"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий"
Доклад.
Автор: Лашманова Людмила Ильинична, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Ясно - Полянская основная общеобразовательная школа", Республика Мордовия, Зубово Полянский район, п. Ясная Поляна.
В раздел основное полное образование
Представление собственного педагогического опыта
Доклад
Тема
:
«
«
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы
на
основе
информационных
технологий
»
Актуальность
и
перспективность
педагогического опыта обусловлена существенными изменениями , происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования , современными требованиями к школьному обучению , соответствует : социальному заказу государства , общества ; Закону об Образовании ; необходимости применения в образовательной практике информационных технологий , глобальная информатизация общества . Я заметила , что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету , к литературе , чтению классических произведений как постижение искусства , традиций народа и , как следствие , снижение грамотности , общей культуры , проявление косноязычия , неумения правильно , логично выразить свою мысль . Снижается уровень грамотности учащихся , на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями , умениями и навыками .
Поэтому
я
должна
сделать
всё
возможное
,
чтобы
добиться
эффективности
работы
всех
учащихся
на
уроке
,
сделать
процесс
обучения
доступным
и
интересным
для
каждого
ученика
,
дать
любому
ученику
(
и
сильному
,
и
слабому
)
почувствовать
себя
в
ситуации
успеха
,
чтобы
школьники
с
желанием
и
хорошим
настроением
шли
на
мои
уроки
.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы : Принцип развивающего обучения , доступности и посильности учебного материала , индивидуализации в условиях коллективной работы . Ученик является партнёром по образовательному процессу , обладающий собственными интересами , учебными возможностями . Педагог создаёт условия , в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию . Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся , повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий . На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы : изучение методической литературы , изучение
опыта
коллег , курсовая переподготовка : курсы
повышения
квалификации
; участие в работе методических объединений .
Ведущей
педагогической
идеей
ставлю для себя максимальное развитие ребенка , раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного , культурного , умственного и физического совершенствования . Проблема «
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы
на
основе
информационных
технологий
» в наше время звучит по - особому . Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным ( а иногда и единственным ) источником информации , а занять позицию человека , организующего
самостоятельную деятельность учащихся , и управляющего ею . Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения , организации условий , необходимых для успешного решения образовательных задач . Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах : Уважение мнения ребенка . Индивидуальный подход к каждому . Мотивированность обучения . Проблемность обучения . Сотрудничество и сотворчество . Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя , мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора и эрудиции» , - утверждал В . Сухомлинский . Эти слова не потеряли своей значимости . Чтобы ученикам было интересно учиться , а нам , учителям , интересно учить , необходимо повышать свою информационную культуру , идти в ногу со временем . Я убеждена , что учитель должен быть современным . Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения . Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения , и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета , но и повышает интерес ребёнка к нему . С какой целью я применяю компьютер на уроках ? • Во - первых , для того , чтобы решать практические задачи , записанные в программе по русскому языку и литературе : - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ; - обогащение словарного запаса ; - овладение нормами литературного языка ;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов ; • Во - вторых , при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса , по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера . Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее , чем при традиционном способе , выявить , знает или не знает предмет обучающийся . Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации . В - третьих , применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся . Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе . Их в настоящее время создано достаточно много . Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков : изучение новых знаний и формирование новых умений ; практического применения знаний , умений ; обобщения и систематизации изученного ; контроля и коррекции знаний , умений ; комбинированные ( смешанные ); • Используя компьютер , мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений , а именно : • - на зрительное восприятие ; • - вставку букв ; • - постановку знаков препинания ;
• - графическое обозначение единиц языка разных уровней ; • - редактирование текстов . При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции ( иллюстрации , фотографии , портреты , видеофрагменты , видео - экскурсии ), таблицы и схемы , проектируя их на большой экран . При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию , появляющуюся на экране , по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами . • Всякий урок должен иметь свой результат . Так для подведения итогов по изученному материалу я использую готовые электронные тесты , составляю сама или даю задание ученикам , которым очень нравится делать гиперактивные тесты ( с отметкой правильного и неправильного ответа ), использую различные обучающие программы - тренажеры : « Фраза » , « Русский язык» , « Энциклопедия русской литературы» , « Как правильно говорить по - русски ? » и другие .
На
уроках
русского
языка
рисунки , фотографии помогают организовать разные виды контроля , индивидуальную работу . Изобразительный ряд иллюстрирует различие в значении паронимов — однокоренных слов , употребление которых в речи вызывает определенные трудности ( адресант — адресат , одеть — надеть , дипломант — дипломат , зубатый — зубастый — зубчатый и т . п .). На уроках я рассказываю о происхождении и значении большого количества слов , содержащих иноязычные словообразовательные элементы . Лингвистическая информация на слайде подкреплена красочными иллюстрациями , которые наглядно показывают этимологическое родство слов .
К рисунку или фотографии можно сформулировать задание или систему заданий . Работа с подобным изобразительным материалом обеспечивает формирование грамматических умений на речевой основе . Прослушивание художественной
литературы
в
электронном
варианте
выручает тогда , когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать , чем читать . Мною оформлен так называемый стихофон , в котором собраны авторские и актерские чтения стихотворений русских классиков . Слушая голос Сергея Есенина , даже те , кто не заинтересован лирикой , прислушиваются , у них рождается неподдельный интерес . Некоторые из них задают вопрос : « А это сам Есенин читал ? » Значит , затронуло , оставило в памяти след . В этом и есть наша задача – заинтересовать ученика . • Каждый учитель знает , как оживляет урок
использование
видеоматериалов
, которые можно включить в презентацию . Так , работая над романом Ф . М . Достоевского « Белыы ночи» , я показала фрагмент экранизации этого произведения . На следующих уроках , анализируя повесть , ребята часто возвращались к просмотренному , приводя его в качестве доказательства . Значит , запомнили , поняли содержание . Ученики за урок могут познакомиться не только с портретами , фотографиями , иллюстрациями , но и посмотреть отрывки из фильмов , прослушать аудиозаписи , музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее . Подготовка к такому уроку становится творческим процессом . А зрелищность , яркость , новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приёмами делают урок необычным , увлекательным , запоминающимся . Компьютер , конечно , не может на уроке литературы заменить живое слово учителя , изучение художественного
произведения , творческого общения , но может стать хорошим помощником .
Использование
ИКТ
на
уроках
значительно
повышает
не
только
эффективность
обучения
,
но
и
помогает
создать
более
продуктивную
атмосферу
на
уроке
,
заинтересовать
учеников
в
изучаемом
материале
.
Кроме
этого
,
владение
и
использование
ИКТ
–
хороший
способ
не
отстать
от
времени
и
от
своих
учеников
.
В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается : раскрыть всесторонние способности обучающихся , повысить заинтересованность ребят предметом . В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается : раскрыть всесторонние способности обучающихся , повысить заинтересованность ребят предметом .
«
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы
на
основе
информационных
технологий
»
Актуальность
и
перспективность
педагогического опыта обусловлена существенными изменениями , происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования , современными требованиями к школьному обучению , соответствует : социальному заказу государства , общества ; Закону об Образовании ; необходимости применения в образовательной практике информационных технологий , глобальная информатизация общества . Я заметила , что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету , к литературе , чтению классических произведений как постижение искусства , традиций народа и , как следствие , снижение грамотности , общей культуры , проявление косноязычия , неумения правильно , логично выразить свою мысль . Снижается уровень грамотности учащихся , на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями , умениями и навыками .
Поэтому
я
должна
сделать
всё
возможное
,
чтобы
добиться
эффективности
работы
всех
учащихся
на
уроке
,
сделать
процесс
обучения
доступным
и
интересным
для
каждого
ученика
,
дать
любому
ученику
(
и
сильному
,
и
слабому
)
почувствовать
себя
в
ситуации
успеха
,
чтобы
школьники
с
желанием
и
хорошим
настроением
шли
на
мои
уроки
.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы : Принцип развивающего обучения , доступности и посильности учебного материала , индивидуализации в условиях коллективной работы . Ученик является партнёром по образовательному процессу , обладающий собственными интересами , учебными возможностями . Педагог создаёт условия , в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию . Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся , повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий . На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы : изучение методической литературы , изучение
опыта
коллег , курсовая переподготовка : курсы
повышения
квалификации
; участие в работе методических объединений .
Ведущей
педагогической
идеей
ставлю для себя максимальное развитие ребенка , раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного , культурного , умственного и физического совершенствования . Проблема «
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
русского
языка
и
литературы
на
основе
информационных
технологий
» в наше время звучит по - особому . Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным ( а иногда и единственным ) источником информации , а занять позицию человека , организующего
самостоятельную деятельность учащихся , и управляющего ею . Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения , организации условий , необходимых для успешного решения образовательных задач . Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах : Уважение мнения ребенка . Индивидуальный подход к каждому . Мотивированность обучения . Проблемность обучения . Сотрудничество и сотворчество . Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя , мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора и эрудиции» , - утверждал В . Сухомлинский . Эти слова не потеряли своей значимости . Чтобы ученикам было интересно учиться , а нам , учителям , интересно учить , необходимо повышать свою информационную культуру , идти в ногу со временем . Я убеждена , что учитель должен быть современным . Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения . Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения , и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета , но и повышает интерес ребёнка к нему . С какой целью я применяю компьютер на уроках ? • Во - первых , для того , чтобы решать практические задачи , записанные в программе по русскому языку и литературе : - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ; - обогащение словарного запаса ; - овладение нормами литературного языка ;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов ; • Во - вторых , при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса , по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера . Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее , чем при традиционном способе , выявить , знает или не знает предмет обучающийся . Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации . В - третьих , применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся . Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе . Их в настоящее время создано достаточно много . Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков : изучение новых знаний и формирование новых умений ; практического применения знаний , умений ; обобщения и систематизации изученного ; контроля и коррекции знаний , умений ; комбинированные ( смешанные ); • Используя компьютер , мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений , а именно : • - на зрительное восприятие ; • - вставку букв ; • - постановку знаков препинания ;
• - графическое обозначение единиц языка разных уровней ; • - редактирование текстов . При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции ( иллюстрации , фотографии , портреты , видеофрагменты , видео - экскурсии ), таблицы и схемы , проектируя их на большой экран . При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию , появляющуюся на экране , по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами . • Всякий урок должен иметь свой результат . Так для подведения итогов по изученному материалу я использую готовые электронные тесты , составляю сама или даю задание ученикам , которым очень нравится делать гиперактивные тесты ( с отметкой правильного и неправильного ответа ), использую различные обучающие программы - тренажеры : « Фраза » , « Русский язык» , « Энциклопедия русской литературы» , « Как правильно говорить по - русски ? » и другие .
На
уроках
русского
языка
рисунки , фотографии помогают организовать разные виды контроля , индивидуальную работу . Изобразительный ряд иллюстрирует различие в значении паронимов — однокоренных слов , употребление которых в речи вызывает определенные трудности ( адресант — адресат , одеть — надеть , дипломант — дипломат , зубатый — зубастый — зубчатый и т . п .). На уроках я рассказываю о происхождении и значении большого количества слов , содержащих иноязычные словообразовательные элементы . Лингвистическая информация на слайде подкреплена красочными иллюстрациями , которые наглядно показывают этимологическое родство слов .
К рисунку или фотографии можно сформулировать задание или систему заданий . Работа с подобным изобразительным материалом обеспечивает формирование грамматических умений на речевой основе . Прослушивание художественной
литературы
в
электронном
варианте
выручает тогда , когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать , чем читать . Мною оформлен так называемый стихофон , в котором собраны авторские и актерские чтения стихотворений русских классиков . Слушая голос Сергея Есенина , даже те , кто не заинтересован лирикой , прислушиваются , у них рождается неподдельный интерес . Некоторые из них задают вопрос : « А это сам Есенин читал ? » Значит , затронуло , оставило в памяти след . В этом и есть наша задача – заинтересовать ученика . • Каждый учитель знает , как оживляет урок
использование
видеоматериалов
, которые можно включить в презентацию . Так , работая над романом Ф . М . Достоевского « Белыы ночи» , я показала фрагмент экранизации этого произведения . На следующих уроках , анализируя повесть , ребята часто возвращались к просмотренному , приводя его в качестве доказательства . Значит , запомнили , поняли содержание . Ученики за урок могут познакомиться не только с портретами , фотографиями , иллюстрациями , но и посмотреть отрывки из фильмов , прослушать аудиозаписи , музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее . Подготовка к такому уроку становится творческим процессом . А зрелищность , яркость , новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приёмами делают урок необычным , увлекательным , запоминающимся . Компьютер , конечно , не может на уроке литературы заменить живое слово учителя , изучение художественного
произведения , творческого общения , но может стать хорошим помощником .
Использование
ИКТ
на
уроках
значительно
повышает
не
только
эффективность
обучения
,
но
и
помогает
создать
более
продуктивную
атмосферу
на
уроке
,
заинтересовать
учеников
в
изучаемом
материале
.
Кроме
этого
,
владение
и
использование
ИКТ
–
хороший
способ
не
отстать
от
времени
и
от
своих
учеников
.
В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается : раскрыть всесторонние способности обучающихся , повысить заинтересованность ребят предметом . В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается : раскрыть всесторонние способности обучающихся , повысить заинтересованность ребят предметом .
В раздел основное полное образование