"Русско-японская война"
разработка урока
Автор: Беляева Ольга Сергеевна, учитель истории, МБОУ "СОШ №13", город Череповец
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Конспект урока истории 11 класс
Разработала:
учитель истории, обществознания
Беляева Ольга Сергеевна
Тема урока
: Русско-японская война
Цель урока
: систематизировать и закрепить знания обучающихся о русско-японской войне.
Задачи урока
: 1.выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны 2.продолжить формирование умений работать историческими документами и картой, анализировать исторические источники и делать выводы. 3.создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. 4.развивать понятийный аппарат. 5.продолжить формирование навыков работы с заданиями КИМов ЕГЭ (части А, В, С).
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, документы, тесты.
Ход урока
Эпиграф
Русские витязи! Честь вам и слава!
Да, ты сильна не простором полей,
Матушка Русь! Но грозна, величава,
Духом великих твоих сыновей!
I. Организационный момент
Ольга Елиашевич -Жандр1909 г
II. Постановка темы и цели урока.
В тетрадях записать тему урока.
Проблема:
С.Ю.Витте: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы»
Технологическая карта урока
№
Этап урока
время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный момент
2 мин
Приветствие класса, проверка готовности к уроку
2.
Постановка темы и цели урока
3 мин.
Слайд1+стихотворение
Четвертый год... река Амур Текла себе по Божьей воле. Приговоренный Порт Артур Еще не ведал горькой доли. И молодые юнкера Внутри восточного экспресса Свое последнее ура Везли с собою из Одессы. Но зыбкий мир уходит прочь И благородство самурая Явилось Порт Артуру в ночь Войной. Войны не объявляя. Так началась война двух вер, Как балаган с дурных мистерий, Война соседних полусфер, Война столкнувшихся империй Определяют тему, план и цели урока.
3
Изучение нового материала
30 мин.
3.1
вступительное слово
2 мин.
Русско-японская война на протяжении 110 лет занимает умы исследователей. Современники по-разному относились к ней, да и историки даже через 100 лет по-прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны. Сегодня мы попробуем вместе взглянуть на это событие
глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времён, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор.
3.2
Предварительная беседа по материалу предыдущих уроков Война началась в очень непростое для России время. Суть проблем очень хорошо выразил Л.Н Толстой: “Для России есть только два выхода: первый (..) – кровавая революция; второй – признание правительством их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого (…), а поняв направление пути по которому идет человечество, вести по нему свои народы” 1.На основе высказывания Л.Н.Толстого раскрывают противоречия и проблемы в экономической, политической, социальной сфер общественной жизни России начала 20 века. Обращают внимание, что противоречия в социальной сфере проявлялись наиболее остро.
3.3
Установление причин русско- японской войны
5-7 минут
Задание:
Проанализировав предложенные факты и документы, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, сформулируйте причины русско-японской войны. ( прил.№1)
Выполняют задание.
А)
Делаем вывод о причинах русско- японской войны: 1.борьба за сферы влияния в Корее и Китае; 2.попытка отвлечь народ России от революционного движения; 3.Стремление Японии к главенству в Тихоокеанском регионе
Б)
Определяем характер войны: захватническая.
В)
Война затрагивала интересы не только воюющих стран, но и ведущих стран Европы: Японию поддерживала Великобритания, не желавшая усиления России, Россию поддержали правительственные круги Германии и Франции.
3.4.
Основные сражения.
5 мин.
Предварительное задание: Рассказать об основных сражениях войны и героизме русских солдат, проявленном ходе сражений. Выступление двух учеников (Прил №2)
3.5
Причины поражения в войне
5 мин
Пресс – конференция с участником войны А.И.Деникиным (Прил.№3) По итогам пресс-конференции делают вывод о причинах поражения России.
3.6
Героизм русских солдат и офицеров
5мин
Организация просмотра видео « Героям русско-японской войны посвящается» Просмотр ролика. Вывод: несмотря на поражение в войне русские солдаты и офицеры остались верными своей присяге и с честью выполнили свой воинский долг»
3.7
Рефлексия
2 мин
Незаконченная фраза: Я узнал… Я получил от этого урока… Урок заставил задуматься… Отвечают на поставленные вопросы
3.8
закрепление
2 мин.
IV. Закрепление
Устный опрос учащихся: 1.Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф 2.Какие факторы Отвечают на поставленные вопросы
проигнорировало царское правительство, ввязываясь в эту войну, на что надеялось? 3.Каковы последствия Русско- японской войны? 3.После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?
3.9
Домашнее задание
Написать эссе:
«Только через десятки лет история в состоянии будет выяснить - что руководило на Дальнем Востоке Россией: сознательная ли ясность целей или случайные надежды?» Мелвин Леффлер «Стратегические и тактические уроки Русско-японской войны». (С.-П6, 1910, стр.16) Выполняют задание.
Приложение № 1
Причины войны
Задание1 : Проанализировав предложенные факты и документы, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, сформулируйте причины русско-японской войны. Япония
1
.В 1894-1895 гг. Япония одержала победу в войне с Китаем. По договору 1895 года Китай был обязан уплатить контрибуцию, уступить Японии о.Тайвань, Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и отказаться от прав на Корею, бывшую до того вассалом Китая.
2
.Япония , не желая мириться с усилением русского влияния в Корее, при поддержке Великобритании предпринимал безуспешные попытки разделить Корею на
сферы влияния
.
3
.«Планы
господства над большею частью Азии и
Тихоокеанского региона
, планы взять в свои руки судьбы 450 миллионов людей, создать мощные армии и дать отпор Европе — волнуют массу японцев» [4] , — писал в 1902 году генерал-адъютант Куропаткин главе российского МИД Ламздорфу.
4
.Из манифеста японского императора «Мы, милостью небес, император Японии, объявляем этим манифестом всем нашим подданным: мы объявляем войну против России… . Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.» Россия
1
.Препятствуя усилению влияния Японии, Россия, опираясь на поддержку Франции и Германии, заставила Японию вернуть Китаю Ляодунский полуостров и вывести войска из Кореи.
2
. Китай заключил с Россией союз против Японии и согласился на проведение через северную Манчжурию русской железной дороги из Читы во Владивосток.
3
.Из мемуаров С.Ю.Витте; «Плеве, уходя, сказал ему: - Алексей Николаевич (Куропаткин), вы внутреннего положения России не знаете.
Чтобы
удержать революцию, нам нужна маленькая
победоносная война
».
4
.Из письма Вильгельма II императору Николаю II.: « Россия, подчиняясь законам
экспансии,
должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу этого закона она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур). … Поэтому для всякого непредубеждённого человека ясно, что Корея должна быть и будет русской.» Задание 1. Заполните схему: Задание 2. Определите, какие страны поддерживали Японию, а какие Россию. Задание 3. Определите характер войны: захватническая или национально- освободительная. Своё мнение обоснуйте. Причины русско-японской войны
Приложение № 3
Причины поражения России в войне ( в форме интервью с А.И.Деникиным)
Уважаемый Антон Иванович, как вы объясните неудачи русской армии в начале войны?
Ответ 1 К началу 1904 года на вооружении русской армии находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т.е. около 100тыс. офицеров и солдат
. Подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем
пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам в сутки.
Но, самое главное,
мы
недооценили военной силы Японии
… Так, максимальным напряжением Японии считалось нами постановка под ружье 348тыс. человек, причем на театр военных действий 253тыс. Между тем Япония призвала 2727000, из которых использовано было на войне 1185000, т.е. в три раза больше предположенного. Общее соотношение морских сил к началу войны Всего кораблей: Россия – 63, Япония- 80. Общий тоннаж : Россия-190 тыс.тонн, Япония – 260 тыс.тонн. Ответ 2
- Изменилось ли соотношение сил к концу войны?
Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских позициях. Имели 446тыс. бойцов (под Мукденом – около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонированно в глубину, имея в резерве общем и армейском более половины cвоего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; Фланги армий надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенки; Армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически; Связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух армии не был сломлен… Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32%меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней не наблюдалось. .. Ответ 3
- Скажите, как вы относитесь к решению правительства о необходимости заключить мирный договор с Японией?
Означало ли это, что Россия не могла бороться за победу?
Россия отнюдь не было побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург “устал” от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигавшейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишили его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира.
- Как вы оцениваете условия Портмутского договора от 23 августа 1905 г с точки зрения выгоды для России?
Ответ 4. Неоднозначно. Хотя Россия признала Корею сферой влияния Японии, но российским подданным предоставлялись льготные условия для предпринимательской деятельности, удалось избежать выплаты контрибуции. Жаль , что пришлось уступить аренду на Порт-Артур и юг Сахалина. Но я уверен, Витте сделал всё что мог. Вопросы: газета «Гражданин» - Уважаемый Антон Иванович, как вы объясните неудачи русской армии в начале войны? газета «Новое время» - Изменилось ли соотношение сил к концу войны? газета «Московские ведомости» - Скажите, как вы относитесь к решению правительства о необходимости заключить мирный договор с Японией?
Означало ли это, что Россия не могла бороться за победу?
Газета «Русское знамя» Как вы оцениваете условия от 23 августа 1905 г Портмутского договора с точки зрения выгоды для России?
Приложение №2
1 ведущий В ночь на 27 января 1904 г. 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру вице-адмирала Старка, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и торпедировали броненосцы “Ретвизан” и “Цесаревич”, а также крейсер “Паллада”. Второй удар противника был нанесен по находящимся в корейском порту Чемульпо бронепалубному крейсеру “Варяг” (им командовал капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев) и канонерской лодке “Кореец” (командир — капитан 2 ранга Григорий Павлович Беляев). 2 ведущий Утром 27 января японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать “Варяг” и “Кореец” прямо на рейде. Вернувшись на “Варяг”, командир корабля В.Ф. Руднев объявил команде: “Вызов более чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды “Варяга” и “Корейца” будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти”. 1 ведущий На расстоянии 10 миль от Чемульпо у острова Йодолми произошел бой, продолжавшийся около одного часа. Всего за время сражения “Варяг” выпустил 1105 снарядов его командорам удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения двум японским крейсерам. Но в силу сложившихся обстоятельств, эвакуировав экипажи, командиры приняли решение затопить корабли. Нашими земляками были служившие на «Варяге» артиллерист из кичменгско-городецкой деревни Селиваново Дмитрий Шарапов, вахтенный сигнальщик из Великоустюгского уезда Иван Прахов и уроженец Череповецкого района Дмитрий Грузилов
.
2 ведущий В ночь на 27 января 1904 г. 10 японских миноносцев внезапно, еще до официального объявления войны атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура и повредили 2 броненосца и 1 крейсер. 6 августа 1904 г. начался 1-й штурм Порт-Артура. Неудача атак вынудила японское командование 11 августа 1904 г. перейти к длительной постепенной осаде крепости, продолжавшейся 329 дней до 20 декабря 1904 года, когда посчитав возможности обороны Порт-Артура исчерпанными, старший по должности военачальник комендант Квантунского укрепленного района генерал Стессель 20 декабря 1904 г. (по новому стилю — 2 января 1905 г.) принял решение о капитуляции находившихся в его подчинении войск. 1 ведущий В июле 1904 г., японцы начали наступление на Ляоян. Первые четыре дня боев русские войска действовали успешно и отразили все японские атаки. В 11-дневном Ляоянском сражении русские войска потеряли 16 тысяч человек, японские — 24 тысяч человек, но, благодаря решительности своих действий, смогли одержать важную победу. 2 ведущий Возобновление борьбы на море привело бы к гибельному для Японии затягиванию войны. В октябре 1904 г. 2-я Тихоокеанская эскадра :7 броненосцев, 8 крейсеров и 9 эсминцев была послана на Дальний Восток под командованием вице-адмирала Рожественского. 14 мая 1905 г., у Цусимских островов, путь ей преградил японский флот адмирала Того. В ходе сражения из 17 кораблей русской эскадры 11 погибли, 2 были интернированы, а 4 попали в руки противника. Из крейсеров 2 ранга два погибли, один разоружился и только один (яхта «Алмаз») достиг Владивостока. В Цусимской битве погибло более 5 тыс. русских моряков. Японцы потеряли 1 тыс. чел. Такого разгрома русский флот не знал со дня своего основания. 1 ведущий Новое и самое крупное за всю войну столкновение русской и японской армий на Маньчжурском фронте произошло под Мукденом 6–25 февраля 1905 г. В ночь на 6 февраля 5-я армия генерала Кавамуры атаковала левый фланг русской позиции, овладев перевалом Далин. Вслед за этим начались бои по всему фронту. Русская армия, потерпев тяжелое поражение, отступила к расположенному в 60 км к северу от Мукдена городу Телину. Потери российских войск в этом сражении достигли 89 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Японцы потеряли убитыми и ранеными 71 тысяч человек, что оказалось очень велико для армии небольшого островного государства. Поэтому правительство Японии вскоре после этой победы вынуждено было согласиться на начало мирных переговоров с Россией при посредничестве президента США Т. Рузвельта. 2. ведущий Несмотря на неудачи, война показала высокие боевые качества и героизм младших офицеров и солдат, в тяжелых условиях выполнявших свой долг перед Родиной. Одним из них был будущий генерал , наш земляк- череповчанин Александр Павлович Кутепов.
Основные события: 27 января1904 – нападение Яп. на Порт-Артур 28 января – потоплены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» (у Чемульпо) 31 марта – подорвался на мине броненосец «Петропавловск». Погибли главноком. Тихоокеанской эскадрой С.О.Макаров, вся команда, художник-баталист Верещагин. Июнь – 20 декабря – осада П-А (рук. Стессель) Поражение Август 1904 – сражение у Ляояна России Сентябрь 1904 – на р.Шахе Февраль-март 1905 – сражение у Мукдена 14-15 мая – Цусима
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
1) гибель крейсера "Варяг"; 2) оборона Порт- Артура; 3) Цусимская битва; 4) Брусиловский прорыв; 5) Портсмутский мир.
3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
1) В.В.Верещагин; 2) И.К.Айвазовский; 3) А.И.Куинджи.
4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
1) сражение под Ляояном; 2) падение Порт- Артура; 3) сражение у реки Шахэ; 4) Цусимская битва; 5) сражение под Мукденом.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
1) возмещение Россией материальных потерь Японии; 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин; 3) Передачу Японии Южного Сахалина.
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
1) гибель крейсера "Варяг"; 2) оборона Порт- Артура; 3) Цусимская битва; 4) Брусиловский прорыв; 5) Портсмутский мир.
3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
1) В.В.Верещагин; 2) И.К.Айвазовский; 3) А.И.Куинджи.
4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
1) сражение под Ляояном; 2) падение Порт- Артура; 3) сражение у реки Шахэ; 4) Цусимская битва; 5) сражение под Мукденом.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
1) возмещение Россией материальных потерь Японии; 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин; 3) Передачу Японии Южного Сахалина.
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
1) гибель крейсера "Варяг"; 2) оборона Порт- Артура; 3) Цусимская битва; 4) Брусиловский прорыв; 5) Портсмутский мир.
3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
1) В.В.Верещагин; 2) И.К.Айвазовский; 3) А.И.Куинджи.
4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
1) сражение под Ляояном; 2) падение Порт- Артура; 3) сражение у реки Шахэ; 4) Цусимская битва; 5) сражение под Мукденом.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
1) возмещение Россией материальных потерь Японии; 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин; 3) Передачу Японии Южного Сахалина.
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
1) гибель крейсера "Варяг"; 2) оборона Порт- Артура; 3) Цусимская битва; 4) Брусиловский прорыв; 5) Портсмутский мир.
3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
1) В.В.Верещагин; 2) И.К.Айвазовский; 3) А.И.Куинджи.
4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
1) сражение под Ляояном; 2) падение Порт- Артура; 3) сражение у реки Шахэ; 4) Цусимская битва; 5) сражение под Мукденом.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
1) возмещение Россией материальных потерь Японии; 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин; 3) Передачу Японии Южного Сахалина.
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг; 2) 1904-1905 гг; 3) 1905-1906 гг; 4) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
1) гибель крейсера "Варяг"; 2) оборона Порт- Артура; 3) Цусимская битва; 4) Брусиловский прорыв; 5) Портсмутский мир.
3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
1) В.В.Верещагин; 2) И.К.Айвазовский; 3) А.И.Куинджи.
4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
1) сражение под Ляояном; 2) падение Порт- Артура; 3) сражение у реки Шахэ; 4) Цусимская битва; 5) сражение под Мукденом.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
1) возмещение Россией материальных потерь Японии; 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин; 3) Передачу Японии Южного Сахалина.
В раздел основное полное образование