и подходы. Изменение геополитического положения России во времени и современные тенденции. Новые политические и экономические образования на пространствах СССР. Участие России в региональном политическом и экономическом сотрудничестве (СНГ, ШОС, АТЭС и др.) Изменения на политической карте мира. Новые границы России. Районирование приграничных территорий; различия природных и социально-экономических условий, динамика политических и социально- экономических процессов. Страны-соседи первого порядка. Страны-соседи второго порядка.
Основные образовательные идеи:
• География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы. • География располагает большим количеством разнообразных научно- исследовательских методов.
Учебные

понятия:
Геополитика, мировое хозяйство, экономические группировки, территориальные воды.
Персоналии:
Путин В.В., Обама, Ангела Меркель.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение .
Предметные умения:
Умение объяснять: • специфику методов географических исследований. Умение определять: • отличительные особенности географических методов исследования; • рациональность использования источников географических знаний.
Практическая

работа.
Обозначение на контурной карте границ России и пограничных государств, а также приграничных субъектов Российской Федерации.
Раздел II.
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: ФЕННОСКАНДИЯ

(НОРВЕГИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ) И ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ

РОССИИ
(4ч) История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально- экономического развития. Место региона в мире; место России в регионе. Норвегия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно- ресурсный потенциал: влияние теплого Северо-Атлантического течения, гидроэнергетический потенциал, месторождения Скандинавских гор. Особенности населения и расселения. Страна – один из лидеров по душевым показателям валового внутреннего продукта. Добыча нефти и газа – основные отрасли топливной промышленности. Гидроэлектроэнергетика. Другие отрасли хозяйства. Связи с Россией. Финляндия: краткие географические и социально-экономические данные
справочного характера. Историко-географический очерк: периоды самостоятельности и развитие территории в составе других государств. Экономико-географическое положение. Особенности природы. Последствия оледенения. Балтийский щит. Население и расселение. Хозяйство (машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность). Транзитность положения. Связи с Россией. Спорные территории. Швеция – страна-сосед второго порядка: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко- географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Социально-ориентированное хозяйство. Связи с Россией.
Основные образовательные идеи:

1.
Историческое развитие и современное состояние экономики;
2.
Влияние природных условий на развитие страны;
3.
Связи России со странами Фенноскандии.
Учебные понятия:
Фьорды, теплое течение, спорные территории, Фенноскандия.
Персоналии:
лидеры стран.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая

работа.
Сравнительная характеристика хозяйства стран Фенноскандии; укажите специфику каждой из них.
Раздел III.
ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ: БЕЛОРУССИЯ, СТРАНЫ

ПРИБАЛТИКИ (ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ, ЛИТВА) И ПОЛЬША
(3ч) История освоения территории и взаимоотношения с Россией. Формирование государственности. Сходство и различие в природе. Условия социально-экономического развития. Роль Российской империи и СССР в становлении хозяйства стран региона. Место региона в мире; место России в регионе. Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Белоруссия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Формирование территории и государственности. Роль Белоруссии в экономических связях России с Западом. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современные процессы развития хозяйства. Экологическая обстановка. Связи с Россией. Эстония: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. ЭГП и особенности освоения. Транзитность как фактор развития территории. Природно-ресурсный потенциал. Сложности в ведении сельского хозяйства. Население. Соотношение основных национальностей. Хуторской характер расселения. Хозяйственный комплекс. Особенности транспортного комплекса. Связи с Россией. Латвия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Бедность ресурсов. Население и расселение: соотношение основных национальностей, положение русских. Хозяйство: роль Риги в формировании отраслей промышленности страны. Транзитность республики и особенности
транспортного комплекса. Связи с Россией. Литва и Польша – страны пограничные с Калининградской областью. Краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Исторические этапы формирования территории. Современное ЭГП. Значение Литвы и Польши как транзитных стран для Калининградской области. Проблемы области в окружении стран Европейского Союза. Природно- ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией, в том числе с Калининградской областью.
Основные образовательные идеи:

1.
Формирование государственности. 2. Влияние исторических событий на хозяйство страны. 1. Роль ЭГП для хозяйства страны.
Учебные

понятия:
Государственность, союзный договор, транзитность, Европейский Союз.
Персоналии:
лидеры стран.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая

работа.
Обозначение на контурной карте месторождений топливных ресурсов и электростанций региона.
Раздел

IV.

ЮГО-ЗАПАДНОЕ

ПОРУБЕЖЬЕ

(УКРАИНА,

МОЛДАВИЯ,

ЗАЧЕРНОМОРСКИЕ

СТРАНЫ)

И

ПРИЛЕГАЮЩИЕ

ОБЛАСТИ РОССИИ
(5ч) Запад СНГ и запад России. История формирования государственности белорусов, украинцев и молдаван; их взаимоотношения с Россией. Сходство и различие условий социально-экономического развития, место в мире, место России в регионе. Украина: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Исторические особенности становления Русского государства. Развитие Украины в составе Польши. Роль Украины в формировании и укреплении могущества СССР. Изменение экономико- географического положения на разных этапах истории. Природно-ресурсный потенциал: преобладание ресурсов для тяжелой промышленности, лучшие условия в СНГ для сельского хозяйства. Население: различия в плотности и расселении. Городские агломерации. Хозяйственный комплекс. Связи с Россией. Современные политические отношения с Украиной. Вхождение Крымской Республики в состав Российской Федерации. Образование на территории Украины непризнанных республик. Молдавия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Современные проблемы создания единого государства. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Решение проблемы с Приднестровской республикой. Зачерноморские страны (Румыния, Болгария): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Вхождение в Евросоюз и НАТО. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно- ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией.
Основные образовательные идеи:

Становление Украины как государства, изменение ее границ в разные исторические отрезки, политические проблемы с Россией, связи со странами Черноморского региона.
Учебные понятия:
страны на западе России, агломерация, непризнанные страны.
Персоналии:
лидеры стран.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая работа.
Сравнение хозяйственной специализации стран региона. Оформление результатов работы в табличной форме.
Раздел

V.

ЮЖНОЕ

ПОРУБЕЖЬЕ:

СЕВЕРНЫЙ

КАВКАЗ

И

ЗАКАВКАЗЬЕ (ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН), ТУРЦИЯ, ИРАН
(5ч) Северный Кавказ и Закавказье; Кавказ, история взаимоотношений с Россией, формирование государственности. Особенности природы. Сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Представители осетинского народа в Турции и их связи с Осетией. Грузия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Исторические области Грузии. Выделение из состава Грузии Республики Абхазия и Республики Южная Осетия в качестве признанных стран. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, агроклиматические и бальнеологические ресурсы. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Роль Транскавказской автомагистрали для Южной Осетии. Армения: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП: этапы армянской государственности. Природно-ресурсный потенциал: горный рельеф, основные природные ресурсы, значение озера Севан для экономики страны. Население и расселение. Армянская диаспора в мире. Современные отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Связи с Россией. Азербайджан: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Особенности природы. Основные ресурсы страны. Население и расселение. Формирование экспортно-ориентированной экономики. Связи с Россией. Иран, Турция краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Сходство и различие в развитии, своеобразие при типологии. Природно- ресурсный потенциал. Население и расселение. Нефть, газ, руды цветных металлов как источники формирования хозяйственного комплекса. Другие отрасли специализации. Связи с Россией.
Основные образовательные идеи:
Присоединение Кавказа к России, современные отношения со странами Закавказья.
Учебные понятия:
страны Закавказья, бальнеологические ресурсы, диаспора.
Персоналии:
лидеры стран.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая работа.
Составление схемы специализации хозяйства северных и южных склонов Западного и Восточного Кавказа.
Раздел

VI.

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ

ПОРУБЕЖЬЕ:

ЦЕНТРАЛЬНАЯ

ЕВРАЗИЯ (КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КИРГИЗИЯ, ТАДЖИКИСТАН,

ТУРКМЕНИСТАН)
(4ч) Центральная Евразия как новый геополитический регион. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место региона в мире. Транзитность региона в связях «восток-запад». Место России в регионе. Казахстан: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Инициативы Казахстана по созданию евразийского политического и экономического блока. Ориентация страны на максимальное использование природно-ресурсного потенциала. Население и расселение. Русская диаспора в Казахстане. Хозяйство: развитие отраслей сырьевой ориентации. Связи с Россией. Страны СНГ – соседи второго порядка в регионе (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан). Влияние России в регионе в разные периоды истории. Экономико-географическое положение стран. Сходства и различия в природно-ресурсном потенциале, расселении населения, отраслях специализации хозяйства. Связи с Россией.
Основные образовательные идеи:
Формирование нового геополитического региона, роль Казахстана в регионе.
Учебные понятия:
новый геополитический регион, страны Средней Азии, роль миграции из этого региона в Россию.
Персоналии:
лидеры стран.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая работа.
Обозначение на контурной карте зоны максимальной концентрации населения в каждой из стран региона и объяснение сложившейся системы расселения.
Раздел

VII.

ВОСТОЧНОЕ

ПОРУБЕЖЬЕ:

КИТАЙ,

МОНГОЛИЯ,

КОРЕЯ
(5ч) Новое ядро формирования многополярного мира. История освоения и взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Место России в регионе. Китай: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Особенности исторического развития и ЭГП. Природно- ресурсный потенциал. Население и расселение: крупнейшее государство мира,
национальные меньшинства в Китае. Современные тенденции развития хозяйственного комплекса страны: «одно государство, два строя». Связи с Россией. Спорные территории. Монголия: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно- ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Корея: краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно- ресурсный потенциал. Население и расселение. Экономический строй как фактор развития хозяйства. Связи с Россией.
Основные

образовательные

идеи:
формирования многополярного мира, развитие отношений с Китаем в связи с санкциями.
Учебные понятия:
многополярный мир.
Персоналии:
лидеры стран.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая работа
. Обозначение на контурной карте основных маршрутов русских путешественников, исследовавших районы Восточной Азии.
Раздел VIII.
ОКЕАНИЧЕСКИЕ СОСЕДИ
(3ч) «Заморские» страны – Дальневосточное и Северное направление. История взаимоотношений с Россией. Формирование государственности, сходство и различие условий социально-экономического развития. Место в мире. Роль России в регионе. Япония (Хоккайдо): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Спорные территории(четыре острова из Курил). США (Аляска): краткие географические и социально-экономические данные справочного характера. Историко-географический очерк и ЭГП. Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Хозяйство. Связи с Россией. Поселения потомков русских на Аляске.
Основные образовательные идеи:
роль и значение экономических связей с океаническими соседями.
Учебные понятия:
океанические соседи, территориальные и экономические воды, поселения.
Персоналии:
император Японии.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Практическая

работа.
Обозначение на контурной карте 200-мильной экономической зоны России и локализация основных добываемых морепродуктов.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны:
1.
Знать:
понятие о геополитике; районирование приграничных территорий; современное положение России в геополитическом пространстве; историю освоения территорий; геополитическое положение всех стран региона; изменение геополитического положения стран; перспективы развития стран в связи с изменившимся геополитическим положением; природно-ресурсный потенциал каждой страны и его влияние на хозяйственную специализацию территории; Природно-ресурсный потенциал стран региона и приграничных областей России; сходство и различие условий социально-экономического развития стран; различие условий социально-экономического развития стран в постсоветский период; специфику современной социально-экономической ситуации в каждой стране; особенности населения и хозяйства; связи с Россией; роль и место России в формировании территории изучаемых стран; демографическую ситуацию в странах региона; особенности этнического состава территории; историю взаимоотношений России и Кавказа; место стран региона в мире; особенности современного хозяйственного комплекса Китая; современные морские границы России; особенности хозяйства приграничных территорий. 2.
Уметь:
сравнивать страны региона между собой; находить общее и различное в хозяйстве изучаемых стран; оценивать современное геополитическое положение и связи стран региона с Россией; оценивать современную социально-экономическую ситуацию в странах; анализировать карты, диаграммы, статистику, показывающие современное хозяйственное развитие стран.
Географическая номенклатура.

Страны:
Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Белорусь, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Грузия, Армения, Азербайджан, Турция, Иран, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Китай, Монголия, Корея, Япония.
Города:
Москва, Осло, Хельсинки, Стокгольм, Минск, Таллин, Рига, Вильнюс, Варшава, Киев, Кишинев, Бухарест, София, Тбилиси, Ереван, Баку, Анкара, Тегеран, Астана, Ташкент, Бишкек, Душанбе, Ашхабад, Пекин, Улан- Батор, Пхьеньян, Токио.


В раздел основное полное образование