"Программа по технологии для 8 класса. Мальчики"
Программа ФГОС
Автор: Боков Николай Викторович, учитель технологии, МБОУ СОШ №8, г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО
В раздел основное полное образование
Департамент образования города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 8)
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей ДО, художественно- эстетического цикла и технологии Протокол № 1 от «30» августа 2014 года Руководитель методического объединения: ___________Нестеркина Д.С.
«Согласовано»
: Заместитель директора поУВР ______ Лихошерст А.Ю. от «30» августа 2014года
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №8 __________ Гончарова Е.К. от «01» сентября 2014года Приказ от 01.09.2014г. №383-од
Рабочая программа
по технологии для 8а, 8б, 8в классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор-составитель: учитель технологии МБОУ СОШ № 8 Боков Николай Викторович 2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Приказ МОиН Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", письмо Минобрнауки России от 24.04.2014г. № 08-548 "О федеральном перечне учебников", решение методического совета МБОУ СОШ №8 (протокол от 30.04.2014г. №4), приказ "Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №8, на 2014 - 2015 учебный год" от 01.09.2014г. №380-од; Приказ Минобрнауки Росси от 5 сентября 2013г. № 1047 "О порядке формирования федерального перечня учебников"; письма Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы "Российский учебник" № 03/04 - 2014 от 14 апреля 2014г. "Об использовании в образовательном процессе учебников издательств "Баласс", "ИД "Федоров", "Мнемозина", "Титул"; Образовательная программа принята на заседании Управляющего совета (протокол №2 от 30.05.2012г., протокол №11 от 01.03.2014г.), на заседании педагогического совета (протокол №9 от 24.05.2012г., протокол №3 от 21.02.2014г.), утверждена приказами МБОУ СОШ №8 (от 15.06.2012г. №373, от 10.03.2014г. №156-од); "Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ №8" (приказ от 01.09.2014г. №376-од). В образовательном учреждении учебный предмет «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из области математики, физики, химии и биологии и показывающая их применение в промышленности, энергетики, связи, сельском хозяйстве, транспорте. Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа для 8 классов рассчитана на 35 часов, из расчета 1 часа в неделю. Цели учебного предмета: формирование представлений о составляющих техно-сферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях; приобретение практического опыта самообразования, основанного на знаниях, умениях и навыках практико-ориентированной и исследовательской деятельности; подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. Задачи учебного предмета: формирование политехнических знаний и технологической культуры учащихся; усвоение элементарных знаний по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи; ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; развитие самостоятельности и способности решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи; обеспечение изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; способствовать умению ориентироваться в назначении, применении ручных и электроинструментов и приспособлений.
Изучение любого раздела программы учебного предмета «Технология. Индустриальные технологии» включает: культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы; компьютерную поддержку каждого раздела; графику и черчение; ручную и механическую обработку конструкционных материалов; основы материаловедения и машиноведения; прикладную экономику и предпринимательство; нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения; эстетическое, дизайнерское воспитание; творческое развитие, в процессе выполнения проектов.
Общая характеристика
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, получен- ного учащимися при обучении в начальной школе. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. «Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: • культура и эстетика труда; • получение, обработка, хранение и использование информации; • основы черчения, графики, дизайна; • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; • творческая, проектная деятельность; • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал включаетследующие положения: • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность; • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов; • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом
предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно- практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно- отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы». Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения, следует организовывать технологическую практику школьников. Тематически связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др. Содержание обучения черчению и графике, которое задано обязательным минимумом, в программе представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы Занятия по направлению «Технология». Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они рекомендованы Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования. Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание обращается на соблюдение правил. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов
Место предмета
Рабочая программа разработана для обучения школьников VIII класса 35 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», из расчета 1 - учебный час в неделю. Вследствие распределения резервного времени примерной программы - внесены следующие изменения в распределение учебных часов рабочей программы: • Контроль знаний учащихся за 1 полугодие - 1час. • Повторение пройденного материала за учебный год - 1 час • Итоговый контроль знаний учащихся за учебный год - 1 час • Раздел «Электротехнические работы» 2 часа вместо 3 часов по примерной программе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (14 час) Вводное занятие. Сложные механизмы Основные теоретические сведения Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конст- рукция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Практические работы Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов. Варианты объектов труда Модели механизмов из деталей конструктора. Декоративно-прикладное творчество Основные теоретические сведения Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно- прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов. Практические работы Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно- прикладного творчества народов России. Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных
качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Варианты объектов труда Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения. Раздел 2: Электротехнические работы (3 часа) Электропривод Основные теоретические сведения Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Практические работы Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. Варианты объектов труда Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. Контроль качества знаний за первое полугодие Метод: Тестирование. Раздел 3: Технологии ведения дома (12часов) Основные теоретические сведения Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой. Практические работы Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование Варианты объектов труда. Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли. Ремонтно-отделочные работы в доме Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-- отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест. Способы размещения декоративных растений. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ. Практические работы Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений. Варианты объектов труда Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы. Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации Основные теоретические сведения Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Причины протекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ре- монта. Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Практические работы Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сан- техническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах. Варианты объектов труда Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-- технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения. Раздел 4: Современное производство и профессиональное образование (6 час) Основные теоретические сведения Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Практические работы Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Варианты объектов труда Технологическое оборудование. Профессиональное образование и профессиональная карьера Основные теоретические сведения Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. Практические работы
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении. Варианты объектов труда Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений. Повторение пройденного материала. Итоговый контроль. Основные теоретические сведения Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Методы сравнения вариантов решений. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Содержание проектной документации. Формы проведения презентации проекта. Практические работы Выбор вида изделия на основе анализа потребностей. Дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с использованием информационных технологий). Защита проекта будущего изделия. Составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления. Изготовление деталей. Сборка изделия. Отделка изделия (по выбору). Контроль качества работы. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Подготовка пояснительной записки. Презентация проекта.
Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п Разделы Характеристика деятельности 1 Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов Определить требования к создаваемому изделию. Разработать эскизы изделия и его декоративное оформление. Выбрать материалы с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определить последовательность изготовления деталей и сборки изделия. 2 Электротехнические работы Собрать модель электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Собрать цепь электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. 3 Технологии ведения дома Оценить имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Спланировать недельный, месячный и годовой расход семьи с учетом ее состава. Изучить цены на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Проанализировать качество и потребительские свойства товаров. Выбрать способ совершения покупки. Спланировать возможную предпринимательскую деятельность. Обосновать. 4 Современное производство и профессиональное образование Ознакомиться с Едином тарифно- квалификационным справочником массовых
профессий. Выбрать и охарактеризовать по справочнику условия поступления и обучения в профессиональное учебное заведение.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Глозман Е. С. Технология. Технический труд. 5 класс: учеб.для городских общеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, О. Б. Ставрова, Ю. JI. Хотунцев; под ред. Ю. JI. Хотунцева, Е. С. Глозмана. — 5-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2012. 2. Глозман Е. С. Технология. Технический труд. 5 класс. Рабочая тетрадь: учеб.пособие для учащихся городских общеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, О. Б. Ставрова, Ю. JI. Хотунцев; под ред. Ю. JI. Хотунцева, Е. С. Глозмана. — М.: Мнемозина, 2010. 3. Глозман Е. С. Технология. Технический труд. 6 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, О. Б. Ставрова, Ю. JI. Хотунцев; под ред. Ю. JI. Хотунцева, Е. С. Глозмана. — 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2011. 4. Глозман Е. С. Технология. Технический труд. 6 класс. Рабочая тетрадь: учеб.пособие для учащихся городских общеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, О. Б. Ставрова, Ю. JI. Хотунцев; под ред. Ю. JI. Хотунцева, Е. С. Глозмана. — М.: Мнемозина, 2010. 5. Глозман Е. С. Технология. Технический труд. 7 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман и др.; под ред. Ю. JI. Хотунцева, Е. С. Глозмана. — 3-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2011. 6. Глозман Е. С. Технология. Технический труд. 7 класс. Рабочая тетрадь: учеб.пособие для учащихся городских общеобразоват. учреждений / Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, О. Б. Ставрова, Ю. JI. Хотунцев, А. А. Электов; под ред. Ю. JI. Хотунцева, Е. С. Глозмана. — М.: Мнемозина, 2010. 7. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Безопасные приёмы работы: учебнонаглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2007. 8. Глозман Е. С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Безопасные приёмы работы: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2007. 9. ГлозманА. Е„ Глозман Е. С. Школа резьбы по дереву и токарное творчество: учеб.пособие. — М.: Эксмо, 2007. 10. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2007. 11. Глозман Е. С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2007. 12. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Объекты труда, учебные и творческие проекты из древесины: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2009. 13. Глозман Е. С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Объекты труда, учебные и творческие проекты из древесины: учебнонаглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2009. 14. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Объекты труда, учебные и творческие проекты из металла: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2009. 15. Глозман Е. С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Объекты труда, учебные и творческие проекты из металла: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2009. 16. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Ручная и механическая обработка древесины: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц — 20 шт. А1. —
М.: Глаголица, 2008. 17. Глозман Е. С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Ручная и механическая обработка древесины: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2008. 18. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Ручная обработка металла: учебнонаглядные пособия. Комплект таблиц — 20 шт. А1. — М.: Глаголица, 2008. 19. Глозман Е. С. Методическое пособие. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Ручная обработка металла: учебно-наглядные пособия. Комплект таблиц. — М.: Глаголица, 2008. 20. Глозман Е. С. Технология. Технический труд и дополнительное образование. Механическая обработка металла. Рекомендуемая литература: 1. Афанасьева Т. П. Основы предпринимательской деятельности: учеб.пособие для учащихся школ, лицеев, гимназий и других учреждений общего среднего и начального профессионального образования / Т. П. Афанасьева, В. И.Ерошин, Т. И. Пуденко. – М.: КОНСЭКО, 1998. 2. ПавловаА. А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. - 2-еизд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. 3. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго покаления.) 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. -4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.) 5. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е.Ананьевой. – М.:Авнта+, 2004. Электронные ресурсы: 1. Федеральный портал «Российское образование»: www/edu 2. Российский общеобразовательный портал: www/school.edu 3. Министерство образования и науки РФ: www/mon.qov 4. Электронный ресурс по трудовому обучению: www/lobzik.pri.ee/modules/news/ CD и учебные видеофильмы 1. Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры / Г. Вейс. – М.: Директ-Медиа, 2004. 2. Леонардо да Винчи. Я хочу сделать чудо. – М.:СОЮЗ-ВИДЕО, 2004. – (ВВС «Великие мастера»). Народное искусство. – СПб.: Государственный Русский музей. 2002.
Планируемые результаты
Результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Календарно тематический план
2014 – 2015 учебный год
№
п/
п
Дата
проведени
я
Тема урока,
форма
проведения
урока
Элемент
содержания
урока
Умения и виды деятельности
Контрольно-оценочная
деятельность
Общеучебные
Специальные
Вид
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
(14 часов)
1 8б 01.09.201 4 8в 02.09.201 4 8а 06.09.201 4 Вводное занятие. Сложные механизмы. (1 час). Инструкция ОТ №2-М. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. ПР №1. Графические работы. Применение кулачковых, кривошипно- шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных ме- ханизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Знать: роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших ко- ренные изменения в основы технологии производства Уметь: выявлять требования к основным параметрам ка- чества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля. Использовать приобретенные знания и уме- ния для: - безопасной эксплуатации технических и электробыто- вых приборов, получения технико- технологическ их сведений из разнообразных источников информации Входной. Текущий. Устный опрос. Практи- ческая работа УО, ПР. 2 8б 08.09.201 4 Чеканка на резиновой подкладке. Традиционные виды декоративно- Знать: основные технологически Использовать приобретенные знания и Входной. Текущий. Устный опрос. Практическ
15.09.201 4 8в 09.09.201 4 16.09.201 4 8а 13.09.201 4 20.09.201 4 Материалы, инструменты. Разработка подготовительного рисунка. (2 часа). Инструкция ОТ №24-М. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум. прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно- прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно- прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно- прикладного конструировани я: единство функциональног о назначения и формы изделия. е, понятия; назначение и технологически е свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, виды декоративно- прикладного творчества и народных промыслов России. Уметь: составлять простые орнаментальны е композиции. умения для создания изделий или получения продукта с использование м ручных инструментов, оборудования; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных , разметочных инструментов. ая работа 3 8б 22.09.201 4 29.09.201 4 8в 23.09.201 4 30.09.201 4 Проектирование технологического процесса. Технологическая карта. Разводка контура рисунка (2 часа). Урок, формирования умений и навыков. Эстетические, технологические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Знать: технологию художественно й обработки металлов. (Чеканка на резиновой подкладке). Правила безопасной Использовать приобретенные знания и умения для обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или Текущий. Устный опрос. Практическ ая работа.
8а 27.09.201 4 04.10.201 4 Демонстрация, Выполнение графических и проектировочных работ. Основные средства художественной выразительности . Технология расходки контура рисунка. Правила безопасной работы. работы. Уметь: выявлять требования к основным параметрам качества изделия; иметь представление о методах и способах. услуги. 4 8б 06.10.201 4 13.10.201 4 8в 07.10.201 4 14.10.201 4 8а 11.10.201 4 18.10.201 4 Опускание фона вокруг рисунка. (2 часа) Урок, формирования умений и навыков. Демонстрация, выполнение технологической задачи. Технологически е особенности выполнения данной рабочей операции в зависимости от используемого материала. Инструменты. Основные требования к инструментам. Правила безопасной работы. Знать: технологию художественно й обработки металлов. (Чеканка на резиновой подкладке). Правила безопасной работы. Уметь: выявлять требования к основным параметрам качества изделия; иметь представление о методах и способах их получения и контроля. Использовать приобретенные знания и умения для обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги. Текущий. Устный опрос. Практическ ая работа. 5 8б 20.10.201 4 Моделирование объёма по планам плоскорельефной Технологически е особенности выполнения Знать: технологию художественно Использовать приобретенные знания и Текущий. Устный опрос. Практическ
27.10.201 4 8в 21.10.201 4 28.10.201 4 8а 25.10.201 4 01.11.201 4 чеканки. (2 часа) Урок, формирования умений и навыков. Демонстрация, Выполнение технологической задачи. данной рабочей операции в зависимости от используемого материала. Инструменты. Основные требования к инструментам. Правила безопасной работы. й обработки металлов. (Чеканка на резиновой подкладке). Правила безопасной работы. Уметь: выявлять требования к основным параметрам качества изделия; иметь представление о методах и способах получения объёма на металлических поверхностях и контроля деятельности. умения для повышения мастерства, получения технико- технологическ их сведений из организации индивидуально й и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов. ая работа. 6 8б 10.11.201 4 17.11.201 4 8в 11.11.201 4 18.11.201 4 8а Проработка отдельных участков плоскорельефной чеканки (2 часа) Урок, формирования умений и навыков. Демонстрация, Выполнение технологической задачи. Технологически е особенности выполнения данной рабочей операции в зависимости от используемого материала. Инструменты. Основные требования к инструментам. Правила Знать: технологию художественно й обработки металлов. (Чеканка на резиновой подкладке). Правила безопасной работы. Уметь: выявлять Использовать приобретенные знания и умения для повышения мастерства, получения технико- технологическ их сведений из организации индивидуально й и Текущий. Устный опрос. Практическ ая работа.
15.11.201 4 22.11.201 4 безопасной работы. требования к основным параметрам качества изделия; иметь представление о методах и способах получения объёма на металлических поверхностях и контроля деятельности. коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов. 7 8б 21.11.201 4 01.12.201 4 08.12.201 4 8в 25.11.201 4 02.12.201 4 09.12.201 4 8а 29.11.201 4 06.12.201 4 13.12.201 Отделка изделия. Шлифование. Полирование. Патинирование. (3 часа). Инструкция по ОТ №25-М. Урок обобщения и систематизации умений и навыков. Демонстрация. Выполнение технологической задачи. Технологически е особенности выполнения данной рабочей операции в зависимости от используемого материала. Инструменты. Основные требования к отделке изделий. Правила безопасной работы. Знать: технологию художественно й обработки металлов. (Чеканка на резиновой подкладке). Правила безоп. работы. Уметь: выявлять требования к основным параметрам качества изделия; иметь представление о методах и способах отделки металл поверхностях и контроля Использование приобретенных знаний и умения для повышения мастерства, получения технологическ их сведений из организации индивидуально й и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов. Текущий. Итоговый. Устный опрос. Практическ ая работа.
4 деятельности. Электротехнические работы. – 3 часа 8 8б 15.12.201 4 22.12.201 4 8в 16.12.201 4 23.12.201 4 8а 20.12.201 4 27.12.201 4 Электропривод (2 час). Инструкция по ОТ №5. Комбинированный урок. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум Практические работы№2, №3. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателям. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока..Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения ротора коллекторного двигателя. Профессии, связанные с производством эл.энергии. Знать назначение и виды устройств за-щиты бытовых электроустанов ок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации быто-вой техники; пути экономии электрической энергии в быту. Уметь объяснять работу простых электрических устройств по их принципиаль- ным или функциональ- ным схемам; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В. Использовать приобретенные знания и умения для осуществления сборки электрических цепей простых электротехниче ских устройств по схемам. Тематичес- кий. Текущий. Итоговый. Устный опрос. Практическ ая Тестирован ие
9 8б 19.01.201 5 8в 20.01.201 5 8а 17.01.201 5 Контроль качества знаний за первое полугодие. (1 час) Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений. Тестирование: уровень осознанно воспринятого и за- фиксированного в памяти знаний. Итоговый. Тестирован ие. Технологии ведения дома. – 12 часов 10 8б 26.01.2015 02.02.2015 8в 27.01.2015 03.02.2015 8а 24.01.2015 31.01.2015 Бюджет семьи. (2 часа) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Практические работы№4. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Знать: цели и значение домашней экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей. Уметь: анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; Использовать приобретенные знания и умения для осуществления самоанализа своей семейной экономической деятельности; анализа семейного бюджета. Входной. Устный опрос. Практи ческая работа. Тестиро вание.
вы-двигать деловые идеи. 11 8б 09.02.2015 16.02.2015 8в 10.02.2015 17.02.2015 8а 07.02.2015 14.02.2015 Рациональное планирование расходов.(2 часа) Комбинированны й урок. Рассказ, беседа, демонстрация. практикум Практические Работы №5. Анализ качества и потребительских свойств. Потребительски е качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с товаров. Выбор способа совершения покупки учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Знать: роль членов семьи в формировании семейного бюджета; экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена. Уметь: анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; вы-двигать деловые идеи. Использовать приобретенные знания и умения для осуществления самоанализа своей семейной экономической деятельности; анализа рационального планирования семейного бюджета. Текущий. Устный опрос. Практи- ческая работа, тестиро- вание. 12 8б 02.03.2015 09.03.2015 Ремонтно- отделочные работы в доме. Малярные Виды ремонтно- отделочных работ. Современные Знать: характеристики основных функцион. зон Использовать приобретенные знания и умения для Входной. Устный опрос. Практи- ческая
8в 24.02.2015 03.03.2015 8а 21.02.2015 28.02.2015 работы. (2 часа) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум. Практические работы №6. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. материалы для выполнения ремонтно- отделоч ных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей. в жилых помещениях; виды ремонтно- отделоч. работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений. Уметь: планировать ремонтно-от- делоч. работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функцион. назначением помещений. выполнения ремонтно- отделочных работ с использование м современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуально й защиты и гигиены. работа, Тестиро- вание. 13 8б 16.03.2015 23.03.2015 8в 10.03.2015 17.03.2015 8а 07.03.2015 14.03.2015 Ремонтно- отделочные работы в доме. Обойные работы. (2 часа) Комбинированны й урок. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум Практические ра- Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест. Профессии, связанные с выполнением Знать: виды обоев. Технологию обойных работ, виды ремонтно- отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и Использовать приобретенные знания и умения для - выполнения ремонтно- отделочных работ с использование м современных материалов для Текущий. Устный опрос. Практи- ческая работа. Тестиро- вание.
боты№7. Оформление эскиза. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. ремонтно- отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно- отделочных и строительных работ. отделки помещений. Уметь: планировать ремонтно– отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат. ремонта и отделки помещений; применения средств инди- видуальной защиты и гигиены. 14 8б 06.04.2015 8в 24.03.2015 8а 21.03.2015 Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. (1 час) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум Практические ра- боты№8. Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениям и. Изготовление Схемы горячего и холодного водо-снабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Виды инструментов и приспособлений для санитарно- технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Знать/понимать принципы работы санитарно- водопроводной сети; содержание и характер труда слесарей по ремонту санитарно технического оборудования. характеристики основных функциональн ых зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, санитарно- технические Использовать приобретенные знания и умения для: - выбора рациональных способов простейшего ремонта элементов систем водоснабжения и канализации с использование м современных материалов для ремонта и обслуживания систем водо- снабжения и канализации. Входной. Текущий. Итоговый. Устный опрос. Практи ческая работа. Тестиро- вание.
троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене. Устройство сливных бачков различных типов. Причины протекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. Профессии, связанные с выполнением санитарно- технических или ремонтно- отделочных прокладок и установке новых герметизирующ их колец в запорных устройствах. работы; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации. Правила безопасной работы. Уметь планировать ремонтные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затратработ. 15 8б 13.04.2015 20.04.2015 27.04.2015 8в Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. (3 часа) Комбинированны Схемы горячего и холодного водо-снабжения в много-этажном доме. Система канализации в Знать/понимать принципы работы санитарно- водопроводной сети; Использовать приобретенные знания и умения для выбора рациональных Входной. Текущий. Итоговый. Устный опрос. Практи ческая работа.
07.04.2015 14.04.2015 21.04.2015 8а 04.04.2015 11.04.2015 18.04.2015 е уроки. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум Практические ра- боты№9. Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениям и. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. доме. Виды инструментов и приспособлений для санитарно- технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Причины протекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. содержание и характер труда слесарей по ремонту санитарно технического оборудования. характеристики основных функциональн ых зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, сани-тарно- технические работы; виды сани-тарно- технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации. Правила безопасной работы. Уметь: планировать ремонтные работы с указанием способов простейшего ремонта элементов систем водоснабжения и канализации с использование м современных материалов для ремонта и обслуживания систем водо- снабжения и канализации. Тестиро- вание.
материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; заменять уплотнительны е прокладки в кране. Современное производство и профессиональное образование. – 4 часа 16 8б 04.05.2015 04.05.2015 8в 28.04.2015 05.05.2015 8а 25.04.2015 02.05.2015 Сферы производства и разделение труда. (2 часа) 1.Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 2.Комбинирован- ный урок. Рассказ, беседа, демонстрация, практикум Практические работы№10. Ознакомление с деятельностью производственног о предприятия или предприятия сервиса. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Знать/понимать сферы современ. производства разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионалы образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Уметь: Использовать приобретенные знания и умения для построения планов профессионал карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройств а. Входной. Текущий. Устный опрос. Практи ческая работа. Тестиро- вание.
находить информацию о региональных учреждениях. 17 8б 11.05.2015 18.05.2015 8в 12.05.2015 19.05.2015 8а 16.05.2015 23.05.2015 Профессионально е образование и профессиональная карьера. (2 часа) Практические работы №11. Ознакомление по Единому тарифно- квалификационно мусправочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессионально м учебном заведении. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительно сть и оплата труда. Пути получения профессии. Знать/понимать факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессиональ ного образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессиональ ного образования и о путях получения профессиональ ного образования и трудоустройств а. Использовать приобретенные знания и умения для: построения планов профессион. карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройств а.. Входной. Текущий. Устный опрос. Практи ческая работа. Тестиро- вание. 18 8б 25.05.2015 Повторение пройденного Подготовка учащихся: Итоговый. Устный опрос.
8в 26.05.2015 8а 30.05.2015 материала. (1час).Урок обобщения и систематизации знаний. сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы; подведение итогов, обобщение знаний учителем. Тестиро- вание. 19 8б 01.06.2015 8в 02.06.2015 Итоговый контроль качества знаний. (1 час). Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Уровень осознанно воспринятого и за- фиксированного в памяти знания; уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Итоговый. Тестовый контроль.
В раздел основное полное образование