Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВО"

СТАТЬЯ

Автор: Плужникова Елена Александровна, уЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, МБОУ СОШ№41, ГОРОД ШАХТЫ



В раздел основное полное образование




Развитие учащихся в процессе творчества и

сотрудничества.
Современная Россия продолжает поиск новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Качественно новая организация учебного процесса, отвечающая задачам сегодняшнего дня – проблема сложная, так как, все больше мы сталкиваемся с постепенной утратой традиционного российского патриотического сознания, медленным поиском национальной идеи, способной консолидировать общество, резко снижается воспитательное воздействие культуры и образования. Изучая педагогический опыт, каждый из нас ищет свой путь в профессиональной деятельности, определяет собственную педагогическую идею, пути и способы, приемы и методы обучения и воспитания молодежи. Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым, на мой взгляд, является компетентностный подход как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Появление компетентностного подхода – это закономерность развития системы образования, которая обусловлена развивающимися потребностями общества. На компетентностном подходе основана и концепция образованности, которая выделяет две основные характеристики результатов образования: уровень образования и уровень образованности. Образование с позиций данного подхода – процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального опыта и осмысления собственного опыта обучаемых. Образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт. Наиболее значимым направлением модернизации российского образования, считаю, реализацию в общеобразовательных учреждениях личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников, которое,
на мой взгляд, поможет преодолеть главные противоречия, имеющие в настоящее время место в образовании: между средой и личностью, между сегодняшней жизнью школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире, между стремление личности к творчеству, оригинальности, самовыражению, между необходимостью все время увеличивать объем информации и индивидуальными возможностями в ее усвоении. Основной педагогической идеей моей работы является практика ориентированного обучения и личностного подхода к ученикам. Как научить каждого? Как эффективнее провести учащихся по «лабиринту» знаний от детского мифа об истории к осознанию существования большого, объективно существующего мира, где он уже субъект всего происходящего? Как привить интерес к предмету? Все эти вопросы и привели меня к работе над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания», а так же изменить свой взгляд на уроки и методику преподавания предметов. Актуальность проблемы формирования творческих способностей определяется содержанием современного обществоведческого образования, стратегией деятельности преподавателя истории и обществознания в становлении исторического мышления обучаемых, под которым я понимаю набор мыслительных действий, дающих учащимся возможность самостоятельно выстроить интерпретацию событий и тем самым реализовать свои способности. Данная проблема помогает мне решать целый комплекс учебных задач и успешно реализовывать переход к интенсивным способам организации учебного процесса. Это, прежде всего: улучшение мотивации учебной деятельности путем формирования у обучаемых познавательных интересов; усиление целенаправленности обучения на каждом уроке; повышение информативной емкости содержания материала; ускорение темпа обучения; внедрение активных методов и форм обучения; развитие навыков учебной и практической деятельности учащихся, использование компьютерных технологий. Чтобы завладеть вниманием учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Для этого необходимо помочь каждому обучаемому ощутить свою причастность к истории. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности, а деятельность определяется как целенаправленная активность, дающая личностно – или общественно значимый результат. Тема достаточно актуальная еще и потому, что давно в философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность. Однако одного желания творить и создавать новое, недостаточно. Необходима система умений, с помощью которых личность творит. Прежде всего, интеллектуальных и практических умений, в основе которых лежат современные методы творческого мышления. А так же, не менее важны условия, в которых можно творить.
Весь образовательный процесс (обучение, развитие и воспитание) строю на основе технологии личностно-ориентированного развивающего обучения (автор И.С. Якиманская), главной составляющей которой является: «Развитие качеств личности каждого обучаемого в процессе усвоения учебного материала, открытость учителя и ориентация на сотрудничество». Свою работу в классах начинаю с анализа входного контроля знаний и анкетирования «Основные интеллектуальные умения», «Мои творческие способности». Проанализировав ответы, знакомлю учащихся с требованиями к уровню подготовки выпускников по своим предметам, с принципами работы и обязательно прошу ответить: «Какую оценку он хотел бы получить в итоге?» Все желающие получают лист самоконтроля и необходимый дидактический материал (памятки для работы с учебником, СМИ, историческим источником, порядок работы в библиотеке, план написания творческой работы и другие). Так начинается наш с ними путь к совершенствованию и развитию. Основным направлением в работе выступает совместная деятельность преподавателя и учащихся с целью организации оптимальных условий развивающего пространства обучения на основе принципов педагогики сотрудничества, где урок, как традиционный, так и нетрадиционный является главной структурной единицей учебной деятельности, показателем производительности труда преподавателя и учащихся. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся состоит из нескольких этапов. В процессе работы на каждом мы усваиваем учебную информацию, активизируем мыслительную деятельность, познавательный интерес. Учащиеся при таком подходе к организации их деятельности демонстрируют способность анализа и осмысления происходящего, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют противоречия, дают оценку сущности событий. Уроки, выстроенные по данной модели, позволяют широко использовать активные методы обучения, разнообразные дидактические игры: «историческое домино», турниры знатоков, ролевые игры, дебаты, дискуссии, экскурсии в прошлое, составлять кластеры ответов, синквейны. Такие уроки – основа технологии критического мышления, позволяющей развивать и совершенствовать интеллектуальные умения моих учеников. Введение этапа в урок зависит от типа урока, запланированных форм и методов обучения. Иногда на уроке присутствует один этап, два, а бывают и все четыре.

Базовая модель урока, направленного на развитие творческих

способностей учащихся

«Не мыслям надобно учить,

а учить мыслить»
Э . Кант I этап – разминка (работа с понятиями, датами, «мозговой штурм», исторический диктант, тестирование); II этап – задание, направленное на развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения); III этап – этап выполнения развивающих частично-поисковых задач (проблемные вопросы, проблемная ситуация, анализ источника); IV этап – выполнение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных фактов, на неожиданные непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном. В своей работе я так же использую технологию проблемного обучения, групповой метод обучения, дифференцированный подход и индивидуализацию обучения. Считаю, что реализовать полностью технологию не всегда возможно в условиях классно-урочной системы, но элементы данных технологий реализую постоянно. В моей методической копилке есть бинарные уроки, уроки практического действия, учебные семинары и дискуссии. Для учащихся, пропустивших занятия по болезни, длительно не посещающих школу, мною разработаны опорные конспекты по всем темам курсов. Вместе с учащимися мы разрабатываем опорные схемы ответов, словари-справочники, алгоритмы выполнения индивидуальных заданий. В работе над проблемой развития творческих способностей учащихся мне помогает так же микромодульная технология Заслуженного учителя России В.В. Шогана, которая позволяет развивать активизацию мыслительных операций, самоутверждение, самообразование ребят, дает возможность свободы выбора личностного творчества и удовлетворяет потребность учащихся в знаниях. Такие занятия строю по логической схеме: образ → анализ → действие. А введение микромодулей (мотивации темы, аналитический, событийно-практический, социальной ориентации и нравственной проповеди) позволяют реализовать принцип нарастания интереса к содержанию урока, и дает возможность на каждом этапе урока применить различные оригинальные средства обучения, использовать
молодежную аудиторию как «подиум сцены» при ведущей и организующей роли учителя. Если на первом этапе создания образа эпохи я использую слово, то в последующем добавляю музыку, наглядность, игру или представление в ролях, а также индивидуальные работы детей. Стараюсь пробудить желание знать, сконцентрировать внимание и создать оптимальные условия для аналитической работы. Учащиеся при таком подходе к организации их деятельности демонстрируют способности погружаться в прошлое, видеть, сравнивать, анализировать происходящее, иллюстрировать увиденное, пробудив свое собственное мышление, воображение и возможность передать это через различные действия (рисунок, «письмо в прошлое», мини-сочинение, рассказ от имени участника событий, собственное стихотворение, изготовление учебных пособий и т.д.) На уроках, в зависимости от реально существующей ситуации с подростками, всегда присутствует вариативность приемов и методов, чтобы ответить на вопрос: «как мыслит человек» и преодолеть «ступень от одного состояния к другому». Если методика В.В. Шогана позволяет мне создать эти условия у ребят, учит их осмысливать, пережить и ещё более практически себя реализовать позволяет инновационная технология образования Ю.Л. Троицкого «Дети пишут историю», элементы которой я так же использую в своей работе. Естественно задача превратить учащихся в «историков» мною не ставится, важна сама возможность реальной познавательной деятельности. Поэтому эту методику я адаптировала к своему контингенту обучаемых учащихся. Учащиеся, работая с документально-методическим комплексом (учебник, пособие, информационный материал, книга для чтения, исторический источник, материал в рабочих тетрадях) сами выдвигают те или иные версии исторических событий – другими словами, сами пишут историю. Самостоятельная работа учащихся, создание творческих групп стали основой для разработки прототипа пособия «История глазами учащихся». Страницей пособия у нас становится любая творческая работа, выполненная в форме доступной для всех, кто принимает участие в проекте. Особый интерес у учащихся вызывает защита творческих работ: «Письмо княгине Ольге», «Обращение к Владимиру I», «Письмо- благодарность Петру I», «Исторический портрет князя Святослава», «Рассказ о далеких предках», «Записка императору Николаю II», заочная экскурсия и путеводитель по городу Шахты, компьютерные презентации, словари определений терминов, составленных самими учениками по выбранной теме, рассуждение по формуле «ПОПС», эссе, которое в обязательном порядке будут писать выпускники и многое другое, что усиливает интерес учащихся, и повышает уровень и качество знаний. Применение технологии Троицкого помогло мне раскрыть целый комплекс творческой личности, её способностей, умственной активности,
изобретательности, стремление добывать знания, трудолюбие. Данный вид работы имеет двойной эффект: яркие творческие работы я использую на уроке как наглядный материал и как материал для анализа фактов и событий. Часто творческие работы моих учеников используют на уроках учителя начальной школы, потому что они специально написаны доступным, понятным для ребят младшего возраста языком. Считаю, что педагогические технологии В.В. Шогана и Ю.Л. Троицкого помогли мне увидеть альтернативу традиционной системы обучения и воспитания. Удалось создать поисковую, аналитическую и лекторскую группы. Весь собранный изученный и переработанный материал составляет центр притяжения учащихся в работе кружков «Юный патриот», Правовой всеобуч». Учащимися проводятся предметные недели, олимпиады, изучается история родного края, история школы, государственная символика, символика Ростовской области и города Шахты (материал систематизируется в накопительных папках и может быть использован классными руководителями для проведения классных часов). Совместно с учащимися мы разрабатываем сценарии и проводим уроки - знаний, уроки - гражданской зрелости, для всех учащихся школы: «Мы - граждане России», «Моя малая Родина», «Поклонимся великим тем годам», «Отчизны – верные сыны», «Искры Вечного огня», «Твои права и обязанности», «Права ребенка». Проектную деятельность учащихся лучше всего демонстрирует работа по написанию «Истории школы», «Летописи Великой победы», создание проектов на уроках истории при изучении тем культуры страны. Участниками кружка «Юный патриот» был собран и обработан большой поисковый материал, результатом которого стала «Книга памяти МОУ СОШ № 41». Всеобщая информатизация общества, требует новых подходов к обучению учащихся. Нельзя отрицать огромных возможностей компьютеров в рамках личностно-ориентированного обучения школьников, способность новых компьютерных технологий существенно углубить содержание учебного материала. Использую компьютер, имеющиеся в школе Интернет - ресурсы в преподавании как фактор развития мышления, внимания, творческих способностей учащихся. Успешно работает программа интерактивного тренинга по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Работаю с программами и мультимедийными приложениями к учебнику Т.В.Черниковой, программой «Мир демократии: путешествие во времени», интерактивный курс обучения «Обществознание 8-11 класс». Совместно с учащимися создаем банк компьютерных презентаций, заданий олимпиад по предметам. Провожу компьютерное текущее и итоговое тестирование. Все формы урочной и внеурочной работы усиливают мотивационную установку на актуальность изучения истории и обществознания, расширяют кругозор учащихся, приобщают их к историко-культурным традициям, способствуют совершенствованию процесса социализации личности, реализуют творческие способности учащихся, усиливают мыслительную
активность, повышают из года в год качество знаний и воспитанность в классах, развивают личность. Главным условием достижения целей в работе над проблемой считаю качество и результативность, как урока, так и всех форм внеурочной деятельности. В арсенале оценивания работы учащихся есть свои методы и подходы. Практикую самопроверку, взаимопроверку, листы самоконтроля, лист экспертной оценки проекта, оценочный лист работы малой группы, вопросы «которые я сам могу себе задать», каждый этап выполнения задания в базовой модели урока так же заслуживает оценку. Часто ребята получают несколько оценок за урок. Кроме того, на первый план выдвигаю следующие характеристики оценивания: того, что более значимо, то, что актуально, спрашиваю только по желанию, но все знают, что без устного ответа в итоге можно не набрать баллы, оцениваю все виды деятельности, иногда просто один умный ответ, если никто из учеников не высказал другого предположения. Изучение новые достижений педагогической науки и практики, постоянное целенаправленное самообразование, позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Такие работы как: И.С. Якиманская «Личностно- ориентированное обучение в средней школе», Е.В. Бондаревская «Личностно-ориентированное образование: Опыт разработки парадигмы», В.П. Бесполько «Слагаемые педагогической технологии», М.Т. Студеникин «Методика преподавания истории в школе», Н.И. Шевченко «Технологии обучения истории в старшей школе», В.А. Бухвалов «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества, В.В. Шоган «Новые технологии в историческом образовании», В.Г. Гульчевская «Современные проблемы педагогического образования», А.Н. Иоффе «Интерактивные методы преподавания истории», Ю.Л.Троицкий «Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования)», Н.Ю. Конасова «Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся», стали основой моих выступлений на заседаниях методического совета: « Урок – основная организационная форма учебного процесса», «Интенсификация процесса обучения», «Групповая работа на уроках обществознания», «Учитель «новой школы», «Воспитание нравственности на уроках права». Новый материал всегда использую при проведении открытых уроков в рамках недели профессионального мастерства, например таких как «Роль искусства в жизни человека и общества», «Эпоха Петра Великого», «Правовые основы прав человека» и другие. Два года работаю над совершенствованием преподавания предметно – ориентированных элективных курсов, которые дают возможность ориентироваться учащимся в переменах, происходящих в современном российском обществе. Разработаны и реализованы программы элективных курсов «Основы потребительских знаний», «Выбирающим профессию юриста». Деятельность современного учителя истории и обществознания достаточно сложна и многогранна. Несмотря на все субъективные и
объективные причины трудностей преподаватель должен следовать стратегии своей деятельности: формировать у учащихся целостную систему знаний об истории России и мира, а так же о человеке и обществе на разных этапах цивилизационного развития. И все это в быстро меняющемся мире, где требуется и гибкость ума, и творческое мышление личности. Польский педагог Я.Корчак сказал: «Детей нет – есть люди, но с иными влечениями, с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иной игрой чувств». Мы в ответе за всех наших учеников. Я глубоко убеждена: надо уметь находить хорошее в любом из них, чутко поддерживать учащихся в поиске самих себя, помогая определить верные жизненные ориентиры, создавая условия для практической самореализации и самоутверждения учащихся в открытом социокультурном пространстве


В раздел основное полное образование