Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Взаимодействие основного и дополнительного образования как условие эффективности профильного обучения"

статья

Автор: Попова Галина Владимировна, учитель математики, МАОУ "Лицей № 28 имени Н.А.Рябова", город Тамбов, Тамбовская область



В раздел основное полное образование



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Попова Галина Владимировна МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова» Современная школа – образовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивающее непрерывность основного общего, среднего (полного) общегои высшего профессионального образования. Полное среднее образование призвано обеспечить высокий уровень фундаментальной и допрофессиональной подготовки молодежи, проявившей способности исклонности в выбранной сфере деятельности, с учетом общественнойпотребности в профессионально-компетентных специалистах. Приоритетным направлением работы образовательного учреждения становится профильное обучение − система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием ряда предметов. Выстраивая модель предпрофильной и профильной подготовки образовательного учреждения за основу берутся дифференциация и индивидуализация обучения. Они позволяют за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитыватьинтересы, склонности и способности учащихся, создавать условия дляобучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Цель предпрофильной подготовки и профильного обучения: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования. Образовательное учреждение, переходя к профильному обучению, преследует следующие
цели:
 обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программыполного общего образования;  создание условий для существенной дифференциации содержанияобучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построенияшкольниками индивидуальных образовательных программ;  способствование установлению равного доступа к полноценномуобразованию разным категориям учащихся в соответствии с ихспособностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
 расширение возможности социализации учащихся, обеспечениепреемственности между общим и профессиональным образованием, болееэффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшегопрофессионального обучения. В основе системы предпрофильной подготовки и профильного обучения кроме принципов дифференциации и личностного ориентирования, лежат несколько фундаментальных принципов и вытекающих из них способов их реализации. Модель взаимодействия основного и дополнительногообразования учащихся строится на следующих
принципах
:  программно-целевого подхода, который предполагает единую системупланирования и своевременное внесение корректив в планы;  преемственности данной программы развития и программы развитияобразовательного учреждения, реализованной ранее;  социального заказа;  принципе элективного углубления;  принципе профилизации; принципе развития научного и творческогомышления;  принципе системности кадровой политики. Образовательное учреждение выполняет социальный заказ, исходящий общественного договора с семьей, государством (в лице муниципалитета и управления образования), личностью ученика и должен давать учащимся те знания, которые обеспечат имвозможность социальной адаптации в жизни. Для реализации этого принципа необходимо провести анализ мнений учащихся и их родителей, используя методыанкетирования, тестирования и собеседования, затем сформировать соответствующий учебный план с безусловным сохранением его ядра – инвариативной части. Главной задачей, на решение которой направлена деятельность, является возможность дать учащемуся полное среднее образование, подготовить к поступлению в вуз, помочь ему в профессиональной ориентации,всемерно способствовать развитию его познавательных и коммуникативных возможностей, формировать творческое и научное мышление. Образовательное учреждение нивелирует различия между требованиями школьных программ итребованиями, предъявляемые к абитуриентам при поступлении в вуз. Это должно осуществляться не в рамках целых классов одновременно по всем предметам, а в рамкахгруппы учащихся с повышенной учебной мотивацией в данной области знаний. Для решения указанной задачи создается целостная система дополнительного образования, задача которой − дать учащимся углубленные и расширенные знания по выбранным ими предметам. Данная модель является наиболее перспективной в условиях введения ФГОС нового поколения и новой системы оценивания, при которой выпускник имеет возможность выбрать соответственный уровень сложности ЕГЭ.
Образовательная организация, решая задачи профессиональной подготовки, в рамках системыпрофильного обучения должна предоставлятьвозможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях. Для этого представляется необходимым создание системы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Занятия должны проводиться на строго добровольной основе и быть направлены как на удовлетворениеинтереса учащихся, так и на развитие их творческих способностей инаучного мышления. Для реализации задач профильного обученияпредусматривается несколько направлений. Достижение поставленных целей связано с рением ряда задач, которые позволяют создавать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, расширения возможности управления системой подготовки педагогов школы, повышения ихквалификации; изменения содержания образовательного процесса за счетприменения метапредметного подхода. При этом необходимо создавать условия для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учетасоциально-экономических потребностей территории. На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства: во-первых, профилизация обучения в старших классахсоответствует структуре образовательных и жизненных установок большинствастаршеклассников; во-вторых, к шестнадцати годам у большинства учащихсяскладывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Внастоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение онеобходимости дополнительной специализированной подготовки в ВУЗы. В-третьих, большинство старшеклассников считают, что существующее нынеобразование не дает возможностей для успешного обучения в ВУЗе ипостроения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходимаразработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшейступени общего образования. В-четвёртых, необходимым условием созданияобразовательного пространства, способствующего самоопределению учащегосяосновной ступени, является введение предпрофильной и профильнойподготовки. В общеобразовательной организации должна осуществляется интеграция профильного обучения сдополнительным образованием и воспитательной системой. Внеурочная деятельность позволяет координировать возможности участия отдельных учащихся или целых классов в предпрофильной подготовке и профильном обучении через учебно-исследовательскую деятельность. Академическая практика (полевая практика) − одна из форм дополнительного образования учебно-исследовательского направления в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения и, в то же время,она является технология приобщения к учебно-исследовательской и проектнойдеятельности.
Реализовать себя как исследователя учащиеся могут в составедетских объединений по интересам, конференциях, научных конкурсах,турнирах, выставках, на научных сборах, во время работы каникулярныхлагерей, предметных разновозрастных школ, НОУ, МАН. Активное участие учащихся в данном направлении позволяет обнаружить потенциальныетворческие возможности школьника. Следует отметить, что предпрофильная подготовка должна затрагивать классыначальной школы и 5-7 классы. Приобщение к профилю необходимо начинать черезвнеучебную деятельность. Внеурочная деятельность для младших школьников– это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, этоориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная формаорганизации внеурочной деятельности значительно повышает активность иработоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятиюстрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческихотношений, а значит, эффективности обучения. Второй этап (8-9 классы) − курс углубленной предпрофильнойподготовки и профессиональной ориентации. Первая ступень обеспечиваетосвоение учащимися общеобразовательных программ основного общегообразования, формирует представления обучающихся о природе, обществе,человеке, соответствующие современному уровню знаний. На первой ступениначинается дифференциация содержания образования, углубленное изучениепредметов. В дополнение к обязательным предметам, определенным БУП,вводятся элективные курсы, различные внешкольные занятия, а такжепредметы по выбору, направленные на более полное развитие способностейобучающихся. Третий этап (10-11 классы) – курс углубленной подготовки ипрофессиональной специализации. Вторая ступень является завершающимэтапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися общеобразовательных программ среднего (полного) общегообразования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческихспособностей учащихся, формирование навыков самостоятельной учебнойдеятельности. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы повыбору самих учащихся, направленные на реализацию интересов,способностей и возможностей личности. Наряду с этим продолжаетсяуглубленное изучение отдельных предметов. Углубленная подготовка может осуществляться за счет внедрения спецкурсов, привлечения преподавателейвысших учебных заведений, организации самообразовательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учащимся может быть предоставлена возможность обучения по индивидуальному плану. Общеобразовательная организация, осуществляющая профильную подготовку, предполагает работу по индивидуальному учебному плану. Учебный плансоставляется для каждого профиля на основе базисного учебного плана. Дополнительное образование расширяет пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную
активность,реализовывать личностные качества, демонстрировать те способности, которыезачастую остаются невостребованными основным образованием. Вовнеурочной деятельности ученик сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованиеми является его логическим продолжением и неотъемлемой частью образовательного пространства. Главным аспектом системы дополнительногообразования является преемственность и взаимосвязь программдополнительного образования с программами основного образования.


В раздел основное полное образование