"Развитие физического качества сила"
конспект урока
Автор: Луганский Вячеслав Николаевич, учитель физической культуры, МБОУ Тюльганская СОШ №1, Тюльган, Тюльганского района Оренбургской области
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский
Информационно-коммуникативные
технологии:
в средних и старших классах внедряю в учебную деятельность элементы поиска, исследования, что позволяет развивать у школьников научные умения, методологическую культуру. ИКТ использую при подготовке к спортивно-оздоровительным мероприятиям, спортивным праздникам, соревнованиям и при выполнении учащимися проектов, результатом которых является создание презентаций по теме здорового образа жизни и пропаганды физкультуры и спорта. Использование ИКТ в своей работе позволяет добиться повышения качества знаний учащихся по предмету, интереса к учению, более осознанного отношения к своему здоровью и повышения мотивации учащихся для занятий физической культурой
Открытый
урок...
Часто
эти
слова
ассоциируются
у
учителей
с
переживаниями,
волнениями,
ответственностью за подбор упражнений и методики. Предлагаю вашему вниманию план-конспект
урока по волейболу: он может быть полезен и как хорошая разработка конкретного занятия, и как
модель описания открытого урока, по которому каждый может составить свою разработку.
Серия уроков волейбола по физической культуре для учащихся 8-11 класса.
Цель урока:
способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности и овладение необходимыми умениями и навыками при игре в волейбол.
Задачи:
1. Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху 2. Отработка двигательных качеств и технических элементов.
Место проведения:
Спортивный зал оснащенный мультимедийным проектором, компьютером;
Инвентарь и оборудование:
мультимедийный проектор; компьютер; экран; учебные карточки; волейбольные мячи.
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский
Просмотр мультимедийного учебного пособия «Волейбол»:
История игры.
Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры колледжа в американском городе Холеоке. Однажды Морган предложил своим питомцам побросать через рыболовную сеть надутую резиновую камеру. Вскоре он с удивлением обнаружил, что те с явным азартом обмениваются пасами. Тогда учитель сам занял место на площадке и сразу же после урока разработал первые правила игры. Родоначальник волейбола назвал свое детище “минтонет”. Это было в 1895 году, а год спустя игра демонстрировалась в городе Спрингфилде на конференции руководителей физического воспитания колледжей. Крестным отцом нового вида спорта стал профессор Спрингфилдского колледжа Альфред Халстед. Он назвал новую игру волейболом, что в переводе с английского означает “летающий мяч”. Действительно, это единственная спортивная игра, где главная задача – не дать мячу коснуться земли. Основные волейбольные правила сформировались в 1917-1925 г., постепенно их приняли во всех странах, и игра получила неофициальное международное признание.
Современное состояние
С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин — сборная России (2006). Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил. Некоторые изменения были внесены в 2009 году, и в том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвержено критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола [8] . «Золотая формула» и другие возможные изменения в правилах будут обсуждаться на конгрессе FIVB в 2011 году и могут быть приняты по окончании Олимпийских игр в Лондоне.
Развитие волейбола в СССР и России
В СССР волейбол культивировался с начала 1920-х годов. Официальной датой его рождения в советской стране считается 28 июля 1923 года, когда на Мясницкой улице состоялся матч между командами Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственного техникума кинематографии. У истоков волейбола в СССР действительно стояли представители творческой интеллигенции, но за короткий период эта игра стала массовым развлечением для самого широкого круга людей, а затем превратилась в современный и популярный вид спорта. Большую роль в популяризации волейбола в мире, развитии технико-тактического арсенала этого вида спорта сыграли советские игроки и тренеры. В январе 1925 года Московским Советом физкультуры были разработаны первые официальные правила соревнований по волейболу. В 1932 году была создана Всесоюзная секция волейбола, в 1948-м вступившая в FIVB, а в 1959-м преобразованная в Федерацию волейбола СССР. [9]
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский С 1933 года проводятся розыгрыши чемпионатов СССР, волейбол присутствовал в программе всех Всесоюзных спартакиад. К 1935 году относятся первые международные матчи советских волейболистов со спортсменами из Афганистана, а в 1947 году волейбольная команда из СССР принимала участие на первом Всемирном фестивале демократической молодёжи в Праге. Выйдя на международную арену, советские волейболисты сразу становятся лидерами мирового волейбола — 1949 год ознаменован победами мужской сборной СССР на чемпионате мира и женской на чемпионате Европы. Чемпионат мира 1952 года, проходивший на стадионе «Динамо», стал первым крупнейшим международным спортивным соревнованием, организованным Советским Союзом. В 1964 году в Токио мужская сборная СССР стала победителем первого олимпийского волейбольного турнира. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов. Советские волейболисты — 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 6 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 — Европы, 1 — на Кубке мира. В Зал волейбольной славы приняты игроки Инна Рыскаль, Юрий Чесноков, Константин Рева, Нина Смолеева и Иван Бугаенков, тренеры Вячеслав Платонов, Гиви Ахвледиани и Николай Карполь, в категории «Организаторы» Владимир Саввин. Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1992 году. Председатель Наблюдательного совета ВФВ — Николай Патрушев, Президент организации — Станислав Шевченко. Мужская сборная России — победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, 2010, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов- 1997.
Подготовительная часть – 10 мин.
Построение (лопатки сведены, смотреть вперед; наличие спортивной формы, спортивной обуви). Ходьба на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, внешней стороне стопы. Бег по залу, медленный. Старты с места, бег 5x9 м. лицом вперед, бег 5x9 м. поочередно - лицом вперед, спиной вперед, бег 5x9 м. скрестным шагом.
ОРУ;
Ноги на ширине плеч. Круговые движения руками в одном и в разных направлениях. Ноги шире плеч. Взмахнув руками вправо, повернуть туловище до отказа в ту же сторону. Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной. Одновременно подниматься на носки и отводить прямые руки назад. Стоя, ноги вместе. Пружинящие наклоны вперед. Выпад правой (левой) вперед. Пружинящие приседания. Выпад правой (левой) в сторону. Перенести вес тела с одной ноги на другую Сидя на полу. Ноги скрестно. Растяжка. При выполнении растяжек необходимо учитывать амплитуду и направление движений. Не допускать побочных движений и суетливости.
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский Или, упражнения по индивидуальному подходу..
Основная часть.
Прием мяча двумя руками сверху.(Техника выполнения)
Одним из главных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача мяча.(просмотр мультимедийного пособия по технике выполнения.) Большие пальцы принимают основную нагрузку, указательные пальцы являются основной ударной частью, средние пальцы в меньшей степени, безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении. Верхняя передача двумя руками – кисти рук сближаются и располагаются на поверхности мяча в виде своеобразного ковша. Наружный край этого ковша образует ребра ладоней и мизинцы, а дно ковша – указательные и большие пальцы, причем большие пальцы направлены концами один к другому и к лицу игрока. Направление больших пальцев вперед – неправильное. Для выполнения верхней передачи игрок выходит к мячу с таким расчетом, чтобы встретить его руками у лица, что способствует наибольшей точности полета мяча при его сопровождении руками и зрительного контроля за движением. Встречая мяч, руки разгибаются в локтях, при этом движении кисти рук находятся в положении тыльного сгибания и в последующем сопровождают мяч до полного выпрямления рук. Сопровождение мяча из положения средней и высокой стойки может быть дополнено движением туловища и ног в нужном направлении. Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны: – уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение; – помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»); – при передаче касаться мяча фалангами пальцев; – перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении; – при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.
Возможные ошибки
1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами. 2. Большие пальцы рук направлены вперед. 3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены. 4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног. 5. Кисти не сопровождают мяч. 6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.
Подводящие упражнения
1. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче). 2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче. 3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте. 4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см). 5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля. 6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см). 7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см): а) перемещаясь вдоль нее; б) опускаясь в присед и вставая; в) без зрительного контроля. 8. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи: а) после одного отскока от пола; б) без отскока; в) после перемещения.
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский 9. Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д. 10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу: а) над собой; б) в стену. 11. Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами. 12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку. 13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову. 14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.
Прием мяча двумя руками снизу
Данный прием используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих мячей. .(просмотр мультимедийного пособия по технике выполнения.)
Техника выполнения
И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу. Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны: – уметь принимать положение готовности; – перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены; – быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.
Возможные ошибки
1. Несвоевременный выход под мяч. 2. Неправильные положение и движения рук: а) руки расположены несимметрично; б) предплечья не суппинированы и недостаточно сведены в) руки согнуты в локтях. 3. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища и ног.
Подводящие упражнения
1. Сочетание положения обеих рук и основной стойки, учитель (тренер) давит на предплечья. 2. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под него сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч. 3. С точного броска учителя вернуть мяч с нижней передачи. 4. Бросить мяч в стену, подставить под него руки, направляя его в стену, затем поймать. 5. Двукратное и многократное выполнение нижней передачи: а) над собой; б) в стену. 6. Выполнить нижнюю передачу с неточного набрасывания учителя . Мяч набрасывается: а) впереди или через игрока; б) слева или справа от игрока. 7. Нижняя передача от игрока к игроку. 8. Нижняя передача над собой с перемещением:
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский а) вперед или назад; б) в сторону. При изучении нижней передачи вначале внимание необходимо сосредоточить на положении рук и их работе, а затем на выходе игрока под мяч.
Отработка двигательных качеств и технических элементов
Быстрота – сила
1. В парах. Игроки с мячами – на одной боковой линии лицом к сетке, партнеры – напротив, на другой боковой. По сигналу тренера игроки с мячом выполняют броски вверх, вдоль сетки, к которым бегут партнеры. Каждый делает по 3 ускорения. 2. В тройках. На одной стороне площадки в зонах 4–3–2 – по нападающему с тремя мячами. На другой стороне в тех же зонах – по одному блокирующему. Игроки в зонах 1–6–5 лежат за лицевой линией с набивными мячами. Нападающие делают разбег, прыгают, бросают мяч в своего блокирующего, который после блока разворачивается и ловит бросок набивного мяча от игрока из-за лицевой, возвращает ему мяч и вновь переключается на блок. Смена в тройках – через 3 повторения в трех зонах.
Сила
1. В парах. Броски набивного мяча: от игрока, лежащего на спине, – игроку, стоящему напротив. (10 повторений). 2. Бедренный бег: на каждую ногу по 25 выпадов. 3. Для мышц спины: со скамейки – наклоны назад с закреплением ног при помощи партнера (5 повторений): лежа на животе, руки на затылке – подъем плеч вверх.
Передача
(30 мин.) 1. В парах. 100 разных передач на технику движения, из них 30 – малым набивным мячом. 2. Передачи сверху вдоль сетки в секторе передней линии: игрок из зоны 2 бросает мяч в зону 4 и бежит за ним; № 4 эту передачу возвращает в зону 2 и вдоль скамеек, которые остаются от него слева, бежит в зону 2 (8–10 передач с каждой стороны). 3. В парах. Первые игроки с мячами – в зонах передней линии за скамейками. Вторые – на лицевой линии. После броска от сетки вторые делают подбор мяча в зоне №6, доводят мяч снизу до партнера у сетки; быстро, в три шага, возвращаются к лицевой линии, касаются ее рукой и вновь бегут на подбор мяча. (После 5 повторений – отдых 15 сек. и смена зон). 4. В тройках. Первый игрок в зоне 2 за скамейкой у сетки, другие – в зонах 4 и 5. № 4 делает наброс в середину площадки на выход № 5, который, принимая мяч, обязательно разворачивается в сторону игрока зоны 2; делает ему передачу, бежит в зону лицевой линии, касается ее и вновь выходит на подбор мяча от № 4, получившего мяч от № 2. Смена через 5 повторений. Задача – качество доводки.
Заключительная часть
Построение, разбор упражнений, подведение итогов занятия. Учитель отмечает детей, которые хорошо выполняли упражнения.
Домашнее задание
Имитация у зеркала техники движения рук и ног при выполнении приёма и передачи мяча..
Информационно-коммуникативные
технологии:
в средних и старших классах внедряю в учебную деятельность элементы поиска, исследования, что позволяет развивать у школьников научные умения, методологическую культуру. ИКТ использую при подготовке к спортивно-оздоровительным мероприятиям, спортивным праздникам, соревнованиям и при выполнении учащимися проектов, результатом которых является создание презентаций по теме здорового образа жизни и пропаганды физкультуры и спорта. Использование ИКТ в своей работе позволяет добиться повышения качества знаний учащихся по предмету, интереса к учению, более осознанного отношения к своему здоровью и повышения мотивации учащихся для занятий физической культурой
Открытый
урок...
Часто
эти
слова
ассоциируются
у
учителей
с
переживаниями,
волнениями,
ответственностью за подбор упражнений и методики. Предлагаю вашему вниманию план-конспект
урока по волейболу: он может быть полезен и как хорошая разработка конкретного занятия, и как
модель описания открытого урока, по которому каждый может составить свою разработку.
Серия уроков волейбола по физической культуре для учащихся 8-11 класса.
Цель урока:
способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности и овладение необходимыми умениями и навыками при игре в волейбол.
Задачи:
1. Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху 2. Отработка двигательных качеств и технических элементов.
Место проведения:
Спортивный зал оснащенный мультимедийным проектором, компьютером;
Инвентарь и оборудование:
мультимедийный проектор; компьютер; экран; учебные карточки; волейбольные мячи.
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский
Просмотр мультимедийного учебного пособия «Волейбол»:
История игры.
Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры колледжа в американском городе Холеоке. Однажды Морган предложил своим питомцам побросать через рыболовную сеть надутую резиновую камеру. Вскоре он с удивлением обнаружил, что те с явным азартом обмениваются пасами. Тогда учитель сам занял место на площадке и сразу же после урока разработал первые правила игры. Родоначальник волейбола назвал свое детище “минтонет”. Это было в 1895 году, а год спустя игра демонстрировалась в городе Спрингфилде на конференции руководителей физического воспитания колледжей. Крестным отцом нового вида спорта стал профессор Спрингфилдского колледжа Альфред Халстед. Он назвал новую игру волейболом, что в переводе с английского означает “летающий мяч”. Действительно, это единственная спортивная игра, где главная задача – не дать мячу коснуться земли. Основные волейбольные правила сформировались в 1917-1925 г., постепенно их приняли во всех странах, и игра получила неофициальное международное признание.
Современное состояние
С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин — сборная России (2006). Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил. Некоторые изменения были внесены в 2009 году, и в том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвержено критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола [8] . «Золотая формула» и другие возможные изменения в правилах будут обсуждаться на конгрессе FIVB в 2011 году и могут быть приняты по окончании Олимпийских игр в Лондоне.
Развитие волейбола в СССР и России
В СССР волейбол культивировался с начала 1920-х годов. Официальной датой его рождения в советской стране считается 28 июля 1923 года, когда на Мясницкой улице состоялся матч между командами Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственного техникума кинематографии. У истоков волейбола в СССР действительно стояли представители творческой интеллигенции, но за короткий период эта игра стала массовым развлечением для самого широкого круга людей, а затем превратилась в современный и популярный вид спорта. Большую роль в популяризации волейбола в мире, развитии технико-тактического арсенала этого вида спорта сыграли советские игроки и тренеры. В январе 1925 года Московским Советом физкультуры были разработаны первые официальные правила соревнований по волейболу. В 1932 году была создана Всесоюзная секция волейбола, в 1948-м вступившая в FIVB, а в 1959-м преобразованная в Федерацию волейбола СССР. [9]
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский С 1933 года проводятся розыгрыши чемпионатов СССР, волейбол присутствовал в программе всех Всесоюзных спартакиад. К 1935 году относятся первые международные матчи советских волейболистов со спортсменами из Афганистана, а в 1947 году волейбольная команда из СССР принимала участие на первом Всемирном фестивале демократической молодёжи в Праге. Выйдя на международную арену, советские волейболисты сразу становятся лидерами мирового волейбола — 1949 год ознаменован победами мужской сборной СССР на чемпионате мира и женской на чемпионате Европы. Чемпионат мира 1952 года, проходивший на стадионе «Динамо», стал первым крупнейшим международным спортивным соревнованием, организованным Советским Союзом. В 1964 году в Токио мужская сборная СССР стала победителем первого олимпийского волейбольного турнира. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов. Советские волейболисты — 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 6 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 — Европы, 1 — на Кубке мира. В Зал волейбольной славы приняты игроки Инна Рыскаль, Юрий Чесноков, Константин Рева, Нина Смолеева и Иван Бугаенков, тренеры Вячеслав Платонов, Гиви Ахвледиани и Николай Карполь, в категории «Организаторы» Владимир Саввин. Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1992 году. Председатель Наблюдательного совета ВФВ — Николай Патрушев, Президент организации — Станислав Шевченко. Мужская сборная России — победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, 2010, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов- 1997.
Подготовительная часть – 10 мин.
Построение (лопатки сведены, смотреть вперед; наличие спортивной формы, спортивной обуви). Ходьба на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, внешней стороне стопы. Бег по залу, медленный. Старты с места, бег 5x9 м. лицом вперед, бег 5x9 м. поочередно - лицом вперед, спиной вперед, бег 5x9 м. скрестным шагом.
ОРУ;
Ноги на ширине плеч. Круговые движения руками в одном и в разных направлениях. Ноги шире плеч. Взмахнув руками вправо, повернуть туловище до отказа в ту же сторону. Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной. Одновременно подниматься на носки и отводить прямые руки назад. Стоя, ноги вместе. Пружинящие наклоны вперед. Выпад правой (левой) вперед. Пружинящие приседания. Выпад правой (левой) в сторону. Перенести вес тела с одной ноги на другую Сидя на полу. Ноги скрестно. Растяжка. При выполнении растяжек необходимо учитывать амплитуду и направление движений. Не допускать побочных движений и суетливости.
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский Или, упражнения по индивидуальному подходу..
Основная часть.
Прием мяча двумя руками сверху.(Техника выполнения)
Одним из главных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача мяча.(просмотр мультимедийного пособия по технике выполнения.) Большие пальцы принимают основную нагрузку, указательные пальцы являются основной ударной частью, средние пальцы в меньшей степени, безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении. Верхняя передача двумя руками – кисти рук сближаются и располагаются на поверхности мяча в виде своеобразного ковша. Наружный край этого ковша образует ребра ладоней и мизинцы, а дно ковша – указательные и большие пальцы, причем большие пальцы направлены концами один к другому и к лицу игрока. Направление больших пальцев вперед – неправильное. Для выполнения верхней передачи игрок выходит к мячу с таким расчетом, чтобы встретить его руками у лица, что способствует наибольшей точности полета мяча при его сопровождении руками и зрительного контроля за движением. Встречая мяч, руки разгибаются в локтях, при этом движении кисти рук находятся в положении тыльного сгибания и в последующем сопровождают мяч до полного выпрямления рук. Сопровождение мяча из положения средней и высокой стойки может быть дополнено движением туловища и ног в нужном направлении. Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны: – уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение; – помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»); – при передаче касаться мяча фалангами пальцев; – перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении; – при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.
Возможные ошибки
1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами. 2. Большие пальцы рук направлены вперед. 3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены. 4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног. 5. Кисти не сопровождают мяч. 6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.
Подводящие упражнения
1. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче). 2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче. 3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте. 4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см). 5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля. 6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см). 7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см): а) перемещаясь вдоль нее; б) опускаясь в присед и вставая; в) без зрительного контроля. 8. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи: а) после одного отскока от пола; б) без отскока; в) после перемещения.
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский 9. Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д. 10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу: а) над собой; б) в стену. 11. Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами. 12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку. 13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову. 14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.
Прием мяча двумя руками снизу
Данный прием используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих мячей. .(просмотр мультимедийного пособия по технике выполнения.)
Техника выполнения
И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу. Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны: – уметь принимать положение готовности; – перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены; – быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.
Возможные ошибки
1. Несвоевременный выход под мяч. 2. Неправильные положение и движения рук: а) руки расположены несимметрично; б) предплечья не суппинированы и недостаточно сведены в) руки согнуты в локтях. 3. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища и ног.
Подводящие упражнения
1. Сочетание положения обеих рук и основной стойки, учитель (тренер) давит на предплечья. 2. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под него сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч. 3. С точного броска учителя вернуть мяч с нижней передачи. 4. Бросить мяч в стену, подставить под него руки, направляя его в стену, затем поймать. 5. Двукратное и многократное выполнение нижней передачи: а) над собой; б) в стену. 6. Выполнить нижнюю передачу с неточного набрасывания учителя . Мяч набрасывается: а) впереди или через игрока; б) слева или справа от игрока. 7. Нижняя передача от игрока к игроку. 8. Нижняя передача над собой с перемещением:
Серия занятий по волейболу для 8-11 классов – В.Н. Луганский а) вперед или назад; б) в сторону. При изучении нижней передачи вначале внимание необходимо сосредоточить на положении рук и их работе, а затем на выходе игрока под мяч.
Отработка двигательных качеств и технических элементов
Быстрота – сила
1. В парах. Игроки с мячами – на одной боковой линии лицом к сетке, партнеры – напротив, на другой боковой. По сигналу тренера игроки с мячом выполняют броски вверх, вдоль сетки, к которым бегут партнеры. Каждый делает по 3 ускорения. 2. В тройках. На одной стороне площадки в зонах 4–3–2 – по нападающему с тремя мячами. На другой стороне в тех же зонах – по одному блокирующему. Игроки в зонах 1–6–5 лежат за лицевой линией с набивными мячами. Нападающие делают разбег, прыгают, бросают мяч в своего блокирующего, который после блока разворачивается и ловит бросок набивного мяча от игрока из-за лицевой, возвращает ему мяч и вновь переключается на блок. Смена в тройках – через 3 повторения в трех зонах.
Сила
1. В парах. Броски набивного мяча: от игрока, лежащего на спине, – игроку, стоящему напротив. (10 повторений). 2. Бедренный бег: на каждую ногу по 25 выпадов. 3. Для мышц спины: со скамейки – наклоны назад с закреплением ног при помощи партнера (5 повторений): лежа на животе, руки на затылке – подъем плеч вверх.
Передача
(30 мин.) 1. В парах. 100 разных передач на технику движения, из них 30 – малым набивным мячом. 2. Передачи сверху вдоль сетки в секторе передней линии: игрок из зоны 2 бросает мяч в зону 4 и бежит за ним; № 4 эту передачу возвращает в зону 2 и вдоль скамеек, которые остаются от него слева, бежит в зону 2 (8–10 передач с каждой стороны). 3. В парах. Первые игроки с мячами – в зонах передней линии за скамейками. Вторые – на лицевой линии. После броска от сетки вторые делают подбор мяча в зоне №6, доводят мяч снизу до партнера у сетки; быстро, в три шага, возвращаются к лицевой линии, касаются ее рукой и вновь бегут на подбор мяча. (После 5 повторений – отдых 15 сек. и смена зон). 4. В тройках. Первый игрок в зоне 2 за скамейкой у сетки, другие – в зонах 4 и 5. № 4 делает наброс в середину площадки на выход № 5, который, принимая мяч, обязательно разворачивается в сторону игрока зоны 2; делает ему передачу, бежит в зону лицевой линии, касается ее и вновь выходит на подбор мяча от № 4, получившего мяч от № 2. Смена через 5 повторений. Задача – качество доводки.
Заключительная часть
Построение, разбор упражнений, подведение итогов занятия. Учитель отмечает детей, которые хорошо выполняли упражнения.
Домашнее задание
Имитация у зеркала техники движения рук и ног при выполнении приёма и передачи мяча..
В раздел основное полное образование