Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Одаренность ребенка"

статья

Автор: Мурзина Елена Александровна, учитель математики, школа дистанционного образования, минусинск



В раздел основное полное образование




Одаренность ребенка
Выявление и поддержка талантливых детей- одно из основных направлений развития общего образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа». Учеными давно установлено, что каждый ребенок владеет множеством способностей, хранящихся в нем в виде задатков. В связи с этим возникает необходимость раскрыть эти способности как можно более в раннем возрасте, используя для этого разные формы и приемы работы, направленные на создание для ребенка ситуации успеха для реализации своих способностей. - Одарённые дети, или вундеркинды (от нем.Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны общеобразовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста; - Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей; - Одаренные дети – дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями; - Одаренность –системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Признаки одаренности: -наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию; - природно обусловленная потребность к умственному труду; - стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности; - интуитивность; - познавательный интерес, информационная эрудиция; -высокий уровень интеллектуального развития; -нестандартность мышления;
- диалектическое мировоззрение; - оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов; -инициативность; -целенаправленность в выборе видов деятельности; -неординарность подходов; -интенсивность умственного труда; -высокий уровень сознательности и культуры; - высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля. Виды одаренности I. По степени сформированности: а) актуальная одаренность; б) потенциальная одаренность; II. По форме проявления: а) скрытая одаренность; б) явная одаренность; III. По возрастному развитию: а) ранняя одаренность; б) поздняя одаренность; После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач.

Формы и методы работы с одарёнными детьми начальной школы.
Основное направление начальной школы в работе с одаренными-выявление способностей ребёнка : - тестирование с привлечением психологов с целью выявления умственных способностей интеллекта; - наблюдение за детьми; -беседы с родителями, воспитателями д/с;
- диагностика; - использование специальных развивающих программ; -ориентирование программ на более сложное содержание, направленное на увеличение объёма знаний и развитие умственных операций; -проведение предметных недель; - проведение школьных Предметных олимпиад, участие в городских конкурсах и олимпиадах.
Формы и методы работы с одарёнными детьми средней школы.
Основное направление средней школы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся : - проведение целенаправленных диагностик, наблюдений за детьми, проявившими высокую результативность в начальной школе; - использование технологий, направленных на развитие творческих, индивидуальных, коммуникативных способностей ребенка; - поуровневая дифференциация учащихся; формирования надпредметных навыков; - проведение тематических предметных декад; -проведение недели науки; -участие в городских, региональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -сотрудничество со школой Космонавтики г.Железногорска; с заочной естественно-научной КГУ; -вовлечение детей в общественную жизнь школы, города, края через школьный парламент, д/о СМиД; -организация работы научного общества «Импульс»; -привлечение социума.
Формы и методы работы с одарёнными детьми старшей школы.
Основное направление в.работе старшей школы — углубление знаний учащегося в соответствии с его творческими способностями и профессиональной направленностью
-
создание разноуровневых и профильных классов; -анкетирование по профессиональной направленности; - корректировка образовательных программ, постепенный переход на предметно-урочную систему; - работа клуба «Импульс»; - участие в конференциях, марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; -привлечение детей к процессу соуправления;
-реализация стратегии ускорения; -создание мобильных групп одарённых учащихся для выполнения творческих работ, организации проектной деятельности.


В раздел основное полное образование