Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ"

СТАТЬЯ

Автор: Добрякова Марина Валентиновна, учитель химии, МБОУСОШ №51, Тульская область г.Тула



В раздел основное полное образование



1
Применение игровых технологий на уроках химии
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова Человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет.
Ф.Шиллер
В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привело к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще и школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда.
2
Глава 1. Игровые методы обучения в современной школе
«Игра-это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»
Я.Корчак.
Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Профессор С.А.Шмаков в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» (1994год) ставит перед педагогами задачу: создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по химии в том числе. Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника их игры, то есть действительным носителем информации, педагог должен научиться играть [3].
3
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора [4]. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения,
4 развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую. * К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками. * Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью. * Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества. * Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель. * Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
1.2 Место игровой системы в курсе химии
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал
5 ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны
1.3 Психолого-педагогические задачи игросистемы
1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний. 2. Раскрытие творческих возможностей учащихся. 3. Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем. 4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями. 5. Воспитание чувства сопереживания друг другу. 6. Формирование практических навыков.
1.4 Виды игр в педагогической системе
По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний. По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные. По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования. В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 8 по 11 класс сложность игр нарастает. Критерии игр. 1.Игра должна быть рассчитана на один урок. 2.Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
6 3.Игра не должна морально устаревать. 4.Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников. 5.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка. 6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней. Требования к проведению дидактических игр 1.Соответствие темы игры теме и цели урока 2.Четкость и определенность цели и направленности игры. 3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры. 4.Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи. 5.Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. 6.Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета. 7.Стимулирующий характер игры. 8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений. 9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников. 10.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры. 11.Благоприятный психологический климат отношений 12.Простор для личной активности и творчества. 13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
1.5 Игровые технологии как метод обучения
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
7 педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, и тд.. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно- познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Учебные игровые методы способствуют развитию: положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого учащегося; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а так же формированию: умению применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки; критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям; учебной и трудовой дисциплины.
8
Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Методическая разработка

Урок-игра «Своя игра»
Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в конце учебного года. В ней участвуют по три человека из каждой команды. Правила те же, что и в телевизионной игре. Заранее нужно изготовить два стенда (красный - для красного раунда и синий - для синего раунда) с названиями секторов и числами баллов. Игроки получают таблички, которыми они оповещают о готовности к ответу. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком. Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения предмета; повысить интерес школьников к курсу химии.
Красный раунд
Углеводороды Спирты Альдегиды Карбоновые кислоты 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 Сектор «Углеводороды» 1. При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура (около 3000 °С), поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его получения являются карбид кальция и метан. (Ответ: ацетилен. 1 балл) 2. Этот углеводород входит в состав феромона тревоги у муравьев- древоточцев. При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен. (Ответ: декан. 2 балла) 3. Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола-2.
9 (Ответ: бутен-2. 3 балла) 4. Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля и др. (Ответ: этилен. 4 балла) Сектор «Спирты» 1. Этот спирт в промышленном масштабе получают гидратацией этилена в кислой среде при температуре 3000 °С и давлении 8 МПа. (Ответ: этиловый спирт. 1 балл) 2. Это вещество используют пчелы рода Trigona для разметки территории. При каталитическом дегидрировании этого вещества образуется гептанон-2. (Ответ: гептанол-2. 2 балла) 3. Его получают сухой перегонкой отходов древесины. Поэтому его иногда называют древесным спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает слепоту. (Ответ: метиловый спирт. 3 балла) 4. Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привлекающий других рабочих пчел. При бромировании этот спирт образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1. 4 балла) Сектор «Альдегиды и кетоны» 1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Ответ: уксусный альдегид. 1 балл) 2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2. (Ответ: гептанон-2. 2 балла)
10 3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3. (Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла) 4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-трибром-3,7- диметилдиметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла) Сектор «Карбоновые кислоты» 1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Ответ: муравьиная кислота. 1 балл) 2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла) 3. Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окисление альдегида кислородом воздуха. (Ответ: уксусная кислота. 3 балла) 4. Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)
11
Синий раунд
Фенолы Сложные эфиры Моносахариды Полисахариды 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 Сектор «Фенолы» 1. Карболовая кислота. (Ответ: фенол. 1 балл) 2. Какие вещества образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами (Ответ: феноляты. 2 балла) 3. Взрывчатое вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой. (Ответ: тринитрофенол. 3 балла). 4. Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии. (Ответ: лизол-смесь о-, м-, п-крезолов (метилфенолов). 4 балла) Сектор «Сложные эфиры» 1. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Ответ: жиры. 1 балл) 2. Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизированного жира. (Ответ: маргарин. 2 балла). 3. Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации этилового спирта с масляной кислотой. (Ответ: этиловый эфир масляной кислоты -- этилбутират. 3 балла) 4. Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изоамиловый спирт.
12 (Ответ: изоамилформиат. 4 балла) Сектор «Моносахариды» 1. Какой из сахаров самый сладкий? (Ответ: фруктоза. 1 балл). 2. Какой спирт образуется при спиртовом брожении глюкозы. (Ответ: этиловый. 2 балла) 3. Каким моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции серебряного зеркала? (Ответ: глюкозой, в молекуле которой имеется альдегидная группа. 3 балла) 4. Какой спирт образуется при восстановлении глюкозы? (Ответ: сорбит. 4 балла) Сектор «Полисахариды» 1. Этот полисахарид представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С иодом он дает характерное синее окрашивание. (Ответ: крахмал. 1 балл) 2. Этот углевод содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95--98 %, в льне и конопле -- до 85 %, в хвойных деревьях -- до 60 % по массе. (Ответ: целлюлоза. 2 балла) 3. Полисахарид представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха, растворяется в водно-аммиачном растворе гидроксида меди. (Ответ: целлюлоза. 3 балла) 4. Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для изготовления кинопленки и ацетатного шелка. (Ответ: целлюлоза. 4 балла) Подведение итогов. При разработке урока использовалась литература
13
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для исследования игровой деятельности в процессе обучения мы воспользовалась методами научно-педагогического исследования: беседа, анкетирование, интервьирование, контрольная работа. Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, на первом этапе было проведено анкетирование с учителями школы. Анализ анкетирования учителей- предметников показал, что только 3 из 10 постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе. От учителей-предметников, которые никогда не применяли дидактические игры, были получены следующие ответы: - одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры; - другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять; - третьи считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения. Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют дидактические игры, показал, что использовать игру предпочтительно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование игровых методов обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развитию психологических качеств, воспитанию у учащихся речи, умения правильно и логично излагать свои мысли, развитию умения находить оптимальные решения и т. д. Исходя из своего педагогического опыта, учителя считают, что дети любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу.
14 Анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний. Для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности, разработаны следующие рекомендации: 1.При выборе игровых форм обучения нельзя спешить и действовать в одиночку, 2.Никогда не надо принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки. 3.Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми. 4.Разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Избранный метод проведения занятий способствует повышению качества знаний, научного мировоззрения, а главное вызвал интерес учащихся к научно - познавательной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании органической химии в средней школе позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии нашла свое подтверждение в результате наших исследований.
15
ВЫВОДЫ
1. Проведен анализ литературных источников и определено рациональное место игровых методов обучения в учебном процессе при преподавании органической химии; 2. Выявлены дидактически значимые характеристики игр; 3. Разработан методический материал с акцентом на игровые формы организации занятий; 4. Экспериментально исследована эффективность применения игр в учебном процессе; 5. Разработаны рекомендации для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности.


В раздел основное полное образование