Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.А. Жуковского "Море"

сочинение

Автор: Бычко Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Школа №65", город Ростов-на-Дону



В раздел основное полное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 65 с углублённым изучением английского языка» города Ростова-на-Дону
«Восприятие, истолкование, оценка стихотворения

В.А.Жуковского «Море»

Материал к урокам обучения анализу лирического произведения

(10 КЛАСС)

Выполнила:
Бычко Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории г. Ростов-на-Дону 2015




В.А.

Жуковский.

Море*
Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Анализ стихотворения.
В 1822 году Жуковский воплотил свои размышления о жизни (поэту было 37 лет) в элегии «Море». Стихотворение притягивает и завораживает своей ритмикой и мелодикой. Читая его, погружаешься в шум вздымаемых волн, любуешься картиной морской бездны, наводящей на размышление. Такие же чувства, наверное, испытывал и поэт, который является лирическим героем стихотворения. А.Н. Веселовский, знаменитый ученый-филолог, определил стихи поэта-романтика как «пейзаж души»:«Жуковского-поэта нельзя представить себе без карандаша: где бы он ни был, куда бы ни явился, он всюду брался за него и рисовал. Для него, как поэта, это не безразлично»**. А.Н.Веселовский приводит и мнение Н.А.Полевого(автора «Очерков русской литературы, по которым мы знакомимся со многими фактами жизни и творчества Жуковского), который отметил именно "музыку языка" Жуковского; поэт "играет на арфе: продолжительные, переходы звуков предшествуют словам его и сопровожу дают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка, - любимые обороты поэзии Жуковского". Ее характеристика - "певкость": "нельзя назвать стихов Жуковского гармоническими... не Жуковского это стихия. Его звуки -мелодия, тихое роптание ручейка, легкое веяние зефира по струнам воздушной арфы. Будучи в этом самобытен, Жуковский никогда не утомляет - нет! Он очаровывает вас, пленяет дробимостью метра, мелкими трелями своих звуков"**. Композиционно стихотворение не разделено на отдельные строфы, это даёт педставление о цельности всего размышления, понимания жизни. Центральным образом является море, а рядом возникает и образ наблюдающего за ним человека (это лирический герой стихотворения), и образ неба, противопоставленный морю. Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием(« Ни один русский поэт не писал у нас метрами столь многоразличными: многие из них
до Жуковского были вовсе без употребления, а Жуковский ввел их в моду»**,- писал Н.А. Полевой).Этот размер удлиняет строку и помогает поэту передать сначала тревогу и уныние, а затем полноту радости. В стихотворении нет четких рифм, ритм создаётся лишь за счёт повторов. Уже в первых строках, в обращении к морю, Жуковский использует эпитеты «безмолвное» и «лазурное»: море – живое, но никогда не раскроет свои тайны, не ответит на вопросы о жизни, но, несомненно, оно знает о жизни всё, и человек, лишь внимательно наблюдая, может приблизиться к разгадке тайн. С первой строки слово «лазурное» связывает неразрывно образы моря и неба, и мысль эта затем развивается и углубляется. Человека очаровывает картина морской бездны, он поражен её мощью и невольно наделяет её жизнью, спобностью думать и любить. Жуковский использует многочисленные метафоры и олицетворения («дышит грудь», ласкаешь облака, полно тревоги, любуется небом и др.). Бушующая морская пучина, возможно, сопоставима с бездной чувств в душе влюблённого человека (ведь Жуковский был безнадёжно влюблён). Вопросы, обращённые к морю, как будто заданы и самому человеку: что движет тобой в жизни, чем живешь, человек, почему ты вечно мечешься, страдаешь, не можешь найти покоя? Размышляя над этими вопросами, автор пытается передать всю сложность отношений между образами. В стихотворении стирается представление о единстве времени и пространства. Не может человек наблюдать одновременно картины спокойного и бушующего моря. Это несоответствие помогает нам понять, что поэт уподобляет море человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт предполагает, что земля – неволя для моря (возможно, это условности, которые необходимо соблюдать, живя в свете), а небо, далёкое, недосягаемое, тянет к себе, обещая свободу и счастье. Но может ли море оторваться от земли навсегда? Конечно, нет: его волны всегда низвергаются обратно на землю и никогда не освободятся от этих оков. Так и человек –
существо земное, и как бы он ни стремился к свободе, ни презирал пошлость жизни, он не может жить по-другому, поэтому нужно уметь смиряться. Традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку. Небо – недосягаемая мечта, но оно неразрывно связано с морем своим отражением и состоянием: когда чисто небо, чисто и море. Они становится подобными, и трудно понять, где между ними грань. Так и влюблённый человек счастлив тем, что его жизнь освящена жизнью другого человека: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его . Но если что-то разлучает влюблённых, то в душе разражается страшная буря, муки несчастного человека можно сравнить с вздымающимися громадами волн, готовыми уничтожить всё вокруг: Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Но вечно страсти не могут кипеть, и наступает время успокоения. Всё в жизни чередуется: удачи и неудачи. Нужно иметь большую силу воли, чтобы усмирить бушующее море в своей душе. Но жизненные тревоги не уходят безвозвратно, они таятся где-то в глубине, готовые в любой момент вырваться наружу . Автор использует повторы, сопровождаемые синтаксическим параллелизмом, что создаёт ритм движения волн и постоянное чередование состояний : Безмолвное море, лазурное море, и Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, В этих же строчках поэт использует прием аллитерации (повтор шипящих, к тому же поддерживаемый ритмикой строки, имитирует движение волн). Использование слов высокого стиля (лоно, светозарная лазурь), устаревших норм произношения (звездами), формообразований (подъемлешь) и словосочетаний (не вовсе возвращает) придает стихотворению торжественность, какое-то величавое спокойствие, вопреки тому что речь идёт о бурях. Герой настолько может владеть собой, что, кажется, его не касаются самые сильные волнения. Известно, что сам автор стихотворения, В.А.Жуковский, был очень воспитанным, терпеливым и бесконечно добрым человеком, это притягивало к нему людей, но в личной жизни он был несчастен. Я думаю, в этом стихотворении Жуковский и показал, что в самом тихом и скромном человеке могут таится нешуточные чувства, которые не обязательно показывать всем, но эти чувства занимают всю его жизнь, наполняют тревогой за дорогого человека : Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Мне кажется, Жуковский хотел донести до нас мысль о том, что жизнь очень сложна, многообразна, таит в себе много загадок, самая сложная из которых –любовь. Но именно любовь и есть та сила, которая движет жизнью, наполняет её смыслом. В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жуковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем удивительно точно сказал Пушкин: «...его стихов пленительная сладость». Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты: Пушкин в стихотворении 1824 года «К Морю», Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...». Но в
каждом из них образ моря — не только романтический символ, но и то, что помогает авторупередать своё понимание жизни.
Литература.
1. * Стихотворение В.А.Жуковского «Море»: 2. ** Прижизненное издание, А.Н. Веселовский. «В.А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения"». СПб., 1904. Опубликовано на сайте «Литература и жизнь», раздел «Библиотека».
Аудиозапись
1. Жуковский В. - Море (Элегия чит. А.Консовский): «Старое радио», раздел «Коллекция».


В раздел основное полное образование