Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Проблемы формирования мотивации учения у школьников

статья

Автор: Чуб Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ г. Иркутска СОШ № 18, город Иркутск



В раздел основное полное образование




Проблемы формирования мотивации учения у школьников
Чуб Галина Ивановна учитель русского языка и литературы, МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 Каждому из нас известна такая ситуации: ребенок может учиться в общеобразовательной школе, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован... Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение ко всему новому, к познанию? Проблема воспитания интереса к учению – одна из ключевых дидактических проблем. В трудах исследователей Л. Божови, А. Дусавицкого, Н. Морозовой, Г. Шукиной и других познавательные интересы школьников «препарированы» с достаточной тщательностью. Но проблема ещё далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов тому причина.
I.

Интерес!

Вечный

двигатель

всех

человеческих

исканий,

неугасающий огонь пытливой души.
Но почему так тревожно ноет сердце, когда мы начинаем обсуждать проблему интересов школьников к учению? Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же вопросы, которые волновали учителей и сотни лет тому назад:  как вызвать устойчивый познавательный интерес?  как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
II. Мотивация (от латинского двигаю).
 это процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности;  это процессы, определяющие движение к поставленной цели;  это факторы (внутренние и внешние), влияющие на активность или пассивность поведения.
III.

Мотивационными

процессами

-

мотивированием

-

можно

управлять,

создавать

условия

для

развития

внутренних

мотивов,

стимулировать ребят.
Вы знаете, при подготовке к уроку учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как для этого спланировать вид деятельности на уроке? Учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, по заслугам оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс:
 создают проблемные ситуации, активируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников на уроке;  выстраивают позитивные отношения с классом;  проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого – знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
IV.

Педагоги

с

авторитарным

и

опекунским

стилем

руководства

считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или

наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.
И это тоже помогает мотивировать детей, но не всегда. Источник активности человека, как известно, – его потребности. Уровень развития потребностей у людей различен. В течение жизни потребности меняются: одни исчезают, появляются другие. Высшие потребности возникают при удовлетворении низших, в случае конфликта потребностей побеждают низшие. Жизнь на удовлетворение потребностей высокого уровня более продуктивна, более счастлива. В классе присутствуют ученики с разным уровнем потребностей и мотивации к учению. Законы интереса ясны, как солнечный день. Действие одного вы сейчас легко обнаружите в данной ситуации: Папа приходит с работы невеселый. Кряхтя принимается за нехитрые домашние обязанности, наименее приятная из которых – проверка уроков у сына. Мама без видимого удовольствия направляется на кухню готовить ужин. Попили чай. Посмотрели телевизор. И так изо дня в день. Книг не читают, хотя они есть. Никто ничем не увлекается, все интересы крутятся вокруг попить, поесть, чего-нибудь достать. Нужно ли удивляться, что сын, приходя из школы, бесцельно склоняется по комнатам, «балдеет» у телека, крутит магнитофон, листает непотребные журналы. «Неужели тебе не надоело?» – возмущается мать. «Займись чем-нибудь: порисуй, почитай», – проводит воспитательную работу отец. Нет, читать ему не хочется, рисовать не хочется, ничего не хочется. Скучно... Увлечь ребенка может только увлеченный родитель. Исследования подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. Увлекается отец конструированием, рано или поздно сын приобщится к этому занятию. В школе на первый план выступает увлеченный учитель, интересный для ребят человек. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много – завлекательное начало, динамичный сюжет, неожиданный поворот. Смелее делайте урок привлекательным и интересным. Все мы советуем отстающим ученикам: сделай невероятное усилие – разберись в каком-нибудь кусочке нелюбимого предмета. Может это решит дальнейшую вашу судьбу. Ибо так
везде, всегда, во всем: чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше.
V. Знания и интересы – одно целое.
Вы знаете, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные. Иначе быть не может – сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает интересное и важное ему дело. Положительные эмоции сопровождают интерес. Расскажите своим учащимся, что неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учебу, а чувство радости, интерес - облегчают учение. Хороший учитель - это всегда мастер мотивации. Вот как учащиеся их описывают: «Занятия проходят интересно, разнообразно, мне постоянно приходится соображать». Увлеченность учителя своим предметом меня заразила. Занятия понравились, потому что… Что нужно учителю для этого?  Поддерживать равный стиль отношений с учащимися.  Ободрять обучаемых при возникновении у них трудностей.  Заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.  Приучать детей к напряженному познавательному процессу, развивать настойчивость, силу воли, целеустремленность.
VI. Поощрять выполнение заданий повышенной трудности.
Многочисленные исследования показывают, что перерыв в занятиях способствует тому, что учащиеся лучше запоминают и усваивают материал. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделан перерыв около 2-3 минут. Все мы знаем фразы-убийцы, которые необходимо исключить из своего лексикона: 1. Так дело не пойдет! 2. Такого еще не бывало! 3. Как ты до этого додумался? 4. Об этом не нужно говорить вообще! 5. Об этом ты не можешь судить! Учителям, которые стремятся достичь вершины педагогического мастерства, полезно время от времени заниматься самоанализом своих мотивационных возможностей. Результаты самоанализа не предназначены для посторонних. Вопросы могут быть такими:
VII. Саморефлексия: вы как мотиватор
1. Интересно ли Вам на уроках? 2. Увлечены ли Вы своим предметом? 3. Любите ли Вы свою работу? 4. Уважаете ли класс, с которым работаете? 5. Какие обстоятельства мешают Вам работать с удовольствием?
6. Пытались ли Вы найти основные причины своих успехов и неудач? 7. Знаете ли Вы методы и приемы мотивации учащихся? 8. К чему приводят Ваши мотивационные усилия? 9. Верят ли Вам учащиеся? JI.C. Выготский пишет: «Общим психологическим правилом будет следующее: чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем- либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым и, вместе с тем, он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно возбудить интерес к предмету или явлению. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило.
Самая эффективная форма мотивации
– укрепление уверенности в своих силах. Полезно использовать самосравнение: реальные результаты и те результаты, которые учащийся мог бы иметь при должном отношении к учебе. Вы помните, что постоянной заботой учителя остается создание ситуации для поддерживания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, педагогам. Для этого рекомендуется обсуждать в классе волнующие учеников вопросы, в том числе и отдаленно связанные с темой урока, предоставлять возможность обучаемым высказаться, обратить на себя внимание. Планирование целей и задач обучения самими обучаемыми. Когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе. Это обеспечивает успешность обучения, что усиливает мотивацию. Мотивация учения – сложнейший и во многом загадочный процесс. Мотивы учения очень подвижны и изменчивы. Почему ты учишься? Зачем ты ходишь в школу? Мы с Вами любим задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Школьники 1-2-х классов отвечают:  Папа и мама велят.  За пятерки меня хвалят.  Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю. 3-4-й класс:  Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы ходим с ней в театр.  Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. Я учусь, чтобы стать грамотным.  Я учусь, чтобы стать моряком. 11-15 лет:  Хожу в школу, чтобы общаться. Ни для кого не секрет, что в средних классах учащиеся начинают учиться много хуже, чем в начальных. 7 класс: "Учиться мне нравится. Я интересуюсь географией, математикой." Интересно получается: учиться нравится, а результаты
посредственные. Причиной всему – сложнейший внутренний мир подростка, неопределенность мотивов. Родителям подростков мы рекомендуем: на протяжении четверти систематически и строго контролируйте выполнение заданий по необходимым предметам ваших детей, обязательно ежедневно! Через некоторое время родители и мы обнаружим, что оценки по нелюбимым предметам стали выше, а ученик уверенно называет теперь нелюбимые предметы любимыми. Любим мы всегда больше то, что знаем. Очень часто любимым или нелюбимым предмет становится по вине учителя. Сначала учитель, потом предмет, а не наоборот. Вечным бичом школы является скука, однообразие, монотонность. И.П. Подласый, автор учебника «Педагогика», рекомендует: измените формы общения на уроке. 1. Практикуйте рефераты, беседы, обсуждения, презентации, проекты. 2. Работайте с группами учащихся, затем в классе обсуждайте ответы.
VII. Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать.
Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает продолжать это занятие, не читайте ему проповедь, скорее всего, она ничего не даст. Лошадь, убитая никотином, нам не поможет. Используйте идентификацию. В рассказе Чехова «Дома» – маленький мальчик, который начал курить и на него ничего не действовало: уговоры матери, отца; тогда отец рассказал ему сказку, в которой счастливый принц из- за курения заболел, затем умер. Все его царство погибло. Мальчик неожиданно заявил, что он больше никогда не будет курить. Признавайте достоинства учащихся. Д. Карнеги пришел к выводу: всегда предпочтительнее хвалить, чем критиковать. Избегайте придираться по мелочам. Искренне старайтесь понять своего питомца. Дайте обучаемому шанс. Дайте ему понять, что вы верите в него, что он добьется своего.
IX. Возможностей для стимулирования учащихся у нас много (перед

вами схема «Как стимулировать учащихся» (рисунок 1)).
Д. Карнеги напоминает: «Принимайте ребенка таким, какой он есть. Откажитесь от иллюзий. Опирайтесь на действительное, а не желаемое. Будем учиться понимать учащихся. Почему он поступает так, как он поступает, почему не может поступать иначе?» Обращайтесь к самолюбию. Заставьте обучаемого произнести: «Я не хуже других!» Показывайте достижения учащихся. Хвалите. Хвалите при всем классе, ругайте наедине. Создавайте хорошую репутацию питомцам. Особенностью воспитания детей в еврейских семьях является выражение одобрения за каждый маленький успех. Еврейская мать или отец семейства никогда не скажет, что их ребенок ленив или неряшлив. Они хвалят его беззастенчиво и постоянно, заставляя
ребенка тянуться к вымышленному идеалу. В еврейских школах и педагоги стремятся создавать своим ученикам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Рисунок 1 – Схема «Как стимулировать учащихся»
При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности, спрашивайте у него: «Ты удовлетворен результатом?», «Ты сегодня хорошо справился с работой?» Вы знаете, что в начале изучения темы нужно чаще ставить учеников в ситуацию выбора, предлагайте выбрать уровень сложности заданий. Если ученик делает ошибки, если работа не выполнена на хорошем уровне, предложите обсудить это с учениками. Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач. Ищите мотивы, и вы поймете, почему ученик не выучил сегодня литературу, не получил отличную оценку по истории, клянчил тройку по физкультуре, вертелся на географии, совершал сотни других, на первый взгляд, совершенно необъяснимых поступков.
Ищите мотивы!


В раздел основное полное образование