Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие мышления учащихся в процессе проблемно-развивающего обучения"

статья

Автор: Танашева Марина Джабировна, учитель истории обществознания, МКОУ СОШ №2, с.п. Урух, КБР



В раздел основное полное образование



Развитие мышления учащихся в процессе проблемно-развивающего обучения Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, мы прежде всего учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова не рассуждает» (П.П.Блонский). и вместе с тем бывает, что ученик десять лет лихорадочно заполнял «емкости» своей памяти самой разнообразной информацией, а самостоятельно применять знания не умеет. Следовательно, знания сами по себе значат мало, если наш выпускник так и не научился самостоятельно мыслить, творчески применять эти знания. Роль проблемного обучения в развитии мышления учащихся неоспорима. Сущность проблемного обучения М.И.Махмутов определяет как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование… познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуации» (Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.,1975, с.257). Основным путем успешного формирования мышления является выполнение разнообразных познавательных задач и заданий, в том числе и проблемных. Проблемная ситуация побуждает ученика мыслить, а проблемная задача направляет мышление в определенное русло. Но, если я приду в незнакомый класс с великолепно разработанным поурочным планом проблемного урока, я могу разочароваться (в себе, прежде всего). Потому что учащихся нужно готовить с младших классов к проблемным урокам. Учить систематически, кропотливо, вырабатывая сначала простые мыслительные умения, потом- сложнее и сложнее. Необходимо время, чтобы сформировать высокий уровень учебных возможностей школьников, определенный запас фактического материала (содержательный аспект мышления), развить теоретическое мышление. Этапы формирования мышления учащихся взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний от репродуктивного через конструктивный - к творческому уровню.
Программа развития мыслительных умений и навыков у школьников предполагает постепенное целенаправленное формирование следующих основных умений и навыков: 1. Анализ и выделение главного. 2. Сравнение. 3.Обобщение и систематизация. 4. Определение и объяснение понятий. 5. Конкретизация. 6. Доказательство и опровержение. Я прихожу в пятый класс. Первые мои уроки проваливаются. Дети не понимают, чего я от них хочу. Какие понятия. Какие проблемы? Ну-ка, попробуй еще раз. Нет, опять ничего не получается, тема осталась не раскрытой, учащиеся знаний не получили. Я поняла, что нужно начинать не с учебного момента, а с психологического. Нужно привлечь к себе внимание, вызвать интерес сначала к себе: вот она я, ваша новая учительница. Вы мне нравитесь. Давайте заключим договор о взаимном уважении. Тогда мы не будем с вами ссориться, ругаться, а вы будете получать только хорошие оценки. У меня одно условие: на уроке сидеть тихо и внимательно меня слушать. Ваши условия?... Потом долго и кропотливо вырабатывается привычка класса на работу , на размышление. После нескольких минут шумных рассаживаний, приготовлений учащихся, я громко спрашиваю: «Скажите, вы все приготовили к уроку? Учебник, тетрадь, карандаш, ручку?...Сядьте все удобно. Где ваши ноги? А где ваши руки?... Все на месте. Тогда начнем…» Мне нужны дополнительные уроки, чтобы с каждым поработать отдельно, показать, где записать тему, где-понятия и как с ними работать дома, как-в классе. В течение всего года мы учимся учить историю: знакомимся с учебником, читаем текст, пытаемся его осмыслить приблизительно так. 1. Давайте вместе внимательно прочитаем текст. Я читаю выразительно вслух (многие читают совсем медленно), все следят по своим учебникам. 2. Подумайте, о чем или о ком говорится в тексте. 3. Теперь скажите, что говорится об этом? Отвечая на этот вопрос, мы составляем устный план. 4. Какие слова являются самыми важными в этом рассказе? Назовем их ключевыми, (основными) понятиями. Выпишем их в тетради. Я их пишу на доске перед уроком. А в начале следующего урока один ученик работает с понятиями у доски.
5. Теперь попробуем сделать вывод. Мыслительные операции – выделение главного и сравнение должны закончиться выводом, обобщением. Учу пользоваться словами «итак», «таким образом», «значит» и т.д. При определении сути учащиеся должны ориентироваться на заголовок параграфа, его подзаголовки, чтобы учиться связывать все воедино. Кроме того, это один из приемов выделения главного. Учимся работать с картой учебника и настенной, читать ее. Таким образом, уже в пятом классе используются конструктивные методы обучения, знания добываются с помощью выделения главного, сравнения, обобщения. Исходя из своего опыта, я думаю, успех зависит от уровня подготовки класса в начальной школе и от того. Являются ли новые для детей учителя единомышленниками, есть ли у них единые требования. Схема работы по изучению нового материала, о которой говорилось выше, - это основа и для последующих классов, но на более усложняющемся уровне. В пятом классе история Древнего мира дает богатые возможности использования приема театрализации. Пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры и, кроме того, активизируется мыслительная деятельность учащихся. На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности. Например, при изучении темы «Образование классов и государств в Индии» можно подготовить инсценировку и использовать ее в качестве мотивационной заставки. Участвую двое ребят. Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. Он встретился с другом. - Индия удивительная страна. Там на кустах растем белая шерсть… - Этого не может быть , ты лжешь! - Нисколько… Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани… А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед. - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда! Особенно широко и интересно можно использовать этот прием на КВН по легендам и мифам Древней Греции. Прием театрализации эффектен и эффективен и в старших классах. Например, урок-лекция в 10 классе «Россия нэповская» включает в себя элементы театрализации. История средних веков в шестом классе буквально пропитана противоречиями и проблемами. Учащимся есть над чем поразмышлять. Здесь
помогает и сборник Г.М.Донского «Задания для самостоятельной работы по истории средних веков», который позволяет целенаправленно организовать на уроках активную познавательную деятельность учащихся, формировать умения и навыки самостоятельной работы, умение выражать свое мнение, приводить аргументы, доказывать, проводить индивидуальную работу с детьми разного уровня развития. Даже самый ленивый задумается над такой задачкой: «В правилах городского совета Парижа в XII веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий по середине , мог ухватить, мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждой из сторон». Как этот факт характеризует средневековый город? А вот задача с элементом проблемности: «До XII века редко перевозили грузы в телегах, хотя уже была изобретена удобная упряжь, а навьючивали их на спину лошади. Знатные люди предпочитали путешествовать не в повозках и каретах, а верхом. Почему люди упорно пренебрегали удобствами?» Так из класса в класс совершенствуются мыслительные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), учимся таким логическим операциям, как конкретизация, доказательство и опровержение, предположение. С каждым годом все больше собственного мнения в оценочных суждениях. Все сложнее, проблемнее сами ситуации. Содержательный аспект мышления, то есть определенный запас знаний фактического материала, становится основой, фундаментом теоретического мышления. Мы переходим в 10 классе на творческий уровень знаний и мышления. Ученики свободно рассуждают на уроке по экономическим, политическим, нравственным вопросам, спорят, приводят аргументы. Теперь мне не надо создавать проблемные ситуации дома, сидя над поурочным планом. Они возникают на уроке сами, возникают постоянно. Например, Брестский мир – победа большевиков или чудовищный провал, который начался с обещания демократического мира, а закончился подписанием грабительского? Одни учащиеся становятся сторонниками Троцкого, обосновывая целесообразность жесткой диктатуры и «красного террора», другие – защищают оппозицию и обвиняют большевиков в измене принципам демократии. И те, и другие уже сами без меня сравнивают, проводят аналогии между горячими событиями тех давних лет с нашими сегодняшними проблемами. И те, и другие предполагают варианты будущего развития страны. Это творчество. Если урока с его временным и тематическим (содержательным) ограничение мало, процесс познания продолжается во внеурочное время.
Например, серия классных часов по истории религий, толерантность. Тему о буддизме мы готовили с Кариной А. вместе. А вот тему о христианстве Зарема И. подготовила сама. Она самостоятельно отобрала содержание, составила план, сценарий мероприятия и сама его провела. Думаю, это показатель сформированности мыслительных умений и навыков. Если добавить к этому сформированность активной жизненной позиции учащихся, можно говорить о некоторых успехах в работе, в достижении цели. Моя сверхзадача при этом – на своем месте, своими средствами воспитывать Гражданина и Человека.


В раздел основное полное образование