"Поэзия Великой Отечественной войны"
разработка урока
Автор: Феоктистова Варвара Иннокентьевна, учитель литературы, МБОУ СОШ им. Н.М.Корнилова, село 2-Нерюктяйинск, Олекминского района, Республики Саха(Якутия)
В раздел основное полное образование
Предмет, класс
11
Раздел :
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
№ урока по плану
№2, №3
Тема урока:
Поэзия Великой Отечественной войны
Форма урока :
лекция с элементами беседы
Актуальность использования средств ИКТ
: Наглядность, повышение эффективности восприятия учебного материала
Цель урока
: Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с поэтами-фронтовиками, их произведениями; - развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; умения высказывать свои мысли, делать обобщения, выводы; - воспитывать чувство патриотизма, уважения к памяти павших на войне; чувство преклонения перед мужеством поэтов-фронтовиков.
Методические приемы:
лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов.
Вид используемых на уроке средств ИКТ :
мультимедийная презентация.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
: компьютер
Оборудование:
записи песен военных лет, мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради.
Сценарий урока
Ход урока:
1.
Организационный момент:
Здравствуйте!
Слайд1.
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о поэзии военных лет и наша задача: проследить, как поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя, т.е. понять, что конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное. Будем читать и обсуждать стихотворения поэтов военной поры. Повторим средства выразительности речи, что необходимо знать при выполнении задания В8 на ЕГЭ.
2.
Актуализация знаний. Опрос.
Прежде чем приступить к работе повторим, каковы были особенности лирики военной поры. Итак, первый вопрос: - Что является самой примечательной особенностью поэзии 1941-45 гг.? ( Душевная близость с народом. Поэты передают чувства и переживания лирического героя, который оторван от привычных дел и родных мест и от этого по-новому взглянул на привычные родные края, на свой народ. Художники слова военной поры, как бы заново познали свой народ, стали близки ему как никогда.) - Каковы основные мотивы лирики военных лет? На какие темы пишут поэты? ( Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбах народа – вот основные мотивы поэзии военных лет.) - Назовите жанры военной поэзии. ( В поэзии военных лет выделяют три основные жанровые группы стихов: собственно лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую (от надписи под карикатурой до басни) и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
3.
Изучение нового материала. Чтение и обсуждение стихотворений.
Слово учителя:
Итак, мы сказали, что главной особенностью военной лирики является душевная близость с народом, соединение личных переживаний лирического героя с общенародным. Время войны – время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался десятилетию мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время, - это поэзия особой насыщенности, особой спрессованности. Спрессованности не столько специфически батального, сколько человеческого – и в смысле деяния, и в смысле раздумий и переживаний. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, -
«Священная война
» на стихи
Василия Лебедева-Кумача
(отрывок из песни прослушать в записи. Слайд 2)
- От этой песни так и веет силой, энергией, оптимизмом. С помощью каких художественных средств автор добивается этого? (
лексические повторы:
вставай, встает;
эпитеты:
огромная, благородная, народная, священная, пламенных;
метафора:
пусть ярость благородная вскипает, как волна;
рефрен:
Пусть ярость благородная вскипает, как волна,- Идет война народная, священная война!
)
- А какие средства передают ненависть лирического героя к врагу? (
эпитеты:
силой темною, проклятою ордой;
градация:
насильникам, грабителям, мучителям)
- О чем говорит эпитет смертный бой? ( смертный – значит, бой до победного конца, до последней капли крови). - Какие чувства вызывает автор, используя эти изобразительно-выразительные средства? ( Эта песня пробудила дух патриотизма , ее торжественные, исполненные энергии слова поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.) - Да, действительно это песня – горячий призыв к борьбе с врагом. Силу ей придает и торжественная, исполненная энергии музыка Александрова. Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях. Поэзия в годы войны стала необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу. Скажите, почему? ( Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду, Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.) Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение
К.
Симонова «Жди меня» ( читает ученик
). Это стихотворение переписывали, знали наизусть. - В чем сила этого стихотворения? ( Стихотворение звучит как заклинание, молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».
Слайд 3. Портрет К.Симонова.
Константин Симонов (1915 – 1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» ( прослушать в записи в авторском исполнении).
-
Почему это стихотворение затронуло души? Каким чувством оно проникнуто? ( Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождем». «Усталые женщины», «деревни, деревни, деревни с погостами» - родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся «за в
бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна: невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.) Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи
Михаила Исаковского ( Слайд 4)
: «Катюша», написанная еще в 30-е годы и по- новому зазвучавшая в годы войны, «До свидания. города и хаты», « В лесу прифронтовом», «Ох, туманы мои, растуманы», «Огонек». « До свидания, города и хаты»
( читает ученик)
«
В лесу прифронтовом»
(читает ученик)
«Огонек»
( прослушать в записи).
В этих песнях поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.
Слайд 5.
Вы все, наверное, знаете песню «Бьется в тесной печурке огонь…». Эта песня на слова Алексея Суркова, ставшая любимой песней солдат. В стихотворениях Алексея Суркова в годы войны звучат пламенная любовь к Отчизне, несгибаемая воля бойцов, чувство сопричастности к истории страны, преемственность героических традиций.
А.
Сурков. «Песня смелых»
(читает ученик)
Говоря о поэзии военных лет, нельзя не вспомнить имена поэтов, навечно оставшихся молодыми, не вернувшихся с поля боя. Это Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Георгий Суворов, Николай Майоров и другие.
Слайд 6.
Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль. О его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Мусса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении, Мусса Джалиль мечтал их напечатать. Поэзия Муссы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам моабитских тетрадей, их обобщение: Пел я, весеннюю свежесть почуя, Пел я, вступая за Родину в бой,
Вот и последнюю песню пою я, Видя топор палача над собой. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит. Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее. Муса Джалиль «О героизме» (
читает ученик)
- О чем это стихотворение? ( о мужестве, смелости) - Какое чувство передает поэт? ( Это призыв к борьбе с врагом. Стихотворение говорит о том, что человеческий дух может подняться и над страхом смерти.)
«
Варварство» ( читает учитель).
20 млн. жизней унесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Мы в вечном долгу и в вечном обязательстве перед павшими за нашу свободу, за нашу мирную жизнь.
Слайд 7.
Об этом стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» (
отрывок
читает ученик)
- От чьего имени обращается поэт к читателям? ( От имени погибших. Автор использует форму первого лица ) - Как вы думаете, почему? ( Форма 1 лица наиболее выразительно передает единство живых и павших «ради жизни на земле») Стихотворение передает ощущение неразрывной связи живых с павшими. «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе – так ,приблизительно, можно определить эту мысль и чувство…», - писал сам поэт. В стихотворениях, написанных в военные годы, звучала уверенность в победе. Поэты и писатели ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов. Отрывок из поэмы белорусского поэта Якуба Коласа «Возмездие». (
читает ученик).
Это стихотворение вселяет в людях уверенность в скорой победе.
4.
Обобщение
Итак, сегодня мы прочитали и обсудили стихотворения поэтов Великой Отечественной войны.
-
Какой вывод можно сделать?
-
Какая основная идея объединяет все стихотворения военных лет?
(
Любовь к Родине
,
готовность защитить ее любой ценой, глубокая вера в победу, идея единения народа в тяжелые дни войны. Поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное) Поэзия военных лет, вызванная в основном трагическими событиями нашей истории, служила утверждению высших ценностей и, несмотря на воинственность, несла величайший заряд гуманизма, говорила о единении людей, заставляла по-новому взглянуть на то, что было дорого каждому человеку: отчизну, мать, семью, дом, соотечественников, родную природу. Именно эта сила любви помогла выстоять в жестокой войне. ( прослушивание песни из к/ф«Белорусский вокзал»
слайды 8-26
)
5.
Слайд 27. Домашнее задание.
На следующем уроке мы продолжим тему «Военной поэзии» и будем говорить о творчестве Александра Трифоновича Твардовского. Подробно будем анализировать его стихотворения «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война. Домашнее задание: 1. Перечитать статью учебника с. 655 - 659 2. Письменный анализ стихотворения из военной лирики (по выбору). ( напоминаю схему анализа лирического произведения и клише
слайды 28,29
) 3. Подготовить сообщение о жизни и творчестве В.Т.Твардовского ( инд.задание) 4. Выразительное чтение стихотворения «В тот день, когда окончилась война».
6. Итоги урока.
Подведем итоги ( аргументация выставленных отметок, замечания по уроку)
В раздел основное полное образование