"Мир колыбельной песни в искусстве"
Проектная работа
Автор: Парасотка Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя школа № 6", город Когалым
В раздел основное полное образование
Проектная работа
МИР КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В
ИСКУССТВЕ
Автор работы:
Сынбулатова Алина, ученица 7 класса МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалым, ХМАО-Югры.
Руководитель -
Парасотка О.В., учитель русского языка и литературы Когалым 2015
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.……………………………………………….. 1.1. Истоки колыбельной…………………………………………………………………… 1.2. Колыбелька и её постелька…………………………………………………………… 1.3.Темы и персонажи колыбельных песен…………………………………………. 1.4. Колыбельные песни народов мира……………………………………….. 1.5. Современная колыбельная песня………………………………………… 1.6. Колыбельная в литературе………………………………………………… 1.7. Колыбельная в живописи………………………………………………………. 1.8. Колыбельная в киноискусстве…………………………………………. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………. 2.1. Микроисследование №1: анкетирование родителей………………………… … 2.2. Микроисследование № 2: анкетирование одноклассников………………… 2.3. Микроисследование № 3: опрос детей дошкольного возраста………………. 2.4. Микроисследование № 4: интервью с воспитателями и узкими специалистами детского сада……………………………………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………… ТЕЗАУРУС………………………………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
3
ВВЕДЕНИЕ
Колыбельная... Как только произносишь это слово, сразу встает перед глазами образ: мама склонилась надо мной и тихо-тихо поет мелодичную, добрую песенку. Её тёплый и родной голос убаюкивает, провожая в мир сна. Я подросла, но колыбельная продолжает звучать в нашем доме для моей маленькой сестры. Слова этой песенки лёгкие, простые и незатейливые. Думаю, что у каждого человека всплывают в памяти те или иные воспоминания, образы колыбельных песен. Много ли мы их знаем? Колыбельные из фильмов и мультиков, песню из передачи «Спокойной ночи, малыши». А вот народные колыбельные – знаем ли мы их? В них запах детства, родного дома. Нужны ли эти песни нам в 21 веке или их вполне могут заменить современные песни или классическая музыка? Как раскрывается мир колыбельной песни в искусстве? Поиск ответов на эти вопросы заставил меня начать исследовательскую работу по данной теме.
Актуальность работы
состоит в том, что ежедневно на нашей планете звучат нежные колыбельные песни для детей на разных языках. Все они несут в себе заботу, мамину защищённость.
Данная
исследовательская
работа
предлагает
окунуться в удивительный, воистину чудесный мир колыбельных песен, где всегда царит и побеждает любовь, добро, согласие.
Гипотеза:
я предполагаю, что колыбельная, как один из древнейших жанров устного народного творчества, не потеряла своего изначального назначения и смысла, а лишь обрела новые формы и нашла свое дальнейшее развитие в мировой культуре.
Цель моей работы
– изучить и проанализировать особенности колыбельных песен и их использование в современном мире. Для достижения поставленной цели я определила следующие
задачи:
собрать и систематизировать материал; изучить содержание колыбельных песен; расширить представление о русских народных колыбельных песенках и авторских колыбельных; рассмотреть представление колыбельной в различных жанрах мирового искусства (устное народное творчество, литература, музыкальное и изобразительное искусство, искусство кино и мультипликации) вчера и сегодня. узнать о роли колыбельной песни в жизни ребёнка; познакомить сверстников с удивительным миром колыбельных песен; провести опрос среди взрослых и детей в школе и в детском саду.
4
Объектом
моего
исследования
стали колыбельные песни,
предметом
– поэтическое выражение колыбельных песен в повседневной жизни, в литературе, музыке, кино, изобразительном искусстве. При выполнении данного исследования использовались различные
методы работы
с информацией, такие как: определение понятий, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Материалами исследования послужила
художественная и научно-популярная литература по данной теме, электронные энциклопедические программы, интернет- ресурсы.
Методологическим
основанием
работы
послужили
труды В.В.Головина, М.П.Герасимова, Н.И.Кравцова.
Продукт проекта:
иллюстрации к колыбельным песням презентация.
Практическое значение
работы заключается в том, что в ней можно подробно ознакомиться с колыбельными песнями как историческим жанром, узнать о её особенностях в языках разных народов, увидеть завораживающий мир данного жанра в живописи, кино. Данную работу можно использовать на уроках музыки и литературы. Дополняет работу тезаурус и мультимедийная презентация. В заключении приведены выводы по исследованию.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1. Истоки колыбельной
Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня, которая прошла более чем тысячелетнюю историю. Она создана в далеких веках и передаётся нам из поколения в поколение. Пришла песня к нам из устного творчества народа, передаваясь из уст в уста в исполнении мамушек и сенных девушек, бабушек и дедушек, которые вырастили не одного ребенка. Учёный Г.С. Виноградов называет колыбельные «созданием женщины-матери пестуньи», считая их особым жанром – «материнской поэзией или поэзией пестования»[6]. Разбирая библиотеки Древнего Вавилона, ученые обнаружили записи мамы, которая хотела успокоить своего ребенка. Она была выполнены клинописью на глиняной дощечке. Именно их и принято считать первыми сохранившимися детскими
5 колыбельными песнями. Они датируются 2000 г. до н.э.[6]. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались фольклористы, этнографы, врачи, педагоги, начиная с первой половины 19 века. Колыбельная баюкала, приносила ощущение защищённости, заботы и безграничной любви. Наши предки знали об этом и считали их песнями-оберегами, которые были основаны на магической силе, способной успокоить и уберечь ребёнка, под монотонное покачивание он быстрее засыпал. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания. А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» («колебать», «колыхать», «зыбать», «качать») [8]. Иногда колыбельные называли «байками», от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать»[8]. Мелодия и слова традиционных колыбельных часто рождались на ходу, в момент исполнения. Когда наши предки пели колыбельную для детей, они обязательно проговаривали вслух в ее тексте счастливое будущее ребенка, «программируя» его радостную успешную жизнь и защищая этим его от невзгод. Древняя колыбельная для детей была как молитва матери, бабушки к силам природы, к Богу, к ангелам с просьбой оберегать малыша от болезней и несчастий, помочь ему в жизни: «Спи, дитятко, не беспокойся, никого во сне не бойся. Кругом ангелы стоят, тебя хранят. Бог тебя любит и мама приголубит», «Не я качаю, качает матушка – ночная усладушка – на сон, на угомон, на Божью милость. Спи-ка по ночам, да расти по часам!»[9]. Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Ведь они не только усыпляли, но ещё и воспитывали ребёнка. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
1.2. Колыбелька и её постелька
Колыбельная песня – непременный атрибут традиционного быта русского народа . Эти песни пелись у колыбели – у кроватки, в которой укачивали ребёнка. В каждой русской избе к потолку обязательно приделывался железный крюк, к которому затем крепилась колыбель. В разных местах России её называли по-своему: «люлька», «качка», «зыбка»[1]. Так появилась специальная кроватка для укачивания (приложение № 1). Люльку, в которой качали младенца, старались сделать красивой. На ней рисовали деревца райские, птички царские, цветочки лазоревые, а в головах – красно солнышко в
6 лучах, а в ногах – ясен месяц в звёздах. Люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом, а то и просто сарафаном холщовым, самотканым[1]. Об этом пели и в колыбельных песнях (приложение № 1). Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель. Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит «дедушке» (домовому) о «доброте хозяйской», а уж «дедушка» наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой [9]. Наш быт изменился. И сегодня наши маленькие братья и сёстры лежит не в колыбели, а в красивых современных кроватках, украшенных яркими, весёлыми, музыкальными игрушками, которые помогают им расти и развиваться.
1.3. Темы и персонажи колыбельных песен
По содержанию все колыбельные условно можно разделить на несколько групп. Я познакомилась со многими народными песнями, попыталась их систематизировать и объединить по основным темам и образам (приложение № 2). Основная тема народных колыбельных песен – это любовь матери к своему ребёнку, её мечты о счастливом будущем. Поётся о близких ребёнку людях: о маме, о бабушке, об отце и дедушке. О том, что малыш желанный, что его любят и берегут. Так воспитывалась любовь к семье. В песнях пелось о трудолюбии всех членов семьи, об уважении к труду взрослых. Часто пели и о том, что малыш и сам должен расти трудолюбивым, добрым, заботливым. В колыбельных рассказывалось о нелёгкой доле русской женщины, о богатырях, о нашествии татар, о других исторических событиях. Повествовали малютке об окружающем мире, прежде всего о зверюшках и птицах, о домашних животных (коровушке, собачке, котике) Ведь их так любят малыши. Знакомили с далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), давали представление об опасности. Воплощением сна в колыбельных песнях являются такие персонажи, как сон, дрема, угомон, упокой. Интересно, что сон и дрема в русских колыбельных – это действующие лица, персонажи. Они ходят-бродят под окнами избы, разговаривают, ссорятся, описывается даже их одежда («Сон в сапогах», «Дрема в катанках»), они ищут
7 колыбель ребёнка, спорят друг с другом о том, кто из них лучше и быстрее его укачает и усыпит [1]. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека.
1.4. Колыбельные песни народов мира
Колыбельные песни есть у всех народов мира, но их звучание напрямую зависит от традиций, особенностей жизни того или иного народа. В их песнях много своих «секретов». В них заключается философия народа, по которой ребенок формирует свой взгляд на жизнь. В этом я убедилась, когда познакомилась с российским анимационным проектом «Колыбельные мира»[14]. Это несколько десятков мультфильмов, каждый из которых представляет одну колыбельную песню на языке той страны, о которой идёт речь, а видеоряд даёт представление и о содержании песни, и об особенностях жизни людей. Некоторые колыбельные-мультфильмы сделаны на основе детских рисунков. Выпустила этот анимационный сериал кинокомпания «Метроном фильм», его режиссером-постановщиком является Елизавета Скворцова. Ознакомимся с некоторыми из них. Европейские колыбельные мелодии монотонные и спокойные. Особенно ярко это видно по песням северных народов Европы: норвежцев, шведов. Колыбельные Франции и Германии мягкие и нежные. Особой грустью отличаются колыбельные Испании. Детям поют о кинжалах и сражениях, готовя из них будущих воинов, которые будут сражаться за свободу своего народа. Совершенно особенные колыбельные Востока. Традиционная японская музыка трогательная, напевная, спокойная. Женщины по всему миру поют колыбельные песенки одинаковым приглушенным тоном, тихим голосом. У них разный язык, но всё-таки схожие черты: медленный темп, характерная интонация, общие персонажи. Посредством этих песен происходит первое погружение малыша в культуру и традиции своего народа. Таким образом, моё исследование показывает, что тема колыбельной осталась не только в истории фольклора, но и продолжает обретать новые современные формы, не теряя при этом своего назначения и смысла.
8
1.5. Современная колыбельная песня
Не перестают нас удивлять и современные колыбельные песни, написанные известными бардами и звездами эстрады. Выходит, этот жанр востребован и продолжает привлекать. Почти у каждой современной российской звезды эстрады есть в репертуаре колыбельная песня. Я просмотрела и прослушала 25 лучших колыбельных песен, видео с Ютуб [15]. Среди них авторские колыбельные песни Александра Розенбаума, Татьяны Булановой, Анжелики Варум, Ирины Дубцовой, Полины Гагариной и других звёзд эстрады. Исполняют колыбельные Анна Герман, Владимир Высоцкий. Они приобрели характер доброго напутствия-пожелания (приложение № 3). Мотивы колыбельных народных песен нередко использовали и русские композиторы. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность - именно эти чувства старались пробудить музыкой. К жанру колыбельной песни обращались такие композиторы-классики: Шуберт, Мендельсон, Бизе, Римский-Корсаков, Чайковский, Шуман, Шостакович и др.[16]. Никогда не устареет всеми любимая замечательная песня «Спи моя радость, усни». Автором текста является Фридрих Готтер, а музыку к этим словам написал Бернард Флис. Перевод сделала София Свириденко. Изучив литературные источники, я пришла к выводу, что все колыбельные можно разделить на три большие группы: 1) фольклорные колыбельные - народные, те которые передавались из поколения в поколение; 2) классические - музыка, написанная композиторами; 3) современные, литературные, придуманные конкретными авторами. В чём отличие старинных колыбельных песен от современных? Первые приобщают к родным мелодиям, призывают небесных покровителей, выражают чувства и переживания. А в содержании современных литературных колыбельных прослеживается стремление к познанию окружающего мира, песни несут в себе воспитательное значение.
1.6. Колыбельная в литературе
Истории русской литературной колыбельной песни более двух веков. Ученые насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, среди которых выдающиеся русские поэты: Жуковский, Лермонтов, Цветаева, Брюсов, Блок, Гумилев, Ахматова и многие другие авторы (приложение № 4). Немало колыбельных и у знаменитых детских поэтов Маршака, Хармса, Усачева, Токмаковой.
9 В начальных классах я познакомилась с «Колыбельной песней» Александра Блока. Она повествует о том, как засыпает утомленная за день природа, а Луна, заглядывая в окно спальни для малышей, напевает свою серебристую песенку. Не менее яркой и запоминающейся является колыбельная Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят…», которую поэт посвятил своему сыну. В этом стихотворении автор рассказывает о том, что каждый малыш ночью отправляется в свою постель, будь то львята или же косули, рыбки либо птицы. Однако малышам не нужно их бояться, пока возле кроватки дежурит папа и поет им колыбельную. В этом году я познакомилась со стихотворением «Казачья колыбельная песня» Михаила Юрьевича Лермонтова. Это монолог матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Она всегда будет за него молиться: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Литературные колыбельные – неотделимы от индивидуальности их авторов. Например, шуточная колыбельная Саши Чёрного: «А девочкам, дин-дон / Пусть приснится сон-сон, / Полный красненьких цветов / И зелененьких жучков»[10]. А Евгений Евтушенко переносит в своей колыбельной ребенка в его будущее: «Потише-ка, потише- ка, / Усни ты, мой детишечка. / Себе приснись ты дедушкой / За ласковой беседушкой». Познакомившись с литературными колыбельными я убедилась в том, что они отражают индивидуальность своих авторов и веяния времени.
1.7. Колыбельная в живописи
Неудивительно, что среди всех народных песен особой красотой выделяются колыбельные, которые нашли своё отражение и в живописи. Художники создали в своих работах завораживающий мир народности, искренности и удивительного ощущения «родства» матери и ребёнка [17]. Это мы видим на полотнах русских художников А. Пластова «Мама», Юрия Кугача «У колыбели», Александра Дейнека «Колыбельная матери». Картина Николая Тарханова «У колыбели», от которой веет дыханием жизни, уже многие годы радует посетителей Государственной Третьяковской галереи (приложение № 5). Мать и ребенок - символ вечной жизни и добра, истоки колыбели. По-своему пытаются раскрыть эту тайну в своих картинах зарубежные художники (приложение № 6). Замечательна по своей глубине французская живопись. Среди них Кайли Леон, Камиль Альфред Пабст, Портилье Ян Фредерик Питер, Леон Фемели, Жюль Трайер. В их
10 картинах центральными образами являются мама и дитя. Любящая, она убаюкивает своего малыша, наблюдая за его сном. Швецкий художник Альберт Анкер продолжил развитие этого образа в картине «Сон при свечах», где сновиденья маленькой девочки никто не сможет нарушить, ведь они охраняются матерью, которая наблюдает за сном своей дочери при тусклом свете свечи, тихо напевая ей песенку. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей. Это мы видими на картине канадского художника Пила Пауля «Материнская любовь», где нежно смотрит на своего малыша в люльке заботливая мама [17]. В последнее время на прилавках книжных магазинов всё чаще стали появляться сборники колыбельных песен, оформленные красочно и разнообразно. Родители могут выбрать для своих детей иллюстрации на любой вкус: в классическом или фэнтезийном стиле, в акварели, масляных красках или компьютерной графике [18]. Среди них иллюстрации белорусской художницы Анны Силивончик, Игоря Олейникова, Полины Яковлевой, которая работает в современном стиле компьютерной графики и других интересных художников (приложение № 7). Вместе с ребятами моего класса мы тоже нарисовали иллюстрации к народным колыбельным песням (приложение). Яркие образы помогают детям лучше понять смысл колыбельной песни, привить им чувство прекрасного. Познакомившись с картинами русских и зарубежных живописцев, я убедилась в том, что многие художники пытались уловить счастливые моменты мамы возле колыбели ребёнка. Тема материнской колыбельной нашла свое отражение в художественном творчестве живописцев разных стран и эпох.
1.8. Колыбельная в киноискусстве
Лучшие детские колыбельные часто звучат в советских и российских фильмах. Первая песня, приходящая на ум при упоминании слов «колыбельная» и «кино» - это песня медведицы из мультфильма «Умка». Её автором является Ю. Яковлев, музыку написал Е. Крылатов. Первым её исполнителем была Аида Ведищева. Затем её пела Алсу, Юлия Началова, Татьяна Буланова. Еще одна колыбельная песня, которую поет «четвероногая» мама своим «усатым и мохнатым» детенышам-козлятам – это песня козы в исполнении актрисы Людмилы Гурченко, сыгравшей в фильме «Мама».
11 Песня «Спи, моя радость, усни...» впервые прозвучала в советском мультфильме «Верное средство». Затем несколько лет она была заставкой к передаче «Спокойной ночи, малыши». Известный композитор Исаак Дунаевский, автор музыки к песне «Сон приходит на порог» из фильма «Цирк», нашел вдохновение для написания колыбельной в своем трехлетнем сыне Максиме. Колыбельная песня исполняется в кинофильме «Гусарская баллада» («Колыбельная Светланы»), музыку к ней написал Тихон Хренников, текст А. Гладков, в сказке «Красная Шапочка» («Песня звездочёта»), автором которой является Ю. Ким, музыка А.Рыбникова [14]. Все взрослые - бывшие дети, а все дети - будущие взрослые. Важно, чтобы они пели своим детям проверенные временем колыбельные песни. Ведь то, что закладывается в детстве, остаётся с человеком на всю жизнь.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Микроисследование № 1: анкетирование родителей
В современном мире наши родители очень много времени уделяют работе, компьютерным увлечениям, предпочитают своим маленьким детям ставить на ночь мультфильмы, сказки, забывая о значении колыбельных песен для развития своего ребенка. Работая по данной теме, мне захотелось узнать, как обстоят дела сейчас, поют ли мамы колыбельные песни своим детям. Чтобы ответить на этот вопрос, я решила провести опрос среди родителей в своём классе (приложение № 8, таблица № 1). В моём исследовании принимало участие 16 человек. Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводам, что и в современном мире, при наличии достаточно большого выбора различных технологий (телевизоры, компьютеры) мамы все равно выбирают живое общение с ребёнком, поют ему колыбельные песни. Результаты анкетирования также показали, что абсолютное большинство мам согласны с тем, что колыбельные песни обязательно нужно петь своему ребёнку. Они отметили, что эти песни не только успокаивают ребёнка, но и прививают ему любовь к народному творчеству с пелёнок, делают его ближе духовно к маме, к семье.
2.2. Микроисследование № 2: опрос одноклассников
Для того, чтобы убедиться в том, жива ли песня мамы в памяти ребёнка, я попросила своих одноклассников и сверстников ответить на вопросы моей анкеты
12 (приложение № 8, таблица № 2). Ответ на первый вопрос приятно удивил меня в том, что 29 человек из 42 помнят песни, которые им пела мама. Неожиданным было и то, что 11 человек, которые не помнят колыбельных своего детства, всё-таки знают несколько куплетов из народного фольклора. Из таблицы №3 (приложение № 8) видно, что дети больше запомнили песни современных авторов, которые исполняли им мамы (это 23 человека из 42). Анализ полученных данных показывает, что перечень народных колыбельных песен достаточно ограничен.
2.3. Микроисследование № 3: опрос детей дошкольного возраста
Из таблицы №3 можно сделать вывод, что народные песни стали забываться моими сверстниками, как только они подросли. Мне было интересно узнать, а что знают о колыбельных песнях дети детского сада, поют ли им родители перед сном. С этими вопросами я отправилась в детский сад «Маугли» города Когалыма. В моём опросе принимали участие 30 человек детей дошкольного возраста: 10 человек из младшей группы; 10 человек из средней группы; 10 человек из подготовительной группы. На вопрос «Поют ли вам колыбельные песни?» 28 человек ответили «Да», 2 человека – «Не знаю» (приложение № 9, диаграмма № 1). Отвечая на второй вопрос «Знаете ли вы колыбельные песни, которые вам поют?», 14 человек ответили «Не помню», 9 человек спели эти песни, 7 человек « Мне поют национальные колыбельные» (приложение № 9, диаграмма № 2). Ответ на третий вопрос был предсказуем. Ребята любят смотреть детские фильмы и мультики, поэтому знают и слова песен, и тех, кто их исполняет. Ответ на этот вопрос дал следующие результаты: 23 человека «Знают», 2 человека «Знают и спели», 5 человек не ответили (приложение № 9, диаграмма № 3).Спели песни «Баю-баюшки- баю», «Прилетели гули», «Спят усталые игрушки», «Баю-бай» и другие. Дети отметили, что очень любят, когда им перед сном поют колыбельные воспитатели и помощники воспитателей. Так они спокойно и незаметно засыпают.
2.4. Микроисследование № 4: интервью с воспитателями и узкими специалистами
детского сада
13 Из предыдущего опроса я поняла, что детям детского сада нравятся колыбельные песни. Девочки поют их своим куклам, мальчики - младшим детям в семье. Этому учат их и в детском саду на уроках развития речи, и во время обеденного сна. В значении колыбельной песни в жизни ребёнка никто не сомневался из сотрудников детского сада «Маугли». Это подтвердило моё интервью, которое состояло из трёх вопросов: 1.Поете ли вы колыбельные детям?2.Вы отдаете предпочтение колыбельным или музыке, когда укладываете ребёнка спать?3.Считаете ли вы мою тему актуальной? На мои вопросы ответили 7 человек воспитателей и узких специалистов (приложение № 10). Привожу часть ответов на данные вопросы:
Светлана Петровна Андреева
(воспитатель). 1. Да, пою. Всегда пела своим детям, и детям в группе во время тихого часа. 2. Я люблю колыбельные песни, так как это более эмоционально, близко детям. Они все знают мой голос, и предпочитают слушать его, а не аудиозапись. 3. Да, ведь некоторые молодые мамы забыли, что такое колыбельные песни, они не поют их детям, поручают их роботам-нянькам.
Нина Владимировна Зенкова
(самый большой опыт работы в детском саду среди всех воспитателей, более 25-ти лет). 1. Да, пела своим сыновьям. Они слушали и засыпали. Старшему я пела до четырех лет, а когда пела младшему, то старший тоже слушал и засыпал. 2. И музыке и колыбельным. Когда дети слушают колыбельные, они вдумываются в слова и не могут заснуть. С музыкой дело проще. 3. Да она очень актуальна, так как изучается фольклор. Детей нужно приучать понимать народные приметы, язык, обычаи.
Лиана Мансуровна Нагимова
(музыкальный руководитель). 1. Да, только одну и туже. Начала петь ребенку тогда, когда он был еще в утробе. До сих пор. Он рефлекторно засыпает. 2. Музыке. В основном Моцарту. У него есть сборник детских мелодий, под которые мой сын засыпает мгновенно. 3. Однозначно да, ведь сейчас в нашем мире не так уж и много места для колыбельных и я считаю, что твоя тема поможет некоторым вспомнить колыбельные, которые им пели.
Филюза Хибатулловна Сынбулатова
(узкий специалист в области английского языка). 1. Да, я пела национальные башкирские песни. 2. Я не разделяю, одно другое дополняет.
14 3. Очень, дети должны хотя бы слышать свой язык, понимать его.
Ирина Алексеевна Володина
(заместитель заведующего МАДОУ «Маугли») 1. Да я пела очень много разных колыбельных. 2. Раньше мама сама играла с малышом, сама ему пела, сама качала. Но со времен эта замечательная традиция ушла. 3. Конечно, эту тему нужно поднимать немедля. Ведь что станет с нашими детьми? Они станут бесчувственными, холодными, расчетливыми. Так что развивай свой проект дальше, он, по моему мнению, очень актуален. В результате проведенного интервью я поняла, что сегодня колыбельные песни наши мамы ни так часто поют своим малышам. Этим обеспокоены и работники детского сада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу и проанализировав материал о колыбельных песнях, прослушав аудиозаписи, посмотрев мультфильмы и видеоролики с колыбельными песнями, я пришла к следующим выводам: 1. Колыбельные песни – уникальные произведения фольклора любого народа, отражают национальную специфику языка, его самобытность. Они по-настоящему являются ярким хранителем культуры. 2. По мнению учёных колыбельные песни обладают уникальным набором функций – усыпительной, воспитательной и оздоровительной, что делает их изучение актуальным. 3. Колыбельные песни помогают ребёнку познать окружающий мир, усвоить семейные отношения, жизненные ценности. 4. Колыбельные – это первые уроки русского языка. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понять ее содержание. 5. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком. В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Это доказывают и результаты моей работы. Данная тема помогла мне открыть для себя совсем другой мир колыбельных песен, который раньше был мне неизвестен.
15
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: «Высшая школа», 1987. 2. Ахматова А. Сочинения разных лет. В 2-х т. М.: «Правда», 1990. 3. Барто А.Л. Четыре колыбельные. М.: Госиздат, 1928 4. Блок А.А. Серия «Школа классики». Избранное. М.: «АСТ», 2006. 5. Герасимов М.П., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.: Изд. «Флинта», «Наука», 2003. 6. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. 2000. 7. Зуева Т.В. Русский фольклор. М.: «Просвещение», 2002г 8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: «Высшая школа», 1977. 9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987. 10. Чёрный С. Лирика. Минск: «Харвест», 2002 11. www.lull.ru. 12. http://www.bayushki.ru/lullaby_texts_russian.htm 13. http://www.bayushki.ru/lullaby_no.htm 14. lull.ru 15. sna-kantata. ru›.Колыбельные песни. 16. Deti-Online.com›Песни›Классическая музыка 17. proshkolu.ru 18. images.yandex.ru›
16
ТЕЗАУРУС
КОЛЫБЕЛЬ 1. Родина, место рождения человека, где провел он свое младенчество; место происхождения народа, поколения, науки. (В. Даль). 2. Произошло от глагола «колыбать» (качать, зыбать, колыхать, колебать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. 3. Своеобразный «инструмент » укачивания. ГУЛИ – голуби. БУКА - мифическое существо, обитающее в хозяйственной части крестьянского двора. УГОМОН – от глагола «угомонись», «успокойся». Мифическое существо. ДРЕМА – от глагола «дремать», мифическое существо. ПОЛОГ – занавеска, закрывающая кровать.
17
ПРИЛОЖЕНИЕ
18 Приложение № 1
Русские народные колыбельки
«- Где Ваня спит? Где люлька висит? Колыбелька хороша, - В высоком терему, на гибком очепу. Колыбелька золота. Под красным окном, за хрустальным стеклом. И постелюшка мягка, Кольца серебряные, пробойцы позолоченные. Люля точенная, Подцепочки шелковые. Позолоченная, А подушка у него – лебединое перо. Одеялочко тёпленькое Одеяльце – покрывальце – соболиное» Да подушечка беленькая.
19 Приложение № 2
Основные темы и персонажи колыбельных песен
Основные темы колыбельных песен Русские народные Литературные ПРИРОДА Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай, Листья шепчутся устало, баю-бай, Гулко яблоко упало, баю-бай… Ласковое солнце покатилось прочь. В темно-синей шали опустилась ночь. Наш старинный город, спи и отдыхай. Засыпают дети: баю-баю-бай. ТРУД Будешь, Ваня, ты большой, Будешь рыбку удить, И тетерку ловить, Будешь лес ты рубить, Папку, мамку кормить. *** Отец ушёл рыбу ловить, Мать ушла пелёнки мыть, Бабушка коров доить, Дедушка дрова рубить Каждый город, Каждый дом создан радостным трудом… ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ Спи, Ванюша, спи, родной, Спи, Ванюша, спи, усни, Будет пора – мы разбудим тебя. Спи мой ангел поднебесный. Спят деревья, спит вода. От моей негромкой песни Над тобой взойдёт звезда... ПТИЦЫ Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать Стали гули ворковать. *** Прилетели ласточки-касаточки, Принесли с заморья подарочки: Все весну теплую, красную, А Пахомке ночку тихую, ясную. *** Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Сладко мой птенчик живёт: Нет ни тревог, ни забот. Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь весёлых затей. *** Спи мой воробышек, Спи мой, сыночек, Спи пой звоночек родной. ЖИВОТНЫЕ Бай-бай-бай, Ты, собаченька, не лай, И гудочек не гуди, Нашу Машу не буди. *** Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. *** Ай, баень, ай, баень, По горам идет олень. По горам олень идет, Дрему на рогах несет. *** Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке Вот слон полосатый Идёт не спеша, Вот утка с утятами Спит в камышах. А рядом - лиловая львица За страусом в крапинку мчится. *** Над лесною спаленкой Огоньки последние. Спят медведи маленькие, Спят медведи средние. *** Плюшевые зайчики, Плюшевые белочки, Спать ложитесь, мальчики, Засыпайте, девочки.
20 Приложение № 3
Современные колыбельные песни
(отрывки из песен)
Колыбельная Полины Гагариной
Попроси у облаков Подарить нам белых снов, Ночь плывет – и мы за ней. В мир таинственных огней… Разгони ты тоску во мне, Неспокойно у меня в душе. Попроси у облаков Подарить нам белых снов, Ночь плывёт и мы за ней В мир таинственных огней.
Колыбельная Анны Герман
(стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера) Месяц над нашею крышею светит, Вечер стоит у двора. Маленьким птичкам и маленьким детям Спать наступила пора. Завтра проснешься — и ясное солнце Снова взойдет над тобой… Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, Спи, мой звоночек родной.
Колыбельная Высоцкого
Спи, дитя! Май беби, бай! Много сил скопи. Ду ю вонт ту слип? - Отдыхай, Улыбнись - и спи! Колыбельной заглушен Посторонний гул. Пусть тебе приснится сон, Что весь мир уснул. Мир внизу, а ты над ним В сладком сне паришь. Вот Москва, древний Рим И ночной Париж. И с тобою в унисон Голоса поют. Правда, это только сон, А во сне - растут.
Колыбельная Ирины Дубцовой
Лилась любовь рекой, летал аист за тобой Далеко-далеко, и ты со мной Не бойся, эта ночь полна самых сладких снов А мамина любовь рядом с тобой. Спи, мое солнышко Спи, там за облачком Дремлют наши ангелы Пока ты в маминых руках. Спи, через много лет Сына доверишь мне И уснешь, как маленький Пока он в маминых руках.
21 Приложение № 4
Колыбельная песня в литературе
(отрывки из произведений авторов)
«Песня матери над колыбелью сына»
Засни, дитя! спи, ангел мой! Мне душу рвет твое стенанье! Ужель страдать и над тобой? Ах, тяжко иКогда покинет легкий сон, Утешь меня улыбкой милой, Увы, такой же сладкой силой Повелевал душе и он.
Василий Андреевич Жуковский
«Тихо вечер догорает»
Тихо вечер догорает, Горы золотя. Знойный воздух холодает - Спи, моё дитя! Соловьи давно запели, Сумрак возвестя, Струны робко зазвенели - Спи, моё дитя! Смотрят ангельские очи, Трепетно светя, Так легко дыханье ночи – Спи, моё дитя!
Афанасий Фет
Колыбельная
песня
Липы душистой цветы распускаются... Спи, моя радость, усни! Ночь нас окутает ласковым сумраком, В небе далеком зажгутся огни
Константин Бальмонт
Казачья колыбельная песня
Спи, младенец мой прекрасный, баюшки- баю. Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою. Стану сказывать я сказки, песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки- баю...
Михаил Лермонтов
«Спи, мой мальчик!»
Спи, мой мальчик! Птицы спят; Накормили львицы львят; Прислонясь к дубам, заснули В роще робкие косули; Дремлют рыбы под водой; Почивает сом седой.
Валерий Брюсов
22 Приложение № 5
Колыбельная в картинах русских художников
Аркадий Пластов. «Мама». Александр Дейнека. «Колыбельная матери». Юрий Кугач. «У колыбели». Николай Тарханов. «У колыбели».
23
24 Приложение № 6
Колыбельная в картинах зарубежных художников
Кайли Леон (Франция). «Заботливая мать». Камиль Альфред Пабст (Франция). Портилье Ян Фредерик Питер Бугеро Вильям-Адольф Питер Фенди (Австрия). (Франция). (Франция). «Колыбельная». Пил Пауль (Канада). Жюль Трайер (Франция). Альберт Анкер (Швеция). «Материнская любовь». «Сон при свечах»
25 Приложение № 7
Иллюстрации к колыбельным песням современных художников
Белорусская художница Игорь Олейников Полина Яковлева. Анна Силивончик Компьютерная графика. Наталья Бендус-Петровская Виктор Низовцев Юрий Яковлев
26 Приложение № 8
Практическое исследование
Таблица № 1. Взрослые – всего 16. Вопросы Да Нет 1.Пели ли вы колыбельные своим детям? 15 1 2. Нужно ли, по вашему мнению, петь колыбельную песню? 16 0 Таблица № 2. Дети – всего 42 Вопросы Да Нет 1.Помните ли вы колыбельные песни, которые пели вам в детстве? 29 13 2. Знаете ли вы фильмы/мультфильмы с какими-либо колыбельными? 24 18 3. Поете ли вы колыбельные своим братьям/сестрам, если они есть? 11 31 Таблица № 3. Названия колыбельных Знают 1. «Спят усталые игрушки…» 10 2. «Баю-баюшки- баю» 15 3. «Гули-гули» 4 4. Песня из мультфильма «Колыбельная Умке» 7 5. «Спи моя радость, усни» 6 Всего 42
27 Приложение № 9
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
28 2
Поют ли вам колыбельные
песни?
Да Не знаю 14 9 7
Знаетете ли вы колыбельные,
которые вам поют?
Не помню Спели народные Знают национальные
28 Приложение № 10
Интервью с воспитателями и узкими специалистами детского сада «Маугли».
Беседа с детьми дошкольного возраста.
Светлана Петровна Андреева, воспитатель. Нина Владимировна Зенкова, воспитатель. 23 2 5
Знаете ли вы мультфильмы/фильмы
с колыбельными песнями?
Знаю Знают и спели Не знают
29 Ирина Алексеевна Володина, заместитель заведующего МАДОУ «Маугли». Екатерина РуаловнаСтрамнова, музыкальный руководитель.
В раздел основное полное образование