Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Люби и знай свой край родной"

Методическая разработка

Автор: Смирнова Татьяна Николаевна, воспитатель, Учреждение БУ"Реабилитационный центр Солнышко", город Советский ХМАО



В раздел основное полное образование




БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями

«Солнышко»

Люби и знай свой край родной

Методическая разработка беседы

с детьми отделения круглосуточного пребывания
Советский, 2013 Составитель: Т.Н. Смирнова воспитатель стационарного отделения

Цель:
 Ознакомление детей с культурой Малых Народов Севера (далее по тексту – МНС);  Формирование бережного отношения к традициям МНС.
Задачи:
1. Воспитывать у детей толерантное отношение к другим культурам, и любовь к родному краю; 2. Рассказать детям об истории, быте, культуре МНС; 3. Познакомить детей с легендами и традиционными играми МНС;
Материалы

и

оборудование:
мультимедийное оборудование, аудио- видеоматериалы по тематике занятия, мультимедийные презентации, выставочные экспонаты, детские работы, традиционный костюм.
Участники

мероприятия:
Т.Н. Смирнова, воспитатель Отделения Круглосуточного Пребывания (далее по тексту - ОКП); Т.И. Билык, воспитатель ОКП; дети, зачисленные в отделение круглосуточного пребывания; С.Н. Кудрявцева, музыкальный руководитель.
Место проведения мероприятия:
актовый зал БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко»
Методы проведения мероприятия:
 Словесные (лекция с элементами беседы)  Наглядные (иллюстративно-демонстрационный)
Продолжительность проведения мероприятия:
1 час
1.Вступительная часть.
1.Выступление воспитателей.
2.Основная часть.
2.1.Выступление воспитателей и детей с просмотром презентации «Рождение земли в легендах народов ханты и манси» 2.2. Выступление воспитателя с просмотром презентации «Люби и знай свой край родной». 2.3. Проведение игр народов ханты и манси.
3.Заключительная часть.
Подведение итогов мероприятия. Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия. Мероприятие заканчивается гимном Югры.

1.Вступительная часть.
Мероприятие начинается с музыкального вступления (песня МНС и стих «Югра» воспитатель объявляет тему, цели мероприятия и участников) Выступление воспитателя (стих «Югра»):

Югра


Исконно добра и щедра, И в помыслах искренна, То хвойно-спокойна Югра, То истово-лиственна. Болотно-озерная ширь, Медвежьи урочища... В семье твоей дружной, Сибирь, нет радостней дочери. Врастая корнями судьбы В глубинное, кровное, Раскинулось древо Оби – Твое родословное. Волковец В.
2.Основная часть.
2.1.Выступление воспитателей и детей с просмотром презентации «Рождение земли в легендах народов ханты и манси» в сопровождении традиционной мелодии игра на санквылтапе (Во время просмотра презентации дети озвучивают легенды и демонстрируют действия героев легенд).
Оформление сцены
: возможно имитация чума и огня в нем; все на фоне слайда «зимний лес и лобаз или чумы, или дом». В сопровождении музыки (участники мероприятия, сидят в лобазе или чуме и по ходу легенды демонстрируют действия героев легенды).
Легенды:
 Давным-давно когда всюду была только вода, и не было суши, и был лишь не большой торфяной островок. Он был так мал, что помещались на нем только дом и первое дерево на земле кедр. Жили в том доме женщина и мужчина, пропитанием для них была рыба, добытая мужчиной не выходя за порог жилища. И была водоплавающая птица Лулы с железным клювом, и попросили ее люди помочь им. Согласилась Лулы и стала нырять глубоко, глубоко до самого дна. Набирала она в железный клюв ил и поднимала на поверхность, и крепила его к торфяному острову, и разрастался остров, и становился большим. Так появилась суша на земле.  И создал верхний бог Торум людей, и вдохнула его жена Калтащь в каждого душу, и спустили людей на землю. Назывались те люди народами ханты и манси.
 Жили люди в мире и согласии, поклоняясь духам и богам, (возможно, проходит шаман, с бубном.) почитая матушку природу. Промышляли люди те, охотою на зверя пушного и птицу дикую, добывали рыбу из речки- матушки Оби, да оленеводством занимались.  Пролетала над землей Птица-легенда красоты невиданной. Каждое перо многоцветное, да с рисунком, с орнаментом, да все перышки разные. А душа у нее чистая, белая. В тех краях, где побывала чудо-птица, рождались талантливые, одарённые люди. Появлялись прекрасные мастера и ремесленники. Возможно, пролетает птица, затем ребята показывают изделия декоративно- прикладного искусства этих народов. Здесь же можно показать традиционный танец. Возможно, девочка у огня показывает девушку занятую рукоделием.  Шли годы, менялись поколения, менялись люди на земле. Была у верхнего бога Торума младшая, любимая дочь. Очень нравилось ей любоваться с небес красотой земли. Просила дочь отца спустить её на землю, полюбоваться красотой вблизи, но Торум не пускал дочь. Неотступно просила она его спустить на землю. Пожалел он дочь, отпустил на землю, в золотой люльке, в образе куклы Акань. Спустившись на землю дочь Торума увидела, что земля ещё прекрасней, чем ей казалось. Но люди не ценят её красоты, плохо относятся к природе и очень озлоблены. Сердце её не выдержало и разбилось на маленькие кусочки. Если падая такой кусочек попадал в злого человека, он становился добрым и чистым душой, а попадая в дерево, который до сей поры были все одинаково серые, он превращал его в ослепительно белую берёзу. И с той поры берёза считается священным деревом, и приносят к ней дары, и просят у неё исполнения желаний, повязывая на её ветви яркие лоскутки. Возможно, на макет берёзки из бумаги ребята привязывают ленточки и предлагают повязать желающим из зала. Так давайте вместе ,загадаем общее желание, чтоб земля наша всегда оставалась чистой и красивой! (дети, а также желающие подходят и завязывают ленточки на березу). 2.2. Выступление воспитателя с просмотром презентации «Люби и знай свой край родной» (приложение 3) 2.3. Воспитатели проводят игры народов ханты и манси. (Игра рыбалка и игра прыжки через «нарды»).
3.Заключительная часть.
3.1.Подводятся итоги мероприятия, воспитатели отвечают на возникшие вопросы, после чего звучит гимн Югре. (приложение 4)
Гимн Югре

Велика ты, Югра, край безбрежных лесов, Ты богата, щедра, всемогущий твой зов: Как родимая мать, в свой охотничий род Приняла от страны ты рабочий народ. Край таежный, край озерный, край суровый Ненаглядной красотой к себе влечет. По Югре шагает счастье жизни новой, Над землей свободной песнею плывет. Словно Обь с Иртышом наши судьбы слились, В дружбе жить и любви мы навек поклялись. Счастье выпало нам разбудить этот мир: Превратить глухомань в нефтяную Сибирь. В города, на село реки газа текут. Всей России тепло – это округа труд. В первозданной красе, полной жизни, добра, Сбережем мы тебя, дорогая Югра! Бакалов Н. 3.2. Экскурсия по выставке (во время экскурсии звучат песни о Югре) На выставке представлены следующие экспонаты: Предметы быта и одежды народов ханты и манси, детские работы созданные во время смены совместно с воспитателями ОКП по теме». Люби и знай свой край родной», литература о природе родного края и культуре народов ханты и манси, выставка кулинарных изделий «Дары природы».
Используемая литература: 1. Гемуев И.Н. Мифология манси, энциклопедия уральских мифологий. - Новосибирск: Изд. Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001.- 280с. Заподнова Н.Л., Устенко Ю.Е., Баев С.Ю., Щюкин А.В., Обские угры: Фотоальбом. – Тюмень: Изд. ИФА «Тюмень», 2005.- 480с. 2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.-340с. 3. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. - Томск: Издательство Томского университета, 1984.- 250с. 4. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). - Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-сибирское региональное книжное издательство, 1993. – 300с.


В раздел основное полное образование