Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Здравствуй, Урок!"

эссе

Автор: Говорухина Светлана Александровна, учитель биологии и химии, МБОУ Солонецкая СОШ, хутор Солонецкий, Обливский район, Ростовская область



В раздел основное полное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солонецкая средняя общеобразовательная школа Здравствуй, Урок! Эссе учителя биологии и химии Говорухиной С.А. Солонецкая СОШ, Обливский район, Ростовская область.
Учитель,

будь

солнцем,

излучающим

тепло,

будь

благодатной

почвой

для

развития

человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую

очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать

ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника.

Ш.А. Амонашвили
Здравствуй, Урок! Звенит звонок, и я с волнением вхожу в класс. Казалось бы, за тридцать лет можно было привыкнуть, но нет, каждый урок несёт что-то новое, неизведанное. Учитель учится всю свою жизнь. Мы изучаем современные технологии, осваиваем новые учебники и программы. Нельзя учителю отставать от своих учеников. Мы живём в сложном технологичном мире, перегруженном информацией, живём в бешеном ритме современной цивилизации. Нам нужно дать детям знания, научить их логически мыслить, быть самостоятельными, самодостаточными, уверенными в себе. Всё это придёт к ним на уроках в школе. Но как они себя чувствуют при этом? Свободно ли? Комфортно ли? Что они мне скажут об этом? Урок биологии. Я захожу в свой любимый одиннадцатый класс и раздаю каждому двойные листочки: - У нас контрольная? - Проверочная? - Светлана Александровна! А вы нас не предупреждали. Я записываю на доске тему «Здравствуй, Урок!» и прошу ребят поделиться мыслями, чем для них стал урок за одиннадцать лет. - А оценки будете ставить? - А учителям не покажете? - Светлана Александровна, Вы нас заинтриговали. Задумались, немного растеряны. Но вот один взялся за ручку, затем другой и вот смотрю: потекли мысли ребят на бумагу, спешат, торопятся.
Уходит детство.
(Стас) «Уходит детство. Как быстро летит время, уже одиннадцатый класс. Вроде бы как «Ура!» - конец учёбы, но что-то не пускает. Школа манит нас к себе своей аурой познания, насыщенной и интересной жизнью. И я, окончив школу, наверное, уже никогда, ни в одном учебном заведении не смогу испытать те чувства, которые открылись здесь мне… …Всегда мне казалось, что чем быстрее я закончу учёбу, тем быстрее наступит прекрасная взрослая жизнь. Но сегодня, когда через три месяца прозвенит последний звонок, мне хочется остановить время. Потому что, несмотря на все споры и разногласия с учителями, я всё равно их люблю и уважаю, чувствую их тепло и поддержку. А как встретит меня взрослая жизнь?» Удачи тебе, Стас! Я знаю, что ты справишься со всеми трудностями, ты сможешь.
Ностальгия.

(Вова) «Интересно то, что уже сейчас, когда мы вплотную приблизились к выпускным экзаменам, когда кажется, что лучше бы быстрее закончилась эта «головная боль», быстрее бы мы ушли из этой «надоевшей» школы, уже сейчас чувствуется тоска по урокам, по учителям, по школе. Начинаешь вспоминать то лучшее, что дали мне в школе на уроках. Плохое не вспоминается, оно не важно. Допустим, я помню, какое я первое слово прочитал в первом классе, помню уроки обществознания в восьмом классе, которые дали ответы на многие мои вопросы. Короче ностальгия прёт уже сейчас. И поверьте, это не громкие слова: всё чаще я замечаю, как, возвращаясь из школы, мои сверстники не столько обсуждают наши «юные» проблемы, а всё больше говорят о том, что скоро придётся уйти, начнём новую жизнь, и детство закончится. Детство, которое мы провели в школе, учась не только читать, писать и вычислять, но и общаться, мыслить, понимать не понимаемое, делать немыслимое. Блин! Красиво загнул. Но на деле так оно и есть. Я думаю, что людьми мы тоже становились на уроках». Милый ты мой юморист. Думаю, что твой оптимизм, чувство юмора не раз помогут разрешать проблемы, встающие на твоём пути. Листочек Фарида я открываю с особым чувством, потому что частенько вижу отсутствующий взгляд, голова лежит на парте и глазки прикрываются. Да это…
Чистосердечное признание.
(Фарид) «Когда я прихожу в школу, меня берёт какая-то лень, неохота учиться. У меня нет целеустремлённости, и я задумываюсь, что я буду делать в будущем? Я хочу вырваться из этой ленивости. Я не обижаюсь ни на кого. Сам так построил свою жизнь. Светлана Александровна, я извиняюсь, что я сплю на уроках, больше такое не повторится! Я буду отвечать химию». Верю, Фарид. Мне очень хочется, чтобы ты нашёл себя в жизни. А вот Анина работа. Аня учится отлично все одиннадцать лет. Девочка очень талантлива, потрясающе трудоспособна и ответственна.
Уроки жизни.
(Аня) «В моей школе я получила много ценных уроков, и я имею в виду не только общеобразовательные предметы. Многие учителя научили меня: 1) работать, вопреки тому, что хочется спать или смотреть телевизор; 2) стремиться к цели и иметь своё собственное мнение (спасибо Арженовской Т.И.); 3) не унывать и иметь чувство юмора, на любую ситуацию смотреть с положительной стороны (спасибо, Вам, Светлана Александровна, лично!); 4) множество разных советов на все случаи жизни я получила от Антиповой Л.А,; 5) правильно рассуждать, думать о своём будущем, анализировать ситуацию меня научила Андреева Н.С.. Это всё пригодится мне в жизни. Конечно, были и не очень хорошие уроки, но их было мало, и я теперь могу отличить добро от зла, похвалу от лести. А самыми запоминающимися уроками были: открытый урок по биологии в 8 классе, он был в форме игры «Кто хочет стать отличником по биологии». Тогда было много учителей из района. И когда я ответила на очень трудный вопрос, мне в первый раз зааплодировали. Это было ценнее всех «пятёрок», полученных мною. Ещё я никогда не забуду уроков истории, таких, какие ведёт Нина Самойловна. Она рассказывает так интересно, что урок пролетает незаметно. Я благодарна всем учителям за то, что они работают за гроши, сидят в школе «до полуночи». Вы не зря трудитесь, пишете планы. Но, знайте, есть те, кто ценит ваш труд». Спасибо, Анечка, за такие тёплые слова. Я знаю, что они идут от твоего чистого сердца. Ну вот, мои ребята всё за меня и сказали. И мне остаётся только добавить, что я – учитель – поклоняюсь тебе, Урок, твоей мощи и мудрости, твоему великодушию, твоему сердцу, полному заботой о детях, твоей душе, устремлённой в будущее. Поклоняюсь и благодарю за то, что ты помогаешь мне воспитывать наших детей, позволяешь жить с ними одной жизнью. Я думаю, что одним из упущений человечества является то, что до сих пор не поставлен памятник тебе – Урок. Но как изобразить тебя – невидимого волшебника? И я опять обращаюсь за помощью к моим ученикам.
Наши непоседливые, неугомонные пятиклашки выслушали моё предложение так, как будто они каждый день создают эскизы памятников человечества. Тут же деловито заскрипели карандашами. И вот сдают мне свои шедевры. Андрюша, серьёзный, старательный, изобразил раскрытую книгу, колокол, чашу знаний и надпись «Пусть те знания, которые вы получили, останутся с вами. Чаша знаний». Наташа нарисовала класс, полный цветов, детей, красивую учительницу. Подписала каждый предмет: «дверь», «доска», «портфель», «стул» (у учителя), «стулик» (у ученика). Чувствуется, что жизнь её полна впечатлений, они не помещаются на листе. У Васи – стела, на которой написано «Мы знаем всё». У подножия плита с надписью «КНNГА Знаней». Стела увенчана исписанной тетрадью и шапочкой академика с кисточкой. Эх, Вася, Василёк! Если бы твоя мама так не пила. Если хотя бы кормила досыта и хоть иногда отмывала твою чумазую мордашку. Может, и стал бы ты у нас академиком. Ведь в твоей неподстриженной, взлохмаченной головёнке так часто рождаются умные мысли. Но вот я беру эскиз, нарисованный Серёжей, и мороз пробегает по коже. Альбомный лист кажется огромным, потому что в уголке его нарисована школьная доска и он, маленький, еле достающий до края доски. А вокруг пустота, белое пространство. Почему же, маленький человечек, тебе так пусто и одиноко в школе? Почему ты чувствуешь себя крохотной песчинкой? Что я как учитель могу сделать для тебя? Какой ключ подобрать к твоей душе? Как сделать это пространство комфортным, тёплым, уютным? Чтобы, услышав школьный звонок, ты широко распахнул дверь класса, улыбнулся и сказал: «Здравствуй, Урок! Я пришёл!».


В раздел основное полное образование