Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Викторина по русскому языку 7 класс"

поурочное планирование

Автор: Пыльнова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа №1492, Москва



В раздел основное полное образование



Викторина по русскому языку для 7-х классов
Ц е л ь:
привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.
Кроссворд
1 2 3 4 5 6
Вопросы:
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки языка, ударение, слог. 2. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. 3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 4. Раздел науки о языке, изучающий строение слов и способы их образования. 5. Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. 6. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. В викторине участвуют 2-е команды. Команды выбирают себе названия: ( «Суффиксы», «Глаголы», «Междометия», «Наречие»,… и т.д.) Перед началом викторины каждой команде предлагается выбрать по 3 вопроса ( вопросы учащиеся не знают, они находятся в конвертах). Что собой представляют эти вопросы? Это вопросы к кроссворду, который заранее выведен на доске. Кроссворд определит очерёдность ответа игроков. Звучит музыка, викторина начинается.
I ТУР
Та команда, которая вытянула первый вопрос, отвечает на этот вопрос. И если ход результативный получает 2 балла. После чего ребятам предлагается проверить свои знания в этой области науки, а это фонетика.
ФОНЕТИКА

1-е задание:
У кого хвост длиннее?
Заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово. Образец:
БОК-СОК-ДОК
и т.д . Выигрывает тот, чей «хвост» окажется длиннее.
ДОК, ЛОМ, КОРА, КОЧКА.
2-задание:
Кто грамоте горазд, тому не пропасть!
Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах? (ПАДАТ”), (Й”ЭМ), (ПАРАЛ”Э”Л”), (ДВ”ИРНОЙ”), (СП”ЭЛЫЙ”), (Й”АКАР”). 3-задание:
Полминутки для шутки.
Поэт А.Шабаев написал стихотворение « Грустные вести». Прочитайте его, и вы сразу поймёте , почему поэт так назвал его. Исправьте все ошибки в письме. Объясните их причину. Пришло письмо мне Гляжу – Из лагеря от Мишки… Здесь чудный лук и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса?! Наверно, шутит плут… Читаю дальше: Здесь – лиса, красивый длинный прут. И что такое он плетёт – Не разберусь, хоть тресни: Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни! На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен… Нет, нет, не шутит он! Боюсь Мой друг серьёзно болен. Вернётся надо подлечить: Заставить правила учить…
II ТУР
Зачитывается следующий вопрос из конверта – вопрос №2. Ребята проверяют свои знания в области лексики.
ЛЕКСИКА
1-задание:
Кто лучше?

Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену. I команда 1. Мы пересаживали рассаду в землю. (в грунт) 2. Недалеко от стада овец сидел пастух. (отара, чабан) II команда 1. Доярка налила молоко из ведра в бидон. (подойник) 2. Ребята забрели в самую гущу леса. (чаща) ( Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай. (по обочине)). 2-задание:
Спрятанное слово.
Впишите в клетки слова, каждое из которых может иметь указанные значения. 1 2 3 4 ВОПРОСЫ-ЗНАЧЕНИЯ: 1. а) умение читать и писать; б) награда за успехи в каком либо деле; 2. а) имеющий небольшую толщину; б) высокий, писклявый голос; 3. а) часть архитектурного сооружения в виде высокого столба; б) группа людей, идущих строем; 4. а) одна игра (в шахматы или шашки); б) определённое количество предметов (о товаре). 1 Г Р А М О Т А 2 Т О К И Й 3 К О Л О Н Н А 4 П А Р Т И Я
II ТУР
Зачитывается из конверта третий вопрос.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
1-задание:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Внимательно прочитайте описания различных жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл.
1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. ( слов на ветер не бросает). 2. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планера сделает. ( золотые руки; мастер на все руки). 3. Вадим не многословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». ( редко, да метко). 4. Только мы вспомнили об Андрее, а он ,тут как тут, пришёл. ( лёгок на помине). 5. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания (вышел сухим из воды) 2-задание:
Дело мастера боится.
Подберите фразеологизмы, которые обозначают высшее качество . Беречь -… как зеницу ока. Ругать -…на чём белый свет стоит. Сильно краснеть - …до корней волос. Крепко спать -…как убитый, без задних ног. Быстро бежать -…во весь дух, сломя голову. Хорошо знать -…как свои пять пальцев.
IV ТУР
Зачитывается четвёртый вопрос и задания для раздела науки о языке – словообразование.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1-задание: 1. Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова ГРАМОТЕЙ, КНИГОЧЕЙ, ЗЛОДЕЙ. ( нет: грамотей образовано суффиксальным способом, а книгочей и злодей – сложением слов (книги честь, т.е. читать, и зло де
Я
ть) 2. Одинаковы ли значения первых компонентов в каждой паре сложносокращённых слов: АВТОВОКЗАЛ, АВТОПОИЛКА, АВТОПОРТРЕТ, МОТОГОНКИ, МОТОПЕХОТА? ( нет: в слове автовокзал авто – «автобусный», автопоилка –«автоматическая», автопортрет – «само»(автор), мотогонки – «мотоциклетные», мотопехота – «моторизованная». 3. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня. ( водонепроницаемый, свежеиспечённый).

V ТУР
Вопрос № 4 – морфология
МОРФОЛОГИЯ
1-задание:
Спрятанное слово.
1. Синоним предлогов
возле, вблизи, в присутствии (кого, чего)-

(
ПРИ) 2. Антоним предлога
вдоль –(
ПОПЕРЁК) 3. Синоним предлогов
наперекор (чему), против (чего), несмотря на

(что) (-
ВОПРЕКИ) 4. Антоним предлога
впереди (кого, чего) –
(ПОЗАДИ) 5. Антоним предлога
до (со значением времени) –
(ПОСЛЕ) 6. Синоним предлога
через (что)
– (СКВОЗЬ) 7. Синоним предлога
кругом (кого, чего) –
ВОКРУГ) 2-задание: (местоимение) 1. Принадлежащий мне ( МОЁ) 2. Возвратное местоимение в Р.п. (СЕБЯ) 3. Определительное местоимение, синоним местоимений
каждый,

любой
(ВСЯКИЙ)
4. Указательное местоимение, антоним местоимения
этот
(ТОТ)
5. Неопределённое местоимение, синоним местоимения
кто-то
(НЕКТО) 6. Личное местоимение 3-го лица мн.ч. (ОНИ)
VI ТУР
Зачитывается последний вопрос и ним начинается последний шестой тур. Этим же (почти) вопросом заканчивается викторина.
Поговорим об обстоятельствах.
1. Назовите обстоятельства в предложении:
Петя легко вошёл в роль

скромного героя, раненного хотя и не слишком опасно, но

достаточно тяжело.
2. Сколько обстоятельств в предложении:
Тут сказался недоверчивый

характер Ермасова, который любил всё делать сам, на свой

страх и риск.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ.


В раздел основное полное образование