"Особенности применения разноуровневого обучения на уроках математики"
статья
Автор: Галиакбарова Ирина Владимировна, учитель математики, МБОУ-СОШ № 36, город Екатеринбург, Свердловская область
В раздел основное полное образование
Особенности применения разноуровневого обучения на
уроках математики.
Сегодня современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Обществу нужны люди творчески мыслящие, любознательные, активные, умеющие принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющие осуществлять жизненный выбор. Именно школа должна помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться в выбранной профессии. Однако в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки учащихся. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих учеников. А это означает появление у большинства из них отрицательного отношения к образовательному процессу в целом. Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, потери интереса к математике, нежелание учиться. Поэтому одной из главных задач учителя становится создание условий для развития познавательных способностей учащихся. Я стремлюсь организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку. Это и привело меня к изучению, а
впоследствии к внедрению в учебный процесс технологии разноуровненго обучения. Цель данной технологии: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Разноуровневое обучение предоставляет возможность каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои способности, прежде всего, учебные. Особенно эффективна эта технология при подготовке учащихся к итоговой аттестации. При использовании технологии разноуровневого обучения необходимы следующие этапы работы: - предварительный (определяю требования к базовому, профильному и усложнённому уровню усвоения учебного материала); - диагностический (в средней школе разрабатываю задания для выявления уровня усвоения знаний, провожу диагностику обученности учащихся, в старшей школе помощь оказывают диагностические контрольные работы) - распределение учащихся по группам (организую распределение учащихся по группам); - реализация разноуровневого обучения (помогаю организовать учащимся их учебную деятельность в рамках выбранной группы); - оценка результатов образовательной подготовки в условиях разноуровневого обучения. В каждом классе я делю всех учащихся на три группы: -
Базовый уровень
(имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один-два шага, не умеют вести поиск решения); -
Профильный
уровень
(имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач,
затрудняются при переходе к решению нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач);
-
Усложненный
уровень
(учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия). Как правило, учащиеся не испытывают дискомфорт от того, что они находятся в первой или во второй группе, так как многим из них (в старшей школе) достаточно для поступления сдать экзамен на базовом уровне. В течение учебного года состав групп постоянно меняется, но тот, кто переходит из первой группы во вторую, как правило, назад уже возвращаться не хочет, старается удержаться в этой группе. Находятся и такие учащиеся, которые в силу различных обстоятельств из третьей и второй групп попадают в первую. Работа с учащимися по группам проводится, в основном, на этапе закрепления изученного, на этапе контроля и при выполнении домашнего задания. Технология разноуровневого обучения, несомненно, приносит свои положительные результаты: процент качества обученности к концу года возрастает в среднем до 17% , за последние три года возрос и средний балл сдачи ЕГЭ с 39 до 46. Основываясь на небольшом опыте можно сказать, что применение такой технологии дает ряд преимуществ: - позволяет обучать детей в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями; - создает возможность для самореализации личности ребенка; - учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания; - помогает учителю выйти из условных рамок урока и организовать учебный процесс более творчески.
Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам, а именно математике. При этом безусловно обеспечивается возможность получения знаний по предмету на базовом уровне каждым из учеников. Однако, реализация этого подхода требует от учителя серьезных затрат времени на подготовку к урокам, что компенсируется хорошими результатами, которые показывают учащиеся при использовании учителем технологии разноуровнего обучения.
В раздел основное полное образование