Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Свобода в деятельности человека"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе

Автор: Плугатырева Галина Евгеньевна, учитель истории, обществознания, МАОУ СОШ № 4, г. Новый Уренгой ЯНАО



В раздел основное полное образование




СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА
.Урок обществознания в 10 классе Учитель Плугатырева Г.Е.
 Чувствуете ли вы себя свободными людьми?  Что необходимо для того, чтобы быть свободным человеком?
ПЛАН УРОКА  Содержание понятия «свобода» на различных исторических этапах.  Определение понятия «свобода».  Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.  Философский спор о содержании свободы.  Свобода и ответственность.  Пределы свободы  Формула свободы
МЫСЛИ МУДРЫХ 
«Каждый может обрести свободу, если только он умеет

ограничиваться и находить самого себя» Гете

«Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так

боятся» Бернард Шоу

«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же

легко» Николай Александрович Бердяев

«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит

быть свободным» - Вольтер

«Свобода – возможность делать ради своего счастья то,

что не вредит счастью других членов общества» -

Гольбах.

В
ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

РАБЫ – СВОБОДНЫ? Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей.
В отличие от первобытных людей, они понимают, что

такое свобода и борются за неё.


ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО


ФЕОДАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВО
Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.

КАПИТАЛИСТИЧЕСК

ОЕ

ОБЩЕСТВО


Page 11
ХХ –XXI век – новый этап в развитии принципа свободы.
На одном полюсе – фашизм,

концлагеря, ГУЛАГ,

коллективизация, тоталитарные

государства, терроризм…

На другом – воплощение идеи

социальной справедливости во

многих развитых странах,

Всеобщая Декларация прав

человека, демократические

выборы, правовое государство.


Page 12

Сейчас наступила эпоха

постиндустриального

общества, в котором

свободное развитие

каждого является

условием для развития

всех.

СВОБОДА - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей

Page 14

Свобода
– это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Page 15
Приведите примеры проявления свободы в различных сферах жизни общества.
Сфера жизни

Пример проявления

свободы
Политическая Экономическая Духовная Социальная
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Сфера жизни

Пример проявления свободы
Политическая свобода избирать, устанавливать законы, участвовать в выборах, в деятельности партий, свобода слова, возможность оказывать своё влияние на политическую жизнь общества. Экономическая свободное предпринимательство, право на свободный труд, свобода распоряжаться, пользоваться, владеть имуществом… Духовная свобода совести, творчества, мысли, возможность пользоваться имеющимися духовными ценностями и возможность самому их создавать. Социальная возможность повышать свой социальный статус, переходить из одного статуса в другой, отсутствие социальных перегородок, равенство
 Итак, свобода – это возможность выбора.  Нет выбора, – нет свободы.  Есть выбор, человек осознанно делает его, - есть свобода.
Зависит ли свобода от внешних

условий?

ПРЕДЕЛЫ, ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ.  Бернард Шоу говорил: «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её».  Но ответственность перед кем или перед чем?  Кто или что спросит с нас за наши поступки и тем самым ограничит нашу свободу?  Мы вплотную подошли к вопросу о пределах или границах свободы.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОГРАНИЧИТЕЛЯМИ СВОБОДЫ?  Внутренняя свобода ???  Внешняя свобода??? Формула свободы
«
ПРАВИЛА СВОБОДЫ
». 
Познать…
законы развития природы и общества. 
Уметь…
делать правильный выбор. 
Понимать
, что… выбор предполагает ответственность. 
Иметь…
внутренние убеждения, совесть, чувство долга.

Page 21
Свобода в истории философии
Волюнтаризм
абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.
Фатализм
рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Марксизм
понимает свободу как осознанную необходимость. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Page 22
Мир развивается по определённым законам. Человек, не познавший эти законы, но желая быть свободным, движется по жизни, словно слепой котёнок, становится жертвой тех или иных обстоятельств. И наоборот, если человеком познаны эти законы, он будет строить свою жизнь согласно им, следовательно, он будет иметь возможность выбора.
Возможность выбирать тот или иной путь – это как раз и есть

свобода.
Например, человек отправился в горы. Незнание природных особенностей, незнание законов гор может быть не только опасным, но и привести человека к гибели. Знание же этих законов позволит человеку сделать правильный выбор маршрута, действий, поведения и т.д., сделать своё путешествие в горах безопасным. В этом и заключается свобода. Так же
у человека всегда есть возможность выбирать между добром

и злом, между правдой и ложью, между законопослушанием и

противоправным поведением.
Главное, чтобы человеком было познана окружающая его действительность и осознана необходимость поступать так, а не иначе. В этом и заключается свобода человека.

Page 23
• Человеческая деятельность не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. • Цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. • Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. • Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  «Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся» Бернард Шоу


В раздел основное полное образование