Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Встречи в театральной гостиной"

Сценарий литературного вечера

Автор: Тряпицына Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ средняя школа № 595, город Санкт-Петербург



В раздел основное полное образование



ГБОУ средняя школа № 595 г. Санкт-Петербурга Сценарий литературного вечера «Встречи в театральной гостиной» Тряпицына Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербург 2015

Методические рекомендации
Сценарий литературного вечера «Встречи в театральной гостиной» составлен с использованием метода учебного проекта как способа организации самостоятельной поисковой деятельности старшеклассников, заинтересованных театральным искусством. Как известно, данный метод имеет ряд преимуществ. Во-первых, он обеспечивает развитие универсальных учебных действий, необходимых для саморазвития и самоусовершенствования разновозрастных школьников. Во-вторых, метод проекта позволяет ограниченный временными рамками урок, посвященный театру, драматургии, продолжить во внеурочной деятельности. Литературный вечер обычно завершает предметную неделю или посвящается Всемирному дню театра. Его участники выбирают драматические произведения для постановки на сцене школьного театра, составляют сценарий. Особая роль принадлежит ведущим. Их задача объединить все сцены одной мыслью, общей идеей. Следует также при составлении сценария использовать лексику, стилистические средства, характерные для эпохи, в которую было создано то или иное произведение, выбранное для постановки на школьной сцене Далее проводится кропотливая работа с актерами. Пожалуй, нет такого ученика, который не мечтал бы выступить перед одноклассниками в роли Чацкого или Онегина, Печорина или Хлестакова! Самая большая трудность во время репетиций – это постановка голоса юных актеров. Дети очень торопятся сказать выученный текст, не умеют придать своему голосу эмоциональную окраску. Можно преподнести участникам спектакля несколько уроков художественного чтения, вспомнить слова знаменитого актера Михаила Чехова: «Актер – это тот, который умеет держать паузу». Такое занятие имеет практическую направленность и проводится «завзятым театралом», который, конечно, есть в каждой школе. Сценарий «Встречи в театральной гостиной» предназначен для учащихся 9 – 11классов. Успех спектакля зависит от коллективной работы
всех его участников: актеров, режиссеров, сценаристов, всех словесников методического объединения учителей русского языка и литературы.
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА
Сцена закрыта. Перед занавесом, возле афиши встречаются Литературный критик и Завзятый театрал (ведущие). Они освещены прожектором.
Завзятый театрал
. Ба! Знакомые все лица!
Литературный критик
. Давненько, сударь, мы не встречались с Вами. Где пропадали Вы, мой друг?
Завзятый театрал
(мечтательно). Там, там, под сению кулис, младые дни мои неслись.
Литературный критик
(воодушевляясь) О! Завзятый театрал! При бальном лепете молвы ты любишь игры Аполлона?
Завзятый театрал
. Да, да! Уважаемый Литературный критик. Недаром ведь сказал Шекспир: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры».
Литературный критик
. Это справедливо. А что будут ставить на сцене Александринского театра в этом сезоне?
Завзятый театрал
. На днях состоится премьера трагедии Расина «Федра». В главной роли Семенова. Да вот, кстати, и афиша (рассматривают афишу).
Литературный критик
(читает). Расин. «Федра». В постановке императорского Александринского театра. Корнель. Трагикомедия «Сид». Вольтер. «Орлеанская девственница». Мольер. «Дон Жуан». Ах! (вздыхает разочарованно).
Завзятый

театрал
. Вы недовольны репертуаром, уважаемый Литературный критик?

Литературный критик
. Увы, здесь нет ни одной русской пьесы.
Завзятый театрал
. Неужели это так важно?
Литературный критик
. Позвольте Вас спросить: в отечестве своем мы или во Франции?
Завзятый театрал
. «О, Франция! Нет в мире лучше края!» - сказал поэт. А я добавлю: и нет театра лучше, чем французский.
Литературный критик
. Не могу с вами согласиться. Я готов хоть сейчас назвать с десяток имен, которые являются гордостью русского театра. Вспомните: еще в старые годы в театре блистал Фонвизин, враг рабства, друг свободы. Музыкальный проигрыш. Входят пажи танцевальным шагом и меняют афишу. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» (Действие 3, явления 7,8).
Завзятый театрал
. Рад вас видеть, уважаемый Литературный критик!
Литературный критик
. Мое почтение завзятому театралу!
Завзятый театрал
. Ах, мой милый, я только что из театра. Успех потрясающий! Поверьте, никогда бы не подумал, что пьеса Грибоедова из жизни московского дворянства сможет вызвать у меня такое воодушевление.
Литературный критик
. Что же тут удивительного? Я тоже видел эту пьесу и потрясен не меньше вашего. В комедии «Горе от ума» нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха – зритель чувствует себя среди живых людей. Все это не сочинено, а так целиком и взято из московских гостиных и перенесено на сцену.
Завзятый театрал
. И как перенесено! Актеры играли превосходно, особенно актриса Петрова. Я кричал «браво» и бросил цветы к ее ногам. Она улыбнулась мне очаровательной улыбкой.
Литературный критик
. О, милый мой, вы не только Завзятый театрал, но ко всему еще и ловелас.
Завзятый театрал
. Не отрицаю: «науку страсти нежной» познал я в совершенстве. Кроме того, я должен заметить, что весьма горжусь правом именоваться почетным гражданином кулис. Но вернемся к комедии. Что вы думаете о ее будущем?

Литературный критик
. Думаю, что и через 100 лет она не утратит своей свежести и литературной силы. Музыкальный проигрыш. Танцевальным шагом входят пажи и меняют афишу. А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (Действие 3 – бал в доме Фамусова). Завзятый театрал приходит домой к литературному критику, который сидит в халате и с платком на шее.
Завзятый театрал
. Здравствуйте, мой дорогой друг! Я очень рад, что вы больны: в противном случае я не застал бы Вас дома.
Литературный критик
. Вы не весьма любезны, милостивый государь.
Завзятый театрал
. Напротив, душа моя, я желаю Вам только добра и мечтаю прочесть в литературном приложении к «Русскому инвалиду» Вашу статью о романе «Евгений Онегин»…Когда же Вам обдумать зрелое творение, если не во время долгой болезни.
Литературный критик
. В Ваших рассуждениях есть доля логики, уважаемый завсегдатай литературных салонов.
Завзятый театрал
. Скажите, что Вы думаете об авторе и его романе?
Литературный

критик
. Роман написан с необыкновенным мастерством. Признаться, меня приводит в затруднение слабость наших сил для верной оценки такого произведения. Ведь оценить его – значит оценить самого автора во всем объеме его творческой деятельности. Музыкальный проигрыш. Пажи меняют афишу: А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» На фоне музыки ( Г. Свиридов. «Романс») звучат слова ведущего (за сценой). На сцене при свечах Татьяна сидит у столика, задумавшись. Недалеко от нее – няня, вяжет на спицах. ( Сцены из «Евгения Онегина»: диалог с няней, письмо Татьяны, объяснение в саду). Настанет ночь: луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит. ( Далее – игра актеров.)
Завзятый театрал
. Я видел сегодня в театре забавную вещицу, этакий водевиль о ловком чиновнике, который выдает себя за ревизора, а городничий и его подчиненные верят ему! (Смеется.) Советую посмотреть. Местами очень смешно, особенно в тот момент, когда этот лукавый прохвост падает на колени и объясняется в любви то дочке городничего, то ее матушке. (Смеется.)
Литературный

критик
. Помилуйте, Вы судите слишком поверхностно! На мой взгляд, пьеса господина Гоголя «Ревизор» - это творение, которое своим появлением делает эпоху в истории театра, дает ему новое направление. Музыкальный проигрыш. Выход пажей и смена афиши: Н.В.Гоголь «Ревизор». Сцены по выбору учащихся.
Завзятый театрал
. Очень кстати Ваше появление, уважаемый
Литературный

критик
! Хозяин обещал нас позабавить комедией «Банкрот». Автор – молодой литератор Островский. Нигде еще не ставили. Впервые у нас. Я ее слышал в авторском чтении у Погодина.
Литературный критик
. Что ж, посмотрим, на что способны молодые авторы.
Завзятый театрал
. Пьеса отражает жизнь московского купечества, быт, доселе у нас неизвестный. На сцену выходит Липочка, садится за стол у зеркала, смотрит в него, поправляет прическу. Это Липочка, Олимпиада Самсоновна, - дочь богатого купца Большова. Мечтает выйти замуж за дворянина. Входит Подхалюзин. А это Подхалюзин, приказчик Большова, - такой пройдоха. Именно он женится на Липочке. Музыкальный проигрыш. Выход пажей, смена афиши: А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся». Сцена «Предложение» или другая по выбору учащихся.

Завзятый театрал
. Давно на русской сцене не появлялось столь самобытного произведения! Какая достоверность! Как точно схвачены характеры! Как колоритны образы!
Литературный критик
. Скажу Вам больше. Я считаю, на Руси есть три настоящие пьесы: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый. ЗАНАВЕС


В раздел основное полное образование