Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Афганистан болит в моей душе..."

литературно-музыкальная композиция

Автор: Пурина Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Троицкая СОШ, село Троицкое Свердловской области



В раздел основное полное образование




МКОУ Троицкая СОШ

село Троицкое Свердловской области Богдановичского района.

Номинация:
творческая мастерская педагога

Название:
«Афганистан болит в моей душе…»

(литературно-музыкальная композиция)

Автор:
Пургина Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы.


«Афганистан болит в моей душе…»

Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников

(9 – 11 классы)

Подготовка мероприятия:
1. Записываем минусовые фонограммы песен И. Демарина «Афганский вальс» и И. Талькова «Я вернусь». 2. 2. Рисуем плакат, символизирующий войну в Афганистане. 3. Записываем музыкальные отрывки музыки востока, «Лунной сонаты» Бетховена и колокольного звона.
Содержание:

Сцена 1.
(Занавес закрыт, на занавесе плакат, символизирующий войну в Афганистане. Луч прожектора направлен на плакат. Метроном отстукивает ритм, похожий на стук сердца. В микрофон
ведущий
за занавесом читает: ) Войны всегда приходят неожиданно. В 1987 году в Афганистане произошёл переворот, началась гражданская война. Афганские лидеры обратились к СССР за военной помощью. И в декабре 1979 года без специального объявления спецчасти КГБ захватили дворец президента Афганистана Амина. Сам Амин был убит. Началось девятилетнее кровопролитие. В этой необъявленной войне погибло более 15 тысяч советских солдат, 50 тысяч были ранены, более 300 тысяч пропали без вести или попали в плен. В мае 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории. Он завершился в феврале 1989 года. Всем, выжившим и не выжившим в этой страшной войне, посвящается.
Сцена

2.
(Занавес открывается, звучит восточная музыка. На сцене четверо юношей в десантной форме на фоне музыки читают: 1.Дымятся горы, песок калёный под шестьдесят, Колонну русских в ущелье духи опять бомбят. Горят машины, визжат осколки, как ураган, Там реки крови, - вот что такое Афганистан. 2. Вертушки взмыли, уже стремятся в реальный ад, Спешит на помощь своей разведке лихой десант. И жизнь подводит свой итог: Погиб, но честь свою сберёг, С разведкой вместе в землю лёг десантный полк.
3. закат кровавый как избавленье на землю лёг. И в клочья рваный в вертушки грузят десантный полк. Пятьсот мальчишек легли, спасая чужой Шинданд. Им жить и жить бы!.. Вот что такое Афганистан. 4. На минном поле два бэтээра в огне горят, А надо было пакет доставить в Джал-Алабад. Шестнадцать лучших живьём сгорели за сто минут. А дома плачут, а дома верят и писем ждут.
Сцена 3.
(На сцене интерьер городской квартиры. Выходит девушка в белом платье, зажигает свечу, прижимает к груди армейское письмо, танцует, инсценируя песню «Афганский вальс». Может петь сама, можно под фонограмму с другим голосом.) 1. куплет. Пламя свечи осветило несмело Тесную комнату в центре столицы. Девочка белое платье надела И перед зеркалом стала кружиться. Вальса легки и прекрасны движенья, Так же ты с ним танцевала когда-то. Что же теперь своему отраженью Шепчешь, Офелия восьмидесятых? Припев: Белый танец, белый танец, Как же это так нечестно. Где ты, русский мой афганец? Ждёт тебя твоя невеста. Возвращайся, возвращайся от обугленной границы, Не могу я в русском вальсе со своей бедой кружиться. 2. куплет. Белое платье белело напрасно. Краски смешались в горящей долине. Бинт перевязочный – белое с красным, Белое с пепельным – солнце в пустыни. Крики невест, во вздохи проклятья Вдруг превратились так просто и страшно. Будьте вы прокляты, белые платья, Белые флаги надежды вчерашней. (и ещё раз припев)
Сцена 4.
(гаснет свет, луч на плакат на занавесе, тикает метроном,
Ведущий
за занавесом читает:) Замер ключ внезапно на последней точке. Смерть вонзилась в сердце пулемётной строчкой. В онемевших пальцах – ложе автомата, И звучит в эфире: «Где ты, ноль двадцатый?» А в глазах угасших неба синь и звёзды…
Дома мать заплачет, прислонясь к берёзке. «Где ты, ноль двадцатый?» - тишина в эфире, Словно всё убито в этом лунном мире, Словно все оглохли в пламени и дыме, Пали под Баграмом вечно молодыми. Вечно молодыми в бронзе обелисков Встали над планетой русские мальчишки.
Сцена 5.
(Звучит «Лунная соната», на фоне музыки из глубины сцены в луче света выходят по очереди юноши, инсценируя погибших солдат. Прочитав текст, каждый остаётся на сцене. Таким образом у края сцены образуется шеренга из шести человек.) (Все имена, фамилии, географические названия вымышленные, совпадения случайны). 1. Я – Сергей Аксёнов из села, что в Новосибирской области. После окончания Читинского танкового училища попал а Афганистан. Прослужил почти два года командиром танкового подразделения. Участвовал в 23-х сражениях. Награждён орденом Красной звезды. Посмертно. Погиб в танковом сражении под Кандагаром за три дня до дембеля. 2. Я – Павел Данилов, уроженец Смоленской области, служил в автобате. Был водителем «КамАЗа». В Афганистане воевал три недели. Нашу колонну, шедшую в Баграм с топливом и боеприпасами, разбомбили духи за 15 минут. Из шестидесяти человек не выжил никто. Я погиб в день своего рождения 18 апреля. Мне исполнилось 19 лет. 3. Я - Игорь Ельцов, из посёлка Амшаны Челябинской области. Отслужил в разведке полтора года. В июле попал в плен к моджахедам. Сначала резали, жгли, кололи, потом ломали пальцы рук и выворачивали суставы. В конце концов распяли на кресте. 4. Я – Андрей Широкалов, уроженец Рязани, командир отряда быстрого реагирования ВДВ. В мясорубке под Шиндандом раненый тремя осколками гранаты вытаскивал ребят из горящего БТРа. Спас четверых. Сам от полученных травм скончался в госпитале Кабула. 5. Я – Вадим Зимин, уроженец Благовещенска, был пилотом вертолёта. Проводил разведку 16 квадрата, был сбит, вертолёт упал в пески. Штурман погиб ещё в небе, я был ранен в грудь и ноги. Умер на третий день после падения от кровопотери и обезвоживания. 6. Я – Дмитрий Вологжанин, уроженец Астраханской области. В Афгане был сапёром. Подорвался на противотанковой мине, прокладывая путь прорывавшимся из окружения разведчикам.
Сцена 6.
(Включается свет.
Ведущий
под метроном из-за занавеса в микрофон читает: ) На жизнь я мирную гляжу, Но в ней себя не нахожу,
Во мне зловещий гул войны ещё не смолк. Вот мы с тобой остались жить, Но в выжженной земле лежит Наш захлебнувшийся в крови десантный полк. (Звучит фонограмма песни «Я вернусь». Юноши речитативом, в стиле рэп, исполняют песню.) 1. Я мечтаю вернуться с войны, На которой родился и рос, На руинах нищей страны, Под дождями из слёз. 2. Но не предан земле тиран, Объявивший войну стране. И не видно конца и края этой войне. 3. А когда затихают бои, На привале, а не в строю, Я о мире и о любви Сочиняю и пою. 4. Облегчённо вздыхают враги, А друзья говорят: «Устал». Ошибаются те и другие, - это привал. 5. Я завтра снова в бой сорвусь, Но точно знаю, что вернусь, Быть может, через сто веков В страну не дураков, а гениев. 6. И поверженный в бою, Я воскресну и спою На первом дне рождения Страны, вернувшейся с войны.
Сцена 7.
На сцене гаснет свет. Юноши клином углубляются в глубь сцены. Луч света падает на центр клина .звучат поминальные колокола. Из центра ко краю идёт девушка (ученица, танцевавшая «Афганский вальс») в белом платье и чёрном платке. В руках икона Богородицы и зажжённая свеча. На краю сцены встаёт на колени, простирая руки со свечой в немой мольбе к небу.


В раздел основное полное образование