Урок налоговой грамотности
Методическая разработка урока экономики
Автор: Агафонова Светлана Федоровна, учитель географии и экономики, МБОУ Шумячская СОШ им. В. Ф. Алешина, п. Шумячи, Смоленская область
В раздел основное полное образование
Тема урока: Урок налоговой грамотности
Цели:
образовательные:
закрепление основных понятий, полученных при изучении темы; обобщение знаний о сущности, видах и структуре налогов, их функциях в современном обществе;
развивающие:
формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
воспитательные:
формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Тип урока:
систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения:
игра.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная презентация, медали, ордена.
Ведущие понятия :
налог, виды налогов, функции налогов, системы налогообложения: прогрессивная, регрессивная, пропорциональная.
План урока:
1. Организационный момент. 2. Обобщение изученного материала. Игра. 3. Подведение итогов. 4. Домашнее задание. 5.Рефлексия.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные при изучении темы «Налоги. Налоговые системы». И сделаем мы это в ходе игры « Умники и умницы». Вы готовились к этому моменту и пусть победит сильнейший.
3.
Игра.
1 агон. Разминка.
( проводится с целью повторения основных понятий темы и выявления учащихся, которые выйдут во второй этап). Учащиеся, которые быстрее и полнее отвечают на вопрос, получают медаль или орден. Наибольшее количество наград дают право участвовать в следующем этапе игры. Вопрос 1. Что такое налог? Вопрос 2. Какие функции выполняет налог? Вопрос 3. Какие способы взимания налогов вы знаете? Вопрос 4. Назовите элементы налога. Вопрос 5. Какие виды налогов вы знаете? Вопрос 6. Приведите примеры прямых налогов. Вопрос 7. Что такое акцизы? Вопрос 8. Какие товары облагаются акцизами? Вопрос 9. Что такое фискальные монопольные налоги?
Вопрос 10. Что такое таможенные пошлины? Вопрос 11. Что такое преференциальные ( «льготные») пошлины? Вопрос 12. Что означает принцип, получивший название « принцип полученных благ»? Вопрос 13. Какие системы налогообложения вам известны? Вопрос 14. Что такое прогрессивная система налогообложения? Вопрос 15. Что такое регрессивная система налогообложения? Вопрос 16. Что такое пропорциональная система налогообложения? Вопрос 17. Какие способы увеличения налоговых поступлений вам известны? Вопрос 18. Кто из известных экономистов доказал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту налоговых доходов государства? Вопрос 19. Какие теоретические доказательства вывел своими исследованиями А. Лаффер? Вопрос 20. Какие виды налогов относят к федеральным налогам? Вопрос 21.
Какие виды налогов относят к республиканским налогам? Вопрос 22. Какие виды налогов относят к местным налогам? ( из учеников, набравших наибольшее число наград выбираются участники 2 агона).
2 агон. Битва эрудитов.
Этот агон я назвала « Битвой эрудитов». Ведь действительно на первом этапе вы показали блестящие знания и эрудицию. Вы в одном шаге от финала. Удачи вам! Участникам 2 агона раздаются листы с заданиями. Задание: 1. Установите соответствие видов налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) подоходный 1) прямые налоги Б) с продаж 2) косвенные налоги В) акцизный сбор Г) на наследство Д) на имущество Е) на добавленную стоимость А Б В Г Д Е Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа. Задание 2. Верны ли следующие суждения о косвенных налогах?
А. Косвенные налоги — это обязательные платежи хозяйствен ных организаций, взимаемые в пользу государства. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов над расходами. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Задание 3. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обязательность уплаты 2) безвозмездность 3) пропорциональность доходу 4) возвратный характер 5) законодательное установление 6) приблизительность размера для налогоплательщиков Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: . Задание 4. Ниже в таблице приведён пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога ( валовой доход) и после вычета налога ( чистый доход). В приведённом примере: А. Определите сумму налога для 1 субъекта Б. Определите величину налоговой ставки для 2 субъекта ( в %) В. Установите, какой вид налоговой системы принят в данном примере: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный
Субъект налога Валовой доход в руб. Чистый доход в руб. 1. 50 000 45 000 2. 10 000 8 5000 3. 5 000 4 000 4. 4 000 3 000 Подводятся итоги 2 агона. Выявляются ученики, прошедшие в 3 агон. В это время ученики класса имеют возможность заработать награды. Вопросы: 1. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.… Как вы думаете, что общего во всем этом? Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги. 2.Объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации? Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля. 3.Как один из римских наместников решил проблему большей собираемости налогов? Кто это был? Ответ учащихся: Римский наместник Древней Галии Лициний разделил календарный год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налоги. 4.Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». Какое слово употреблялось для обозначения государственных сборов до середины 18 века? Ответ учащихся: До середины 18 века употреблялось слово « подать». Итак, подведены итоги. Приглашаются ученики, вышедшие в финал.
3 агон.
За неделю ученикам было предложено написать эссе и подготовить выступление, используя свои умозаключения и выводы по исследуемой теме. Поэтому в 3 агоне первым заданием является выступление по эссе. Тема эссе « Отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо?» ( на выступление отводится 1 минута) Подводятся итоги, по результатам которых ученики выбирают дорожки.
Задания на красной дорожке:
1.Кто из русских экономистов являлся распространителем идей Адама Смита и других западных экономистов. Его работа « Опыт теории налогов» считается классикой российской финансовой мысли того времени. Он писал: <…Пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть доходу. От неравного распределения податей между гражданами рождается ненависть одного класса к другому, отчего происходит и ненависть к самому правительству.…> <…дешевое собирание налогов – количество пожертвований, делаемых народом, должно более равняться доходу, получаемому от того правительством. Сие правило предписывает правительству старание заботиться о том, чтобы собирание налогов становилось ему сколь возможно дешевле…> <…Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства. На сем основывается и право правительств требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов. Но не должно смешивать право требовать податей с правом налагать оные. Если первое везде неоспоримо принадлежит правительству, то в последнем оно бывает иногда ограничено...> <…Правительству, как врачу, предстоит одно дело – избирать меньшее зло> Кто же это? Ответ ученика: Тургенев Николай Иванович
2. В 2001 году Джоэл Слемрод из Института бизнеса Мичиганского университета и Войцех Копчук из Университета Британской Колумбии получили премию по экономике. Как называлась премия? За что они её получили? Ответ ученика: Они получили Шнобелевскую премию по экономике, установив в ходе исследования, что люди находят способы отодвинуть свою смерть, если это позволяет снизить налог на наследство. Необходимо отметить, что Шнобелевская премия вручается Гарвардским университетом (Бостон) в качестве награды ученым, целесообразность научных работ которых вызывает серьезные сомнения. За годы существования этой премии, считающейся пародийной альтернативой, она, например, доставалась ученому, который пытался узнать, почему дятлы не страдают от головной боли; врачу, который лечил икоту с помощью массажа прямой кишки, и исследователям, изучившим скорость распространения ультразвука в сыре чеддер.
Задания на жёлтой дорожке.
1.21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. Что это за налог? Ответ ученика: Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. 2. Каков размер первой в мире налоговой ставки на доход? Ответ ученика: Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». 3.По поводу одного вида налога армянские газеты цитируют высказывание одного из персонажей сказки «Чипполино» Принца Лимона: «С тех пор как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать!» Что же это за налог?
Ответ ученика: Ко всем имеющимся налогам в Армении введен ещё один налог — на … пыль. Обсудив вопрос об удалении санитарно-очистительными организациями излишков пыли во дворах, министерство экономики постановило: население должно оплачивать расходы по удалению пыли из расчета 1.91 драма за 1 квадратный метр.
Задания на синей дорожке.
1. А теперь вновь вспомним историю. “1 июня 1648 года в Москве вспыхнул бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьи, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”. Как называется этот бунт? Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым? Ответ ученика: Этот бунт в истории нашей страны получил название Соляной. Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль. 2. В Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить специальный налог. Что это за налог и куда перечисляются собранные средства? Ответ ученика: В Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить специальный «гипсовый налог», средства которого передаются австрийским клиникам. В Австрийских Альпах ежегодно лыжники получают травмы, а на лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год. 3. Петр I, видя помеху в проводимых им реформах, развернул борьбу с русским бытовым укладом: прежде всего, с традицией носить длиннополую одежду (кафтаны) и длинные бороды. При Петре I был введен «Бородовой знак», выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 рублей, Первостатейные купцы — 100 рублей. Рядовые торговцы — 60 рублей. Горожане
— 30 рублей. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из города. Что было написано на « Бородовом знаке»? Ответ ученика: На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне — «Деньги взяты», на другой — «Борода — лишняя тягота». 4. В средние века в основном для духовенства и дворянства был создан институт налогового иммунитета, который сохранился и до наших дней. Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет и ряду других лиц. Какие лица имеют право на налоговый иммунитет? Ответ ученика: Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран. Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством: в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и иные организации.
4.Подведение итогов. Награждение победителей.
Выставление и аргументация оценок. Спасибо всем за активное участие, за показанные знания.
5.Домашнее задание.
Выполнить творческие задания по теме « Налоги. Налоговые системы». ( презентации, кроссворды, рисунки)
6.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте знак «+» или « − ». 1. На уроке я работал Активно Пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен Не доволен 3. Урок для меня показался Коротким Длинным 4. За урок я Устал Не устал 5. Моё настроение Хорошее Плохое
В раздел основное полное образование