"Этнокультурный компонент на уроках немецкого языка"
статья
Автор: Рамих Наталья Викторовна, преподаватель немецкого языка, ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище", город Тюмень
В раздел основное полное образование
1
«Этнокультурный компонент на уроках немецкого языка»
В наше время целью обучения иностранным языкам является не только формирование у учащихся лингвистической компетенции, но и познание реальностей другой уже для них национальной культуры. Поэтому при определении содержания обучения встает вопрос об этнокультурном компоненте. В рамках школьного учебного процесса происходит обретение и усвоение ребёнком системы духовных и культурных ценностей, приобщение к национальным культурам. Этнокультурный компонент содержания любой изучаемой дисциплины основывается, прежде всего, на понятиях «этнос» и «культура». Язык теснейшим образом связан с национальной культурой: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее. Взаимодействие языка и культуры, языка и этноса отмечалось многими лингвистами и методистами. Этнос выражает себя полнее и вернее в своем языке. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Этнокультурный компонент образования имеет сегодня широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он соединяет образовательное, культурное, социальное гражданское и личностное начала. Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее социально- педагогической поддержке. При системно-деятельностном подходе уроки строятся на диалоге разных видов национальных культур с доминированием какого-либо вида или с достижением их синтеза, а также на взаимодействии разных видов учебной деятельности по освоению этнокультурного материала с широким привлечением межпредметных связей. В результате подобного подхода учитель не только учит чему-то, даёт сумму знаний, но и формирует мировоззренческие ориентиры. В современных условиях образования приоритетной задачей является овладение общением на немецком языке. Важным условием обновления сложившейся системы изучения немецкого языка учащимися отмечают вопрос об одновременном овладении не только языком, но и культурой народа, для которого этот язык является родным. Таким образом, цель нашей педагогической деятельности - способствовать успешному овладению немецким языком учащимися Тюменского президентского кадетского училища на основе внедрения
Язык
Культура
Этнос
2 этнокультурного компонента на уроках и во внеурочной деятельности. Внедрение этнокультурного компонента в процесс овладения немецким языком учащимися призвано способствовать повышению мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка и культуры, усвоению учащимися доступного этнокультурного материала, формированию коммуникативных навыков и развитию навыков устной речи для общения на немецком языке, а также воспитанию личностных качеств таких как: дружелюбие, толерантность к другим культурам, традициям, привычкам, ценностям, открытость и коммуникабельность. Ведущая педагогическая идея опыта – формированию интереса к немецкому языку и культуре, повышению мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка. Как отмечают психологи и педагоги, в таких условиях овладения немецким языком у учащихся закладываются основы двуязычия, идёт приобщение к важным этнокультурным традициям, совершенствуются умения общения на немецком языке, приобретается индивидуальный опыт изучения другого языка, расширяется кругозор путем изучения народного творчества (сказки, стихи, песни), пробуждается интерес к семейным традициям и обычаям, повышается мотивация к дальнейшему изучению немецкого языка в училище. Идея овладения немецким языком учащимися особенно привлекательна, поскольку известно, что изучение языков не только обогащает духовный мир учащихся, но и стимулирует общее умственное развитие. Необходимо подчеркнуть и творческий потенциал учащихся, которые охотно демонстрируют свои достижения в овладении немецкого языка на конкурсах и фестивалях национальных культур, а также участие т совместная организация городских и областных этнокультурных мероприятий общественных организаций российских немцев Тюменской области. На занятиях немецкого языка и во внеурочной деятельности с внедрением этнокультурного компонента мною используются разнообразные методы и формы работы, соответствующие требованиям ФГОС. Например, беседы о немецкой культуре и истории, как немцев Германии, так и российских немцев с показом презентаций и видеофильмов, игры (ролевые, подвижные, настольные и другие). Следует отметить, ознакомление с особенностями, традициями, обычаями, национальной одежды и традиционной кухней немецкого народа, а также знакомство с произведениями немецкой литературы и фольклора. В практической совместной деятельности мы используем изготовление поделок, рисунков, атрибутов к играм, масок и костюмов к театрализации сказок, элементов национального костюма. Основное внимание уделяется большим немецким традиционным праздникам (Рождество, Пасха, Праздник урожая, День Святого Мартина и другие), которые являются важным результатом этнокультурной деятельности.
3 В ТПКУ этнокультурный компонент реализуется во внеурочной деятельности через кружки и лингвистические клубы дополнительного образования, а также в период летней учебной практики по немецкому языку. В начале своей педагогической деятельности в ТПКУ и работой над темой самообразования в сфере этнокультурного компонента мною была проведена диагностика учащихся с помощью анкеты. В обследовании принимали участие учащиеся 6 класса группы углубленного изучения немецкого языка и 7-х классов со вторым немецким языком. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: на момент проведения диагностики у учащихся 6-ого класса выявился низкий уровень знаний по немецкому языку. Учащиеся не понимают разного вида вопросы и реплики классного обихода, не владеют навыками диалогической речи, не знают немецкие традиционные праздники, песни, стихи, национальную одежду, кухню и игры. Отсутствует познавательный интерес к немецкому народу и немецкому языку. В конце учебного года была проведена повторная диагностика, результаты которой значительно изменились: на момент проведения диагностики у учащихся выявился оптимальный уровень знаний, отмечается наличие знаний этнокультурного материала, у учащихся проявился интерес к изучению немецкого языка и культуры. Результаты обследования учащихся зафиксированы в таблице (приложение № 1). Для успешной реализации практико-ориентированной этнокультурной деятельности необходимо выделить следующие условия: творческий подход к отбору методической литературы для этнокультурных занятий с учащимися; инновационный подход к использованию разнообразных методов и приёмов; использование дидактических игр этнокультурной тематики и содержания; организация праздников и этнокультурных мероприятий; сотрудничество с коллегами из других учреждений, занимающимися проблемами этнокультурного воспитания и образования. Подводя итоги работы с этнокультурным компонентом на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности и анализируя результаты, следует подчеркнуть, что такую деятельность необходимо продолжить, поскольку это значительно повышает мотивацию к изучению немецкого языка и культуры, важно расширять, уточнять, углублять этнокультурные знания и представления учащихся.
4 Приложение № 1
Результаты диагностики знаний немецкого языка и культуры
учащихся Тюменского президентского кадетского училища
в 2013-2014 учебном году
№
п/п
Вопрос
В начале года
%
В конце года
%
1 Знаете ли вы фразы приветствия и прощания на немецком языке, вежливые слова? 7 89 2 Умеете ли вы задавать вопросы и давать ответы на немецком языке, участвовать в диалоге? 9 73 3 Знаете ли вы правила грамматики немецкого языка? 5 70 4 Знаете ли вы немецкие праздники? 15 90 5 Знаете ли вы немецкие песни? 11 60 6 Знаете ли вы немецкие танцы? 4 37 7 Знаете ли вы немецкую кухню? 25 78 8 Знаете ли вы немецкую национальную одежду? 8 41 9 Знаете ли вы немецкие игры? 4 30 10 Знаете ли вы, кто такие российские немцы? 7 89 11 Знаете ли вы историю немцев России? 3 75 12 Знаете ли вы черты немецкого национального характера? 13 57 13 Как вы считаете, нужно ли изучать немецкий язык? 57 97
«Этнокультурный компонент на уроках немецкого языка»
В наше время целью обучения иностранным языкам является не только формирование у учащихся лингвистической компетенции, но и познание реальностей другой уже для них национальной культуры. Поэтому при определении содержания обучения встает вопрос об этнокультурном компоненте. В рамках школьного учебного процесса происходит обретение и усвоение ребёнком системы духовных и культурных ценностей, приобщение к национальным культурам. Этнокультурный компонент содержания любой изучаемой дисциплины основывается, прежде всего, на понятиях «этнос» и «культура». Язык теснейшим образом связан с национальной культурой: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее. Взаимодействие языка и культуры, языка и этноса отмечалось многими лингвистами и методистами. Этнос выражает себя полнее и вернее в своем языке. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Этнокультурный компонент образования имеет сегодня широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он соединяет образовательное, культурное, социальное гражданское и личностное начала. Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее социально- педагогической поддержке. При системно-деятельностном подходе уроки строятся на диалоге разных видов национальных культур с доминированием какого-либо вида или с достижением их синтеза, а также на взаимодействии разных видов учебной деятельности по освоению этнокультурного материала с широким привлечением межпредметных связей. В результате подобного подхода учитель не только учит чему-то, даёт сумму знаний, но и формирует мировоззренческие ориентиры. В современных условиях образования приоритетной задачей является овладение общением на немецком языке. Важным условием обновления сложившейся системы изучения немецкого языка учащимися отмечают вопрос об одновременном овладении не только языком, но и культурой народа, для которого этот язык является родным. Таким образом, цель нашей педагогической деятельности - способствовать успешному овладению немецким языком учащимися Тюменского президентского кадетского училища на основе внедрения
Язык
Культура
Этнос
2 этнокультурного компонента на уроках и во внеурочной деятельности. Внедрение этнокультурного компонента в процесс овладения немецким языком учащимися призвано способствовать повышению мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка и культуры, усвоению учащимися доступного этнокультурного материала, формированию коммуникативных навыков и развитию навыков устной речи для общения на немецком языке, а также воспитанию личностных качеств таких как: дружелюбие, толерантность к другим культурам, традициям, привычкам, ценностям, открытость и коммуникабельность. Ведущая педагогическая идея опыта – формированию интереса к немецкому языку и культуре, повышению мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка. Как отмечают психологи и педагоги, в таких условиях овладения немецким языком у учащихся закладываются основы двуязычия, идёт приобщение к важным этнокультурным традициям, совершенствуются умения общения на немецком языке, приобретается индивидуальный опыт изучения другого языка, расширяется кругозор путем изучения народного творчества (сказки, стихи, песни), пробуждается интерес к семейным традициям и обычаям, повышается мотивация к дальнейшему изучению немецкого языка в училище. Идея овладения немецким языком учащимися особенно привлекательна, поскольку известно, что изучение языков не только обогащает духовный мир учащихся, но и стимулирует общее умственное развитие. Необходимо подчеркнуть и творческий потенциал учащихся, которые охотно демонстрируют свои достижения в овладении немецкого языка на конкурсах и фестивалях национальных культур, а также участие т совместная организация городских и областных этнокультурных мероприятий общественных организаций российских немцев Тюменской области. На занятиях немецкого языка и во внеурочной деятельности с внедрением этнокультурного компонента мною используются разнообразные методы и формы работы, соответствующие требованиям ФГОС. Например, беседы о немецкой культуре и истории, как немцев Германии, так и российских немцев с показом презентаций и видеофильмов, игры (ролевые, подвижные, настольные и другие). Следует отметить, ознакомление с особенностями, традициями, обычаями, национальной одежды и традиционной кухней немецкого народа, а также знакомство с произведениями немецкой литературы и фольклора. В практической совместной деятельности мы используем изготовление поделок, рисунков, атрибутов к играм, масок и костюмов к театрализации сказок, элементов национального костюма. Основное внимание уделяется большим немецким традиционным праздникам (Рождество, Пасха, Праздник урожая, День Святого Мартина и другие), которые являются важным результатом этнокультурной деятельности.
3 В ТПКУ этнокультурный компонент реализуется во внеурочной деятельности через кружки и лингвистические клубы дополнительного образования, а также в период летней учебной практики по немецкому языку. В начале своей педагогической деятельности в ТПКУ и работой над темой самообразования в сфере этнокультурного компонента мною была проведена диагностика учащихся с помощью анкеты. В обследовании принимали участие учащиеся 6 класса группы углубленного изучения немецкого языка и 7-х классов со вторым немецким языком. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: на момент проведения диагностики у учащихся 6-ого класса выявился низкий уровень знаний по немецкому языку. Учащиеся не понимают разного вида вопросы и реплики классного обихода, не владеют навыками диалогической речи, не знают немецкие традиционные праздники, песни, стихи, национальную одежду, кухню и игры. Отсутствует познавательный интерес к немецкому народу и немецкому языку. В конце учебного года была проведена повторная диагностика, результаты которой значительно изменились: на момент проведения диагностики у учащихся выявился оптимальный уровень знаний, отмечается наличие знаний этнокультурного материала, у учащихся проявился интерес к изучению немецкого языка и культуры. Результаты обследования учащихся зафиксированы в таблице (приложение № 1). Для успешной реализации практико-ориентированной этнокультурной деятельности необходимо выделить следующие условия: творческий подход к отбору методической литературы для этнокультурных занятий с учащимися; инновационный подход к использованию разнообразных методов и приёмов; использование дидактических игр этнокультурной тематики и содержания; организация праздников и этнокультурных мероприятий; сотрудничество с коллегами из других учреждений, занимающимися проблемами этнокультурного воспитания и образования. Подводя итоги работы с этнокультурным компонентом на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности и анализируя результаты, следует подчеркнуть, что такую деятельность необходимо продолжить, поскольку это значительно повышает мотивацию к изучению немецкого языка и культуры, важно расширять, уточнять, углублять этнокультурные знания и представления учащихся.
4 Приложение № 1
Результаты диагностики знаний немецкого языка и культуры
учащихся Тюменского президентского кадетского училища
в 2013-2014 учебном году
№
п/п
Вопрос
В начале года
%
В конце года
%
1 Знаете ли вы фразы приветствия и прощания на немецком языке, вежливые слова? 7 89 2 Умеете ли вы задавать вопросы и давать ответы на немецком языке, участвовать в диалоге? 9 73 3 Знаете ли вы правила грамматики немецкого языка? 5 70 4 Знаете ли вы немецкие праздники? 15 90 5 Знаете ли вы немецкие песни? 11 60 6 Знаете ли вы немецкие танцы? 4 37 7 Знаете ли вы немецкую кухню? 25 78 8 Знаете ли вы немецкую национальную одежду? 8 41 9 Знаете ли вы немецкие игры? 4 30 10 Знаете ли вы, кто такие российские немцы? 7 89 11 Знаете ли вы историю немцев России? 3 75 12 Знаете ли вы черты немецкого национального характера? 13 57 13 Как вы считаете, нужно ли изучать немецкий язык? 57 97
В раздел основное полное образование