Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Методическая разработка профориентационного занятия

Методическая разработка

Автор: Заляцкая Анастасия Михайловна, воспитатель, ГБНОУ Губернаторская женская гимназия - интернат, с. Елыкаево, Кемеровская область



В раздел основное полное образование



2 Содержание Введение…………………………………………………………………….3 I. Календарно-тематический план………………………………………...7 II. Профдиагностическое исследование…………………………………..9 III. Беседа на тему «Обучение в ВУЗе»………………………………….14
-
Самоанализ беседы на тему «Обучение в ВУЗе
»
……………………..16 IV. Методическая разработка профориентационного занятия………...18 V. Дневник наблюдения…………………………………………………..31 Выводы…………………………………………………………………….37 Приложение
3 Введение Генеральная цель: Сохранять и укреплять здоровье членов школьного ученического коллектива на основе личностно-ориентированного и здоровье сберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса, формировать у родителей, педагогов, детей ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья. Основные задачи: 1 – сохранение и развитие физического и психического здоровья обучающихся; 2 – гармоничное развитие учащихся в соответствии с принятыми стандартами общеобразовательной школы; 3 – воспитание общей культуры и повышенной сопротивляемости к асоциальным явлениям современной действительности; 4 – воспитание навыков здорового образа жизни и жизненной потребности в постоянной двигательной активности у учащихся; 5 – реабилитация детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья и имеющих низкий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Цель работы педагога-психолога: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса, направленной на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей. Задачи профессиональной деятельности: 1 – формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач; 2 – сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого- педагогическими технологиями и обеспечения здоровье сберегающего образовательного пространства; 3 – выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; 4 – определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе
4 обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; 5 – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений; 6 – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда. Принципы в работе психолога образовательного учреждения. Для того чтобы результаты деятельности психологической службы школы соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса. При системной организации психологической службы школы необходимо учитывать следующие принципы: 1. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма. 2. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка. 3. Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.
5 4. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация). Продолжительность различных видов работ педагога - психолога образования № Вид работы Среднее время, ч. Примечание 1 Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 3,5 - 6,0 Из расчета на одного человека 2 Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 16 - 20 Из расчета на 15 человек 3 Индивидуальная и консультативная работа с учащимися, оформление результатов 1,5 – 3,0 На одну беседу 4 Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30 - 60 На один цикл 5 Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов 5,0 – 7,0 На один консилиум (без учета диагностической работы) 6 Индивидуальное и групповое консультирование родителей, 1,5 – 2,5 На одну беседу
6 оформление результатов 7 Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов 1,0 – 2,5 На одну беседу 8 Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30 - 40 На один цикл 9 Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и др., оформление результатов 1 - 4 На одно мероприятие 10 Подготовка и проведение “психологических часов” для детей, оформление результатов 1,5 – 3,0 На одно занятие 11 Ежедневное итоговое оформление документации 0,5 – 1,0 12 Методическая работа 12 В неделю Целью практики является: знакомство с работой психолога в школе, а так же проведение профориентационных занятий и профпросвещение. Задачи практики: 1. Развить умения и сформировать навыки самостоятельной работы в качестве учителя психологии; 2. Организовать и провести профдиагностику учащихся 9 класса, обработать полученные данные. 3. Подготовить и провести беседу на тему «Обучение в ВУЗе». 4. Разработать программу профориентационных занятий. I. Календарно-тематический план Таблица №1 Примерный календарно-тематический план
7 № п/п Содержание работы Примерный срок выполнения Отметка о выполнении Знакомство со школой 1 Беседа с администрацией, классным руководителем, учителей по специальности о постановке учебно- воспитательного процесса и т.д. Изучение типа, профиля школы, особенности контингента учащихся. 2 Ознакомление с режимом работы школьного психолога и его кабинета, расписанием занятий. 3 Изучение состава класса: список учащихся, актив класса, расписания звонков, первые впечатления о классе: активность, сплоченность, атмосфера, уровень воспитанности и организованности, отношение к учебе, взаимовыручка и др. 4 Посещение уроков в течение 3-х дней – ознакомление с учебной программой и тематическими и поурочными планами. Сбор материала для психолого- педагогического (общего и аспектного) анализа урока и написания психолого-педагогического портрета ученика. 5 Ознакомление с годовым планом педагога-психолога на 2014-2015 учебный год
8 6 Составление плана-графика учебной и внеклассной работы на период практики, расписание уроков 7 Посещение занятий школьного психолога 8 Проведение индивидуальной, фронтальной, групповой психодиагностической работы. Подготовка к обследованию, его проведение 9 Описание результатов диагностики, оформление заключения и рекомендаций II. Профдиагностическое исследование Профдиагностическое исследование, направленно на помощь подростку в профессиональном самоопределении, которое проводилось на базе ГБНОУ Губернаторской женской гимназии - интерната. В исследовании приняли 22 школьников 9 «Б» класса ( 14-15 лет). В исследовании применялись следующие методики: - Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) (приложение 1) позволяет выявить склонность подростка к
9 определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер: - Ч-З (Человек – знак) - Ч-Т (Человек – техника) - Ч-П (Человек – природа) - Ч-Х.о. (Человек – художественный образ) - Ч-Ч (Человек – человек) [8]. - Анкета «Типы интеллекта» (приложение 2) предназначена для диагностики типа интеллекта учащегося (согласно теории Говарда Гарднера). Анкета состоит из 28 вопросов, каждый из которых соответствует одному из семи типов интеллекта. Результаты анкетирования позволяют выявить доминирующие типы интеллекта у подростка и на основе этих данных рекомендовать предпочтительные виды деятельности [8]. - Анкета по профориентации школьников (приложение 3) Таким образом, мы получили следующие результаты. Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 9 «Б» класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО (Климов Е.А.) Таблица № 1 Направленность Процентное соотношение
10 Человек-человек 24 Человек-знак 38 Человек-техника 14 Человек-природа 19 Человек-худ. обр. 5 Диаграмма и таблица №1, показывает, что среди учащихся 9 «Б» класса 24% тяготеют к типу профессии «человек-человек»; 5% - «человек – художественный образ»; 38% - «человек-знак»; 14% - «человек-техника»; 19% - человек природа. Результаты исследования интеллекта учащихся 9 «Б» класса по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера представлены в таблице № 2 Таблица № 2 Результаты исследования интеллекта учащихся 9 «Б» класса по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера Тип интеллекта Процентное соотношение математико-логический 42 визуально-пространственный 9 межличностный 27 лингвистический 14 музыкальный 4 кинестетический 4
11 Согласно диаграмме 2, в 9 «Б» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 26% учащихся; межличностный – 22% учащихся; музыкальный – 4% учащихся; визуально- пространственный – 9% учащихся; лингвистический – 13% учащихся; кинестетический – 9%; внутриличностный 17%. Следующим этапом было проведение анкетирования по профориентации школьников. Комментарий к анкете по проблеме профессиональной ориентации 9 класса.
12 Практически 80% учащихся уже решили для себя какие предметы для них являются наиболее важными. Судя по результатам проведенного анкетирования, главными предметами являются: физика и математика. За ними следуют: химия и биология. На 3-м месте по значимости после химии и биоло гии стоят: иностранный язык, информатика, экономика. Причем, большинство мальчиков уделяют повышенное внимание физической культуре. Они считают, что эти предметы необходимы им при поступлении в ВУЗ, для дальнейшего обучения и приобретения будущей профессии. Около 80% опрошенных оценили свои знания по школьной программе на «хорошо». Только I человек ответил, что оценивает свои знания на "неудовлетворительно". Не смогли оценить объективно свои знания 20% учащихся. Около 25% школьников по необходимым в дальнейшем предметам занимаются на "отлично", а 45% оценивают свои знания на "хорошо". 90% школьников учатся из сознания необходимости учебы. Помимо школьной программы дополнительную литературу по учебным предметам читают только 20%. 30% опрошенных вообще не читают дополнительную литературу. Самым читаемым предметом является литература - 70%. В своих жизненных планах твердо определилось 50% школьни ков, 3% не определилось совсем. Необходимые профессиональные навыки и проф. знания получили практически все. Главным из этих навыков учащиеся считают, что это то, что их научили думать. Почти все школьники определились в своей будущей профессии, только 10% пока не сделали свой выбор. Самой престижной профессией учащиеся считают профессию экономиста. Все они получили информацию об этой профессии от родителей
13 иди друзей. Но почти все они имеют смутное представле ние о ней. Выбор профессии основывается на ее престиже. Только 25% считают ее своим призванием, а 12% считают, что другого выбора у них нет. Для 75% опрошенных главным в жизни является здоровье. Затем следует крепкая семья, любовь, материальное положение, карьера и т.д. На последнем месте стоит духовность. По итогам проведения опроса можно сделать вывод, что современная школьники выбирают свою будущую профессию руковод ствуясь не своим отношениям к ней, а ее перспективой, престижем и материальным положением, которое она обеспечивает. Рекомендуется: психологу – проведение индивидуальных профилактических занятий по результатам диагностики. Воспитателям – проводить рекомендуемые психологом игры, направленные на по профориентацию школьников. III. Беседа на тему «Обучение в ВУЗе» «Шаг в будущее» в рамках Комплексной программы «Сделай свой выбор». Тип мероприятия: открытый семинар – беседа – дискуссия. Участники мероприятия: учащиеся 9 – 11х классов, родители, выпускники прошлых лет – студенты и аспиранты ведущих вузов, учителя школы. Цели: 1. Развитие социально-трудовых компетенций выпускников школы. 2. Определение профессиональной траектории выпускника школы. Задачи мероприятия: Познавательные: создать условия для получения учащимся и их родителям максимально полной и разнообразной информации о высших
14 учебных заведениях; познакомить учащихся с научными разработками в области психологии, авторами которых являются выпускники школы. Воспитательные: углубление взаимопонимания между родителями и детьми; формирование и поддержка традиций преемственности среди школьников. Формирование познавательного интереса у учащихся. Развивающие: способствовать развитию у учащихся рационального, аналитического подхода к принятию важных решений; выработать практические навыки в понимании предмета психологии через использование элементов дискуссии. Место мероприятия в комплексной программе «Сделай свой выбор»: - цель программы - подготовить профессионально успешного, нравственно зрелого и социально адаптированного выпускника. Начало реализации программы - 9 класс. И ведется по следующим направлениям: - академическое обучение (традиционный урок); - работа учащегося в интерактивном режиме непосредственно с предметом науки (медиатека школы; локальные и глобальные сети); - создание в сотрудничестве с учителями, студентами и аспирантами исследовательских проектов и представление их на различных конференциях, олимпиадах и конкурсах; - экскурсии в научно-исследовательские лаборатории предприятий города и ведущих вузов; - выбор индивидуальной профессиональной траектории для каждого учащегося в совместном взаимодействии семьи, школы, выпускников прошлых лет. Формы работы: традиционный урок; электронная школа; работа в микрогруппах над исследовательскими проектами;
15 экскурсия; круглый стол (семья + школа); семинары-дискуссии. Семинары-дискуссии проводятся неоднократно (4 – 6 раз в год). Каждый семинар посвящен, какому либо направлению профессионального выбора, одному или нескольким (не более 3х) вузам. При подготовке семинара заранее выбираются 1 – 2 студенческих научных проекта, которые гости готовят к представлению. Оборудование и материалы: интерактивный комплекс (РС, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентации о вузах (подготовлены выпускниками и учащимися), проспекты и информационные плакаты. Продолжительность мероприятия – 1 астрономический час. Ход мероприятия: Представление участников и гостей. Доклады выпускников прошлых лет о своей научной работе. Рассказ о вузе: особенности подготовки и поступления; особенности обучения; внеучебная деятельность (спорт, театральные, музыкальные общества) перспективы трудовой деятельности после окончания вуза. Вопросы, обмен мнениями. По итогам семинара: проспекты и информационные плакаты вывешиваются на стенд в классе; проводится оперативный анализ интереса учащихся к данной группе вузов; проводятся повторные круглые столы (семья + школа) Самоанализ беседы на тему «Обучение в ВУЗе»
16 Согласно плану воспитательной работы данного образовательного учреждения, с учащимися было проведена беседа, направленная на определение профессиональной траектории выпускника школы. Цель беседы: - Развитие социально-трудовых компетенций выпускников школы. - Определение профессиональной траектории выпускника школы. - Изучение всех этапов подготовки и проведения мероприятия. Форма проведения: открытый семинар – беседа - дискуссия. В ходе проведения беседы удалось достичь поставленной цели, посредством реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач: Познавательные: создать условия для получения учащимся и их родителям максимально полной и разнообразной информации о высших учебных заведениях; познакомить учащихся с научными разработками в области психологии, авторами которых являются выпускники школы. Воспитательные: углубление взаимопонимания между родителями и детьми; формирование и поддержка традиций преемственности среди школьников. Формирование познавательного интереса у учащихся. Развивающие: способствовать развитию у учащихся рационального, аналитического подхода к принятию важных решений; выработать практические навыки в понимании предмета психологии через использование элементов дискуссии. Всего присутствовало: 30 обучающихся. В организации данной беседы приняли участие старосты класс, зам. по воспитательной части, педагог-психолог, мед. работник, соц. педагог. Основными критериями разделения обязанностей по подготовке к беседе явились функциональные обязанности специалистов, мотивация
17 деятельности, эмоциональная заинтересованность активистов среди учащихся. Основная трудность на организационном этапе - заинтересовать и привлечь участников заявленной беседы среди учащихся. Огромная помощь в данной ситуации была оказана со стороны педагогов. Для оформления аудитории были привлечены учащиеся 10 и 11 классов: изготовление плакатов по заявленной теме, выставка тематической литературы. Группой учащихся, была разработана видео-презентация. Анализ проведенного мероприятия позволил выявить следующее: Разнообразие форм заданий способствовало эмоциональной и интеллектуальной вовлеченности участников. Применение в ходе беседы видео-презентации расширило возможность лучшего усвоения полученных знаний по данной теме. Четкое планирование структуры мероприятия помогло уложиться во временные рамки. Использование элемента дискуссии способствовало личностному переживанию участников, индивидуальной вовлеченности в данную ситуацию. Трудность заключалась в том, что в выполнении упражнения приняли участие всего 12 человек, остальные участники оказались в роли зрителей. Выбранные приемы и методы воспитания (поощрение, убеждение) на каждом этапе беседы помогли активизировать и привлечь большее число учащихся. В конце беседы участники получили почетные грамоты и благодарность за активное участие в программе, с целью подготовить профессионально успешного, нравственно зрелого и социально адаптированного выпускника. IV. Методическая разработка профориентационного занятия
18 Методическая разработка профориентационного занятия включает практические занятия, включающие игровые техники (4 занятия по 2 часа). 1. Внеклассное занятие «Как стать неуспешным»; 2. Занятие - дискуссия «Быть человеком» 3. Деловая игра «Кем быть?» 4. Карточная бланковая игра-шутка «Болван» Цель: Ориентация в мере профессий, информирование о разнообразии профессий, о профессионально важных качествах личности, исследование профессиональных предпочтений учащихся. Внеклассное занятие «Как стать неуспешным» Тема: «Как стать неуспешным» Цели: 1) учить детей задумываться о своем месте в жизни; 2) развивать воображение, речь; 3) воспитывать уважение к нравственным ценностям человека. Оборудование: листы для анкетирования, магнитофон, аудиозаписи спокойной классической музыки. Ход мероприятия Слово классному руководителю: - На сегодняшний классный час приглашаются только те:  кому нечего делать;  кому совершенно некуда идти;  кто любит спать и больше никого не любит;  кто совершенно безразличен к себе и своей судьбе;  кто из всех развлечений планеты выбирает только курево и вино;  кто не помнит названий школьных предметов и совершенно забыл, когда последний раз делал домашнее задание;  кто постоянно купается в лопухах ненормативной лексики;  кто путает сны с явью;  кто несет волнения и горе своим родителям;
19  кто безволен и вял;  кто – никто. Все остальные приглашаются в качестве свидетелей. Действие 1. Акт 1 Раздаются листочки для классного задания. Тайный нетворческий конкурс 1. Напиши десять проблем, которые тебя совершенно не интересуют, и которые ты не собираешься решать. 2. Напиши, какие знания и умения у тебя отсутствуют полностью. 3. Какие пять чувств тебя никогда не посещают? 4. Опиши честно и благородно, чего тебе не хочется делать никогда. И далее, проанализировав написанное, напиши решение, и, отрезав его от общего листочка, положи в карман. Действие 2. Акт 2 Необязательный конкурс 1 Давайте пламенно, бурно, увлекательно поговорим ни о чем. Каждому предоставляется 3 минуты для выступления, в ходе которого подросток должен не вкладывать никакого смысла в слова, быть убедительным и экстравагантным. Смысл этой игры, чтобы каждый следующий противоречил или поддерживал, спорил и доказывал свою бессмысленную правду. Необязательный конкурс 2 Давайте встанем друг напротив друга и будем говорить комплименты или гадости, если этого пожелает ваш партнер. Необязательный конкурс 3 Давайте составим паспорт своей неспешности по десятилетиям. Ответьте на вопросы: каким я буду? Чего я добьюсь? Кому принесу несчастье? Кто принесет несчастье? Кого не будет со мной рядом?  Что будет со мной в 20 лет?  Что будет со мной в 30 лет?
20  Что будет со мной в 40 лет?  Что будет со мной в 50 лет?  Что будет со мной в 80 лет?  Что будет со мной в 100 лет? Необязательный конкурс 4 Давайте тихо сядем и погрузимся в одиночество и, может быть, первый раз в жизни серьезно задумаемся о своей судьбе (или хотя бы сделаем вид). И после дум выберем себе в наперсники любого человека и обменяемся словами – судьбами. И все это под спокойную музыку. Необязательный конкурс 5 Пусть каждый сочинит девиз неудачника. Например:  Пусть ничего со мной не будет.  Я не верю, и не люблю, и не надеюсь, что не добьюсь.  Мне ничего кроме имущества не нужно. Необязательный конкурс 6 Есть 3 вида доброты: 1. Берите! Вес равно это все не мое. 2. Угощайтесь, у меня много. 3. Я готов поделиться с вами, люди, своими мыслями, своими делами, своими успехами, своей любовью и всем, что есть у меня. Выберите позицию, привлекательную для вас или изложите свою. Финал. Необязательная песня Лирическая, добрая, которую тут же сочиним или вспомним, или припасем заранее. Мы споем ее, взявшись за руки. И может быть мы запомним этот миг, и в этих мимолетных до боли, пронзительных и добрых секундах пусть родится светлое непонимание этого прекрасного мира.
21 Занятие - дискуссия «Быть человеком» Тема: «Быть человеком» Форма: дискуссия Цели: 1) вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека; 2) учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения; 3) учить задумываться о своем месте в жизни. Подготовка: провести анкетирование учащихся, обработать результаты анкетирования. Анкета 1. Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие? 2. Какие черты не нравятся тебе в твоих одноклассниках? 3. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как? Закончи предложения: 1. Счастье – это… 2. Смысл жизни я вижу в… Ход мероприятия 1. С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что значит быть человеком?» Не случайно из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему классному часу мы взяли пословицы, которые вы видите на доске. Называться человеком легко, быть им трудно Человек – это то, что он сам из себя сделал Без добрых дел нет и доброго имени Великие люди во все времена тоже давали определения, что значит быть человеком, каким человеком, и кто таков человек вообще.
22 Послушайте слова великого французского писателя Виктора Гюго: «У каждого человека 3 характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает и, наконец, тот, который есть в действительности». Как вы понимаете слова В. Гюго? Согласны вы с этим определением? Сколько характеров у вас? 2. Анализ анкеты Готовясь к сегодняшней дискуссии, вы отвечали на вопросы. Что же у нас получилось? (анализ первых двух вопросов). 3. Как все? Или сами по себе? В вашем возрасте часто хочется выделиться среди других. Одни чем-то постоянно хвастаются, другие смотрят на всех свысока, третьи кричат громче других, чтобы на них обратили внимание. Но цель одна – выделиться среди других. Не случайно в анкете был задан вопрос: «Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?» (зачитываются ответы). 4. Поговорим о доброте. Говорят «Красота спасет мир». А я бы сказал иначе: «Доброта спасет мир». А сколько добрых дел вы сделали? Умеете ли вы делать добро и готовы ли его делать? Что бы вы сделали для людей, если бы могли все? 5. Экзамен без подготовки (нравственный выбор). Мы говорили о доброте и человечности, а сейчас давайте немного поиграем. Эта игра называется «Магазин одной покупки». Условия игры. На столе разложены карточки с названиями покупок. Например, джинсы, мороженое, телефон, магнитофон и т. п. На обратной стороне карточки написана «цена» этой покупки. Например, маме не хватает денег на лекарство, папа не сможет купить себе новую куртку, не остается денег на поездку к бабушке, дедушка не сможет поехать в санаторий. Ученик, выбрав
23 покупку, должен объяснить, устраивает его цена или нет, и почему. Задача учителя – постараться убедить ученика в обратном. Итак, скажите, пожалуйста, в чем смысл этой игры? 6. Что такое счастье, и в чем смысл жизни? (Рассуждение учащихся по анкетам и без них). 7. Обратимся к народной мудрости. Так вы понимаете пословицы, записанные на доске? В чем их смысл? 8. Заключительное слово психолога. Наше внеклассное занятие подходит к концу. Скажите, что вы запомнили в нашей беседе, что вам понравилось, не понравилось. Нужны ли вам подобные мероприятия? Почему? Деловая игра «Кем быть?» Задачи игры: — активизировать профессиональное самоопределение участников; — дать возможность участникам соотнести свои возможности и возможности своих одноклассников с требованиями различных профессий. Игра проводится либо в круге, либо учащиеся сидят на своих мес тах в классе. Количество участников от 6 до 15 человек. Приглаша ются 2—3 независимых эксперта (учащиеся параллельного класса или учителя). Время проведения: от 15 до 45 минут. Ход игры Социальный педагог: Назовите наиболее интересные для вас про - фессии, а я запишу их на доске. (Записывает 10—15 наименований профессий.) Социальный педагог: Теперь я назову какую-нибудь из этих про фессий, а вы в течение 2—3 секунд посмотрите друг на друга, пытаясь определить, кому из вас она подойдет в наибольшей степени. По мое му сигналу вы одновременно должны показать рукой на выбранного сверстника.
24 Показав на кого-либо рукой, участники должны на несколько секунд замереть. Эксперты в это время записывают названную педа гогом профессию, фамилии участников, на которых пал выбор, и ко личество таких выборов для каждого. Таким образом определяется, какая профессия, по мнению участников, наиболее соответствует личности их товарища. Так обыгрываются все записанные на доске профессии. Затем эксперты определяют максимум выборов какой-либо профессии для каждого участника и объявляют результаты. Рефлексия игры может проводиться в виде дискуссии. Каждый участник объясняет, почему он соотнес данную профессию с опреде ленным сверстником (упоминая черты характера, качества личности), а указанный участник поясняет, согласен ли он с таким прогнозом или его такая профессия не устраивает по тем или иным причинам. Карточная бланковая игра-шутка «Болван» Игра в очень шутливой форме позволяет рассматривать вопросы выбора тех или иных конкретных жизненных ценностей, определяющих смыслы жизни и счастье человека в целом. Желательно проводить данную игру только с одной небольшой группой в 6-8 человек. Играть сразу с двумя-тремя командами нежелательно, поскольку, сам социальный - педагог в игре с одной командой, помимо выполнения роли организатора, должен выполнять конкретную игровую роль. Время на проведение методики - около 30-40 минут. Желательно включить в игровую команду подростков, которые достаточно цинично относятся к идеалам добра, благородства, достоинства – для них-то игра и предназначена. Процедура включает следующие этапы: 1. Психолог показывает на доске, как подготовить игровой бланк (см. Таблицу), а участники рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку,
25 положенных горизонтально. Чуть позже аналогичный бланк, уже на таком же листочке делает себе ведущий. 2. Далее игроки готовят восемь карточек (аккуратно разрывают чистый листок на восемь равных частей). Ведущий-психолог карточки себе не делает: они ему не понадобятся. 3. Ведущий-психолог показывает на доске, как оформляются карточки (см. Рисунок). На лицевой стороне первой карточки выписывается название первого события-ценности (из перечня событий) – «Украсть 1 миллион долларов», а на обратной стороне - только буквы А, Б, В и Г, соответствующие тем или иным радостям и смыслам жизни. Далее на обратной стороне карточки, напротив каждой буквы игроки самостоятельно оценивает по 5-балльной шкале (от 0 до 5 баллов), насколько первое событие – «Украсть 1 миллион долларов» - будет способствовать «радостям души» (А), «радостям тела» (Б), «одобрению со стороны порядочных людей» (В), «одобрению негодяев» (Г). Аналогично готовятся по порядку все восемь карточек. 4. В ходе игры участники обмениваются друг с другом карточками с событиями-пожеланиями, например, кто-то хочет пожелать своему товарищу, чтобы тот «честно заработал 5 тысяч баксов» или «воспитал трех детей»... Организуется это следующим образом. Ведущий-психолог дает команду (например, по счету «три») и каждый игрок отдает кому-то одну свою карточку-пожелание, после чего игрок, получивший карточку, делает в бланке соответствующие записи (см. ниже). В следующий раз (по команде «три») – игроки отдают по одной карточке другим своим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход достанутся сразу несколько карточек, а кому-то – ни одной. Все это обычно компенсируется в другие ходы. Если игрок принимает данное пожелания, то он берет предлагаемую ему карточку и сначала выписывает в свой бланк, во вторую колонку,
26 напротив данного пожелания знак «плюс» («+»), а с обратной стороны карточки переписывает в бланк, в четвертую колонку, против соответствующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке. При этом рекомендуется не просто переписывать баллы, а сразу приплюсовывать их к уже имеющимся баллам и выписывать новое значение (например, если ранее напротив буквы «А» стояло 4 балла, то после получения по данной букве 5-ти баллов, в бланк следует сразу написать их сумму - 9 баллов и т.д.). Важно сразу сказать игрокам, чтобы они выписывали новые суммы рядом со старыми, и исправляли эти баллы (например, не следует переправлять «4» на «9», а надо рядом с «4» написать «9») – это важно для последующего подведения итогов. После этого карточки первоначальным владельцам не возвращаются, но могут быть использованы в игре повторно. Особенностью данной игры является то, что каждый игрок вправе отказаться от предлагаемого ему события-пожелания и тогда эта отвергнутая карточка вручается некоторому «пустому месту» - некоторому условному «болвану», который как бы «согласен на все», от чего отказываются «умные» и «порядочные» люди. Естественно, «болван» уже не имеет права отказываться от того, что ему достается. Роль такого условного «болвана» в игре выполняет ведущий. Взяв карточку, ведущий в роли игрового «болвана» должен также пометить «плюсом» в своем, заранее заготовленном бланке, что ему за событие досталось и перенести с обратной стороны полученной карточки баллы напротив соответствующих букв, т.е. проделывает все то, что и остальные участники. Те карточки, которые получил «болван» больше в игре не участвуют. Если в игре окажется, что ведущего буквально «заваливают» карточками, что может привести к значительному отвлечению его внимания
27 от организации игрового взаимодействия, то ему следует просто попросить «пощадить» ведущего... Если же окажется, что подростки почти не захотят отдавать «болвану» свои карточки, что приведет к неинтересному завершению игры, то ведущий должен с помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою пользу. Например, «Ну сколько можно рожать детей, у Вас ведь уже есть 3 ребенка?!», или «Сколько же можно учиться, учиться и учиться - не надоело еще?!», или «Нужны Вам эти муки творчества?» и т.п. Таблица №14 Пример бланка для игры «Болван» События- пожелания Частота встречаемости событий (каждая карточка с событием помечается знаком «+») Критерии качества «хорошей» жизни Показатели выраженности критериев «хорошей» жизни (переписываются и сразу приплюсовываются баллы с обратной стороны карточек) 1. Украсть 1 мил долларов А. Радости души 2. Воспитать 3-х детей 3. Честно заработать 5 тыс. «баксов» Б. Радости тела 4.Учиться, учиться и учиться 5. Муки творчества В. Одобряют порядочные люди 6.Богатое наследство 7. Престижная работа Г. Одобряют негодяи
28 8.Поездка в Париж… 5. Где-то примерно с середины игры (через 7-10 минут от ее начала) ведущий может ввести новое правило: с данного момента карточки повторно в игре не участвуют и после каждого хода просто кладутся под листок и игра продолжается пока у игроков останется по 3-4 карточки. 6. Примерно за одну минуту до окончания игры ведущий вводит еще одно игровое условие: за оставшуюся минуту каждый игрок может освободиться (отдать кому-то из своих товарищей, но не «болвану») одну самую непривлекательную свою карточку с событием-пожеланием, после чего все оставшиеся на руках у каждого игрока карточки будут считаться «пределом его желаний» (раз он так долго их никому не отдавал) и с них необходимо будет переписать в свой бланк всю необходимую информацию, т.е. пометить «плюсами» названия этих карточек-пожеланий и, главное - перенести в бланк все баллы, которые имеются на этих оставшихся карточках. 7. После этого подсчитываются результаты игры. Все участники, включая ведущего, должны по каждой букве (А, Б, В и Г) быстро сосчитать общую сумму баллов. Если в ходе игры, как уже указывалось ранее, участники сразу приплюсовывали эти баллы к уже имеющимся значениям, то все подсчеты оказываются очень простыми. После этого необходимо подсчитать средние арифметические значения по каждой букве, для чего необходимо полученную сумму баллов просто разделить на само количество цифр, выписанных против каждой буквы. 8. Общее подведение итогов организуется следующим образом. Ведущий, выполнявший роль игрового «болвана» сначала спрашивает остальных участников, у кого самое большое среднее значение по первой букве «А» - по «Радостям души»? Далее он называет свое среднее значение. Нередко оказывается, что уже после первого сопоставления результатов
29 многих игроков, которые имели возможность отказываться от того, что казалось им недостойным, с результатами «болвана», который как бы вынужден был брать все события-остатки (своеобразные «отбросы») вдруг оказывается, что более предпочтительные результаты почему-то именно у «болвана» (или, по крайней мере, не хуже тех игроков, кто по средним значениям лидирует в группе). Можно также поинтересоваться у игроков, кто больше выбирал первое событие, второе и т.д., не забыв каждый раз называть, сколько раз такое событие «происходило» у игрового «болвана» (может это как-то помогло бы понять, почему дела у «болвана» не так уж плохи по сравнению с более «приличной» публикой ...). Далее ведущий сравнивает свои средние результаты с результатами других игроков по следующим позициям (по другим буквам - Б, В и Г). Поскольку такие сопоставления очень часто оказываются для игроков неожиданными, то все это может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения проблем, связанных с поиском смысла жизни и путей построения полноценного счастья и т.п. Но иногда никаких неожиданностей в игре не происходит: самые непривлекательные результаты оказываются именно у «болвана». Объясняется это тем, что данная группа подростков просто не поддалась на «провокацию», т.е. у большинства из них уже сформирована нормальная ценностная система. Возможно и другое объяснение: ведущий социальный педагог слишком вяло провел игру, не провоцировал подростков отдавать им карточки со «всякими там благородными событиями» (типа «Воспитать 3-х детей», «Учиться, учиться и учиться» и т.п.). Если же игровая группа подобрана из подростков, у которых пока еще достаточно циничное отношение к высоким и благородным ценностям, то парадоксальный эффект, когда у «болвана» окажутся более привлекательные результаты, скорее всего, проявится.
30 V. Дневник наблюдения День недели Время Содержание работы примечания Понедельник 5.04.10 11.00- 12.00 12.00- 15.00 15.00- 16.00 16.00- 19.00 Психодиагностика. «Познавательная сфера» 9 кл. Метод время (обработка результатов). Психодиагностика (индивидуальная) «Познавательная сфера» - 9 кл. Консультирование родителей. Вторник 6.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 9.00 9.00- 12.30 12.30- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционным занятиям. Коррекционно-профилактические занятия. Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Подготовка к психодиагностике Психодиагностика. Методика «дом, дерево, человек» - 8 кл. Метод время. Обработка результатов Среда 7.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 10.00. 10.00- 11.30 12.30- 15.30 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика – 10 кл. Метод время (оформление документов) Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. С.И.Семенак «Уроки добра». Занятие 1.- 9кл. Консультирование специалистов и педагогов.
31 Анкетирование «Стиль педагогического общения». Четверг 8.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 9.00 9.00- 11.40 11.40- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8. Метод время . Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. 9 кл. С.И.Семенак «Уроки добра». Занятие 1. Метод время. Оформление документов. Пятница 9.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.30 8.30- 15.00 Метод время. Подготовка к психодиагностике Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Посещение метод. кабинета. Вторник 13.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 9.00 9.00- 12.30 12.30- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия. Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Подготовка к психодиагностике Психодиагностика. 10 кл. Методика «кактус». Метод время. Обработка результатов. Среда 14.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8
32 10.00. 10.00- 11.30 12.30- 15.30 Метод время (оформление документов) Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. 9 кл. С.И.Семенак «Уроки добра» Занятие 2. Консультирование специалистов и педагогов. Четверг 15.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 9.00 9.00- 11.40 11.40- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. 10 кл. С.И.Семенак «Уроки добра». Занятие 2. Метод время. Обработка результатов психодиагностики Пятница 16.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.30 8.30- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Подготовка к психодиагностике Понедельник 19.04.10 11.00- 12.00 12.00- 15.00 15.00- 16.00 16.00- 19.00 Подготовка к профдиагностическому исследованию Диагностика склонность подростка к определенной профессиональной сфере Методика «Дефференциально- диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) 9 «Б» класс. Метод время (обработка результатов) Психодиагностика (индивидуальная). Внеклассное занятие «Как стать неуспешным» - 9 кл. Консультирование родителей (индивидуальные и групповые).
33 Родительское собрание в 9 «Б» кл.. Консультация для родителей «Телик, видик и компьютер. Польза или вред» Вторник 20.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 9.00 9.00- 12.30 12.30- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия. Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время Подготовка к психодиагностике Психодиагностика. Диагностика типа интеллекта учащегося 9 кл. «Б» (согласно теории Говарда Гарднера). Метод время. Обработка результатов. Среда 21.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 10.00. 10.00- 11.30 12.30- 15.30 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время (оформление документов) Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. 10 кл. С.И.Семенак «Уроки добра», занятие 3. Консультирование специалистов и педагогов. Консультация для педагогов «Эмоционально – волевое воспитание учащихся старшего школьного возраста». Четверг 22.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8
34 9.00 9.00- 11.40 11.40- 15.00 Метод время Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. Занятие - дискуссия «Быть человеком» - 9 «Б» кл. Метод время. Посещение метод кабинета. Пятница 23.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.30 8.30- 15.00 Метод время. Подготовка к диагностики. Анкета по профориентации учащихся 9 «Б» кл. Коррекционно-профилактические занятия (групповые) Деловая игра «Кем быть?» Метод время. Оформление документов. Понедельник 26.04.10 11.00- 12.00 12.00- 15.00 15.00- 16.00 16.00- 19.00 Психодиагностика (индивидуальная). Анкета по профориентации учащихся 9 «Б» кл. Метод время (обработка результатов) Коррекционно-профилактические занятия (групповые) Карточная бланковая игра-шутка «Болван» - 9 «Б» кл. Консультирование родителей (индивидуальные и групповые). «как помочь эмоциональным детям?» Вторник 27.04.10 7.45- 8.00 8.00- 9.00 12.30 12.30- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия. Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Обработка результатов. Среда 28.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8
35 10.00. 10.00- 11.30 12.30- 15.30 Метод время (оформление документов) Коррекционно-профилактические и развивающие занятия. Консультирование специалистов и педагогов. Консультация для педагогов «Мотивация к учению у учащихся 9-11 кл.» Четверг 29.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.10 8.10- 9.00 9.00- 11.40 11.40- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые). Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время Подготовка к коррекционному занятию. Метод время. Посещение метод кабинета. Подготовка и оформление отчета Пятница 30.04.10 7.45- 8.00 8.00- 8.30 8.30- 15.00 Метод время. Подготовка к коррекционному занятию. Коррекционно-профилактические занятия (групповые) Психогимнастика. Комплекс №8 Метод время. Оформление документов.
36 Выводы За время работы познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава школы, познакомился с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 3 занятия и 1 внеклассное мероприятие. В период работы я перед собой ставила личные цели: - Ознакомление с современным образовательным процессом, его особенностями и противоречиями; - актуализация и углубление теоретических знаний и их адаптация к конкретным образовательным технологиям; - формирование умения ориентироваться в различных образовательных моделях и технологиях и осуществлять их аргументированный выбор, адекватный конкретной психологической действительности. В процессе работы, по-моему, мнению мне удалось достичь поставленных целей полностью. Моя исследовательская работа заключалась в составлении психолого- педагогической характеристики школьного коллектива. По моему мнению, подростки знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык и это связано с их одинаковым возрастом и общностью интересов. Коллектив достаточно сплочен и целен, поэтому какие-либо события в жизни класса никем не остаются незамеченными. Наиболее быстро общий язык находится при решении
37 совместных задач, касающихся отдыха. Общая интеллектуальная атмосфера в коллективе выше среднего, не смотря на все трудности заметно стремление большинства к знаниям. В коллективе преобладает хороший, располагающий тон настроения. Каждый доволен своим статусом в классе и никто не тяготит, как кажется, своим присутствием остальных. В общем можно отметить доброжелательность, уважение и симпатию к друг другу. Иногда в трудных ситуациях случаются конфликты. Обычно это происходит в конце года, когда обстановка становится довольно напряженной и личные, эгоистичные интересы некоторых выходят на первый план. Каждый думает о себе, и в итоге это отрицательно сказывается на весь коллектив, а, следовательно, и на каждого отдельно взятого его члена. Но все же совместное преодоление трудностей сплачивает коллектив и конфликты со временем исчерпывают себя. Вывод: рассмотренный коллектив сплочен, дружен, имеет единые позитивные цели и задачи. В процессе работы мне удалось осуществлять на занятиях связь преподавания с жизнью, разрешать задачи воспитания, благоприятно воздействовать на сознание, чувства и волю подростков. Создать условия для всестороннего развития обучающихся посредством проблемных заданий, вопросов. Способствовать совершенствованию умений практической работы подростков на уроках. Обоснованно подходить к отбору содержания учебного материала и практических работ для урока с учетом материально - технической базы кабинета психологии. Во время своих занятий я установила психологический контакт со школьным коллективом подростков, что позволило мне узнать уровень знаний каждого учащегося. Благодаря этому я смогла построить работу на уроках в режиме подходящем под личные особенности каждого подростка.
38 За всё время прохождения практики отсутствовали какие-либо конфликтные ситуации. Работа проходила слаженно, в хорошем темпе. В процессе работы наибольшее удовольствие доставило составление конспектов занятий, которые я старалась составлять подробно с описанием каждого элемента урока. В это случае я ответственно относилась к подготовке урока, подбору практических заданий для подростков. Старалась применять на уроке инновационные формы работы. Проблемных ситуаций за время работы с учениками не возникло. Мои идеи по поводу воспитательных мероприятий получали поддержку, на уроках царила дружественная атмосфера, в классных мероприятиях принимали участие все ученики. Это указывает на мое равное отношение ко всем ученикам. В процессе работы мной были приобретены ценные знания по психологии, умения общаться с людьми разного склада характера, находить бесконфликтные пути решения проблем. Так же практика способствовала закрепления знаний по методикам преподавания психологии. Классные часы позволили мне раскрыться в роли руководителя коллектива, что, несомненно, требовало активизации все ранее полученных знаний и умений. За время практики ко мне пришло понимание того, что педагогу необходимо быть не только высококлассным специалистом, но и высоконравственным и толерантным человеком. Это помогло мне лучше понять моих школьных учителей и преподавателей. На будущих этапах мне необходимо совершенствоваться по всем направлениям. Это и профессиональные знания, касающиеся непосредственно предмета психологии, и знания психологии общения и психологических особенностей этого возраста. Также это касается духовной сферы. Я получаю ни с чем несравнимый опыт педагогической деятельности. Это позволило мне открыть в себе ранее не известные даже для меня стороны
39 характера. С первых дней, почувствовав себя в роли психолога, я осознала всю ответственность и значимость этого вида деятельности. Приложение 1 Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». Название типов профессий по столбцам: I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. II. «Человек-техника» – все технические профессии. III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности. Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно
40 использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Лист ответов I II III IV V 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 10а 10б 11а 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а 16б 17а 17б 18а 18б 19а 19б 20а 20б Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?» Текст опросника 1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). 2а. Помогать больным или 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
41 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты). 6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных). 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. 10а. Лечить животных или 10б. Выполнять вычисления, расчеты. 11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.). 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
42 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. 18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.). Приложение 2 Анкета по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)
43 Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют: 1. Я умело работаю с предметами. 2. У меня хорошее чувство направления. 3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями. 4. Я могу легко запоминать слова песен. 5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело. 6. Я всегда делаю все поэтапно. 7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе. 8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия. 9. Я хорошо учусь, слушая других. 10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение. 11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи. 12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы. 13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих. 14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно. 15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное. 16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
44 17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты. 18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал. 19. У меня богатый словарный запас. 20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки. 21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение. 22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями. 23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям. 24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие. 25. Меня легко вывести из себя. 26. Я люблю работать и учиться отдельно от других. 27. Я люблю сочинять музыку. 28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи. Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты Типы интеллекта Пункты анкеты Общая сумма Лингвистический 5, 9, 19, 20 Математико-логический 6, 11, 22, 28 Визуально-пространственный 2, 12, 18,24 Музыкальный 4, 10, 17, 27 Межличностный 3, 8, 13, 23 Внутриличностный 7, 15, 16, 26 Кинестетический 1, 14, 21, 25 Различные типы интеллекта
45 Типы интеллекта Краткая характеристика типов Рекомендуемые виды деятельности, упражнения 1 2 3 Лингвистический Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова» Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др. Математико- логический Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. «Карты памяти» и др. Внутриличностный Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.
46 Визуально- пространственный Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, «дорисовки», незаконченные предложения и др. 1 2 3 Музыкальный Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др. Кинестетический Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники. Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др.
47 Межличностный Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей. Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др. Результаты диагностики Типы интеллекта Пункты анкеты Общая сумма Лингвистический 5, 9, 19, 20 Математико-логический 6, 11, 22, 28 Визуально-пространственный 2, 12, 18,24 Музыкальный 4, 10, 17, 27 Межличностный 3, 8, 13, 23 Внутриличностный 7, 15, 16, 26 Кинестетический 1, 14, 21, 25
48 Приложение 3 Анкета №1 для школьников Профориентация школьников - Работа с родителями по профориентации. Уважаемые школьник и родители! Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты. После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов. Ваша Ф.И.О. _________________________________________________
49 1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования? а) да, выбрал; б) выбрал, но еще колеблется; в) не выбрал; г) не знаю. 2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)? а) в профтехучилище; б) в техникуме; в) в школе. 3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет? а) полностью совпадает; б) совпадает в основном; в) трудно сказать (не знаем); г) не совпадает. 4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь? а) буду настаивать на своем; б) буду просить изменить свое решение; в) трудно сказать; г) соглашусь с его выбором. 5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)? а) технические; б) математические;
50 в) литературные; г) лингвистические (к языкам); д) биологические; е) педагогические; ж) организаторские; з) художественные; и) музыкальные; к) спортивные. 6. В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем? а) производство; б) сфера обслуживания; в) наука; г) медицина; д) педагогика; е) административная деятельность; ж) искусство; з) спорт; и) военное дело. 7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во в не учебное время? а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний; б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах; в) работа в предметных и технических кружках; г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;
51 д) не имеет определенных занятий. 8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии? а) мнение родителей; б) интерес к профессии; в) способность к данной профессии; г) возможность профессионального роста; д) потребности города в кадрах; е) материальное благополучие; ж) условия труда. 9. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка? а) ребенок здоров; б) имеются отклонения в состоянии здоровья; в) значительные отклонения в состоянии здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей. Параллельное анкетирование учащихся и родителей дает возможность выявить искаженные представления последних о личности детей, уровень понимания общей ситуации профессионального выбора. На основе полученных данных учитель также может сопоставить оценку родителей и мнение ребенка со своими представлениями о нем. В случае несовпадения важно установить его причину (неадекватная самооценка подростка, необъективность или неискренность родителей и др.). Опрашивать по данной анкете школьников и взрослых можно группой, однако обсуждать результаты надо индивидуально. При анкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на сходные по содержанию вопросы, отражающие различные стороны выбора профессии. Смысл задания заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии.
52


В раздел основное полное образование