"Дидактические игры с использованием ИКТ в образовательном процессе"
проект
Автор: Ермолина Ирина Владимировна, Пак Вероника Леонидовна, учитель физики и учитель математики, МБОУ СОШ пгт.Смирных, пгт.Смирных, Сахалинская область
В раздел основное полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт.Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
ПРОЕКТ
по теме: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Авторы работы: Пак Вероника Леонидовна, учитель математики Ермолина Ирина Владимировна, учитель физики пгт. Смирных 2015 год
2
Содержание
стр
Введение…………………………………………………………………………...3 Дидактическая игра – как одна из форм организации внеурочной деятельности……………………………………………………………………...6 Практическая значимость реализации Проекта………………………………...8 Формы реализации Проекта……………………………………………………..9 Заключение……………………………………………………………………….10 Список использованной литературы и Интернет-ресурсов…………………..11 Приложение 1. Физико-математический турнир «Своя игра»
3
Введение
Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший век – век информации и научных знаний. Это ставит перед системой образования принципиально новую глобальную проблему подготовки учащихся к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Образовательное учреждение, которое мы представляем, работает над методической темой: «Развитие самостоятельной познавательной деятельности на уроке и внеурочной деятельности». Одной из ее целей является создание условий, обеспечивающих эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В современном мире все большее увеличение влияния на человека оказывают медиатехнологии. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
4 В настоящее время наблюдается познавательная пассивность учеников, снижение уровня учебной мотивации. Стремление решить эти проблемы рождает поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика. Очень важно организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может, на наш взгляд, использование ИКТ как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Компьютерные технологии позволяют сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. Одной из форм внеурочной деятельности являются дидактические игры по предметам. Ведь от того, в какой степени ученик приобретет умения организовывать свою познавательную деятельность и деловое общение, зависит много: динамика его личностного совершенствования, развитие знаний и умений. В процессе игры дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования. Все вышесказанное говорит о том, что выбранная тема нашего проекта достаточно актуальна на сегодняшний день.
Цель Проекта
– изучить возможности применения дидактических игр с использованием ИКТ во внеурочной деятельности. Для достижения цели поставлены следующие
задачи
: 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать и апробировать внеклассные мероприятия по физике и математике с использованием мультимедийных презентаций в программе PowerPoint.
5 3. Сделать выводы об эффективности применения дидактических игр с использованием ИКТ.
Объектом
исследования
данной работы является познавательная деятельность учащихся по предметам естественно-математического цикла (математике и физике).
Предметом
исследования
выступают способы активизации познавательной деятельности учащихся среднего и старшего звена во внеурочное время.
Сроки
реализации
Проекта
: предметная декада по математике и физике.
Участники Проекта
: учащиеся 5-11 классов.
Методы
реализации
Проекта
: дидактические игры по математике и физике.
Ожидаемый результат
: повышение интереса учащихся к математике и физике, развитии рефлексии и творческой мысли.
6
Дидактическая игра – как одна из форм организации внеурочной
деятельности
Одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся являются дидактические игры. Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия, как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре. Классификация дидактических игр: игры для индивидуального использования (кроссворд, ребус, шифрограмма); игры для командных состязаний (например, интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Своя игра», «Слабое звено»; лото); игры – театрализованные представления (например, «Суд над физическим явлением»); сюжетно-ролевые игры (аукцион, путешествие, пресс-конференция). Игровая деятельность выполняет следующие функции: развивающая; воспитательная; дидактическая; коммуникативная психотерапевтическая;
7 антистрессовая; социализации. Игра во всех ее формах развивает творческие способности учащихся, активизирует познавательную деятельность, формирует интерес, развивает логическое мышление. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Введение в учебный процесс элементов игры оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя. В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра — это коллективная форма работы. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т. е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера. Дидактическая игра на уроке и во внеклассных мероприятиях способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении через увлекательные задания и конкурсы.
8 Игровой подход, как и коммуникативный, помогает выстраивать педагогическое взаимодействие с учащимися, направляет их в русло исследований, сотрудничества и сотворчества. Предлагая игры, необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Специфика дидактических игр по физике и математике такова, что в содержание большинства из них можно органично включить исторические аспекты, вопросы межпредметного характера, исследования и поиск. Все это позволяет усилить мотивационную составляющую мероприятия и активизировать учащихся.
Практическая значимость реализации Проекта
направлена на: Развитие интереса, потребности и привычки к умственной деятельности в подростковом возрасте. Формирование эмоциональной устойчивости учащихся. Развитие интеллекта, проявление интеллектуальной инициативы и любознательности. Создание условий для проявления творческого начала ученика и поддержки его стремления к творчеству. Развитие партнерства по совместной деятельности учитель-ученик, ученик-ученик. Развитие способностей учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Активизация теоретического мышления. Поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности. Формирование адекватности его самооценки.
9
Формы реализации Проекта
Для реализации Проекта были разработаны следующие мероприятия по физике и математике: 6 класс. Математический турнир. 8 класс. Физико-математическая игра «Последний герой». 9 класс. Заседание кафе «МИФ». 10-11 класс. Физико-математический турнир «Своя игра». Подробные разработки мероприятий, их компьютерное сопровождение приведены в приложениях к Проекту.
10
Заключение
В практике современного воспитательно-образовательного процесса педагоги нередко сталкиваются с отсутствием познавательного интереса у учащихся, что во многом определяет низкое качество усвоения знаний и способов деятельности. Причин тому великое множество, но многие из них, на наш взгляд, определяются возросшими требованиями к учащимся в рамках каждого из всех школьных учебных предметов. Следствие этого - резкое снижение уровня учебной мотивации учащихся вплоть до полного психологического отказа от учебной деятельности вследствие неспособности личности усвоить весь объем знаний в соответствии с требованиями современных государственных образовательных стандартов. Поэтому, внедрение ИКТ во внеурочную деятельность - это один из способов повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательно-образовательного процесса в новых условиях. Отзывы учащихся о мероприятиях, реализованных в прошлом учебном году в рамках декады математики и физики, говорят о том, что проведение игр с использованием компьютерных технологий внесло в них положительный эмоциональный настрой, повысило их воспитательный эффект. Но, к сожалению, в повседневной школьной жизни такие мероприятия не часты, так как при минимальных финансовых затратах требуются большие временные затраты для их разработки.
11
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Газета «Физика – первое сентября», 2010 - № 14. 2. Газета «Физика – первое сентября», 2004 - № 44. 3. Газета «Физика – первое сентября», 2005 - № 6. 4. Газета «Физика – первое сентября», 2004 - № 39. 5. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. 6. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики. / Авт.-сост. В.М.Симонов. – Волгоград: Учитель, 2005. 7. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках / Авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007. 8. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. 9. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / А.В.Усова. – М.: Просвещение, 1990. 10. М.А. Филонова. Игровой подход к усвоению знаний по физике. Журнал «Физика в школе», № 4 – 2010., стр.32-37. 11. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007. 12. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы / Сост. М.А. Петрухина. – Волгоград: Учитель, 2004.
ПРОЕКТ
по теме: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Авторы работы: Пак Вероника Леонидовна, учитель математики Ермолина Ирина Владимировна, учитель физики пгт. Смирных 2015 год
2
Содержание
стр
Введение…………………………………………………………………………...3 Дидактическая игра – как одна из форм организации внеурочной деятельности……………………………………………………………………...6 Практическая значимость реализации Проекта………………………………...8 Формы реализации Проекта……………………………………………………..9 Заключение……………………………………………………………………….10 Список использованной литературы и Интернет-ресурсов…………………..11 Приложение 1. Физико-математический турнир «Своя игра»
3
Введение
Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший век – век информации и научных знаний. Это ставит перед системой образования принципиально новую глобальную проблему подготовки учащихся к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Образовательное учреждение, которое мы представляем, работает над методической темой: «Развитие самостоятельной познавательной деятельности на уроке и внеурочной деятельности». Одной из ее целей является создание условий, обеспечивающих эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В современном мире все большее увеличение влияния на человека оказывают медиатехнологии. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
4 В настоящее время наблюдается познавательная пассивность учеников, снижение уровня учебной мотивации. Стремление решить эти проблемы рождает поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика. Очень важно организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может, на наш взгляд, использование ИКТ как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Компьютерные технологии позволяют сделать процесс обучения интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров. Одной из форм внеурочной деятельности являются дидактические игры по предметам. Ведь от того, в какой степени ученик приобретет умения организовывать свою познавательную деятельность и деловое общение, зависит много: динамика его личностного совершенствования, развитие знаний и умений. В процессе игры дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования. Все вышесказанное говорит о том, что выбранная тема нашего проекта достаточно актуальна на сегодняшний день.
Цель Проекта
– изучить возможности применения дидактических игр с использованием ИКТ во внеурочной деятельности. Для достижения цели поставлены следующие
задачи
: 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать и апробировать внеклассные мероприятия по физике и математике с использованием мультимедийных презентаций в программе PowerPoint.
5 3. Сделать выводы об эффективности применения дидактических игр с использованием ИКТ.
Объектом
исследования
данной работы является познавательная деятельность учащихся по предметам естественно-математического цикла (математике и физике).
Предметом
исследования
выступают способы активизации познавательной деятельности учащихся среднего и старшего звена во внеурочное время.
Сроки
реализации
Проекта
: предметная декада по математике и физике.
Участники Проекта
: учащиеся 5-11 классов.
Методы
реализации
Проекта
: дидактические игры по математике и физике.
Ожидаемый результат
: повышение интереса учащихся к математике и физике, развитии рефлексии и творческой мысли.
6
Дидактическая игра – как одна из форм организации внеурочной
деятельности
Одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся являются дидактические игры. Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия, как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре. Классификация дидактических игр: игры для индивидуального использования (кроссворд, ребус, шифрограмма); игры для командных состязаний (например, интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Своя игра», «Слабое звено»; лото); игры – театрализованные представления (например, «Суд над физическим явлением»); сюжетно-ролевые игры (аукцион, путешествие, пресс-конференция). Игровая деятельность выполняет следующие функции: развивающая; воспитательная; дидактическая; коммуникативная психотерапевтическая;
7 антистрессовая; социализации. Игра во всех ее формах развивает творческие способности учащихся, активизирует познавательную деятельность, формирует интерес, развивает логическое мышление. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Введение в учебный процесс элементов игры оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя. В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра — это коллективная форма работы. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т. е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера. Дидактическая игра на уроке и во внеклассных мероприятиях способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении через увлекательные задания и конкурсы.
8 Игровой подход, как и коммуникативный, помогает выстраивать педагогическое взаимодействие с учащимися, направляет их в русло исследований, сотрудничества и сотворчества. Предлагая игры, необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Специфика дидактических игр по физике и математике такова, что в содержание большинства из них можно органично включить исторические аспекты, вопросы межпредметного характера, исследования и поиск. Все это позволяет усилить мотивационную составляющую мероприятия и активизировать учащихся.
Практическая значимость реализации Проекта
направлена на: Развитие интереса, потребности и привычки к умственной деятельности в подростковом возрасте. Формирование эмоциональной устойчивости учащихся. Развитие интеллекта, проявление интеллектуальной инициативы и любознательности. Создание условий для проявления творческого начала ученика и поддержки его стремления к творчеству. Развитие партнерства по совместной деятельности учитель-ученик, ученик-ученик. Развитие способностей учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Активизация теоретического мышления. Поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности. Формирование адекватности его самооценки.
9
Формы реализации Проекта
Для реализации Проекта были разработаны следующие мероприятия по физике и математике: 6 класс. Математический турнир. 8 класс. Физико-математическая игра «Последний герой». 9 класс. Заседание кафе «МИФ». 10-11 класс. Физико-математический турнир «Своя игра». Подробные разработки мероприятий, их компьютерное сопровождение приведены в приложениях к Проекту.
10
Заключение
В практике современного воспитательно-образовательного процесса педагоги нередко сталкиваются с отсутствием познавательного интереса у учащихся, что во многом определяет низкое качество усвоения знаний и способов деятельности. Причин тому великое множество, но многие из них, на наш взгляд, определяются возросшими требованиями к учащимся в рамках каждого из всех школьных учебных предметов. Следствие этого - резкое снижение уровня учебной мотивации учащихся вплоть до полного психологического отказа от учебной деятельности вследствие неспособности личности усвоить весь объем знаний в соответствии с требованиями современных государственных образовательных стандартов. Поэтому, внедрение ИКТ во внеурочную деятельность - это один из способов повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательно-образовательного процесса в новых условиях. Отзывы учащихся о мероприятиях, реализованных в прошлом учебном году в рамках декады математики и физики, говорят о том, что проведение игр с использованием компьютерных технологий внесло в них положительный эмоциональный настрой, повысило их воспитательный эффект. Но, к сожалению, в повседневной школьной жизни такие мероприятия не часты, так как при минимальных финансовых затратах требуются большие временные затраты для их разработки.
11
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Газета «Физика – первое сентября», 2010 - № 14. 2. Газета «Физика – первое сентября», 2004 - № 44. 3. Газета «Физика – первое сентября», 2005 - № 6. 4. Газета «Физика – первое сентября», 2004 - № 39. 5. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. 6. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики. / Авт.-сост. В.М.Симонов. – Волгоград: Учитель, 2005. 7. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках / Авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007. 8. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. 9. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / А.В.Усова. – М.: Просвещение, 1990. 10. М.А. Филонова. Игровой подход к усвоению знаний по физике. Журнал «Физика в школе», № 4 – 2010., стр.32-37. 11. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007. 12. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы / Сост. М.А. Петрухина. – Волгоград: Учитель, 2004.
В раздел основное полное образование