Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Повторение и контроль знаний на уроках физики в профильных классах"

методическая разработка

Автор: Герасимова Наталья Федоровна, учитель физики, МАНОУ "Гимназия № 2", город Мариинск, Кемеровская область



В раздел основное полное образование




Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Повторение и контроль знаний

на уроках физики в профильных классах
Герасимова Н.Ф., учитель физики г.Мариинск
Оглавление Введение ………………………………………………………………… Раздел I. Психолого-дидактические основы учебного повторения и контроля 1.1Психолого-дидактические требования к организации повторения 1.2 Виды повторения и контроля знания учащихся……………… Раздел II. Система организации повторения и контроля учебного материала по физике по теме “Электростатика”. 2.1 Повторительно-обобщающий урок…………………………… 2.2 Вопросы зачета…………………………………………………. 2.3 Зачетные задания в форме ЕГЭ………………………………. Заключение……………………………………………………………. Список литературы…………………………………………………… Введение Заботиться о том, чтобы ученики не забыли того, что выучили. А. Дистервег
Нельзя добиться высокого качества знаний, умений и навыков, если в памяти обучающихся не будет систематически воспроизводиться изученное, старые знания закрепляться и совершенствоваться на новом учебном материале. Правильно организованное повторение способствует глубокому осмыслению материала, его прочному и глубокому усвоению, систематизации и обобщению знаний, развитию памяти и логического мышления обучающихся. Овладение методикой организации и проведения повторения – одна из важнейших задач каждого учителя. В связи с введением ЕГЭ по физике перед учителем встала задача качественной подготовки выпускников профильных классов к аттестации. Цель нашей работы: изучить методическую и учебную литературу по повторению и контролю знаний; создать задания частей А,В,С по одной теме, подобрать различные формы повторения и контроля.
Раздел

I. Психолого-дидактические основы учебного повторения и

контроля

1.1 Психолого-дидактические требования к организации

повторения
Центральным структурным элементом научных знаний являются понятия. Через их систему формулируются законы. Любой закон выражает связь между ними. Изучение теории также требует усвоения определенных понятий, система которых будет определять выбор вида повторения, причем каждый вид повторения имеет свои задачи и особенности: Материал, отбираемый для текущего повторения, должен быть непосредственно связан с изучением нового, служить фундаментом для его усвоения, обобщения и развития. 1. Для периодического (обобщающего) повторения по теме или разделу следует отбирать наиболее важные вопросы и понятия, вокруг
которых группируют материал, который вследствие сложности был недостаточно усвоен учащимися,, или тот, который необходимо углубить, обобщать и систематизировать. 2. Для заключительного повторения отбор материала должен проводится на основе фундаментальных понятий (материя, движение, энергия, сила, работа), а также законов сохранения, теорий (молекулярно - кинетическая, электронная и др.), которые способствуют развитию диэлектрического мышления учащихся, формированию у них научного мировоззрения. 3. При отборе учебного материала для всех видов повторения необходимо учитывать степень значимости, трудность материала, а также сохранение его в памяти длительное время. Следующее требование связано с решением вопроса: когда повторять? -в течение всего учебного года, т.е., « учить новое повторяя, и повторять, изучая новое» Повторение особенно необходимо в первое время после заучивания учебного материала. Изучая новое, надо постоянно, систематически повторять то, что было выучено раньше. Обобщающее повторение дает учащимся возможность осмыслить всю систему полученных знаний. Его эффективность зависит от прочности знаний, а прочность находится в зависимости от систематического текущего повторения. Далее встает вопрос: как повторять? Повторение не должно быть однообразным Основной путь создания разнообразия при повторении состоит в изменении способов и приемов повторения. Повторное восприятие старого материала должно включаться в выполнение новых задач и новых видов деятельности. 1. Новая задача может быть предложена в форме наглядного изображения (сделать рисунок, диаграмму, схему, таблицу, изготовить модель, макет).
2. это может быть задание (составить рассказ, характеристику, сделать вывод, подвести итог пройденного). 3. задание на подбор примеров, которые иллюстрируют физические явления, а также объясняют готовые конкретные факты на основе знания теории. 4. задания на сравнения того, что было изучено в разное время. 5. задания на классификацию и обобщение. Создать разнообразие при повторении можно привлекая новые дополнительные сведения с целью расширения, углубления изученного материала. Разнообразие при повторении создается и при практическом применении полученных знаний, умений и навыков, посредством решения разнообразных физических задач и вопросов, ответы на которые требуют повторения материала различных тем. Разнообразие повторения неразрывно связано с таким требованием, как активность и сознательность того, кто должен повторять. Активное повторение не только характеризуется воспроизведением изученного, но и преследует углубление и расширение пройденного. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе повторения необходимы различные приемы работы с учебным материалом. Реализуя требование активности должна развиваться и самостоятельность учащихся. Самостоятельная работа учащихся может быть осуществлена через выполнение следующих заданий: 1. отбор материала по определенной теме. 2. составление а) задач с использованием табличных данных, технического паспорта прибора, б) характеристики физического явления, процесса, прибора. 3. подготовка докладов, сообщений, написание сочинений.
4. обобщение и систематизация полученных знаний (по одной небольшой теме) 5. решение различного вида комбинированных задач. Рассмотренные требования к организации учебного повторения позволяют сформировать условия его эффективности: 1. повторять самое главное - то, что должно быть усвоено прочно и надолго, 2. повторять систематически в течение всего учебного года, 3. планировать повторение во времени с четкой дозировкой материала, 4. повторять материал в новом сочетании, сопоставляя, сравнивая, обобщая, систематизируя, используя элементы нового, 5. побуждать учащихся к целеустремленности в работе, 6. способствовать осознанию ими целей, задач и результатов повторения, 7. стимулировать активность и самостоятельность учащихся, 8. использовать разнообразные способы и приемы работы над учебным материалом. Учебные занятия по повторению необходимо продумывать как с точки зрения содержания, так и методики их проведения.
1.2 Виды повторения и контроля знания учащихся
Виды повторения можно классифицировать: По времени проведения 1. ВВОДНОЕ. В начале учебного года по отдельно выбранным вопросам, темам. 2. ТЕКУЩЕЕ. В течение всего учебного года параллельно изучением нового материала.
3. ПЕРИОДИЧЕСКОЕ. В конце изучения темы, ряда тем, раздела по основному материалу, пройденному за значительный период времени. 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ. В конце учебного года по главным вопросам курса. 5. ОПОРНОЕ. Создает перспективу в работе и направлено на актуализацию знаний, полученных ранее, с целью лучшею усвоения нового материала, а также с целью установления связи вновь изученною материала со старым. 6. ОБОБЩАЮЩЕЕ. Направленно на объединение и систематизацию знаний учащихся по ряду уроков, теме, разделу, курсу. 7. РЕГУЛЯРНОЕ. Наиболее грудные темы вопросы повторяются с целью их переосмысливания, а также предупреждения забывания наиболее возможною материала. По характеру мыслительной деятельности. 1
.
АКТИВНОЕ. Направлено на развитие логической памяти, мышления учащихся, творческих способностей и интереса к предмету. 2. ПАССИВНОЕ. Проводится в той же последовательности и теми же методами, как при первичном заучивании, направлено на воспроизведение ранее пройденного материала. Каждый вид повторения выполняет свои задачи. В учебном процессе различные виды повторения осуществляются через систему различных форм занятий. На первой ступени обучения это уроки, конференции, лабораторные работы. В старших классах они дополняются лекциями и обобщающими семинарами. Одним из важных структурных элементов урока и всего процесса обучения является проверка знаний и умений. Это важно как для учителя, так и для ученика. Учителю важно выявить, как усвоен материал, а учащийся испытывает гордость за хорошую оценку. Или ощущает
неудовлетворение своей работой, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к учебе. Поэтому так важно учесть возможности класса и учащихся при организации проверки. Можно выделить следующие функции проверки: контролирующую, обучающую, ориентирующую, воспитывающую. Методы проверки: устная, письменная, практическая, графическая. Виды проверки: текущая, тематическая, итоговая. По количеству учащихся: индивидуальная проверка, групповая, классная, массовая. Сущность контролирующей проверки - выявить состояние знаний, умений и навыков на данном этапе обучения. Это можно сделать с помощью: (І) физического диктанта, в котором учащийся отвечает письменно на вопросы, которые диктует учитель. Так можно проверить знания формулировок законов, формул обозначений физических величин, единиц их измерения, соотношение между единицами, вид графиков. Диктанты могут быть только по одной теме, а могут быть итоговыми. Вопросы диктанта могут быть разного уровня: буквенные обозначения физических величин, единицы измерения, определение физической величины, формулировка закона, соотношение между единицами измерения, графическая зависимость между величинами, границы применение законов. (ІІ) Можно проконтролировать знание по теме прошлого урока небольшим кратковременным тестом. Такие тесты по всем классом у нас есть в большом количестве. Многие из них тоже имеют разные уровни, которые обозначены рейтинговым баллом возле вопроса. Одним из путей повышения качества обучения является создание дидактической системы контроля знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне
достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи обучающихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика – желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля. Методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. Рассмотрим систему повторения и контроля на примере одной из тем курса физики 10класса: «Электростатика»
Раздел II. Система организации повторения и контроля учебного

материала по физике по теме “Электростатика”.

2.1 Повторительно-обобщающий урок.
Цель: усвоение знаний об электростатическом поле путём их систематизации, формирование умений объяснять физические явления, чётко излагать свои мысли, высказывать и доказывать суждения (сравнивать, проводить аналогии, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главное) Повторение и обобщение материала темы строится на основе СЛС. I. Повторение основных понятий, определений, законов. 1
). Фронтальная беседа.
1. Мы знаем, что взаимодействуют не только заряженные, но и не заряженные тела. Взаимодействие незаряженных тел определяется
законом всемирного тяготения. Что общего и в чём различия во взаимодействии заряженных и незаряженных тел? Почему силы электростатического взаимодействия при обычном состоянии макроскопических тел не обнаруживают себя, хотя они во много раз больше сил тяготения? 2. Докажите, что суммарный заряд любого тела равен нулю. 2).
Индивидуальное экспериментальное задание.
1. Какие взаимодействия называются электромагнитными? Что вы знаете о взаимодействии заряженных тел? Продемонстрируйте опыт с взаимодействием заряженных тел и объясните его. 2. Назовите физический прибор, позволяющий обнаружить, наэлектризовано тело или нет. Продемонстрируйте работу этого прибора и объясните принцип его действия. 3. Расскажите, что вы знаете об электризации тел. Продемонстрируйте опыт подтверждающий, что при электризации трения оба тела приобретают заряды, противоположные по знаку, но одинаковые по модулю. 3).
Фронтальная работа с классом.
Вспомните имена учёных, чьи работы связаны с изученной темой. (Ш. Кулон, М. Фарадей, Д. Максвелл). Поясните в чем заключается их роль. Задание на доске: определить, по какому признаку объединены физические термины и найти логически не связанные с ними: 1 электрон, макроскопическое тело, карандаш, электризация, молекулы, тетрадь, проводник; 2 напряжённость, разность потенциалов, электроёмкость, потенциал, электрическое поле, диэлектрическая проницаемость, работа
3 поляризация, проводимость, электростатическая индукция, электрометр, взаимодействие, электризация, движение зарядов.
Групповые
задания: 1-я группа: вспомнить закон Кулона и закон всемирного тяготения, сравнить их. 1. Напишите формулы законов. 2. Что определяют эти законы? 3. Назовите физические величины, вошедшие в эти законы, и их единицы. 4. Изобразите силы, определяемые этими законами. 5. Сформулируйте эти законы. 6. Укажите в чём их сходство. 7. Различия законов. 8. Всем ли частица свойственна гравитационное взаимодействие, почему? 9. Всем ли частицам свойственно электромагнитное взаимодействие? Почему? 10. Что характеризует масса, как физическая величина? 11. Что характеризует электрический заряд? 12. Имеет ли закон Кулона границы применимости? 13. Имеет ли закон всемирного тяготения границы применимости? 12. Что называется материальной точкой. 13. Когда электрический заряд можно считать точечным? После ответа заполняется классом таблица. Аналогия между электрическим полем и полем тяготения. Наименование Величины В поле тяготения В электростати-
ческом поле 1. Характеристика тела, от которой зависит сила, действующая на него. 2. Величина, определяющая свойства поля. 3. Сила, действующая на тело и на заряд. Масса m. Ускорение свободного падения g. F = mg. Заряд q. Напряжённоcть Е. F=qE 2-я группа: дан силуэт дерева на доске. Придумать название ветвей, игрушек, обозначить «корни» дерева и солнце. Задание для устной проверки: 1. Как изменится Кулоновская сила 2 точечных зарядов при уменьшении расстояния между ними в 2 раза? Ответы:
A) уменьшится в 4 раза. Б) уменьшится в 2 раза. B) увеличится в 4 раза. Г) увеличится в 2 раза. Д) не изменится. 2. Как изменится сила при увеличении одного из 2 зарядов в 3 раза? Ответы: A) уменьшится в 3 раза. Б) увеличится в 9 раз. B) не изменится, Г) уменьшится в 9 раз. Д) увеличится в 3 раза. 3. Два небольших заряженных шара действуя друг на друга по закону Кулона с силой 0.1 Н. Какой будет сила при увеличении заряда каждого шара в 2раза, если расстояние не изменится. Ответы: А)0.1 Н. Б)0.2 Н. В)0.4 Н. Г)0.05 Н. Д)0.025 Н. 4. Перед вами единицы различных физических величин в системе СИ: Н, Н/Кл, кг*м/с2, Дж, В/м, Н*м2/Кл2, В, Ф, кг*м2/c2, Н*м, Кл/В, Дж/Кл? Нет ли среди них единиц выражающих одну и ту же физическую величину? Назовите величины, которые выражают данные единицы. II. Обобщение и систематизация основных знаний об электростатическом поле — заполнение таблицы.
Вопросы Ответы 1. Чем создается? (источник) 2. Характеристики действующей силы: Название Формула Графическое изображение силы 3. Характеристики поля в данной точке 1. силовая Название Формулы Единицы 2. энергитическая Название Формулы Единицы 4. Характеристика поля между данными точками Название Формулы Единицы 5. Связь напряженности с разностью потенциалов 6. Графическое изображение поля Название линий Замкнуты или нет Пример графического изображения 7. Потенциальное или нет, почему? 8. Формула работы электростатического поля 9. Формула энергии заряженного тела в поле
10. Формула энергии поля заряженного конденсатора III. Домашнее задание; подготовиться к контрольной работе. Составить кроссворд по теме «Электрическое поле».
2.2 Тесты для текущего контроля.

Закон сохранения заряда. Закон Кулона.
1.Пылинка, имеющая заряд +1,6× 10 -19 Кл, при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд пылинки?


А
. 0
Б.
+3,2×10 -19 Кл
. В.
-3,2×10 -19 Кл. 2. На каком рисунке указано правильное распределение зарядов при электризации трением? (рис. 1)
А. Б. В.
3. Как изменится сила взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза?
А.
Увеличится в 6 раз
. Б.
Уменьшится в 2 раза
. В.
Увеличится в 36 раз. 4. Два одинаковых металлических шарика заряжены равными по модулю, но разноименными зарядами. Шарики привели в соприкосновение и раздвинули на прежнее расстояние. Во сколько раз изменилась сила взаимодействия ?
А.
Уменьшилась в 2 раза
. Б.
Не изменилась
.

В.
Стала равна нулю. Стекло +++ Стекло - - - Стекло
- - -
Шелк ++ + Шелк ++ + Шелк ++ +
5. Два положительных заряда q и 2q находятся на расстоянии 10 мм. Заряды взаимодействуют с силой 7,2× 10-4 Н. Как велик каждый заряд?
А.
2×10 -9 Кл; 4×10 -9 Кл
; Б.
10 -9 Кл; 2×10 -9 Кл
; В.
3×10 -9 Кл; 6×10 -9 Кл;
2.3. Вопросы зачета

Тема: Электрическое поле.
1. Какие взаимодействия называют электромагнитными? 2. Что такое электрический заряд? 3. Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды? 4. Какой заряд называют элементарным? Каково его значение? 5. Сформулируйте закон сохранения электрического заряда. 6. Что описывает закон Кулона? 7. Запишите закон Кулона для взаимодействия зарядов с учетом среды в системе СИ. 8. Можно ли электрический заряд делить бесконечно? 9. Что такое электрическое поле? Назовите основные свойства электрического поля. 10.Какое поле называют электростатическим? 11.Что называют напряженностью электрического поля? Чему равна напряженность точечного заряда? Запишите формулу. 12.Сущность принципа суперпозиции электрических полей? 13.Какое электрическое поле называют однородным? 14.Приведите примеры графического изображения электрических полей. 15.Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля? 16.Какие вещества называются проводниками? 17.Какие электрические заряды называются свободными?
18.Что происходит в металле, помещенном в электрическое поле? 19.На каком принципе основана электростатическая защита? 20.Какие вещества называются диэлектриками? 21.Какие диэлектрики называют полярными, а какие - неполярными? 22.0пишите поведение диполя во внешнем электрическом поле. 23.Что понимают под работой электрического поля? 24.Какие поля называют потенциальными? 25.Как связано изменение потенциальной энергии с работой? 26.Чему равна работа по перемещению заряда по замкнутому контуру? 27.Запишите формулу работы по перемещению заряда в электрическом поле. 28.Что называют потенциалом электростатического поля? Запишите формулу. 29.Что называют разностью потенциалов между двумя точками поля. Запишите формулу. 30.Что называют электрическим напряжением, какова его связь с разностью потенциалов? 31.Какие поля называют эквипотенциальными? 32.Что называют электроемкостью уединенного проводника? Запишите формулу. 33.Что называют конденсатором? Зарядом конденсатора? 34.Что называют электроемкостью двух проводников? 35.Назовите единицу электроемкости в системе СИ. Сформулируйте определение этой единицы.

2.4. Зачетные задания в форме ЕГЭ

по теме «Электростатика».

Часть 1

1.
К стержню положительно заряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, стеклянную палочку. Листочки электроскопа спали, образуя гораздо меньший угол. Такой эффект может наблюдаться, если палочка 1) заряжена положительно 2) заряжена отрицательно 3) имеет заряд любого знака 4) не заряжена
2.
Какое утверждение о взаимодействии трёх изображенных на рисунке заряженных частиц является правильным? 1) 1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 отталкиваются 2) 1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются,1и 3 отталкиваются 3) 1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 притягиваются 4) 1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 притягивается
3.
Два точечных заряда будут отталкиваться друг от друга только в том случае, если заряды 1) одинаковые по знаку и любые по модулю 2) одинаковы по знаку и обязательно одинаковы по модулю 3) различны по знаку и по модулю 4) различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю
4
. Цинковая пластина, имеющая отрицательный заряд -10е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины? 1) +6е 2) -6е 3) +14е 4) -14е + - - - -

5.
Сила взаимодействия двух точечных зарядов равна F/ Какой будет сила взаимодействия, если величину каждого из зарядов увеличить в 3 раза и расстояние между ними также увеличить в 3 раза? 1) 9F 3) F 2) 3F 4) F
6.
Сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов 1) прямо пропорциональна расстоянию между ними 2) обратно пропорциональна расстоянию между ними 3) прямо пропорциональна квадрату расстоянию между ними 4) обратно пропорциональна квадрату расстоянию между ними
7.
Как направлена кулоновская сила,
-q -q
действующая на отрицательный точечный -q заряд, помещённый в центр квадрата, в вершинах которого находятся заряды:
+q +q
+g, +g, -g, -g. 1) 2) 3) 4)
8
. Напряженность электрического поля измеряют с помощью пробного заряда q п . Если величину пробного заряда уменьшить в n раз, то модуль напряженности измеряемого поля 1) не изменится 3) уменьшится в n раз 2) увеличится в n раз 4) увеличится в n 2 раз
9.
Положительный заряд может Е II
перемещаться в однородном I электростатическом поле из точки II 2 1 в точку 2 по разным траекториям. 1
.
III При перемещении по какой траектории Электрическое поле совершает меньшую работу? 1) I 2) II 3) III 4) Работа одинакова при движении по всем траекториям
10.
Разность потенциалов между точками, находящимися на расстоянии 5 см друг от друга на одной линии напряженности однородного электростатического поля, равна 5В. напряженность поля равна 1) 1В/м 2) 100В/м 3) 25В/м 4) 0,25В/м
11.
Проводящему полому шару с толстыми стенками сообщили положительный заряд. На рисунке показано сечение шара. Потенциал
.
III .I бесконечно удалённых от шара точек считать равным нулю. В каких точках потенциал шара равен нулю? 1) только в I 2) только в III 2) только во II 4) таких точек нет на рисунке
.II

.II


12.
Незаряженное металлическое тело внесено Е в однородное электростатическое поле, а затем разделено на части А и В.Какими электрическими зарядами будут обладать эти части после разделения? 1) А - положительным, В –отрицательным 2) А- отрицательным, В- положительным 3) обе части останутся нейтральными 4) обе части приобретут одинаковый заряд
13.
Два стеклянных кубика 1 и 2 сблизили Вплотную и поместили в электрическое поле отрицательно заряженного шара, как показано в верхней части рисунка. Затем кубики раздвинули и уже потом убрали заряженный шар (нижняя часть рисунка). Какое утверждение о знаках зарядов разделённых кубиков 1 и 2 правильно? 1) заряды первого и второго кубиков положительны 2) заряды первого и второго кубиков отрицательны 3) заряд первого кубика положителен, заряд второго кубика отрицателен 4) заряды первого и второго кубиков равны нулю
14.
Если заряд каждой из обкладок конденсатора увеличить в n раз, то его электроемкость В
А

__
1 2 1 2
1) увеличилась в n раз 3) не изменится 2) уменьшится в n раз 4) увеличится в n 2 раз
15.
Как изменится энергия электрического поля конденсатора, если заряд на его обкладках уменьшить в 2 раза? 1) не изменится 3) уменьшится в 4 раза 2) уменьшится в 2 раза 4) увеличится в 2 раз
Часть2.

В1
. Плоский воздушный конденсатор отключили от источника тока, а затем увеличили расстояние между его пластинами. Что произойдет при этом с электроемкостью конденсатора, его энергией и напряженностью поля между его обкладками? К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Физические величины их изменение А) Электроемкость конденсатора 1) увеличится Б) Энергия конденсатора 2) уменьшится В) Напряженность поля между обкладками 3) не изменится А Б В Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
В2
.Установите соответствие между научными открытиями в области электричества и именами ученых, которым эти открытия принадлежат. Физические открытия Имена ученых А) Закон о взаимодействии электрических 1) Ампер
зарядов Б) Впервые измерил заряд электрона В) Исследовал внутреннее строение атома 2) Резерфорд 3) Милликен 4) Кулон 5) И.Ньютон К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: А Б В
В3
.Чему равна масса частицы, имеющий заряд 2 нКл, которая в однородном горизонтальном электрическом поле напряженностью 50 В\м перемещается из состояния покоя на расстояние 0,45м по горизонтали за время 3 с? Ответ выразите в миллиграммах (мг).
В4
. В электрическом поле, вектор напряженности которого направлен вертикально вверх и равен по модулю 100В\м, неподвижно «висит» песчинка, масса которой 10 -7 кг. Чему равен заряд песчинки? Ответ выразите в нанокулонах(нКл).
В5
.На какое максимальное расстояние удалится от закрепленного двукратно ионизированного атома электрон, имеющий на расстоянии 5 см от него скорость 100 м\с (см. рис.)? Ответ выразить в см, округлив до целых. 2q -q R 0 ΰ
Часть3.

С1
. Небольшой металлический шарик массой m , подвешенный на нити длиной L, колеблется по закону математического маятника над бесконечной равномерно заряженной плоскостью с поверхностной плотностью  . Определите период колебаний математического маятника при условии, что на шарике находится заряд –q.

С2
.В вершинах квадрата находятся одинаковые положительные заряды q=10 -6 Кл каждый. Какой отрицательный заряд надо поместить в центре квадрата, чтобы система находилась в равновесии?
С3
.Горизонтально расположенная положительно заряженная пластина создает вертикально направленное однородное электрическое поле напряженностью Е=6*10 5 В\м. На нее с высоты h=10см падает шарик массой m=30мг, имеющий положительный заряд q=+10 -10 Кл и начальную скорость  0 =1м\с, направленную вертикально вниз. Какую энергию шарик передаст пластине при абсолютно неупругом ударе?
С4
.Две непроводящие вертикально расположенные параллельные друг другу пластины находятся на расстоянии 5 см друг от друга. Напряженность поля между ними равна 5*10 5 В\м. Между пластинами на равном расстоянии от них помещен шарик , имеющий заряд 10 -10 Кл и массу 10 мг. После того как шарик отпустили, он начал падать. Через какое время после начала движения шарик ударился об одну из пластин?
Заключение.
В данной работе была проанализирована различная учебно -методическая литература по вопросам повторения и контроля. Сделан анализ заданий ЕГЭ и составлен вариант ЕГЭ по теме «Электростатика». Приведены различные формы повторения и контроля знаний. Данная работа может быть рекомендована учителю для практического использования при подготовке к ЕГЭ в профильных классах. Дидактическая система контроля знаний может быть полезной преподавателю, работающему по любому учебному пособию и по любой программе.
Список литературы
1. Никифоров Г.Г., Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен. Физика. Сборник заданий. – М.:Просвещение, ЭКСМО,2008.
2. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7- 11 классов: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами.-Р.-Д. Феникс,2008. 3. Разумовский В.Г. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. – М.Просвещение,2008. 4. Орлов В.Г. Физика.Задания для самопроверки и контроля.- М.,Илекса, 2008. 5. Орлов В.А.,Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен 2008. Физика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся.Физика. – М.:Интеллект – Центр,2008. 6. Ерунова Л. И., Выделение главного материала для урока. – Физика в школе. - 1990.- №5.- с. 50-51. 7. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.-М.; Просвещение, 2003.


В раздел основное полное образование