Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Личностно-ориентированные технологии в современном образовательном процессе"

статья

Автор: Зезикова Ираида Леониовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №5, г-к Анапа Краснодарского края



В раздел основное полное образование




Личностно-ориентированные технологии в современном

образовательном процессе
Ни для кого не секрет, что фактически сегодняшняя школа мало готовит ученика к практической жизни в современном мире. Нередко недавний выпускник заявляет: «Я вдруг понял, что в школе зря учился». Поэтому возникает вопрос: что мы можем сделать сегодня в школе, чтобы она развивала у детей возможность деятельности, которая затем будет использована в жизненной практике? Остроту потребности в смене приоритетов в школьном образовании (переориентация на компетентностный подход, овладение новыми информационными технологиями, формирование умения работать в группе, организация непрерывного самообразования и др.) продемонстрировали результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся – PISA, ключевым вопросом которой был: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» Неутешительный вывод гласил: навыками грамотного чтения, необходимыми для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России, а высокий уровень, то есть способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы, выводы и т.д., - продемонстрировали только 2% российских учащихся (32-34 места среди учащихся 40 стран мира). Это доказывает: обучение в отечественной школе недостаточно практико-ориентированное. Школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, не формирует у них умений выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Очевидно, что организация проектной деятель- ности лежит в лоне компетентностно-ориентированного образования. Недаром проектирование относят к технологиям XXI века, предусматривающим умение адапти- роваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в современном обществе. Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается директивными предписаниями. Это российская «Концепция федеральной целевой программы развития образования», а также «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы». Компетентность – это целостная система осмысленных и освоенных знаний, умений и принятых ценностей, направленных на выполнение компетенции (предметной области, в которой ученик хорошо осведомлён, в которой действует, решает определённые задачи). Приоритетная цель проектной и исследовательской деятельности заключается «в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний»[3,20].
Проектная деятельность
учащихся – совместная учебно-познавательная деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта. В отличие от проектной
исследовательская

деятельность
связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое
овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Учебный проект или исследование для учащегося – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. И самое главное – ощутить удовлетворение и радость от успешно выполненной работы. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования. Далеко не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. Кроме сопровождения консультантом, это материально- техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое, информационное (библиотека, Интернет, аудио- и видеоматериалы), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника), организационное (специальное расписание занятий, аудитория, рабочий стол). Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Проект
– это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. В настоящее время трактовка проекта многогранна:
проект



это

метод

обучения.
Он ориентирован на достижение целей самими учащимися. Он формирует опыт осуществления невероятно большого количества умений и навыков в деятельности.
Проект

– это форма организации учебного процесса
, существенное дополнение к классно-урочной форме обучения. Проект – это особая философия образования. Введение метода проектов в образовательный процесс связано с совершенствованием профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности учащихся. Роль учителя кардинально изменяется: он должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом и т.п. В процессе работы над проектом необходимо не просто передавать учащимся совокупность инструктивных знаний, а вооружить их правилами и алгоритмами самоуправления и проектной деятельностью, и учебно- познавательной деятельностью вообще, то есть
научить ученика самому управлять своим

учением.
По мере взросления, в старших классах он всё чаще и чаще вынужден будет самостоятельно определять учебную задачу, проектировать её выполнение, вносить коррективы, собирать информацию и т.д. вплоть до успешного выполнения учебной задачи. Умения управлять своей учебной деятельностью очень важны и сложны. Но овладев этими умениями в школе, он будет всю жизнь ими пользоваться и постоянно совершенствовать. Чтобы стать успешным человеком, необходимо так организовать свой труд, чтобы его эффективность была максимальной. Здесь большое значение приобретает самообразование, этот процесс должен быть постоянным, ведь знания должны не преподаваться, а приобретаться. Список литературы 1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – 4-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 352 с.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с. 3. Краткий отчёт «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА – 2003» 4. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 5. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы».


В раздел основное полное образование