Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблематика рассказа А.П.Чехова "Ионыч"

разработка урока

Автор: Твердохлебова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова - на- Дону "Классический "лицей № 1", город Таганрог,Ростовская область



В раздел основное полное образование



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова - на- Дону "Классический "лицей № 1" Методическая разработка урока по литературе "Проблематика рассказа А.П.Чехова «Ионыч» " (10 класс) Твердохлебова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

Проблематика рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

Методическая разработка открытого урока по литературе " Проблематика рассказа

А.П.Чехова «Ионыч» " с использованием технологии проблемного изложения

материала

Дисциплина
: Литература
Количество часов
: 2 часа
Тип занятия
: комбинированный урок с использованием технологии проблемного изложения
Используемые приемы:
«Знаю – хочу узнать - узнал», «Сочинение синквейна».
Цели: дидактическая (учебная)
- познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», его скрытую трагедийность, определить проблематику рассказа и причины духовной деградации личности в главного героя;формирование исследовательских навыков учащихся при работе с художественным текстом
развивающая –
продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя;развитие информационной культуры учащихся
Методические задачи урока:
- Научить методам и приемам анализа текста произведения с учетом исторических реалий, фактов, идей и проследить их художественное воплощение. -Вырабатывать умение отбора необходимой информации. -Развивать навык оформления результатов своих исследований с помощью ИКТ
Метод:
комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвистического анализа.
Общие компетенции:
· умение работать с информационным потоком; · умение задавать вопросы; · умение решать проблему; · умение вырабатывать собственное мнение; · умение выражать свои мысли; · умение аргументировать свою точку зрения;
· умение сотрудничать и работать в группе
Межпредметные связи:
литература, русский язык, история.
Обеспечение занятия:
наглядные пособия, портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока, интерактивная доска, фотографии документы
Раздаточный материал:
опорная логическая схема к рассказу «Ионыч», словарь литературных терминов, иллюстрации к рассказу, фломастеры, карандаши, тетради, ручки, рисунки.
Этапы проведения урока:
Наименование этапа занятия Наименование элементов технологии Деятельность студентов Деятельность преподавателя Время Оргмомент Подготовка рабочего места Проверка готовности к уроку 2´ Мотивация Запись в тетрадях темы урока, высказываний Вступительное слово преподавателя 3´ Стадия «Вызов» Прием «Знаю — Хочу узнать - Узнал» Работы по группам Коррекция деятельности 14´ Стадия «Реализация» Словарная работа Запись словарных слов Под диктовку преподавателя 1´ Проблемные вопросы Ответы на поставленные вопросы Преподаватель задает вопросы 10´ Работа с ключевыми понятиями Работа в группах Помощь студентам 3´ Проблемная ситуация Анализ ситуации 4´ Беседа Анализ I главы Анализ II главы Вопрос-ответ 10´ 5´
Проблемные вопросы Анализ IV главы Преподаватель редактирует работу 10´ Прием «Кластер» Схема Помощь в работе 5´ Стадия «Рефлексия» Прием «Сочинение - Синквейна» Обзор используемой литературы 10´ Творческая работа (рисунки) 5´ Подведение итогов Анализ урока 3´ Домашнее задание Сочинение Объяснение преподавателя 3´
Сценарий проведения урока
Оргмомент.
Вступительное слово преподавателя.
1.Сообщение темы, цели урока. 2.Несколько слов об авторе: Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению ,к борьбе с пошлостью и «футлярностью» существования личности человека. Писатель словом и делом, всей своей жизнью доказывает необходимость деятельной и активной жизни. Он создает общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. В его рассказах звучит тема духовного оскуднения человека, особенно тревожно- в рассказе «Ионыч». В этом мы сегодня постараемся убедиться. Но прежде поговорим об авторе А.П.Чехове и его творчестве.
Стадия «Вызов»
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал ». Возьмите лист бумаги и напишите, что вы знаете, что хотите узнать (работа в группах, заполняют таблицу 1, 2 графы). Итак, вы знаете что? (учащиеся из каждой группы говорят, что они знают о Чехове). Что хотите узнать? (зачитывают свои записи из 2-ой графы). А теперь я вам предлагаю заслушать биографическую справку о жизненном и творческом пути А.П.Чехова (учащиеся записывают новые сведения в графу №3). Преподаватель в это время корректирует данный этап работы. Что вы узнали нового из биографии Чехова, назовите его произведения, о которых вы
ранее не слышали. Появился ли интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова?
Стадия «Реализация»
- Так давайте перейдем к творчеству, т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере анализа рассказа «Ионыч» раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя. - Определите род и жанр произведения А.П.Чехова. Обоснуйте свое мнение.(Род литературы- эпический, жанр – рассказ. Тематически рассказ примыкает к «маленькой трилогии», основной идеей которой является обличение разлагающего влияния пошлости и «футлярного» существования). - Обратимся к истории создания рассказа, прослушаем краткую историческую справку. (90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни. 1892 – 1898гг. – мелиховский период жизни и творчества, здесь и были написаны эти рассказы, пьеса «Чайка». Впечатления детства и юности, накопленные в Таганроге, входили в произведения А.П.Чехова всей правдой русской жизни , преображенной в бессмертные образы. Писатель хранил эти впечатления в памяти , использовал в произведениях . Уже в ранних произведениях писателя связь с городом выступает очень ясно. В первом напечатанном рассказе « Письмо донского помещика Степана Владимировича Н к своему ученому соседу , доктору Фридрику» Чехов использовал письмо из семейной переписки, в рассказе «Свадебный сезон» таганрожцы узнали себя , черты родного города .Антон Павлович отразил и в своем бессмертном рассказе «Ионыч».В 1887 году полтора месяца писатель провел в родном городе, он много гулял по окрестностям : «Погода возмутительно …хороша, все мелькает , как сон…» А позднее нарисует в рассказе «Огни» такой образ любимого города : «…город ,чистенький и красивый , как игрушка , стоял на высоком берегу…» .Впечатления о городе , полученные в детстве и юности , несомненно, легли в основу рассказов «Степь», «Палата№6», «Человек в футляре», «Невеста», «Дама с собачкой » и многих других.) - Сформулируем проблемный вопрос урока (кто виноват в духовной деградации главного героя?)
Словарная работа:
Какими словами А.П.Чехов характеризует быт и нравы города С.? Своего героя?
Пошлый
- - низкий в нравственном отношении, безвкусно- грубый ( Словарь Ожегова) Как толкование слова соотносится с укладом жизни города С.? Как толкование слова соотносится с образом жизни Туркиных? Как толкование слова соотносится с образом Ионыча ?

Скука
- 1.Тягостное душевное состояние, томление от отсутствия дела , интереса к окружающему. 2. Отсутствие веселья, занимательности увлеченности, создающее тягостное впечатление. Как толкование слова соотносится с укладом жизни города С.? Как толкование слова соотносится с образом жизни Туркиных? Как толкование слова соотносится с образом Ионыча ? Таким образом, мы подошли к двум ключевым понятиям , раскрываемым в рассказе:
Нравственность
- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Деградация
– постепенное ухудшение, упадок человека. Анализ текста ( проверяется знание текста). Лингвистический анализ текста рассказа «Ионыч» (каждая группа работает по плану над анализом ключевых эпизодов рассказа, которые указаны в презентации на очередном слайде). Вопросы к учащимся. (Опираясь на прочитанный заранее текст). · Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека). · Какова главная мысль (идея) произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)
Слово учителя.
Огромную роль в раскрытии идеи рассказа А.П.Чехова играет художественная деталь. Что такое художественная деталь? Что помогает выявить художественная деталь? Назовите произведения русской литературы , в которых художественная деталь играла особую роль? Необходимо проанализировать первые предложения, которыми начинается рассказ, т.к. они несут наибольшую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных - украшение города С. Казалось бы, это так. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста. (Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни), [то местные жители, как бы оправдываясь, говорили], (что, напротив, в С. очень хорошо), (что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы), (что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи), (с которыми можно завести знакомства). И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую. Сначала придаточные предложения, затем главное. Такое построение не случайно. Оно
обращает внимание, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные жители и «как бы оправдываясь». (В литературном произведении идейно – нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиции главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений), Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).
Проблемная ситуация:
О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека? Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста. Анализ I главы. Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.
Словарная работа:
Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на художественную деталь (чтение последнего предложения 3 абзаца рассказа). «Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал». Как вы думаете, каков наш герой? (Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен). Настораживает ли вас вводное предложение, т.е. художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для вас, читателей, а что же будет дальше. Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей. Какие романы пишет Вера Иосифовна Туркина? («Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»). А как в рассказе преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? («Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять»). Назовите примеры русских слов, которые искажает в своей речи Иван Петрович. Чем славен он? («большинский, недурственно, покорчило вас благодарю»). Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные задачи. Какой вывод? (Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов). А что Старцев? (а он
доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно»). Анализ 2 главы. Прошло больше года. Что изменилось за этот год? ( Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну). Выделите слова, которыми Ионыч и Котик характеризуют свои чувства. Вывод: «благодаря» такой любви герои расстаются. Котик уезжает в Москву, а Старцев уже «имеет пару лошадей и своего кучера Пантелеймона в бархатной жилетке». Анализ 4 главы.(Работа в группах) Сколько прошло лет? (4 года) Какие изменения произошли в семье Туркиных? Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Продолжите мысль: «Если самые талантливые люди во всем городе бездарны... то каков же должен быть город!» Сделайте вывод по 4 главе. (Отрезан последний путь к любви погасший огонек. Ничто не задерживает деградацию (словарное слово), утрату человеческой личности, нравственных (словарное слово) ценностей. Анализ 5 главы. Сопоставление Герой в начале рассказа Герой в конце рассказа Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служил народу идеальный, возвышенный, человечество идет вперед, отменяет смертельную казнь, нужно трудиться, лечил бесплатно, добрый к больным, внимательный, доктор Старцев. Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдал одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки руб. на 70 кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует.
Прием «Кластер»

Чтобы понять, как происходит гибель человеческой души, расставьте основные вехи на жизненном пути Старцева Изобразите графически логическую связь между основными этапами жизни. Жизненная карьера - эволюция вкусов - развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной - жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева- путь от Старцева к Ионычу. Вывод: Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли тема деградации личности человека? (Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям. Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму).
Стадия «Рефлексия».
Можно ли однозначно ответить на вопрос, заданный в начале урока? Кто виноват в гибели доктора Старцева – среда или герой сам? Обоснуйте свое мнение. Итог урока. («Рефлексия»). Прием «Сочинение Синквейна». (Синквейн – это белый стих, состоящий из 5 строк, в которых студенты высказывают свое отношение). I строка Одно ключевое слово, предложение. II строка Прилагательные, характеризующие I строку. III строка Глаголы, действия. IV строка Студенты высказывают свое отношение к информации, полученной на занятии. V строка Выражение своих чувств, мыслей. Обзор литературы, использованной на уроке. Домашнее задание: Написать сочинение «В чем причины духовной деградации доктора Старцева ?». Литература
Е.С. Роговер. Русская литература 19 века. Москва, 2008 Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 века. Москва 2009 Русская литература 19 века. Под ред. Г.Н. Ионина. Москва 2003 М.П. Громов. Чехов. Москва, 1993 (Серия ЖЗЛ) Г.А. Бялый. Чехов и русский реализм. Ленинград, 1999


В раздел основное полное образование