Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Методическая разработка школьного урока по психологии “Любовь: какая она?”

методическая разработка

Автор: Алиева Эльнара Панаховна, педагог-психолог, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы", город Йошкар-Ола, РМЭ



В раздел основное полное образование




Методическая разработка школьного урока

по психологии

“Любовь: какая она?”

Обоснование выбора темы
: данный урок посвящен такому прекрасному чувству, как любовь. Любовь имеет величайшую ценность благодаря тому, что является одним из самых сильных источников положительных эмоций, наслаждения и радости. А значение положительных эмоций трудно переоценить. Они ободряют, мобилизуют и, с другой стороны, смягчают действие жизненных испытаний. Эта тема не может оставить равнодушным никого, она заинтересует учеников, так как они как раз пребывают в том возрасте, когда потребность любви наиболее свойственна человеку.
Аудитория
: учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ.
Цель урока
: Обобщить и расширить представление учащихся о понятиях «любовь», «чувства», «эмоции», «влюбленность», показать важность этих чувств в эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека; сделать учащихся более внимательными по отношению друг к другу, а также положительно повлиять на их взаимоотношения с другими людьми.
Организационная форма урока:
развернутая беседа на основе плана.
План урока:
1. Роль чувств в жизни человека 2. Понятие любви 3. Первая любовь 4. Любовь и влюбленность 5. Любовь и ее типы Заключение Практическая часть
План-конспект содержания урока

Ход работы:
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое чувства, а именно, что такое любовь и влюбленность, какие типы любви можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека. 1
Как вы думаете, что такое эмоции и чувства человека? Чем отличаются чувства от эмоции?
1.

Роль чувств в жизни человека


Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. В обычной речи часто слово «чувства» употребляют в смысле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее и плохое настроение, испуг, возмещение, гнев. Они выражают отношение человека действительности. Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызовет у человека. Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, от чего это произошло. Существует ведь даже такое выражение – беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя 2
человеку о том, что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести,- значит, какие-то поступки заслуживают обсуждения. И мучительное, непреходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное. Таким образом, чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
2. Понятие любви
А как вы думаете, что такое любовь? Чувство, эмоция или это нечто другое? 3
Не буду опровергать чьих-либо мнений о любви. Представление о любви, как и представление о реальности вообще, у конкретного человека, зависит от его особенностей и особенностей его опыта. Из этого вытекает правота всех таких представлений. И при этом любой опыт познания любви будет в какой-то степени ограниченным, что понимает и сам человек, если не боится
быть честным с самим собой.

Что такое любовь - вечный вопрос
... Человечество на протяжении всей своей истории пытается на него ответить. Поэты слагают поэмы, писатели пишут романы, сказочники сочиняют сказки, философы пишут трактаты - и чаще всего темой является -
любовь.

Любовь! А когда она началась?

Уверен: еще с Адама и Евы,

С тех, кто сердец великую власть

Вознес, никаких угроз не страшась,

Над всеми громами святого гнева.
Э.Асадов 1991г. Стоит задуматься, а существует ли вообще любовь? Как вы думаете (вопрос к классу)? 4
Действительно, существуют два мнения по поводу данного вопроса. Некоторые считают, что любовь есть, а некоторые считают, что любви и нет вовсе, что это какая-то человеческая выдумка. Но тогда спрашивается - а почему тогда вообще есть само это слово "
любовь
", да еще и в каждом языке
народов Земли
? Иначе говоря, если
любви
нет, и она просто придумана людьми, то почему ее так "придумал" каждый
народ Земли
независимо друг от друга? Следовательно, ответ может быть только такой: скорее всего, потому, что
любовь
на самом деле есть, она реальна, и поэтому-то в каждом народе есть слово для ее обозначения. Только вот э
волюционизм
не может объяснить возникновение и существование
любви
. Ведь для выживаемости самых "приспособленных" особей
любовь
отнюдь не нужна, даже, наоборот, скорее она мешает... Так что же тогда называется любовью? Любовь – это чувство. Чувство одного человека к другому человеку. А быть может любовь – искусство? Если так, она требует знаний и усилий. А если нет? Тогда быть может, любовь – это приятное ощущение, которое можно испытать, если повезет?
Любовь не минутный хмельной угар.

Эх, если бы вам да всерьез влюбиться!

Ведь это такой высочайший дар,

Такой красоты и огней пожар,

Какой пошляку и во сне не снится!
Э.Асадов 1978г. 5
Так что же такое любовь? Каждый, наверное, задавал себе этот вопрос не единожды, но отвечал ли когда-нибудь? На мой взгляд, точного определения такого понятия, как любовь просто не существует, его невозможно придумать. Существуют определения, которые очень точно подходят в определённый момент времени, но в другой ситуации будут казаться нелепыми и нереальными. У многих людей существует проблема: они хотят быть любимыми, а любить им совсем не обязательно. И для достижения этой цели используются, как правило, схожие средства. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности. Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают
два аспекта любви
— как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего 6
подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Древние греки выделяли различные виды любви:
филия эретике
(дружба между влюблёнными),
эунойа
(отдавание),
агапэ
(бескорыстное чувство),
потос
(любовное желание),
харис
(любовь, опирающаяся на благодарность и уважение),
мания
(необузданная страсть),
эрос
(желание). Любовь — это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания.
Таким образом, в любви целью является не получение эгоистического

удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые

радость и наслаждение любимого.

Формула любви проста
: если мне хорошо оттого, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова "эгоистическая любовь" становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений. Любовь это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не 7
любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. И, тем не менее, многие считают, что любовь состоит именно в наличии объекта, а не в способности любить. Более того, некоторые полагают даже, что, если человек любит лишь свою «возлюбленную» («возлюбленного), это доказывает силу его (ее) любви. Не понимая, что любовь – это активность, энергия души, многие полагают, что необходимо лишь найти правильный объект любви, а дальше все пойдет само собой. Как вы считаете когда, в каком возрасте чаще всего случается первая любовь? Как вы считаете, какое влияние оказывает первая любовь на человека? 8

3. Первая любовь
Принято думать, что первая любовь — это как корь или ветрянка: надо переболеть и жить потом без последствий и осложнений.— Это действительно последняя и самая тяжелая детская болезнь. Первая любовь остается на всю жизнь, и воспоминания о ней возвращаются на протяжении всей жизни человека. И для этого случая подходит концепция формирования мотивов, описанная Алексеем Леонтьевым, одним из корифеев нашей науки, согласно которой первый предмет, который впервые и снимает возникшую потребность, в данном случае в эмоциональной привязанности, в близких отношениях к другому человеку, он, как правило, становится, есть такой термин, предметом потребности, или мотивом, своего рода эталоном при возникновении аналогичных отношений. И все последующие выборы, так или иначе, определяются первым — возникает такой феномен, как фиксированная установка. Есть такое интересное высказывание: "Кто не забудет своей первой любви — не узнает последней". Потому что человек — существо инерционное и находится под впечатлением, иногда всю жизнь, своего первого чувства. Человек может создавать свои химеры и фантомы, подменяя ими реально существующий мир и отношения, которые в этом мире складываются. А поскольку, видите, получается, что любовь — продукт воображения и интуиции, то здесь открывается широкое поле для фантазирования и приукрашивания своих ранних, детских, подростковых, юношеских, эмоциональных контактов. Потому что, смотрите, легче любить свои воспоминания, чем живого человека. Это аксиома. Поэтому так притягательна и желанна ностальгия. Как вы считаете, чем отличается любовь и влюбленность? Как вы разграничиваете для себя эти понятия? 9

Влюбленность – так называется

древняя болезнь, когда человечья

половая энергия, разумно

распределяемая на всю жизнь,

вдруг скоротечно конденсируется

в неделю в одном воспалительном

процессе, ведя к безрассудным и

невероятным поступкам.

Маяковский. «Клоп» 1982-1929

4. Любовь и влюбленность
"Прежде всего, ее (любовь) часто путают с бурным переживанием "влюбленности", внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми". (Эрих Фромм) Все начинается с влечения, страсти. И только постепенно, проходя через сознание, влюбленность превращается в любовь. Хотя надо честно отметить, что некоторые люди так до нее и не дорастают. Страсть, влечение, этакий физиологический магнетизм - все это я дерзаю назвать влюбленностью. Влюбленность чаще всего - чувство "я-центрическое", чувство для себя и если оно взаимное, то медленно перерастает в любовь, и две личности объединяются в пару. Влюбленность может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет. Влюблённость - это вспышка инстинктивного (физиологического и психического) притяжения к другой 10
личности противоположного пола (гомосексуальные отношения я не буду рассматривать). Итак, основной "движущей силой" влюблённости является инстинктивное притяжение к противоположному полу - "Пора пришла - она влюбилась...", но выбор чаще всего зависит от имеющегося образа идеального человека, который формируется под влиянием идеалов среды и личных впечатлений. В ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь все- таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа. Когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие - фатализм любовная великая загадка стала раскрываться. Главным оказалось то, что 6 типов любви, предложенные Д.А.Ли - это достаточно разные чувства, похожие лишь внешне, по развитию сюжета и персонам. Если агапэ, сторгэ и прагма - это любовь по всем признакам, то остальные типы мания, людус и эрос - это любви подобные чувства; недоброкачественные влюбленности, в наиболее обостренных формах - психические болезни, от которых можно избавиться только с помощью специалистов. Влюбленные по типу мания, людус и эрос чаще других болели, их жизнь нередко заканчивалась преждевременно, даже насильственно. У таких людей сниженная, в чем-то болезненная самооценка, ими часто правит ощущение неполноценности, скрытое или осознанное. Они повышенно тревожны, ранимы, и от этого у них бывают психологические срывы и сексуальные трудности. Их неуверенность в себе может быть воинственной, ими может 11
править болезненный “я-центризм”. Неврастеничность рождает в них изломанную влюбленность - ненависть, болезненное тяготение - отталкивание - лихорадку несовместимых чувств. А вот любящие по типу агапэ, сторгэ и прагма наоборот болели реже обычного, жизнь их была дольше, счастливее, гармоничнее, было здоровое потомство. Переживающие любовь агапэ, сторгэ и прагму с самого рождения воспитывались в благоприятных условиях, чаще всего, когда были любящие отец и мать. А вот испытывающие чувство мания, людус, эрос при воспитании, недополучили душевного внимания, тепла, заботы, пережили излишне строгое или наоборот безразличное, другие виды осложненного, отклоняющегося воспитания. Из этого был сделан вывод - первая группа чувств является видовой, врожденной, вторая - следствие нерадивого, осложненного воспитания. Позже были разработаны методики, позволяющие избавляться от недоброкачественных, болезненных влюбленностей. Влюбленность - это не первый этап любви, а самостоятельное чувство. Т.к. влюбленностей не переходящих в любовь во много раз больше, чем переходящих, к тому же любовь может возникать и без влюбленности. Влюбленности бывают: естественными и недоброкачественными, которые в наиболее тяжелых, запущенных случаях переходят в психическое заболевание.
Естественные влюбленности
: 
Подростковая -
это один из этапов взросления; она может развиваться как к сверстникам, так и к людям более старшим: учитель, актер, 12
спортсмен и т.п. 
взрослая
- это чувство, питаемое гормонами, инициированное ситуационными признаками: мечтами, фантазиями, предположениями, заряженностью на эмоциональные переживания, весной, отпуском, пляжем, короткими встречами и т.д.
Недоброкачественные влюбленности
(в последующих статьях эти чувства будут подробно описаны): мания, людус и эрос. Они могут развиться и к людям гораздо старшим, гораздо младшим, недосягаемым и многое др. Было выяснено самое главное, что причины их развития, это психотравмирующее воспитание, особенно в раннем детстве. В чем именно глубинная разница любви и влюбленности? В мировой культуре и в обиходе чаще всего встречаются два одинаковых внешне взгляда: сторонники одного думают, что любовь сильнее, а влюбленность слабее; сторонники другого не отличают любовь от влюбленности, называют именем любовь почти всякое влечение. Если естественная влюбленность - это всего лишь гормоны плюс ситуация, то недоброкачественная влюбленность - это чувство всегда более интенсивное и глубоко захватывающее личность, в наиболее болезненных случаях подавляющее разум и волю. Именно этот количественный показатель чувства в течение нескольких тысячелетий вводил в заблуждение человечество и по недоразумению именовался "настоящей любовью". Такое смешивание с материком любви соседних архипелагов - влюбленностей, пожалуй, не просто рождает путаницу понятий, оно возвело в ранг любви то, что стоит "ниже" любви и даже в стороне от нее, а саму любовь низводит с ее вершин к ее склонам или подножию. Влюбленность отличается от любви так же, как суеверия отличаются от веры, как 13
отличается абитуриент ВУЗа от сформированного специалиста, как лотерейный билет отличается от разыгрывающегося автомобиля, как дождь отличается от реки, как графит отличается от алмаза, как огонь фейерверка от огня доменной печи. Выдающиеся писатели и ученые о любви писали и с восторгом, как о наивысшем удовольствии, благе, так и с противоположными оценками. В XIII веке Ричард де Фурникаль писал: "Любовь - это безумство, неиссякаемый огонь, неутолимый голод, сладость восторга, приятное безрассудство, неустанный труд и отдохновение от труда".
В.Шекспир: "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары ее,

ни счастья - выше наслаждения служить ей".
"От любви бывает мор, мрак, морока и позор", - приводит Стендаль в своем романе "Красное и черное" слова из Гербовника любви. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор как свет стоит? Любовь рассматривается как "демоническое начало", как темная, зловещая, "адская" сила, выходящая из-под контроля человека, его сознания, разума, нравственных чувств. В "Каноне врачебной науки" 1020 г. Авиценна - Абу Али Ибн Сина писал: "Любовь - заболевание, вроде наваждения, похожа на меланхолию. Определение предмета любви есть одно из средств лечения". Эта путаница возникла из-за того, что в одну кампанию объединили чувства с противоположными качествами. Эту ошибку можно прокомментировать пословицей "Паршивая овца все стадо портит". И этой паршивой овцой является - мания (реже людус и эрос), это недоброкачественное, болезненное чувство близко нельзя подпускать к абсолютно положительному чувству, именуемому - "любовь". 14
Когда молодожены при опросах говорят, что женились по любви, это не точно, т.к. они женились по влюбленности, к некоторым счастливчикам любовь придет, а к большинству - нет. Это происходит из-за того, что их никто не научил переживания влюбленности отличать от любви. Влюбленности могут длиться несколько минут, а могут и несколько десятилетий, до конца жизни, особенно это относится к недоброкачественным влюбленностям. Нужны ли вообще эти однозначные определения той же влюбленности и любви? Может быть, чем многограннее воспринимаются эти понятия, тем больше удовольствия они могут доставить?.. Знаете ли вы, какие типы любви существуют? Приведите примеры.
5. Любовь и ее типы
15
Утверждая, что любовь – это ориентация, распространяющаяся на всех, а не на одного, нельзя сказать, что между разными типами любви нет различий, которые определяются объектом любви. В психологической литературе описывается достаточно типологий отношений в любви. Существует
«Романтическая любовь»
[Eros] - это наиболее интенсивное по эмоциональному накалу переживание, которое развивается стремительно и в 90% случаев завершается разрывом.
Романтическая любовь
– малоосознаваемое отношение, определяемое преимущественно биологическими потребностями человека. Динамика отношений в романтической любви складывается из 7 последовательных этапов, причем эмоциональные переживания партнеров на каждом этапе соответствует определенной точке в поле положительных или отрицательных значений (рис.1) 16
рис. 1 1)
Привлечение
– этап формирования и обмена невербальными знаками взаимного интереса. На этом этапе каждый из партеров проверяет степень соответствия поведения другого своим критериям привлекательности. Если демонстрируемое поведение удовлетворяет этим критериям (интеллектуальность, благородство, щедрость, чувство юмора, надежность и др.), то принимается решение: данный человек является привлекательным. Поскольку часто партнеры демонстрируют 17
«фасадное» (или желаемое) поведение, то соответствие достигается достаточно легко. Эмоциональное переживание партнеров находятся в зоне ярко выраженных положительных эмоций. 2)
Увлеченность
– этап, который наступает в том случае, если поведение партнера отвечает критериям привлекательности в течение некоторого времени. Партнеры продолжают часто встречаться, возможно, вместе живут, а может уже поженились. Переживания партнеров также соответствует зоне положительных эмоций. Этот этап основан на иллюзиях относительно свойств партнера, его потребностей и возможностей. Некоторые отношения, сложившиеся на иллюзиях, могут продолжаться достаточно долго, но обычно заканчиваются неудовлетворенностью. 3)
Привыкание
– переживание привычности, снижение ощущения новизны отношений. Те качества, особенно черты внешности, которые были источником восхищения, воспринимаются как должное. Эмоции соответствуют нейтральной зоне. 4)
Ожидание
– этап отношений, на котором партнеры начинают обнаруживать, что существует различие между идеальным образом, созданным фантазиями увлеченного человека, и реальным образом, обнаруженным в результате наблюдений за поведением партнера. Партнеры пристрастно отмечают друг в друге моменты отсутствия желаемого поведения и фиксируются на негативных ожиданиях. Особенно жесткими такие ожидания становятся в области сексуальных отношений. На смену проекциям приходит ясное видение реальности, и если рассогласование значительное, то наступает разочарование. 5)
Разочарование
– этап, в течение которого партнеры переживают массу негативных эмоций – обиду, гнев, ощущение обмана. Психологическим содержанием этого этапа является окончательная трансформация позитивного образа партнера в негативный. Здесь надо отметить, что если партнеры, находящиеся на данном этапе развития отношений, 18
вспоминая начало своего романа, способны переживать положительные эмоции и желать, чтобы «все было, как раньше», то возможна терапия отношений; если нет, то терапия бессмысленна. Таков эмпирический критерий Л. Камерон-Бендлер (1993) целесообразности психотерапии партнерских отношений. 6)
Достижение порога


– период, когда у одного или обоих партнеров возникает уверенность в том, что отношения окончены и нет смысла сохранять их далее. После принятия такого решения происходит проверка его правильности и принятие окончательного решения. 7)
Разрыв отношений
– действия, направленные на то, чтобы больше никогда не видеть партнера. Наиболее часто при обдумывании отношений один партер уверен в полной виновности другого. Такие партнеры с наибольшей вероятностью будут повторять подобные опыты, не меняясь психологически. Некоторые партнеры, несмотря на убежденность в том, что отношения разрушены, продолжают оставаться вместе. Их совместная жизнь обычно строится на основании соглашения об ограничении общения перечнем поверхностных, бытовых тем. Подавленные эмоции этих партнеров будут приводить к депрессивным состояниям, а также к психосоматическим заболеваниям. Причинами, которые вынуждают партнеров принимать такие решения, могут служить отсутствие альтернативы, боязнь провала новых отношений, ответственность за детей и обязательства перед ними. Так же существует
навязчивая, всепоглощающая
и
требовательная любовь
, сопровождающаяся болью и мучительной тревогой, возникающая в результате неутоленной потребности во внимании со стороны другого [mania]. Сосредоточенная на себе,
игривая

любовь
, воспринимаемая как соревнование, в котором следует одержать победу [ludis].
Дружеская

прочная

и

безмятежная

любовь
, 19
возникающая между двумя близкими людьми [stroge].
Священная,

благоговейная, терпеливая, кроткая и всепоглощающая любовь
, сосредоточенная на объекте [agape].
Практичная, рассудочная любовь,
основанная на решении, что жизненные цели (инструментальные) будут достигнуты скорее с этим партнером, чем с другим. Такой подход базируется на попытке выделить качественную специфику переживаний субъекта и локализовать его цели в любовных отношениях, при этом партнер выступает как средство, но не как самостоятельная ценность [pragma]. Типология любви Эриха Фромма: а)
Братская любовь
Наиболее основополагающий вид любви, лежащий в основе других – братская любовь. Это чувство ответственности, забота, уважение, понимание любого другого человека, стремление помогать ему в его жизни. Братская любовь – это любовь ко всем людям; для неё типично именно отсутствие исключительности. Братская любовь – это любовь равных; но ведь в жизни, даже имея равные права, мы не всегда «равны». б)
Материнская любовь
. Это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Поддержание жизни имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для обеспечения жизни и развития ребенка. Но другой аспект касается более важных проблем, чем просто сохранение жизни. Мать должна внушить ребенку любовь к жизни, ощущение, что жить – это прекрасно, прекрасно быть мальчиком или девочкой, прекрасно жить на этой земле! Материнская любовь к жизни столь же заразительна, как и ее тревога. И то, и другое сильнейшим образом влияет на всю личность ребенка. 20
в)
Эротическая любовь
. Это стремление к полному слиянию, единению с единственным другим человеком. По своей природе она исключительна, не всеобща; кроме того, это, судя по всему, наиболее обманчивый тип любви. Для эротической любви характерна исключительность объекта, отсутствующая в братской и материнской любви. Эротическая любовь имеет свойство исключительности, но она любит в другом человеке все человечество, все живое. Ее исключительность означает только, что я могу полностью и страстно слиться с одним человеком. Эротическая любовь к другим только в смысле эротического слияния, полной отдачи во всех жизненных проявлениях, но отнюдь не в смысле глубокой братской любви.


Заключение
Какое бы чувство нами ни владело, когда мы находимся в его власти, мы можем совершить много необдуманных поступков. Будем ли мы жалеть о том, что сделали? Иногда да, иногда нет. Здесь все зависит от того, какие воспоминания остались у нас от человека, которого как мы думали, мы любили. Не нужно сожалеть о том, что прошло, это все равно были какие-то чувства, которые нас многому научили и продвинули к встрече с настоящей любовью. Мнений по поводу того, что такое любовь, очень много, наверное, каждый человек смог бы сказать что-то особенное. Настолько мы все разные, настолько велика и многообразна палитра наших чувств, что одну – единственную картину под названием “Любовь” нарисовать просто невозможно… да и не нужно. 21
Любовь возникает между людьми, а не между ангелами, и поэтому всевозможные недостатки, ошибки, конфликты, трудности во взаимоотношении – обычное дело, даже если людей связывает глубочайшая любовь. Все препятствия в любви создаются самой природой человека, личностью со всеми ее положительными и отрицательными качествами. Безусловно, существует искусство любить, однако верно и то, что невозможно предугадать, как любовь будет развиваться. Действительность намного разнообразнее и непредсказуемее представлений о том, как сделать любовь богаче и счастливее, и любовь в ней чаще проявляется как потрясение. Любовь многолика и многообразна, и она наделяет нас некоторыми важными качествами. Она сделает нас добрее и счастливее, и она никогда не заканчивается, а что может быть лучше чувства, которое помогает нам стать лучше и поделиться своим счастьем с другими? Пусть не прямыми действиями, но своей энергетикой, взглядом и улыбкой мы делаем окружающих тоже немного счастливее. Поэтому просто:
“ ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЮБОВЬ!!!”

Практическая работа


Какие бывают виды и формы эмоций?
А) Упражнения « Изобрази эмоцию».
Учащимся раздаются карточки с названием одной из эмоций так, чтобы другие не видели, что там написано. Их задача изобразить данную эмоцию с помощью невербальных средств общения (мимикой, жестами, позой), а остальным – угадать, что это за эмоция. (Перечень эмоций: гнев, радость, печаль, грусть, восторг, удивление, отвращение, интерес, презрение, безразличие, обида).
Б) Упражнение « Передай эмоцию».
10-15 «добровольцев» выходят к доске и становятся в затылок друг другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и 22
передать ее стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил « эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего человека. При обсуждении результатов внимание учащихся обращается на то, что каждый из нас обладает своим регистром эмоциональности и понять переживания другого человека не всегда легко.
Список литературы
1. Генералова В. Эта странная любовь…- СПб.: ИК “Невский проспект”, 2004 г. 2. Кон И.С. Дружба (психологические очерки). 3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. 4. Майерс. Социальная психология (6-е международное издание). 5. Норвуд Робин. Как преодолеть любовную зависимость. 6. Психология семейных отношений / конспект лекций / сост. Векилова С.А. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005 г. 7. Соловей Игорь. Как преодолеть зависимость. 23
8. Фромм Эрих. Искусство любить / пер. с англ.; под ред. Леонтьева Д.А. – СПб.: Азбука – классика, 2005 г. 24


В раздел основное полное образование