Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Современный урок физики"

методическая разработка

Автор: Шевцова Татьяна Вячеславовна, учитель физики, МБОУ СОШ №11, г.Брянск, Брянская область



В раздел основное полное образование




Современный урок физики
Прежде всего, современный урок рассматривается как система, все элементы которой направлены на достижение основных целей о бучения, на формирование активно мыслящей, самостоятельной лич ности, обладающей развитыми творческими способностями, сами компоненты системы, и их структура разными авторами опр еделяются по-разному. несмотря на различия в понимании содержания системы компонентов урока, педагоги и методисты сходятся в требовании единства и взаимосвязи между всеми компонентами. Прежде чем определить систему современный урок физики, остановимся на одном чрезвычайно важном вопросе. Чтобы успеш но провести урок, сначала надо определить конечную цель дея тельности учителя на уроке - чего он хочет добиться, потом уста новить средство - что поможет достижению цели, а затем опреде лить способ - как действовать, чтобы достигнуть цели. Очевидно, что нечетко сформулированная цель урока усложняет процесс деятельности учителя и искажает заранее планируемый результат. Однако, поскольку цель урока ставится заранее, до начала его практического осуществления (речь идет и о подготовке, и о проведении урока), мы позволим себе упростить систему и не рас сматривать цель как компонент урока. Итак, современный урок физики - это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока. Говоря о
содержании учебного материала
, следует иметь в виду два требования, которые позволяют сделать урок физики истинно современным. Первое требование заключается в соответствии со держания образования уровню современной науки - физики. В соот ветствии с Законом «Об образовании» учитель физики и школьная администрация вправе сами определять требуемый в том или ином учебном заведении уровень физического образования и соответственно учебники, и учебные пособия. Второе требование к содержанию учебного материала совре менного урока физики касается его структурирования. Выделив с истему элементов научных знаний и способов умственной и практической деятельности, учитель должен определить логику, структуру развертывания этих элементов на уроке. Как известно, «набор» компонентов (в данном случае элементов знаний) не определяет свойств целого (содержания). В зависимости от формы организации учебного процесса, структуры урока, этапов «разворачивания» учебных ситуаций урок приобретает тот или иной вид. Классификация уроков, оп ределение их типов и видов является проблемой дидактики. Су ществует достаточно много различных классификаций уроков, зависящих от оснований классификации - по составу урока, эта пам его проведения, его содержанию, способам проведения и т.д. Наиболее эффективной и логически стройной представляется классификация уроков по цели организации занятий.
В соответствии с этой классификацией все уроки можно разделить на уроки: – изучения нового материала; – совершенствования знаний; - обобщения и систематизации; - комбинированные; - контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Главное назначение урока изучения нового материала (изучения, но не объяснения, изложения, усвоения и пр.) заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися новым материалом. Про цесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких задач, как усвоение новых знаний и способов дей ствия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных отношений. Основным содержанием урока совершенствования знаний, умений и навыков учащихся является применение знаний на практике, их расширение и углубление, формирование умений и навыков, проверка знаний учащихся и многое другое, что способствует совершенствованию знаний школьников.
Типы уроков

Виды уроков
1. Уроки изучения нового учебного материала а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) г) урок выполнения теоретических исследований д) смешанный урок (сочетание различных видов уроков на одном уроке) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок решения задач б) урок выполнения самостоятель ных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) в) урок - лабораторная работа г) урок-экскурсия д) семинар 3. Уроки обобщения и систематизации 4. Комбинированные уроки Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков 5. Уроки контроля и коррекции знаний ■ ■ а) устный опрос (фронтальный, ин дивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуаль ный) в) зачет г) зачетная практическая (лабора торная) работа д) контрольная работа е) смешанный урок (сочетание пер вых трех видов уроков) Урок обобщения и систематизации знаний, сравнительно не давно появившийся в классификации уроков как самостоятель ный тип, чрезвычайно актуален в связи с новыми целями образования, поставленными в последние годы перед школой. Развитие учащихся, формирование их умственных и творческих способно стей невозможно без
предъявления структуры знания и отражен ных в ней этапов процесса познания. Комбинированный урок организуется с целью решения в ком плексе задач первых трех типов уроков. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения зна ний и сформированности умений и навыков. На уроках контроля и коррекции знаний частично реализуются и функции других ти пов уроков. Исходя из всего вышесказанного, основываясь на логике про цесса обучения, дидактических и методических принципах обуче ния физике и закономерностях преподавания, можно определить основные правила организации современного урока физики.
Первое правило
- определить цель урока. Поскольку в уроке отражаются образовательная, воспитательная и развивающая функц ии учебно-воспитательного процесса, целесообразно сформули ровать образовательную цель (усвоение новых физических зна ний, формирование умений и пр.), воспитательную цель (форми рование мировоззрения, политехническое, эстетическое и нравственное воспитание и пр.) и цель развития (формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать про блемы и пр.).
Второе правило
- подготовить содержание учебного материа ла, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с по ставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить систему задач, практических и самост оятельных заданий для учащихся; подготовить оборудование для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточные мате риалы и пр.).
Третье правило
- уточнить тип и вид урока. Последователь ность решения дидактических задач должна приводить к дости жению всех целей урока.
Четвертое правило
- выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными це лями, содержанием учебного материала и уровнем подготовлен ности учащихся.
Пятое правило
- определить структуру урока, соответствую щую целям, содержанию и методам обучения. Урок должен ха рактеризоваться четкостью организации отдельных этапов уроки (начало урока, актуализация знаний, изучение нового материала закрепление и повторение, контроль знаний, домашнее задание и т.д.) и целостностью. Обязательно должна быть определена еди ная логика развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечит эффективное управление учителем учебно-познавательной деятельностью школьников.


В раздел основное полное образование