Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Российские железные дороги: история и современность"

Методическая разработка классного часа

Автор: Самцова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы, частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 38 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Тамбовская область, г.Мичуринск, мкр. Кочетовка, ул. Октябрьская,д. 56, кв. 58



В раздел основное полное образование



ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38»
Российские железные дороги:

история и современность.
Классный час ( 10 класс) Составила: учитель I категории Самцова Лидия Викторовна Мичуринск – 2015
Тема: Российские железные дороги: история и современность. ( Посвящается 175-летию Российских железных дорог.) Цель: познакомить учащихся с историей строительства первой железной дороги в России; расширить представления учащихся о значении железнодорожного транспорта в жизни России; повышать интерес учащихся к железнодорожному транспорту и железнодорожным профессиям. 2
Любовь моя, железная дорога. 1) Вступительная беседа. Сколько лет исполнилось Российским железным дорогам? Сегодня мы поговорим с вами о железной дороге, об ее истории и современности. Наш классный час проходит в Кочетовском железнодорожном музее и посвящен 175-летию железных дорог. 2) Чтение учеником стихотворения. А поезд набирает силу На новый день, на новый бой. Спешат не километры – годы, Зовут не станции – дела. И от заката до восхода Дорога жизнью пролегла. И от восхода до заката Не счесть неповторимых вех, Лети, наш поезд, вдаль крылато Без промедлений и помех. 3) Слово учителя. Значение железнодорожного транспорта в жизни России. Сколько железных дорог в России? (Работа по карте). За всю свою 175 – летнюю историю железнодорожный транспорт России прошел большой и сложный путь эволюционного развития от первой Царскосельской «пароходной» рельсовой линии до крупнейшей транспортной системы мира, - высокоэффективной, надежной, экологически наиболее чистой. Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России. 3
Железнодорожная сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков. Эксплуатационная длина рельсовых путей составляет 86 тысяч километров. Огромная страна не могла бы существовать без этих мощных и надежных транспортных коммуникаций. Дело в том, что в России реки, наиболее дешевые пути сообщения, текут в меридиональном направлении, к тому же почти полгода покрыты льдом, а вдоль берегов Северного Ледовитого океана суда могут продвигаться только в сопровождении ледоколов. 4) Сообщение ученика. Историческая справка о первых рельсовых дорогах и первом паровозе. Обратимся к истории. К концу XVIII века человечество накопило объем знаний и опыта, который позволил создать качественно новый вид транспорта. В то время были уже известны чугунные рельсовые дороги, колесные экипажи и универсальная паровая машина двойного действия. Талантливый английский изобретатель Р. Тревитик построил в 1803 году первый в мире паровоз, передвигавшийся по рельсовому пути. 5) Сообщение ученика. Первая заводская железная дорога Черепановых на Урале. В 1834 году в России была открыта первая паровая железная дорога, пока еще заводская. Она была построена на Урале, на Нижнетагильском металлургическом заводе, мастерами – самородками отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми. Ими же был сооружен и первый отечественный паровоз или, как называли его сами изобретатели, «паровая телега», «паровой дилижанс» или «сухопутный паровоз». Протяженность первой в России железной дороги составляла 854 метра. «Паровой дилижанец» двигался по ней со скоростью 13 – 16 км в час и вез состав весом в 3,3 тонны. К марту 1835 года Черепановы соорудили более мощный паровоз. Он мог перевозить составы весом до 16 тонн. 6) Слово учителя. Сухопутный пароход на участке Петербург-Царское Село. 4
В конце августа 1834 года в Петербург пригласили чешского инженера, профессора Венского политехнического института Франца Антона Герстнера. Целью посещения им России было ознакомление со страной и изыскание возможностей для начала строительства железных дорог. Он объездил многие губернии от Санкт – Петербурга до Урала, собрал статистические сведения. Вернувшись в Петербург 26 декабря 1834 года, все обдумав и проанализировав, он 6 января 1835 года написал обстоятельную записку, в которой изложил свой взгляд на необходимость для России новых путей сообщения. Первой он предлагал построить дорогу между Петербургом и Москвой, потом соединить Москву с основным водным путем страны – Волгой - линиями Москва – Казань или Москва – Нижний Новгород. Оживленный спор: быть или не быть железным дорогам в России? – велся в печати. Находились и сторонники, и противники нового способа передвижения. Об этом печатались статьи в журналах и газетах, издавались брошюры, читались публичные лекции. 14 января 1835 года при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий была создана комиссия по рассмотрению предложения Герстнера. Благодаря настойчивости самого младшего по чину участника комиссии, майора корпуса инженеров путей сообщения, профессора института этого же корпуса Павла Петровича Мельникова (1804 – 1880), было решено в виде опыта ограничиться постройкой железнодорожной линии Петербург – Царское Село – Павловск. 15 апреля 1836 года был подписан указ о строительстве, в мае начались земляные работы, а осенью уже проводились первые опыты движения по рельсам. В записке Франца Герстнера от 31 января 1836 был изложен проект Царскосельской железной дороги, согласно которому ее почти совершенно прямая трасса, имевшая лишь одно закругление за обводным каналом, 5
проходила от берега Фонтанки в юго- восточном направлении и заканчивалась у прудов в Павловском парке. Длина всей линии составляла 27,5 километра, и на ней предполагалось устроить 4 станции: Петербург, Московское шоссе, Царское Село, Павловск. Официальное открытие железной дороги на участке Петербург – Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года. 7) Слово учителя. Открытие памятника Францу Герстнеру в Петербурге. В праздничный день 30 октября 2007 года на Витебском вокзале Санкт–Петербурга был открыт памятник Францу Герстнеру, первому строителю железных дорог в России. 175 лет назад повозки с пассажирами впервые отправлялись в путь до Царского Села по рельсам, а тянуло их заморское чудо – паровая машина. Построив Царскосельскую железную дорогу, он рассчитывал на возведение целой сети российских магистралей, но ему не дали это сделать. Расстроившись, Герстнер в начале 1838г. уехал Европу, а оттуда в Америку. Там, в Филадельфии, он и скончался в 1840году. Однако и то, что инженер сделал для России, заслужило вечную благодарность нашего народа. 8) Слово учителя. Забавная путаница. Если сначала поезда курсировали с паровой тягой только по праздничным дням, а в остальные дни с конной тягой, то с 4 (16 по новому стилю) апреля 1838 года лошадей сменили локомотивы. Пассажирские вагоны первоначально именовались экипажами или каретами, то железнодорожные локомотивы, как и паровые тягачи, предназначенные для шоссейных дорог, называли … пароходами. Возникла забавная путаница, поскольку морские и речные пароходы к этому времени были давно уже известны. «На наших заводах строятся сухопутные пароходы», сообщала газета «Северная пчела», рассказывая об уральских умельцах Черепановых, да и сами изобретатели именовали построенный ими 6
локомотив сухопутным пароходом, поскольку своими глазами видели плававший по реке Уралу. В «Попутной песне» Н.В.Кукольника и М.И.Глинки поется: Дым столбом, кипит, дымится пароход. Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье. Веселится и ликует весь народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле. 9) Сообщение ученика. Как появилось слово «паровоз». Однако в скором времени недоразумение было благополучно устранено, и железнодорожные локомотивы стали именовать паровозами. Это название предложил известный русский писатель Николай Иванович Греч, издавший в Петербурге в 1831 – 1859 году газету «Северная пчела». 10) Слово учителя. Магистраль Петербург – Москва. 7 марта 1841 года был создан «Особый комитет для предварительного составления и рассмотрения проекта железной дороги от Санкт – Петербурга до Москвы… В комитет вошли два профессора Института корпуса инженеров путей сообщения Павел Петрович Мельников и Н.О.Крафт, которые побывали в Западной Европе и США, где знакомились со строящимися и действующими железными дорогами. 15 сентября 1841 императору Николаю I были представлены «соображения», произведенные Мельниковым и Крафтом. Дорога, спроектированная ими, не имела аналогов за рубежом. По протяженности она значительно превосходила все существовавшие за рубежом магистрали. Впервые железные дороги должны были строиться в таких северных широтах. Было очень много как сторонников строительства, так и противников. 7
Конец дискуссии положил Николай I , подписавший указ о строительстве. Строительный комитет возглавил будущий император Александр II , в состав комитета вошли Мельников и Крафт. Николай I удостоил их личной аудиенции. Он внимательно их выслушал, задавал вопросы. Мельников убедительно доказал, что паровозы, вагоны и рельсы нужно изготавливать в России, чтобы не быть в зависимости от заграницы. А также нужно готовить и отечественных машинистов. Встреча с Мельниковым и Крафтом окончательно убедила императора в правильности принятого решения о сооружении Петербурго – Московской железной дороги. Начальником строительства Николай I назначил графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Он сумел понравиться Николаю I ревностным усердием и беспрекословным, даже бездумно четким исполнением отдаваемых свыше приказаний. Клейнмихель отличался невероятным даже для того времени взяточничеством и крайним невежеством. Бывая в различных городах Российских империи, он очень удивлялся, отчего там время отличается от Петербурского, которое показывал его брегет. Когда ему объяснили, что города находятся на разных географических меридианах, он был возмущен. - Это никуда не годится! – кричал Клейнмихель,- Ну, Москва, ладно – это столица, она может иметь меридиан, но чтобы у каждого скверного городишка был свой меридиан – это безобразие! 11) Слово учителя. Жестокая эксплуатация рабочих подрядчиками. Все строительные работы были отданы на откуп крупным подрядчикам, те сдавали работы субподрядчикам, а последние эти же работы передавали более мелким подрядчикам. Все эти предприниматели не подчинялись Мельникову и Крафту. На деле подрядчики стремились выполнить работу наиболее выгодными для себя средствами, вовсе не придерживаясь условий контракта, заключенного с рабочими. Подрядчики жестоко эксплуатировали работных людей, отпущенных на оброк крепостных, а также государственных крестьян. Огромное число 8
приказчиков, писарей, десятников, кладовщиков, закупщиков провианта, одежды и обуви постоянно обманывало, обсчитывало и обкрадывало неграмотных мужиков, пользуясь их невежеством и темнотой. Начальники дирекций и участков не имели права контролировать подрядчиков по вопросам труда, быта и оплаты рабочих. Между тем работа в болотистых местах, непосильный труд, недоедание и скученность в землянках, служивших пристанищем рабочим, приводили к их массовым заболеваниям и смерти. Впоследствии Мельников справедливо писал, что при лучшей организации строительства дорога была бы выстроена не за 9 лет, а за 4 года. Н.А.Некрасов в стихотворении «Железная дорога» писал: Прямо дороженька – насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты, А по бокам – то все косточки русские… 12) Сообщение ученика. Открытие регулярного движения на Петербурго- Московской железной дороге. В начале августа 1851 года строительство первой большой железной дороги было завершено. 16 августа из Петербурга в Москву прошли поезда, перевозившие по два батальона лейб – гвардии Преображенского и Семеновского полков. Спустя три дня успешно проследовал императорский поезд, с которым в Москву прибыли Николай I и члены его семьи. С 1 ноября 1851 года на Петербурго – Московской железной дороге было открыто регулярное движение. В июне 1865 года указом императора Александра II Павел Петрович Мельников (1804 – 1880) был назначен первым министром путей сообщения. 13) Сколько лет Юго- Восточной железной дороге? Сообщение ученика. Строительство Юго-Восточной железной дороги. 1866 год-год основания Юго-Восточной железной дороги. В 1868 году введена в эксплуатацию линия Елец – Грязи, линия Козлов – Воронеж, продолженная в 1871 году до Ростова – на – Дону. 9
В 1865 была утверждена концессия и создано акционерное общество Рязано - Козловской железнодорожной дороги. Магистраль строилась на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок Рязань – Козлов был сдан в эксплуатацию 4 сентября 1866 года. В том же году ветка была продолжена к Воронежу. 14) Чтение ученицей стихотворения « Железная дорога: история и современность» (Автор стихотворения Кадомцев Кирилл - выпускник школы № 38). Бесконечные дороги Нашей матушки Руси. Дождь, ухабины, тревоги, Вязнут лошади в грязи. А мужик с тяжелой кладью Вновь везет обоз в Москву. Хлыщет спину он лошадью, Не унять его тоску. Он мечтает о дороге: Той, что словно бы стрела, Уносила вдаль тревоги, Лошадь заменить могла. Много лет так продолжалось. За обозом шел обоз. Но вдруг общество создалось, Фон Дервиз новость всем привез: 10
«Чтоб унять печаль, тревогу, Облегчить народа труд, Мы построим здесь дорогу, Поезда по ней пойдут!» И народа было много. От рассвета дотемна, От Рязани до Козлова Клали рельс из чугуна. Много силушки крестьянской Полегло в страданьях тут. На дороге на рязанской Не ценился людской труд. Но построили дорогу С небывалой быстротой. Жизнь наладилась немного. Стала явью, не мечтой. И железные уж кони С хлебом мчалися в Москву, И купец в грязи не тонет. Накормил он всю страну. Но быстро пролетели года, Утопая в небесной сини. И железная дорога навсегда Стала символом России. 11
Это гордость страны и величье, Где точность во всем и порядок, Где работают все на отлично. И другой нам дороги не надо. РЖД – наш помощник и спонсор. И ее я в стихах прославляю. Исполнилось дороге сто сорок. С юбилеем ее поздравляю! 15) Почему нужно было строить эту железнодорожную ветку? Слово учителя. Кочетовка - эстафета в будущее. Мы живем в поселке Кочетовка. Жители поселка, ваши родители, бабушки и дедушки – это трудящиеся крупнейшей железнодорожной станции, это Ветераны труда, которые обеспечивали или обеспечивают безопасное и бесперебойное движение грузовых и пассажирских поездов. 16) «Песня о Кочетовке» на слова Геннадия Былкина. Прослушивание записи песни в исполнении выпускницы нашей школы Лемешевой Анны. Кочетовка. Кочетовка – Перекресток трасс стальных. Днем и ночью сортировка Поездов со всей страны. Мегаполис для вагонов: Парки, улицы, мосты, Здесь особый свод законов Без вокзальной суеты. Управлять всем этим сложно: Тонкий, чуткий организм. Четко, грамотно, надежно Коллектив, как механизм, 12
Принимает, отправляет, сортирует поезда. Здесь простоев не бывает, здесь движение всегда. Кочетовка – мир особый, Мир крутящихся колес. Светофор мигает, чтобы Машинист состав привез, Чтобы мчались пассажиры Днем и ночью кто куда. Кочетовка – командиры Отправляют поезда. 17) Рассказ Почетного железнодорожника Ненашева Вячеслава Борисовича о строительстве железнодорожной станции Кочетовка и экскурсия по музею. 18) Итоговая беседа. 1. Когда Российские железные дороги отмечают день своего рождения? 2. Назовите имена людей, которые были первыми строителями железных дорог в России. 3. Что вы узнали об изобретателях паровозов? 4.Какова общая протяженность железных дорог в России? 5. Почему железные дороги являются своеобразным символом России? 7.Что нового вы узнали о станции Кочетовка и ее тружениках? 13


В раздел основное полное образование