Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Технология развития критического мышления: теоретическое осмысление и практическое применение на уроках литературы"

Доклад

Автор: Азовцева Лидия Михайловна, учитель литературы, МБОУ "СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области", город Калининск



В раздел основное полное образование




Технология развития критического мышления: теоретическое

осмысление и практическое применение на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области» Азовцева Л.М.

Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания Сенека В контексте ФГОС ООО 2-го поколения сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – Умения). «Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. С переходом на ФГОС ООО 2-го поколения перед учителем встал вопрос: как совместить в практике преподавания традиционную ЗУН-овскую педагогику с инновационными методиками и технологиями? Какие технологии «работают» наиболее эффективно?

Обратимся к системно – деятельностному подходу, который является методологической основой ФГОС ООО.


Системно-деятельный подход
– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – значит, быть хозяином своей деятельности. А это означает, что ученик должен уметь: - ставить цели; - решать задачи; - отвечать за результаты. Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности. Системно- деятельностный подход включает в себя
базовые

образовательные технологии:
обучение на основе «проблемных ситуаций»; проектная технология; исследовательская технология; уровневая дифференциация; информационно-коммуникационные технологии; технология развития критического мышления и т.д.

Остановимся подробнее на технологии развития критического

мышления.
Современного ученика трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Критичность ума
– это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [Халперн Д. П 2000: 15]. О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под
критическим

мышлением
понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С. Выготский в работе «Педагогическая психология».
Основная идея
– создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа технологии – трёхфазовая структура урока:
вызов,

осмысление, рефлексия.



Первая стадия (фаза) - вызов
. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.


Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла
). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Возможные приёмы и методы: методы активного чтения: - маркировка с использованием значков « v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.


Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).
На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Возможные приёмы и методы: - заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Применение ТРКМ в практике преподавания литературы в 6

классе (на примере изучения творчества И.А. Крылова).
При изучении басни И.А. Крылова «Осел и Соловей» на стадии
вызова
учитель предлагает подумать над проблемным вопросом: что можно сказать об идее басни только по её заглавию? Для этого учащиеся составляют кластеры «Осел», «Соловей» (задание дается по вариантам). Далее учитель записывает на доске характеристики Осла и Соловья, которые прозвучали несколько раз (Осел – глупый, невежественный, неотесанный; Соловей – талантливый, хрупкий, нежный). После этого вновь предлагается подумать над проблемным вопросом. Учащиеся делают вывод: в басне пойдет речь о столкновении глупого, невежественного человека и талантливого, человека искусства. На стадии
осмысления
используется прием «Чтение с остановками». Для этого учитель заранее разделил текст на смысловые части. После прочтения первого фрагмента басни (6 строк) следуют вопросы: 1. Кто главные герои басни? 2. Как Осел обращается к Соловью? 3. Имеет ли данный отрывок сатирическое звучание? 4. Предположите, что будет дальше. Прочитан второй отрывок (6 строк). Вопросы: 5. Как пел соловей? 6. Какими художественными приемами Крылов передает красоту и очарование пения Соловья? 7. Предположите, что будет дальше. После прочтения 3-го отрывка (7 строк) следуют вопросы: 8. Объясните значение слов «внимало», «Аврора». 9. Какое впечатление производит пение Соловья на природу, людей? 10. Предположите, что будет дальше. Читаем следующий фрагмент (7 строк). Вопросы: 11. Какой совет дал Осел Соловью? 12. Какие чувства вызывает у вас Осел? 13. Что будет дальше? После прочтения следующего отрывка (2 строки) следуют вопросы: 14. Какое слово подчеркивает авторское отношение к Соловью? 15. Какие чувства вызывает у вас Соловей? Читаем заключительную часть (мораль – 1 строка). Вопросы: 16. Как вы понимаете мораль басни «Избави Бог и нас от этаких судей»? 17. Какую мораль вы предложили бы к этой басне? Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: верно ли было наше предположение об идее басни?
На стадии
рефлексии
ребятам предлагается написать синквейны «Осел», «Соловей». Вот, что получилось: Осел Глупый, необразованный. Осуждает, советует, не понимает. Не зная дела, не берись о нем судить. Невежда. Соловей Нежный, утонченный Завораживает, очаровывает, восхищает. Мастер своего дела. Талант. При изучении басни И.А. Крылова «Листы и Корни» на стадии
вызова
используется прием «письмо по кругу»: учащимся демонстрируется картинка могучего дерева, затем учитель просит написать на листочке ассоциации с образом дерева и передать листочек друг другу (работа проводилась по рядам). Итог работы учитель зачитывает (дерево – символ жизни, возрождения, семьи, рода, мудрости и т.д.). Эти ассоциации станут ключом к идейному смыслу басни. На стадии
осмысления
используется прием «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». После прослушивания басни в исполнении профессионального актера, учащимся предлагается самим составить вопросы для анализа басни. Сначала предлагается задать друг другу «тонкие» вопросы (простые, по содержанию басни), а затем «толстые» (более сложные, требующие раздумий, личностной оценки). Чтобы учащиеся успешно справились с заданием, учитель предлагает начать вопросы с определенных слов и словосочетаний, например, «тонкие» вопросы: когда…? Кто…? О чем…?; «толстые» вопросы: объясните, почему…? Как вы думаете…? В чем различие…? Стадия
рефлексии
включала знакомство учащихся с исторической основой произведения (дерево – символ социального расслоения общества: под Листами подразумевается дворянское сословие, под Корнями – крестьяне). Далее учащимся было предложено вспомнить символический смысл образа дерева и дать иное толкование басни (дерево – семья, род, Листы – молодое поколение, Корни – более старшее). - Какую басню Крылова напомнила вам эта басня? («Свинья под дубом). Какое прочтение басни ещё может иметь место? (Листы – невежды, необразованные люди, не понимающие пользы науки, Корни – умные, талантливые люди, работающие на благо человечества). Итогом работы станет кластер «Истолкование басни «Листы и Корни».
Подводя итоги, хотелось бы отметить преимущества использования данной педагогической технологии: - повышается ответственность за качество собственного образования. - развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. - формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление). - развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. «Листы и Корни» Дворяне и крестьяне Дети и родители Невежды и умные, талантливые люди

Библиографический список
1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с. 2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с. 3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с. 4. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с. 5. Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с. 6. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? Первое сентября. – №2. – 2001. – с.3 7. Дайана Халпер. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000 8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с. 9. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с. 10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72 11. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с 12. Норман Анро. Думающие учителя. Руководство по обучению подростков критическому мышлению. – Изд-во «Пиппин Паблишинг,» 1997 13. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с. 14. Развитие критического мышления. Русский язык. Первое сентября. – 2003. - №27-28. – с.2-4 15. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.


В раздел основное полное образование